СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к учебнику "Биология. Человек. 8кл": учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. –М.: Дрофа, 2013.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51); Программы основного общего образования по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2011, стр. 6 - 55). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к учебнику "Биология. Человек. 8кл": учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. –М.: Дрофа, 2013.»


Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

Железнодорожного района




«Согласовано»

Методическим советом

МБОУ СОШ № 110

______________ Смотрова Л.В.


« » августа 2015 года.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110»


________________ Ильина И.В.


« » августа 2015 года.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дудкина Елена Геннадьевна (высшая)

Ф.И.О., категория




По предмету «Биология» в 8А, Б классах









Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год









Составители: Дудкина Е.Г.



Содержание


№ п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

Общие положения.

3

Место предмета (курса) в учебном плане.

3

Цели и задачи изучения предмета, курса.

3

Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

4

Формы и методы контроля.

5

Методы обеспечения рабочей программы.

5

Обоснование выбора программы, учебника.

10

II

Основное содержание

11

Тематическое планирование в 8 А, Б классах

11

III

Требования к уровню подготовки

16

IV

Ожидаемые результаты

17


Используемая литература

17


Лист внесения изменений и дополнений

19



























I. Пояснительная записка

1)Общие положения.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51); Программы основного общего образования по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2011, стр. 6 - 55).

Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

1.Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: учеб. для общеобразоват. учреждений/

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. –М.: Дрофа, 2013.

2. Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. -М.: Дрофа, 2011.

3. Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа. 2012


2)Место предмета (курса) в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю на протяжении учебного года, 70часов в год.


3)Цели и задачи изучения предмета, курса.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание курса анатомии предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи

обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования;

продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;

продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу;

развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;

воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.

Это определило цели обучения биологии в 8 классе:

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической наук и в практической деятельности людей; методах познания человека; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


4) Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.


5)Формы и методы контроля:

  • диагностические работы;

  • устный фронтальный опрос

  • устный ответ у доски с использованием таблиц, моделей, муляжей и т.д.

  • выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере).

  • заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение

  • сравнение признаков изучаемых объектов

  • индивидуальные сообщения учащихся

  • письменные тестовые работы

  • письменные диктанты по терминам

  • тематические зачеты


6) Методы обеспечения рабочей программы

При обучении школьников биологии используется технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя:

    • разноуровневый подход – ориентация на разный уровень

сложности программного материала, доступного ученику;

    • дифференцированный подход – выделение группы учащихся на

основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;

    • индивидуальный подход – распределение детей по однородным

группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

    • субъектно-личностный подход – отношение к каждому ученику,

как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Данный подход в обучении ориентирован на выявление субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности и на предоставление возможности школьнику выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. Оцениваются не только результаты, но и процесс их достижений.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в природе, а также правил здорового образа жизни.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. Далее рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, лабораторная и практическая работы). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Программа способствует социализации личности школьников. Практико-ориентированный подход реализуется через практические занятия, лабораторные работы, участие в семинарах и других интерактивных формах обучения: работа в парах, группах.

Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В рабочей программе предусмотрена система контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.


Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Оценивание устного ответа учащегося:

Оценка «5»:

· полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

· чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

· для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

· ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

· не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;

· не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

· допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определений, понятий.

Оценка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка "5" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;

в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью;

в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта;

работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

не определил самостоятельно цель опыта;

выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка за лабораторную работу выставляется на усмотрение учителя, если лабораторная работа идет как элемент урока и обязательно, если занимает целый урок. Оформление лабораторно й работы в тетрадях осуществляется при наличии достаточного количества времени на уроке. Некоторые лабораторные работы могут быть выполнены учащимися дома.


Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).

Оценка «5»:

· правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Оценка «4»:

· правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

· допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3»:

· допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;

· при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2»:

· допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

· неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5»ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4»ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3»ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы.

Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3′′.

Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.

Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по биологии критерии оценок следующие:

«5» -80 –100 %;

«4» -60 –80 %;

«3» -40 –60 %;

«2» -менее 40 %.


7) Обоснование выбора программы и учебника

Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.В.Пасечника, так как она составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно – научных предметов первой и второй ступеней школьного образования, начинает единую образовательную линию по курсу «биология». Учебники для общеобразовательных учреждений прошли апробацию и внедрены в Российских школах, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют положительные рекомендации учителей.



II. Основное содержание

Тематическое планирование биологии в 8А и 8Б классе.

Человек и его здоровье

70 часов (2 ч в неделю)

Учитель биологии Дудкина Е.Г.

Учебная программа по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье», разработанная авторским коллективом под руководством В.В, Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010.


№ урока

Тема

сроки

кол-во часов

соврем. образов. технологии

нестандартные формы занятий

использование ИКТ

Введение (1 час).

1

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

1 нед. сентября

1

технология личностно-ориентированного обучения

урок-лекция

ИКТ

Раздел 1. Происхождение человека (3 часа).

2

Систематическое положение человека

2 нед. сентября

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

3

Историческое прошлое людей

2 нед. сентября

1


ИКТ

4

Расы человека

3 нед. сентября

1


ИКТ

Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1 Общий обзор организма (1 час)

5

Общий обзор организма

3 нед. сентября

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

6

Клеточное строение организма

4 нед. сентября

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

7

Жизненные процессы клетки

4 нед. сентября

1


ИКТ

8-9

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1

«Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей»

5 нед. сентября-1 нед. октября

2


ИКТ

10

Нервная ткань. Строение и функции нейрона. Синапс.

2 нед.

октября

1


ИКТ

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

11

Рефлекторная регуляция. Лабораторная работ № 2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения», Лабораторная работа № 3«Коленный рефлекс»

2 нед.

октября

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов).

12

Значение ОДС, её состав. Строение костей. Лабораторная работа №4

«Микроскопическое строение кости»

3 нед.

октября

1

технология личностно-ориентированного обучения



ИКТ

13

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

3 нед.

октября

1


ИКТ

14

Соединения костей.

4 нед.

октября

1


ИКТ

15

Строение мышц. Обзор мышц человека. Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела»

4 нед.

октября

1


ИКТ

16

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе»

5 нед.

октября

1


ИКТ

17

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки», Лабораторная работа №8 «Выявление плоскостопия»

5 нед.

октября

1


ИКТ

18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

3 нед. ноября

1


ИКТ

Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа).

19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа №9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

3 нед. ноября

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

4 нед. ноября

1


ИКТ

21

Иммунология на службе здоровья

4 нед. ноября

1


ИКТ

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

22

Транспортные системы организма.

5 нед. ноября

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

23

Круги кровообращения. Лабораторная работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», Лабораторная работа №11

«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

5 нед. ноября

1


ИКТ

24

Строение и работа сердца.

1 нед. декабря

1


ИКТ

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №12«Определение скорости кровотока в капиллярах  ногтевого ложа», Лабораторная работа № 13 «Опыты,  выясняющие  природу пульса»

1 нед. декабря

1


ИКТ

26

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа №14

«Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку»

2 нед. декабря

1


ИКТ

27

Первая помощь при кровотечениях.

2 нед. декабря

1


ИКТ

Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа).

28

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

3 нед. декабря

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

29

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

3 нед. декабря

1


ИКТ

30

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

4 нед. декабря

1


ИКТ

31

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Приёмы реанимации. Лабораторная работа №15

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

4 нед. декабря

1


ИКТ

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов).

32

Питание и пищеварение

3 нед. января

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

33

Пищеварение в ротовой полости

3 нед. января

1


ИКТ

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа №16 «Действие слюны на крахмал»

4 нед. января

1


ИКТ

35

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

4 нед. января

1


ИКТ

36

Регуляция пищеварения

5 нед. января

1


ИКТ

37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

5 нед. января

1


ИКТ

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1 нед. февраля

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

39

Витамины.

1 нед. февраля

1


ИКТ

40

Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №17 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки», Лабораторная работа №18«Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

2 нед. февраля

1

урок-игра

ИКТ

Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)

41

Кожа – наружный покровный орган

2 нед. февраля

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

42

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

3 нед. февраля

1


ИКТ

43

Терморегуляция организма. Закаливание

3 нед. февраля

1


ИКТ

Тема 2.11 Выделительная система (1 час)


44

Выделение

4 нед. февраля

1


ИКТ

Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов).

45

Значение нервной системы.

4 нед. февраля

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

46

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1 нед. марта

1



47

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 19 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

1 нед. марта

1


ИКТ

48

Функции переднего мозга.

2 нед. марта

1


ИКТ

49

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа № 20 «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

2 нед. марта

1


ИКТ

Тема 2.13. Анализаторы. (5 часов).

50

Анализаторы.

3 нед. марта

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

51

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №21 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

3 нед. марта

1


ИКТ

52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

4 нед марта

1


ИКТ

53

Слуховой анализатор.

2 нед. апреля

1


ИКТ

54

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

2 нед. апреля

1


ИКТ

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов).

55

Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

3 нед. апреля

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

56

Врождённые и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №22 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

3 нед. апреля

1


ИКТ

57

Сон и сновидения.

4 нед. апреля

1


ИКТ

58

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

4 нед. апреля

1


ИКТ

59

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа №23 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».

5 нед. апреля

1

урок-тренинг

ИКТ

Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа).

60

Роль эндокринной регуляции.

5 нед. апреля

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

61

Функции желёз внутренней секреции.

2 нед. мая

1


ИКТ

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов).

62

Жизненные циклы. Размножение.

2 нед. мая

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

63

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

3 нед. мая

1



64

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

3 нед. мая

1


ИКТ

65

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

4 нед. мая

1

технология личностно-ориентированного обучения


ИКТ

66

Интересы, склонности, способности.

4 нед. мая

1


ИКТ


резерв


4





итого


70










III. Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

IV. Ожидаемые результаты

  1. Умение адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности.

  2. Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.

  3. Наличие навыков самостоятельной, творческой деятельности.

  4. Сформированность ключевых компетенций.

  5. Способность оценивать границы собственной компетентности.

  6. Желание творить прекрасное в учебной деятельности.

  7. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Используемая литература


1.Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: учеб. для общеобразоват. учреждений/

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. –М.: Дрофа, 2013.

2. Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. -М.: Дрофа, 2011.

3. Колесов Д.В., Биология. Человек.8кл: рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа. 2012


Дополнительная литература для учителя:



1.Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –352 с.

2.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. -М.: Вако,2005. -416 с.

Интернет-ресурсы:

1.http://anatomia.spb.ru/-Анатомия. Физиология. Атласы. Видео о теле человека.

2.http://anatomiya.ucoz.ru/-Анатомия человека

3.http://bio.1september.ru/ -газета «Биологи» -приложение к «1 сентября»

4.www.bio.nature.ru –научные новости биологии

5.www.edios.ru –Эйдос-центр дистанционного образования



































Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения



















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!