Комитет по образованию г. Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 110»
Железнодорожного района
«Согласовано» Методическим советом МБОУ СОШ № 110 ______________ Тихонова Н.В. « » августа 2016 года. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №110» ________________ Бабичева Ю.В. « » августа 2016 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Дудкина Елена Геннадьевна (высшая)
Ф.И.О., категория
По предмету «Биология» в 5А, Б классах
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составители: Дудкина Е.Г.
Содержание
№ п/п | Содержание программы | Стр. |
I | Пояснительная записка | 3 |
-
| Общие положения | 3 |
-
| Обоснование выбора УМК | 3 |
-
| Цель и задачи обучения предмету | 3 - 7 |
-
| Место и роль предмета (курса) в учебном плане | 7 - 8 |
-
| Система оценки достижений учащихся | 8- 11 |
-
| Общая характеристика организации учебного процесса | 11- 14 |
-
| Отличительные особенности рабочей программы от авторской | 14 |
-
| Используемая в тексте программы система условных обозначений | 14 |
II | Планируемые результаты. Личностные, метапред метные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе | 15- 18 |
III | Содержание тем учебного курса | 18-24 |
IV | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | 23 |
| Используемая литература | 25 |
| Лист внесения изменений и дополнений | 26 |
I. Пояснительная записка
1) Общие положения.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51), программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы» (Авторы; В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, базисного учебного плана. Используется учебник: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016).
Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).
Структура рабочей программы включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат.
Образовательная область, включающая данный учебный предмет: «Естественно-научные предметы».
Обоснование выбора УМК
Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.В.Пасечника. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно – научных предметов первой и второй ступеней школьного образования, начинает единую образовательную линию по курсу «биология». Учебники для общеобразовательных учреждений прошли апробацию и внедрены в Российских школах, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.
3) Цель и задачи обучения предмету
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов:
«Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Данные этого раздела имеются в содержании других разделов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, переменой характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Общая характеристика курса «Биология. 5 класс». Цели изучения биологии в 5 классе.
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного изучения ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования.
Цели изучения биологии в 5 классе:
формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Материал курса биологии в 5 классе разделен на четыре главы, которым предшествует введение.
Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получают представление о методах научного познания и приобретают навыки их использования. Материал введения позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмов и их приспособленности к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы.
Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы. Обучающиеся знакомятся с многообразием и распространением бактерий, а также узнают об их положительном и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями.
При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Особое внимание в главе уделяется значению грибов в природе и жизни человека. Школьники учатся отличать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.
Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение растительных организмов в процессе эволюции. Последний параграф данной главы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденной теме.
Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. Резерв учебного времени предусматривает увеличение доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.
4) Место и роль предмета (курса) в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для 5—9 классов, принятым в декабре 2010 г.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно - научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и включает в себя:
Рабочая программа написана в соответствии с содержанием школьной программы по биологии и учебника В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
Рабочая программа. Биология. 5—9 классы.
Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 5 класса.
Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 5 класса.
Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»
Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru).
5) Система оценки достижений учащихся
Оценивание устного ответа учащегося:
Оценка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.
Оценка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определений, понятий.
Оценка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.
Оценка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью;
в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта;
выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Оценка за лабораторную работу выставляется на усмотрение учителя, если лабораторная работа идет как элемент урока и обязательно, если занимает целый урок. Оформление лабораторно й работы в тетрадях осуществляется при наличии достаточного количества времени на уроке. Некоторые лабораторные работы могут быть выполнены учащимися дома.
Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).
Оценка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
Оценка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «2»:
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5»ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4»ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3»ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3′′.
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.
Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по биологии критерии оценок следующие:
«5» -80 –100 %;
«4» -60 –80 %;
«3» -40 –60 %;
«2» -менее 60 %.
6) Общая характеристика организации учебного процесса
В соответствии с новой образовательной парадигмой Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования строится на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся осваивают коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Следовательно, при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом. Решение этих задач необходимо начинать с первых уроков биологии.
Основной формой занятий является урок, дидактическая цель которого обусловлена местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей подростков, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, контроль усвоения материала по теме, входной и выходной контроль). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация творческих заданий индивидуально и в группе. Использование демонстрационных таблиц, моделей, электронных пособий, мультимедиапроекции, приборов и лабораторного оборудования. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятель
ную работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью систематически подводятся итоги урока, комментируется работа учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В планировании раскрываются задачи темы и каждого урока; краткое содержание учебного материала; методика его изучения, проверки и закрепления знаний. Задания для самостоятельной работы указываются по рабочей тетради, изданной в качестве приложения к учебнику.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения, при котором учащиеся сами приходят к правильным выводам, что способствует переходу их знаний в убеждения и формированию биологического мышления.
Учащиеся 5 класса любознательны, им интересно знакомиться с новыми объектами, новыми видами работ, проводить самостоятельные исследования. Поэтому важно поддержать и развить интерес к биологии. Сделать это можно лишь в том случае, если ученики включаются в активную познавательную деятельность. Содержание и методический аппарат учебника, задания рабочей тетради открывают для этого большие возможности.
В основу реализации данного курса положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.
Ведущие технологии, которая используется для достижения целей курса:
здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые.
Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, экскурсии.
Ведущие методы обучения:
- частично-поисковый (организация самостоятельного определения обучающимися проблем и их решения);
- словесно-практический (лабораторные и практические работы как средство решения познавательных проблем и достижения личностных и метапредметных результатов, наблюдение и мониторинг окружающей среды как средство достижения предметных результатов).
- словесные - рассказ, беседа;
- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.
Контроль и учёт предметных образовательных результатов ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование уровня достижения обучающимися функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы в форме лабораторных и практических работ, устный и письменный опросы, выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере), решение задачи (устно или письменно), заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради, письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение, сравнение признаков изучаемых объектов, индивидуальные сообщения учащихся, письменные диктанты по терминам, тематические зачеты);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года (контрольная работа);
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом , по рекомендации Министерства образования и науки РФ на раздел « Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 35 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
класс | 5-А | 5-Б |
уровень | базовый | базовый |
кол-во часов | 1 | 1 |
7) Отличительные особенности рабочей программы от авторской
Авторская программа основного общего образования «Биология. 5—9 классы» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова для базового уровня рассчитана на 1 час в неделю 5-х классах, согласно действующему в МБОУ «СОШ 110» учебному плану.
Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.
8) Используемая в тексте программы система условных обозначений:
УОНЗ - урок открытия нового знания
УОН - урок общеметодологической направленности
УР - урок рефлексии
УРК - урок развивающего контроля
ФО - фронтальный опрос
ИО - индивидуальный опрос
ИЗ - индивидуальное задание
Т - тест
РП - работа в парах
РГ - работа в группах
СР - самостоятельная работа
ЛР - лабораторная работа
II. Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные, предметные
Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Личностные УУД:
уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
умение эстетически воспринимать объекты природы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД:
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умения интегрироваться и строить продукта вное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
перечислять свойства живого;
выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
составлять элементарные пищевые цепи;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
демонстрировать навыки оказания первой помощи
при отравлении ядовитыми грибами и растениями.
5.В эстетической сфере:
уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Результаты освоения учебного курса «Биология. 5 класс»
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
III. Содержание тем учебного курса
Тематическое планирование
«Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»
(35 ч, 1 ч в неделю)
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности учащихся |
| Введение (6 ч) | |
1.Биология — наука о живой природе | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества |
2.Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. |
3.Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа |
4.Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
5.Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Проверочная работа №1 «Введение» | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Выполняют тестовые задания. |
6.Обобщающий урок. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений |
| Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч) | |
7.Устройство увеличительных приборов. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений, Устройство микроскопа и приемы работы с ним. | Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом |
8-9. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Лабораторные и практические работы Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их |
10. Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторные и практические работы Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
11.Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием |
12. Процессы жизнедеятельности в клетке. Лабораторные и практические работы Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
13. Деление и рост клетки. | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
14-15.Ткани. Лабораторные и практические работы Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
16. Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Проверочная работа №2 «Клеточное строение организмов» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом; выполняют диагностическую работу |
| Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч) | |
17. Строение и многообразие бактерий. | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий |
18.Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
| Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) | |
19. Общая характеристика грибов. | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека |
20.Шляпочные грибы. Лабораторная работа Строение плодовых тел шляпочных грибов | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
21. Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы Плесневый гриб мукор. Строение дрожжей | Плесневые грибы и дрожжи. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением |
22.Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов - паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов - паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы - паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
23. Обобщающий урок Проверочная работа №3 «Царства Бактерии и грибы» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микро скопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы); выполняют диагностическую работу |
| Раздел 4. Царство Растения (9 ч) | |
24. Разнообразие, распространение, значение растений. | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. |
25. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных зеленых водорослей Лабораторные и практические работы. Строение зеленых одноклеточных водорослей | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом |
26 .Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей |
27.Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники» . Находят лишайники в природе |
28. Мхи. Лабораторные и практические работы Строение мха | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека |
29. Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторные и практические работы Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
30. Голосеменные растения. Лабораторные и практические работы Строение хвои и шишек хвойных | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и" распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
31.Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы Строение цветкового растения | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
32.Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия: «палеонтология », «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
33. Заключительный урок по курсу. Проверочная работа №4 «Царство Растения» «Биология. 5 класс». Летние задания | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую; выполняют диагностическую работу |
| Резервное время — 3 ч | |
Используемая литература
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В.В.Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.» / М.: Дрофа, 2015 г.
Примерные программы основного общего образования. Биология, Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы
М.: Дрофа2012г.
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта М.: Дрофа 2012г
Журнал «Биология в школе»
Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина –М. ВАКО 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897.
http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Примерные программы по учебным предметам: Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012
Калинина А.А.Универсальные поурочные разработки по биологии 6(7) класс. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2007. - 352 с.
Программа основного общего образования «Биология. 5—9 классы» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характер изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |