СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51), программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы» (Авторы; В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов)  к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, базисно­го учебного плана.  Используется учебник:  Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016»


Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

Железнодорожного района




«Согласовано»

Методическим советом

МБОУ СОШ № 110

______________ Тихонова Н.В.


« » августа 2016 года.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110»


________________ Бабичева Ю.В.


« » августа 2016 года.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дудкина Елена Геннадьевна (высшая)

Ф.И.О., категория




По предмету «Биология» в 5А, Б классах









Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год










Составители: Дудкина Е.Г.



Содержание


№ п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

Общие положения

3

Обоснование выбора УМК

3

Цель и задачи обучения предмету

3 - 7

Место и роль предмета (курса) в учебном плане

7 - 8

Система оценки достижений учащихся

8- 11

Общая характеристика организации учебного процесса

11- 14

Отличительные особенности рабочей программы от авторской

14

Используемая в тексте программы система условных обозначений

14

II

Планируемые результаты. Личностные, метапред

метные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе

15- 18

III

Содержание тем учебного курса

18-24

IV

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

23


Используемая литература

25


Лист внесения изменений и дополнений

26

























I. Пояснительная записка

1) Общие положения.

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51), программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы» (Авторы; В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, базисно­го учебного плана. Используется учебник: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016).

Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат.

Образовательная область, включающая данный учебный предмет: «Естественно-научные предметы».

  1. Обоснование выбора УМК


Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.В.Пасечника. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно – научных предметов первой и второй ступеней школьного образования, начинает единую образовательную линию по курсу «биология». Учебники для общеобразовательных учреждений прошли апробацию и внедрены в Российских школах, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.


3) Цель и задачи обучения предмету

Курс биологии на ступени основного общего обра­зования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания прове­ден с учетом культуросообразного подхода, в соответ­ствии с которым обучающиеся должны освоить содер­жание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов:

«Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержа­ние раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов перено­сятся с особенностей строения отдельных представи­телей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизне­деятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические за­кономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса био­логии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их вос­приятия общебиологическими закономерностями. Данные этого раздела имеются в содержании других разделов.

Цели биологического образования в основной шко­ле формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания пред­метных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ро­стом информационных перегрузок, переменой характе­ра и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значи­мыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечи­вающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, цен­ностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как си­стеме познавательных (научных) ценностей, на­копленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование при­звано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направлен­ных на получение нового знания о живой приро­де; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирова­нием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учеб­но-познавательными, информационными, цен­ностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познаватель­ной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному от­ношению к объектам живой природы.


Общая характеристика курса «Биология. 5 класс». Цели изучения биологии в 5 классе.

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра­зования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. Базовое биологическое образование должно обеспе­чить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного изучения ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, форми­рования их научного мировоззрения.

Курс биологии в 5 классе опирается на знания обу­чающихся, полученные ими при освоении курса «Окру­жающий мир» на начальной ступени образования.

Цели изучения биологии в 5 классе:

  • формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в прак­тической деятельности людей;

  • систематизация знаний обучающихся об объек­тах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

  • освоение обучающимися знаний о живой приро­де, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

  • овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в прак­тической деятельности;

  • развитие у обучающихся познавательных ин­тересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспе­риментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отноше­ния к живой природе.

Материал курса биологии в 5 классе разделен на че­тыре главы, которым предшествует введение.

Во введении обучающиеся знакомятся с биоло­гией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получа­ют представление о методах научного познания и при­обретают навыки их использования. Материал введе­ния позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмов и их приспособленно­сти к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы.

Глава 1 знакомит с особенностями строения и жиз­недеятельности растительной клетки как единицы жи­вого. Школьники узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепара­тах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков ра­боты с увеличительными приборами и самостоятель­ного выполнения лабораторных работ.

Глава 2 посвящена изучению особенностей строе­ния и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы. Обучающие­ся знакомятся с многообразием и распространением бактерий, а также узнают об их положительном и отри­цательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями.

При изучении главы 3 обучающиеся узнают об осо­бенностях строения и жизнедеятельности представи­телей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Особое внимание в главе уделяется зна­чению грибов в природе и жизни человека. Школьники учатся отличать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравле­нии грибами.

Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни чело­века. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возмож­ность проследить усложнение растительных организ­мов в процессе эволюции. Последний параграф данной главы «Происхождение растений. Основные этапы раз­вития растительного мира» позволяет обобщить и си­стематизировать знания обучающихся по пройденной теме.

Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. Резерв учебного времени предусматривает увеличение доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.


4) Место и роль предмета (курса) в учебном плане

Рабочая программа составлена в соответ­ствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом основного общего образования для 5—9 классов, принятым в декабре 2010 г.

Рабочая программа по биологии построена на ос­нове фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам ос­воения основной образовательной программы основ­ного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основ­ного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граж­данина России.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содер­жащихся в фундаментальном ядре содержания об­щего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе ос­воения курса биологии в основной школе. В при­мерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с при­мерными программами начального общего образова­ния, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предмет­ных тем, перечисленных в образовательном стандар­те, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержа­нию, способствующему формированию современной естественно - научной картины мира, показано прак­тическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эс­тетической культуры, сохранения окружающей сре­ды и собственного здоровья, для повседневной жиз­ни и практической деятельности.




Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и включает в себя:

  • задачи урока;

  • планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные);

  • деятельность учащихся;

Рабочая программа написана в соответствии с содержанием школьной программы по биологии и учебника В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособи­ях, созданных коллективом авторов под руководст­вом В. В. Пасечника.

Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:

  • Рабочая программа. Биология. 5—9 классы.

  • Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 5 класса.

  • Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 5 класса.

  • Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»

Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru).


5) Система оценки достижений учащихся

Оценивание устного ответа учащегося:

Оценка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определений, понятий.

Оценка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка "5" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;

в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью;

в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта;

работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

не определил самостоятельно цель опыта;

выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка за лабораторную работу выставляется на усмотрение учителя, если лабораторная работа идет как элемент урока и обязательно, если занимает целый урок. Оформление лабораторно й работы в тетрадях осуществляется при наличии достаточного количества времени на уроке. Некоторые лабораторные работы могут быть выполнены учащимися дома.

Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).

Оценка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Оценка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2»:

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5»ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4»ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3»ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы.

Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3′′.

Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.

Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по биологии критерии оценок следующие:

«5» -80 –100 %;

«4» -60 –80 %;

«3» -40 –60 %;

«2» -менее 60 %.


6) Общая характеристика организации учебного процесса

В соответствии с новой образовательной парадиг­мой Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования строит­ся на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся включаются в про­ектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, класси­фицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структури­ровать материал и др. Учащиеся осваивают ком­муникативную учебную деятельность, где преобла­дают такие ее виды, как умение полно и точно выра­жать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, всту­пать в диалог и т. д. Следовательно, при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овла­деть учебными действиями, позволяющими им до­стичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом. Решение этих задач необходимо на­чинать с первых уроков биологии.

Основной формой занятий является урок, дидактическая цель которого обусловлена местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей подростков, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, контроль усвоения материала по теме, входной и выходной контроль). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация творческих заданий индивидуально и в группе. Использование демонстрационных таблиц, моделей, электронных пособий, мультимедиапроекции, приборов и лабораторного оборудования.    В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятель

ную работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Важным структурным компонентом урока явля­ется анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью сис­тематически подводятся итоги урока, комментируется работа учащихся по усвоению знаний и овладе­нию умениями.

В планировании раскрываются задачи темы и каждого урока; краткое содержание учебного мате­риала; методика его изучения, проверки и закрепле­ния знаний. Задания для самостоятельной работы указываются по рабочей тетради, изданной в каче­стве приложения к учебнику.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понима­ния учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскур­сии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздейство­вать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и инте­реса к предмету.

Глубокому ус­воению знаний способствует целенаправленное и по­следовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается при­менение различных методов, приемов и средств обучения, при котором учащиеся сами приходят к правильным выво­дам, что способствует переходу их знаний в убеждения и формированию биологического мышления.

Учащиеся 5 класса любо­знательны, им интересно знакомиться с новыми объ­ектами, новыми видами работ, проводить самостоя­тельные исследования. Поэтому важно поддержать и развить интерес к биологии. Сделать это можно лишь в том случае, если ученики включаются в активную познавательную деятельность. Содержа­ние и методический аппарат учебника, задания ра­бочей тетради открывают для этого большие воз­можности.

В основу реализации данного курса положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Ведущие технологии, которая используется для достижения целей курса:

здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые.

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, экскурсии.

Ведущие методы обучения:

- частично-поисковый (организация самостоятельного определения обучающимися проблем и их решения);

- словесно-практический (лабораторные и практические работы как средство решения познавательных проблем и достижения личностных и метапредметных результатов, наблюдение и мониторинг окружающей среды как средство достижения предметных результатов).

- словесные - рассказ, беседа;

- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.

Контроль и учёт предметных образовательных результатов ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование уровня достижения обучающимися функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы в форме лабораторных и практических работ, устный и письменный опросы, выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере), решение задачи (устно или письменно), заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради, письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение, сравнение признаков изучаемых объектов, индивидуальные сообщения учащихся, письменные диктанты по терминам, тематические зачеты);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года (контрольная работа);

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом , по рекомендации Министерства образо­вания и науки РФ на раздел « Биология» в 5 классе от­водится 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 35 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содер­жания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

класс

5-А

5-Б

уровень

базовый

базовый

кол-во часов

1

1


7) Отличительные особенности рабочей программы от авторской

Авторская программа основного общего образования «Биология. 5—9 классы» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова для базового уровня рассчитана на 1 час в неделю 5-х классах, согласно действующему в МБОУ «СОШ 110» учебному плану.

Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.


8) Используемая в тексте программы система условных обозначений:


УОНЗ - урок открытия нового знания

УОН - урок общеметодологической направленности

УР - урок рефлексии

УРК - урок развивающего контроля

ФО - фронтальный опрос

ИО - индивидуальный опрос

ИЗ - индивидуальное задание

Т - тест

РП - работа в парах

РГ - работа в группах

СР - самостоятельная работа

ЛР - лабораторная работа




II. Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные, предметные


Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на до­стижение обучающимися следующих личностных ре­зультатов:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (дока­зывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоятель­ной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса яв­ляется формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

умения работать с разными источниками ин­формации, анализировать и оценивать инфор­мацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структури­ровать учебный материал, давать определения понятий;

умения проводить наблюдения, ставить элемен­тарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

умения сравнивать и классифицировать, само­стоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

умение строить логические рассуждения, вклю­чающие установление причинно-следственных связей;

умения создавать схематические модели с выде­лением существенных характеристик объектов;

умения определять возможные источники необ­ходимых сведений, производить поиск инфор­мации, анализировать и оценивать ее достовер­ность

Личностные УУД:

уважительное отношение к окружающим, уме­ние соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстни­ками;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

осознание потребности в справедливом оцени­вании своей работы и работы окружающих;

умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

умение эстетически воспринимать объекты при­роды;

определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в дея­тельности;

умение преодолевать трудности в процессе до­стижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

умение организовать свою учебную деятель­ность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть ко­нечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошиб­ки самостоятельно;

владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятель­ности.

Коммуникативные УУД:

умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умения интегрироваться и строить продукта вное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

осуществлять элементарные биологические ис­следования;

перечислять свойства живого;

выделять существенные признаки клеток и орга­низмов растений, животных, грибов и бактерий;

описывать процессы: обмен веществ и превра­щение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а так­же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе срав­нения;

характеризовать особенности строения и жиз­недеятельности изученных групп живых орга­низмов;

определять роль в природе различных групп ор­ганизмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

составлять элементарные пищевые цепи;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об услож­нении и упрощении строения живых организ­мов по сравнению с предками, и давать им объ­яснение;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

описывать порядок оказания первой доврачеб­ной помощи пострадавшим;

формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элемен­тарные навыки приготовления и изучения пре­паратов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

демонстрировать знание основных правил по­ведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи

при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

5.В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объ­екты живой природы.


Результаты освоения учебного курса «Биология. 5 класс»

Выпускник научится:

характеризовать особенности строения и про­цессов жизнедеятельности биологических объ­ектов (клетки, организмы), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить на­блюдения за живыми организмами, ставить не­сложные биологические эксперименты и объ­яснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, клас­сифицировать, сравнивать, выявлять взаимо­связи);

ориентироваться в системе познавательных цен­ностей: оценивать информацию о живых орга­низмах, получаемую из разных источников; по­следствия деятельности человека в природе.

Учащийся получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовиты­ми растениями; работы с определителями расте­ний; выращивания и размножения культурных растений;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объек­там живой природы);

находить информацию о живых организмах в на­учно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оцени­вать ее и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе.

III. Содержание тем учебного курса

Тематическое планирование

«Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»

(35 ч, 1 ч в неделю)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся


Введение (6 ч)


1.Биология — нау­ка о живой при­роде

Биология как наука. Значение биологии

Определяют понятия: «биоло­гия», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологи­ческих знаний в современной жизни. Оценивают роль биологи­ческой науки в жизни общества

2.Методы исследо­вания в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, изме­рение. Источники биологиче­ской информации, ее получение, анализ и представление его ре­зультатов.

Техника безопасности в кабине­те биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные мето­ды исследования в биологии.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

3.Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют при­знаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

4.Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда оби­тания. Организм как среда оби­тания


Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние де­ятельности человека на природу

5.Экологические факторы и их влияние на жи­вые организмы. Проверочная работа №1 «Введение»

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на жи­вые организмы

Анализируют и сравнивают эко­логические факторы. Отрабаты­вают навыки работы с текстом учебника. Выполняют тестовые задания.

6.Обобщающий урок. Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Экскурсия

Многообразие живых организ­мов, осенние явления в жизни растений и животных.



Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч)


7.Устройство уве­личительных приборов. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений, Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.


Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив».

Работают с лупой и микроско­пом, изучают устройство микро­скопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

8-9. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

Лабораторные и практические работы

Приготов­ление и рассматривание препарата кожицы че­шуи лука под микроско­пом

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли.


Выделяют существенные при­знаки строения клетки. Разли­чают на таблицах и микро­препаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепара­ты. Наблюдают части и органо­иды клетки под микроскопом, описывают и схематически изо­бражают их

10. Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторные и практические работы

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа эло­деи, плодов томата, рябины, ши­повника

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.


Выделяют существенные при­знаки строения клетки. Разли­чают на таблицах и микро­препаратах части и органоиды клетки

11.Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнеде­ятельности клетки. Обнаруже­ние органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в со­став клетки. Различают органи­ческие и неорганические веще­ства, входящие в состав клетки. Ставят биологические экспери­менты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

12. Процессы жизнедеятельности в клетке. Лабораторные и практические работы

Приготовление препарата и рас­сматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клет­ках листа элодеи

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).


Выделяют существенные при­знаки процессов жизнедеятель­ности клетки. Ставят биологиче­ские эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

13. Деление и рост клетки.

Рост и развитие клеток. Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматери­алы о росте и развитии клеток разных растений. Генетический аппарат, ядро,

хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о деле­нии клетки

Выделяют существенные при­знаки процессов жизнедеятель­ности клетки. Обсуждают биоло­гические эксперименты по изу­чению процессов жизнедеятель­ности организмов и объясняют их результаты. Выделяют существенные при­знаки процессов жизнедеятель­ности клетки

14-15.Ткани.

Лабораторные и практические работы

Рассматри­вание под ми­кроскопом готовых ми­кропрепара­тов различных растительных тканей

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характер­ные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и опре­делять различные растительные ткани на микропрепаратах

16. Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Проверочная работа №2 «Клеточное строение организмов»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма­териалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение гото­вить микропрепараты и работать с микроскопом; выполняют диагностическую работу


Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)


17. Строение и многообразие бактерий.

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бакте­рий, их распространение

Выделяют существенные при­знаки бактерий

18.Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной де­ятельности человека

Определяют понятия: «клубень­ковые (азотфиксирующие) бак­терии», «симбиоз», «болезне­творные бактерии», «эпиде­мия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)


19. Общая ха­рактеристика грибов.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Много­образие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные при­знаки строения и жизнедеятель­ности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни чело­века

20.Шляпочные гри­бы. Лабораторная работа Строение плодовых тел шляпочных грибов

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы ока­зания первой помощи при отрав­лении ядовитыми грибами

21. Плесне­вые грибы и дрожжи.

Лабораторные и практические работы

Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей

Плесневые грибы и дрожжи.


Готовят микропрепараты и на­блюдают под микроскопом стро­ение мукора и дрожжей. Сравни­вают увиденное под микроско­пом с приведенным в учебнике изображением

22.Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов - паразитов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов - паразитов, натуральные объек­ты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы - паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

23. Обобщающий урок Проверочная работа №3 «Царства Бактерии и грибы»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль зна­ний и умений работать с микро скопом, готовить микропрепа­раты, отличать съедобные гри­бы от ядовитых, оказывать пер­вую помощь при отравлении ядовитыми грибами ­

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма­териалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение гото­вить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообще­ние «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополни­тельной литературы); выполняют диагностическую работу


Раздел 4. Царство Растения (9 ч)


24. Разнообра­зие, распространение, значение растений.

Общая характеристика расти­тельного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры расте­ний. Таблицы, видеоматериалы


Определяют понятия: «ботани­ка», «низшие растения», «выс­шие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные при­знаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низ­шие и высшие растения, наибо­лее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низ­ших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

25. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных зеленых водорослей

Лабораторные и практические работы.

Строение зеленых одноклеточных водо­рослей

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размноже­ние, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.


Выделяют существенные при­знаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образ­цами, определяя представителей водорослей. Готовят микропре­параты и работают с микроско­пом

26 .Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

27.Лишайники

Многообразие и распростране­ние лишайников. Строение, питание и размножение лишай­ников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия: «кустис­тые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные ли­шайники» . Находят лишайни­ки в природе

28. Мхи.

Лабораторные и практические работы

Строение мха

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особен­ности, многообразие, распро­странение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.


Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

29. Папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторные и практические работы

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, пла­уны, их отличительные особен­ности, многообразие, распро­странение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.


Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых рас­тений и находят их предста­вителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

30. Голосеменные растения. Лабораторные и практические работы

Строение хвои и шишек хвойных


Голосеменные растения, особен­ности строения. Многообразие и" распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охра­на.


Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представите­лей голосеменных растений с ис­пользованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

31.Покрытосемен­ные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многооб­разие, значение в природе и жиз­ни человека.

Лабораторные и практические работы

Строение цветкового растения

Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают предста­вителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

32.Происхождение растений. Основ­ные этапы разви­тия растительно­го мира

Методы изучения древних рас­тений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия: «палеон­тология », «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития расти­тельного мира

33. Заключительный урок по курсу. Проверочная работа №4 «Царство Растения»

«Биология. 5 класс». Летние задания

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей раз­ных групп растений, делают вы­воды на основе сравнения. Оце­нивают с эстетической точки зрения представителей расти­тельного мира. Находят инфор­мацию о растениях в научно- популярной литературе, биоло­гических словарях и справочни­ках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую; выполняют диагностическую работу


Резервное время — 3 ч







Используемая литература

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.

Пасечник В.В.Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.» / М.: Дрофа, 2015 г.

Примерные программы основного общего образования. Биология, Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.

 Программа для общеобразовательных  учреждений. Биология 5-9 классы

М.: Дрофа2012г.

Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент  Государственного               стандарта   М.: Дрофа 2012г      

Журнал «Биология в школе»

Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина –М. ВАКО 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897.

http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Примерные программы по учебным предметам: Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012

Калинина А.А.Универсальные поурочные разработки по биологии 6(7) класс. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2007. - 352 с.

Программа основного общего образования «Биология. 5—9 классы» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова















Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п



Дата



Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения





















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!