Содержание
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета
-
Содержание учебного предмета
-
Тематическое планирование
Приложение
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
Оценочные материала (Приложение 2)
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная рабочая программа «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5-9 классов под редакцией М.М. Аверина предназначена для 5—9 классов при изучении немецкого языка как второго иностранного после английского. Программа составлена с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
-
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
-
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-
выделять явление из общего ряда других явлений;
-
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
-
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-
резюмировать главную идею текста;
-
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
-
критически оценивать содержание и форму текста.
-
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
-
определять свое отношение к природной среде;
-
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
-
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
-
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
-
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-
определять возможные роли в совместной деятельности;
-
играть определенную роль в совместной деятельности;
-
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-
выделять общую точку зрения в дискуссии;
-
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
-
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
-
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
-
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
-
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
-
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
-
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
-
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Результаты изучения предметной области «иностранные языки» должны отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
-
вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
-
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
-
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
-
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
-
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
-
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
-
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
-
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
-
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
-
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.)
-
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
-
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
-
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
-
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
-
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
-
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
-
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
-
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
-
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
-
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
-
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
-
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
-
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
-
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
-
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
-
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
-
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
-
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
-
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
-
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
-
правильно писать изученные слова;
-
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
-
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
-
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
-
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
-
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
-
членить предложение на смысловые группы;
-
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
-
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
-
различать варианты немецкого языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
-
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
-
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
-
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
Выпускник получит возможность научиться:
-
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
-
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
-
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
-
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
-
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
-
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
-
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
-
использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
-
распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера и нереального характера;
-
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
-
распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем;
-
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
-
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
-
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
-
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
-
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога;
-
распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени;
-
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
-
распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога;
-
распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
-
распознавать сложноподчиненные предложения распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами;
-
распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
-
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога;
-
распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога;
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
-
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
-
представлять родную страну и культуру на немецком языке;
-
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
Выпускник получит возможность научиться:
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
-
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
-
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
-
Содержание учебного предмета
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями.
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь
умение:
— делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;
— писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания;
— заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
— писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
• существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glcklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzahlen, wegwerfen.
2) словосложение:
• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3) конверсия (переход одной части речи в другую):
• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями:
нераспространённые и распространённые простые предложения;
коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные;
безличные предложения (Es ist warm, es ist Sommer);
предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);
предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu;
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
все типы вопросительных предложений;
предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
вспомогательные глаголы haben, sein;
предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen);
сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);
распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных обортов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
распознать и употреблять в речи:
-слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
-сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
-Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
-глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками Präsens, Präteritum, Perfekt, Futurum (anfangen, beschreiben);
-временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
-возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Präteritum, Perfekt (sich anziehen, sich waschen);
местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей,
склонения существительных нарицательных;
склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);
Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;
количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
• работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ слов;
• выборочно использовать перевод;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями.
-
Тематическое планирование
Тематическое планирование. 5 класс
Название темы, раздела программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Kennenlernen. Знакомство | 5 | Знакомство с предметом, учебником. Приветствие, прощание. Ситуация «Знакомство». Рассказ о себе. Знакомство с немецким алфавитом. Беседа о любимых занятиях. Обучение селективному чтению. Рассказ о себе и о своём друге. Систематизация приобретённых умений и навыков. Контроль умений и навыков пройденного материала. |
Meine Klasse. Мой класс | 5 | Введение лексики по теме. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе. Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе в диалогической речи. Знакомство с числительными до 20. Беседа по телефону. Знакомство с числительными до 100. Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности». Развитие навыков селективного чтения. Повторение по теме. Контрольная работа. |
Tiere. Животные | 5 | Знакомство с лексикой по теме «Животные». Беседа о домашних животных. Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. Множественное число имён существительных. Интервью. Рассказ о любимом животном. Повторение. Контрольная работа. |
Meine Schultag. Мой день в школе | 5 | Введение лексики по теме «Мой день в школе». Обучение трём видам чтения. Рассказ о своём распорядке дня. Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному. Беседа о расписании уроков на неделю. Рассказ о любимых учебных предметах. Повторение. Контроль навыков аудирования. Контрольная работа. |
Hobbys. Хобби | 5 | Знакомятся с ЛЕ по теме «Хобби», развивают навыки монологической и диалогический речи, обучаются умению просмотрового чтения, выполняют лексико-грамматические упражнения, повторяют и закрепляют ЛЕ по теме, развивают навыки чтения с пониманием основного содержания, восприятия на слух. Глагол können Контроль навыков чтения. Контроль навыков письма. |
Meine Familie. Моя семья | 5 | Знакомятся с ЛЕ по темам «Моя семья», «Профессии», используют в речи притяжательные местоимения, выполняют лексико-грамматические упражнения, развивают навыки восприятия речи на слух, развивают навыки чтения и аудирования, читают тексты по теме «Семьи в России и Германии», контроль навыков монологической и диалогической речи |
Was kostet das? Сколько это стоит | 5 | Знакомятся с ЛЕ по теме «Покупки. Деньги», развивают навыки монологической и диалогический речи, обучаются умению просмотрового чтения, выполняют лексико-грамматические упражнения, повторяют и закрепляют ЛЕ по теме, развивают навыки чтения с пониманием основного содержания, восприятия на слух. Контроль навыков чтения. Контроль навыков письма. |
Всего часов | 35 ч |
Тематическое планирование. 6 класс
Название темы, раздела программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Mein Zuhause/ Мой дом | 5 | Вести диалог-расспрос о местонахождении предметов. Описывать картинки, используя предлоги, управляющие дательным и винительными падежами. Называть прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние человека Заполнять анкету (формуляр). Говорить о работе по дому. Воспринимать на слух и воспроизводить песню, различать оттенки настроений. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом языковом материале. Соотносить видеотекст и визуальную информацию. Задавать вопросы о домашних обязанностях, используя модальный глагол mϋssen. Представлять в классе результаты опроса. Давать указания в единственном, множественном числе и вежливой форме. Устно и письменно описывать свою комнату. Читать и понимать страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. |
Das schmeckt gut/ Это вкусно | 5 | Вести диалог-расспрос (о том, кто и что любит есть) с использованием степеней сравнения gern – lieber – am liebsten Говорить, что учащиеся едят на завтрак, обед и ужин. Проводить интервью о предпочтениях в еде, записывать информацию и представлять результаты опроса в классе. Оперировать активной лексикой в процессе общения Воспроизводить наизусть текст рифмовок. Воспроизводить и составлять собственные диалоги. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом языковом материале, находить запрашиваемую информацию. Вербально реагировать на услышанное. Составлять меню для школьной столовой Читать текст страноведческого характера об особенностях национальной кухни, содержащий незнакомую лексику, и понимать его содержание с помощью картинок и вопросов. Спрягать известные глаголы и употреблять их в утвердительных, вопросительных предложениях; употреблять определенные, неопределенные и нулевые артикли, частицы ja – nein – doch, названия блюд. Инсценировать диалоги на тему «В школьной столовой», «В закусочной» |
Meine Freizeit/Моё свободное время | 5 | Произносить по буквам названия месяцев и времен года. Рассказывать о занятиях в свободное время. Читать и сравнивать информацию о начале учебного года, оценках, о продолжительности каникул в немецкоязычных странах и своей стране. Читать и понимать электронное письмо, находить нужную информацию, исправлять ошибки, содержащиеся в тексте. Воспринимать на слух и разыгрывать диалоги на тему «Планирование свободного времени» Писать диалоги о планировании свободного времени с опорой на образец. Проводить интервью о распорядке дня, записывать информацию и сообщения на основе собранного материала. Употреблять отрицание kein или nicht, предлоги времени im, um, am, модальный глагол wollen. Читать и понимать текст страноведческого характера об учебном годе в Германии, находить нужную информацию. |
Das sieht gut aus/Смотрится отлично | 2 5 | Оперировать активной лексикой в процессе общения. Говорить о моде и одежде, покупках Писать побудительные предложения по образцу. Придумывать и записывать отговорки. Читать и понимать текст, описывать людей, используя информацию из текста. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом языковом материале, находить запрашиваемую информацию. Вербально реагировать на услышанное. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Читать и понимать страноведческий текст о школьных кружках и внеклассных мероприятиях в Германии и беседовать по нему, а также читать и понимать тексты о моде (письма читателей). Употреблять в речи существительные множественного числа и местоимения в винительном падеже. Воспринимать на слух и вести диалоги о моде. Описывать человека, включая в описание внешность, одежду и отношение к моде, описывать себя. Воспринимать на слух предложения, записанные наоборот, и произносить их, соблюдая правильный порядок слов. Описывать фотографии известных людей и догадываться, о ком идет речь. |
Partys/Вечеринки | 5 | Воспринимать на слух, читать, писать и вести диалоги (приглашение на день рождения, планирование праздника, выбор подарка). Оперировать активной лексикой в процессе общения. Понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Писать приглашения и поздравления. Воспринимать на слух и понимать песню. Аргументировать свои действия, употребляя сложносочиненные предложения, используя союз deshalb. Рассказывать о состоявшейся вечеринке, употребляя простое прошедшее время Präteritum глаголов haben и sein. Рассказывать о событиях в прошлом, употребляя простое прошедшее время Präteritum глаголов haben и sein и указания времени, связанные с прошлым letztes Jahr, letzten Monat … |
Meine Stadt/Мой город | 5 | Рассказывать о своем городе, описывать иллюстрации. Описывать дорогу в школу. Запрашивать информацию о месте нахождения объекта, понимать ответ, а также самим объяснять дорогу. Читать и понимать страноведческие тексты.Употреблять предлоги с дательным падежом mit, nach, aus, von, bei, zu. Читать правильно с фразовым и логическим ударением. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом языковом материале Говорить о событиях, произошедших ранее, используя прошедшее разговорное время Perfekt |
Ferien/Каникулы | 5 | Вести диалоги на основе изученного языкового материала (планировать поездку, каникулы, приводя аргументы за и против). Говорить о событиях, произошедших ранее, используя прошедшее разговорное время Perfekt. Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. Читать и понимать страноведческий текст о путешествиях жителей немецкоязычных стран. Планировать поездку в Германию, Австрию и Швейцарию, используя интернет-сайты, содержащие информацию о молодежных турбазах в этих странах. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом языковом материале. Употреблять в речи изученный грамматический материал (прошедшее разговорное время Perfekt глаголов sein и haben, порядок слов: рамочная конструкция) |
Всего часов | 35 ч |
Тематическое планирование. 7 класс
Название темы, раздела программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Как прошло лето? Was war`s in den Ferien? | 5 | Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (рассказывают о проведённых каникулах и впечатлениях). Говорят о погоде на каникулах. Беседуют о лете, употребляя прошедшее разговорное время Perfekt. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. Соотносят аудио- и визуальную информацию. Произносят названия стран на немецком языке. Учат слова с помощью карточек и ритма. Письменно описывают летние фотографии. Читают и понимают текст страноведческого характера, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту; составляют к нему вопросы и отвечают на них. |
Meine Pläne/ Планы на будущее | 4 | выражать надежды и желания говорить о профессиях предполагать что-либо, сообщать о чём-либо разрабатывать план достижения цели говорить о событиях в прошлом. Читать текст страноведческого характера об особенностях национальной кухни, содержащий незнакомую лексику, и понимать его содержание с помощью картинок и вопросов. |
Freundschaft/ Дружба | 5 | Ведут диалоги о дружбе и своих друзьях. Сравнивают внешность, качества и черты характера людей. Выражают просьбу о помощи и предлагают её. Говорят комплименты на немецком языке. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находят нужную информацию на слух. Описывают внешность людей. Соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом. Слушают и инсценируют диалоги о планировании свободного времени. Работают над произношением, используя жесты. Читают и понимают чат, письменно отвечают на сообщения. Пишут текст с опорой на образец о своём друге/своей подруге. Читают и понимают текст песни о дружбе, воспроизводят её под аудио-запись. |
Bilder und Töne/ Изображение и звук | 5 | Ведут диалоги об использовании средств массовой информации. Инсценируют мини-диалоги. Дают указания, переспрашивают и комментируют действия другого человека. Устно и письменно дают советы. Употребляют в речи условные придаточные предложения. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Читают и понимают комиксы. Читают и понимают тексты, содержащие статистические данные. Читают и понимают текст страноведческого характера и беседуют по его содержанию. Пишут текст по образцу. |
Zusammenleben/ Взаимоотно- шения | 5 | Рассказывают о том, что им нравится или не нравится. Описывают устно и письменно иллюстрации, людей, животных, предметы. Сравнивают качества или характеристики при описании людей, животных или предметов. Воспринимают на слух, читают, составляют и разыгрывают собственные диалоги. Читают и описывают статистические данные. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Читают и понимают тексты, содержащие статистические данные. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. Читают тексты с правильным фразовым и логическим ударением. Употребляют прилагательные в именительном и винительном падежах при описании иллюстраций и в игровых ситуациях. Анализируют грамматическое явление и выводят правило. |
Das gefällt mir/ Это мне нравится | 5 | Рассказывают о том, что им нравится или не нравится. Описывают устно и письменно иллюстрации, людей, животных, предметы. Сравнивают качества или характеристики при описании людей, животных или предметов. Воспринимают на слух, читают, составляют и разыгрывают собственные диалоги. Читают и описывают статистические данные. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Читают и понимают тексты, содержащие статистические данные. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. Читают тексты с правильным фразовым и логическим ударением. Употребляют прилагательные в именительном и винительном падежах при описании иллюстраций и в игровых ситуациях. Анализируют грамматическое явление и выводят правило. |
Mehr über mich/ Подробнее о себе | 4 | Рассказывают об известных людях. Составляют загадку об известном человеке и отгадывают её. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Говорят о времени, которое учащиеся проводят в школе. Называют даты. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. Читают тексты с правильным фразовым и логическим ударением. Читают и понимают отрывок художественного текста большого объёма. Составляют стратегию работы с текстом большого объёма. Составляют, записывают и разыгрывают диалоги на основе текста. Придумывают и записывают своё окончание текста. Анализируют грамматическое явление и выводят правило. Слушают и понимают речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале. Употребляют в речи прилагательные и числительные в дательном падеже. |
Всего часов | 35 ч |
Тематическое планирование. 8 класс
Название темы, раздела программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Fitness und Sport/Фитнес и спорт | 5 | Составляют ассоциограммы о спорте. Беседуют о своих предпочтениях в спорте. Составляют и задают вопросы в рамках интервьюирования одноклассников. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом материале. Учатся соотносить аудиоинформацию с приведёнными для контроля понимания высказываниями. Учатся понимать прочитанный текст с общим охватом содержания и детально. Читают и понимают тексты СМС. Ведут диалоги о травмах. |
Austausch/Школьный обмен | 5 | Слушают и сопоставляют информацию с фотографиями. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Учатся вести беседу о проблемах проживания в другой стране во время школьного обмена. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. Вербально реагируют на услышанное. Читают тексты и находят заданную информацию.Заполняют формуляр участника школьного обмена. Делают проектную работу о школьном обмене. Беседуют и описывают комнату своего временного проживания во время школьного обмена. Ведут диалог о семье принимающей стороны. Употребляют глаголы места и направления с дополнениями в дательном и винительном падежах. Читают и понимают краткие тексты — записи в дневнике. |
Unsere Feste/Наши праздники | 5 | Читают и понимают письмо и отвечают по нему на вопросы.Читают и понимают тексты из блогов.Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находят нужную информацию на слух. Вежливо задают вопросы, выражают согласие или несогласие.Читают и понимают электронное письмо, находят нужную информацию. Пишут ответ на электронное письмо по плану. Слушают, читают и разыгрывают диалоги. Пишут с опорой на образец диалоги о планировании свободного времени. Делают проект о праздниках. |
Berliner Luft/Воздух Берлина | 5 | Читают и понимают тексты об исторических и культурных достопримечательностях Берлина, сопоставляют их с фотографиями. Оперируют активной лексикой. Выполняют проектную работу. Представляют какой-либо город. Запрашивают информацию о дороге и описывают дорогу куда-либо. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, выделяют запрашиваемую информацию. Читают страноведческий текст о программе пребывания в Берлине и беседуют по нему. Употребляют в речи предлоги места и направления с дополнениями в дательном и винительном падежах. Слушают и ведут диалоги о покупке билетов. |
Welt und Umwelt/Мы и окружающий мир | 5 | Слушают, понимают, дополняют предложения о местах проживания. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Понимают на слух речь учителя, высказывания одноклассников. Читают длинные тексты, находят нужную информацию. Обсуждают преимущества и недостатки проживания в городе и деревне, на море и в горах и т. д. Слушают и понимают, читают и понимают прогнозы погоды, а также тексты о природных катаклизмах. Слушают, читают и обсуждают, а также агрументируют свои высказывания о защите окружающей среды. Делают проект — план праздника. Употребляют придаточные предложения с союзом trotzdem, а также отрицания keiner, niemand, nichts, nie. |
Reisen am Rhein/Путешествие по Рейну | 5 | Читают и понимают текст о путешествии по Рейну, сопоставляют план с иллюстрациями. Слушают, понимают текст и беседуют о планах путешествия. Пишут и разыгрывают диалоги о покупке билетов. Читают и понимают расписание движения транспорта. Делают проект «Планируем путешествие». Читают и понимают страноведческие тексты. Употребляют прилагательные перед существительными в ед. числе, сложные существительные, пред- логи дательного и винительного падежей. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. |
Die Abschiedsparty/Прощальная вечеринка | 5 | Обмениваются мнениями о переезде за границу. Аргументируют своё высказывание. Высказывают предложения о подарках. Работают с песенным материалом. Читают и понимают страноведческий текст. Обсуждают, что необходимо для прощальной вечеринки. Слушают и понимают речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. Читают и понимают кулинарные рецепты. Читают и понимают диалоги, а также пишут их окончание. Делают проект «Прощальная вечеринка». |
Всего часов | 35 ч |
Тематическое планирование. 9 класс
Название темы, раздела программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Beruf / Мир профессий | 3 | Говорить о профессиях. Уточнять что-либо. Отвечать на вопросы анкеты. Говорить о своих слабых и сильных сторонах. Читать и соотносить прочитанную информацию с визуальным рядом. Читать и понимать страноведческий текст о профессиях. Проводить интервью. |
Wohnen / Где мы живём? | 3 | Описывать место, где учащиеся любят находиться. Понимать пословицы о порядке. Писать письмо в редакцию на тему «Уборка в комнате». Понимать газетные объявления о продаже/аренде жилья. Высказывать желание или мнение. Понимать на слух аудиотексты, речь учителя и одноклассников. Вербально реагировать на услышанное. Читать тексты и находить заданную информацию. Составлять рассказы о доме или квартире своей мечты, используя подходящие речевые образцы. Читать и анализировать грамматический комментарий об относительных придаточных предложениях с союзами was, wo, wie. |
Zukunft / Будущее | 3 | Читать, воспринимать на слух, понимать прогнозы. Устно составлять прогнозы на будущее. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить нужную информацию на слух. Читать и понимать аутентичные тексты, находить нужную информацию, отвечать на вопросы. Говорить о будущем. Делать сообщения, оформлять творческую работу о городе будущего (проект). |
Essen / Еда | 3 | Описывать иллюстрации. Заказывать еду. Выражать жалобу. Составлять диалоги в ситуации «В кафе». Читать и понимать текст о проблемах с весом. Воспринимать на слух и понимать диалоги о посещении кафе. Читать и понимать меню. Работать со словарём. |
Gute Besserung! / Выздоравливай! | 3 | Записываться на приём к врачу. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. Устно описывать проблемы со здоровьем. Писать и инсценировать диалоги в ситуации «У врача». Советовать кому-либо что-либо. Читать тексты о лекарствах, понимать инструкцию к применению лекарственных средств и отвечать на вопросы. Формулировать причину визита в ситуации «Посещение врача». |
Die Politik und ich / Мое место в политической жизни | 4 | Называть причину действий. Высказывать мнение и аргументировать его. Делать доклад об избирательных правах молодёжи. Создавать проект о политической жизни Германии, Австрии и Швейцарии. Воспринимать на слух, понимать высказывания о праве на выборы, записывать и использовать необходимую информацию в докладе. Готовить устный и письменный доклад о политическом устройстве немецкоязычных стран. Читать и понимать тексты страноведческого характера. |
Planet Erde / Планета Земля | 3 | Читать и понимать текст об изменении климата. Выражать сомнение и удивление. Говорить о проблемах экологии. Воспринимать на слух диалоги и говорить по теме «Сортировка мусора». Воспринимать на слух и понимать текст о науке бионике, отвечать на вопросы. Описывать иллюстрации. Составлять ассоциограммы и использовать их при подготовке устного высказывания. Находить информацию на немецком языке о новейших экологических технологиях в Интернете. Уметь передавать чужую речь своими словами. |
Schönheit / Что такое красота? | 3 | Описывать внешность человека. Высказывать и аргументировать своё мнение. Советоваться при покупке одежды.• Воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей по теме «Внешность» и «Покупка одежды». Читать газетные заметки о красоте и фитнесе, о конкурсе красоты. Писать и разыгрывать диалоги о внешности, характере и одежде. Описывать иллюстрации. Составлять ассоциограммы и использовать их при подготовке устного высказывания. |
Spaß haben /Получай удовольствие! | 3 | Говорить об экстремальных видах спорта. Убеждать кого-либо. Писать письмо. Извлекать статистическую информацию из диаграммы, отвечать на вопросы. Обсуждать статистическую информацию. Слушать и понимать текст песни. Слушать и дописывать диалоги. Читать тексты об экстремальных видах спорта и соотносить их с иллюстрациями. Проводить интервью по теме. Понимать письмо сверстника из Германии и писать на него ответ. |
Technik / Техника | 3 | Описывать возможности робота. Читать и понимать текст об истории роботов. Вести дискуссию на заданную тему. Писать письмо в редакцию. Описывать иллюстрации. Указывать на выполнение каких-либо действий. Письменно и устно описывать один день, проведённый без использования электронных устройств (проект 1); собственный опыт общения с роботами (проект 2). |
Mauer – Grenze – Grünes Band / Стена – граница – Зелёный пояс | 4 | Говорить об исторических событиях. Говорить о последовательности событий в прошлом. Слушать и понимать интервью. Читать и понимать тексты на исторические темы. Называть даты. Проводить опрос об исторических событиях. Сравнивать исторические события в Германии и России. Создавать проект страноведческого характера. |
Всего часов | 35 ч |