СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к учебнику "Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений"/ В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2011

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51); Программы основного общего образования по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2011, стр. 6 - 55).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к учебнику "Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений"/ В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2011»


Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

Железнодорожного района




«Согласовано»

Методическим советом

МБОУ СОШ № 110

______________ Тихонова Н.В.


« » августа 2016 года.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110»


________________ Бабичева Ю.В.


« » августа 2016 года.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дудкина Елена Геннадьевна (высшая)

Ф.И.О., категория




По предмету «Биология» в 7 А, Б классах









Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год









Составители: Дудкина Е.Г.


Содержание


№ п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

Общие положения

3

Обоснование выбора УМК

3

Цель и задачи обучения предмету

3 - 7

Место и роль предмета (курса) в учебном плане

7 - 8

Система оценки достижений учащихся

8- 11

Общая характеристика организации учебного процесса

11- 14

Отличительные особенности рабочей программы от авторской

14

Используемая в тексте программы система условных обозначений

14

II

Планируемые результаты. Личностные, метапред

метные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе

15- 18

III

Содержание тем учебного курса

18-24

IV

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

23


Используемая литература

25


Лист внесения изменений и дополнений

26





I. Пояснительная записка

1)Общие положения.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51); Программы основного общего образования по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11 классы.- М.: Дрофа, 2011, стр. 6 - 55).

Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2011

2.Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.

3.Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений.

–М.: Дрофа, 2013

2) Обоснование выбора УМК

Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.В.Пасечника, так как она составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно – научных предметов первой и второй ступеней школьного образования, начинает единую образовательную линию по курсу «биология». Учебники для общеобразовательных учреждений прошли апробацию и внедрены в Российских школах, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют положительные рекомендации учителей.


3) Цель и задачи обучения предмету

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


4) Место и роль предмета (курса) в учебном плане


В учебном плане МБОУ «СОШ №110» на 2017/2018 учебный год определено: часов по программе в год –70 . Часов по программе в неделю - 2 , из них: федеральный компонент - 2.

Рабочая программа составлена в соответ­ствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом основного общего образования для 5—9 классов, принятым в декабре 2010 г.

Рабочая программа по биологии построена на ос­нове фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам ос­воения основной образовательной программы основ­ного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основ­ного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граж­данина России.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содер­жащихся в фундаментальном ядре содержания об­щего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе ос­воения курса биологии в основной школе. В при­мерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с при­мерными программами начального общего образова­ния, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предмет­ных тем, перечисленных в образовательном стандар­те, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержа­нию, способствующему формированию современной естественно - научной картины мира, показано прак­тическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эс­тетической культуры, сохранения окружающей сре­ды и собственного здоровья, для повседневной жиз­ни и практической деятельности.


5) Система оценки достижений учащихся


Оценивание устного ответа учащегося:

Оценка «5»:

· полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

· чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

· для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

· ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

· не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;

· не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

· допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определений, понятий.

Оценка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка "5" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;

в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью;

в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта;

работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

не определил самостоятельно цель опыта;

выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка за лабораторную работу выставляется на усмотрение учителя, если лабораторная работа идет как элемент урока и обязательно, если занимает целый урок. Оформление лабораторно й работы в тетрадях осуществляется при наличии достаточного количества времени на уроке. Некоторые лабораторные работы могут быть выполнены учащимися дома.


Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).

Оценка «5»:

· правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Оценка «4»:

· правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

· допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3»:

· допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;

· при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2»:

· допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

· неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5»ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4»ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3»ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы.

Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3′′.

Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.

Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по биологии критерии оценок следующие:

«5» -80 –100 %;

«4» -60 –80 %;

«3» -40 –60 %;

«2» -менее 40 %.


6) Общая характеристика организации учебного процесса

В соответствии с новой образовательной парадиг­мой Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования строит­ся на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся включаются в про­ектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, класси­фицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структури­ровать материал и др. Учащиеся осваивают ком­муникативную учебную деятельность, где преобла­дают такие ее виды, как умение полно и точно выра­жать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, всту­пать в диалог и т. д. Следовательно, при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овла­деть учебными действиями, позволяющими им до­стичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом. Решение этих задач необходимо на­чинать с первых уроков биологии.

Основной формой занятий является урок, дидактическая цель которого обусловлена местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей подростков, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, контроль усвоения материала по теме, входной и выходной контроль). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация творческих заданий индивидуально и в группе. Использование демонстрационных таблиц, моделей, электронных пособий, мультимедиапроекции, приборов и лабораторного оборудования.

Важным структурным компонентом урока явля­ется анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью сис­тематически подводятся итоги урока, комментируется работа учащихся по усвоению знаний и овладе­нию умениями.

В планировании раскрываются задачи темы и каждого урока; краткое содержание учебного мате­риала; методика его изучения, проверки и закрепле­ния знаний. Задания для самостоятельной работы указываются по рабочей тетради, изданной в каче­стве приложения к учебнику.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понима­ния учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскур­сии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздейство­вать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и инте­реса к предмету.

Глубокому ус­воению знаний способствует целенаправленное и по­следовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается при­менение различных методов, приемов и средств обучения, при котором учащиеся сами приходят к правильным выво­дам, что способствует переходу их знаний в убеждения и формированию биологического мышления.

В основу реализации данного курса положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Ведущие технологии, которая используется для достижения целей курса:

здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые.

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, экскурсии.

Ведущие методы обучения:

- частично-поисковый (организация самостоятельного определения обучающимися проблем и их решения);

- словесно-практический (лабораторные и практические работы как средство решения познавательных проблем и достижения личностных и метапредметных результатов, наблюдение и мониторинг окружающей среды как средство достижения предметных результатов).

- словесные - рассказ, беседа;

- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.

Контроль и учёт предметных образовательных результатов ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование уровня достижения обучающимися функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы в форме лабораторных и практических работ, устный и письменный опросы, выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере), решение задачи (устно или письменно), заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради, письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение, сравнение признаков изучаемых объектов, индивидуальные сообщения учащихся, письменные диктанты по терминам, тематические зачеты);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года (контрольная работа);

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, по рекомендации Министерства образо­вания и науки РФ на раздел « Биология» в 7 классе от­водится 2 часа в неделю. На прохождение программного материала отводится 70 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно - научного содер­жания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

класс

7-А

7-Б

уровень

базовый

базовый

кол-во часов

1

1


7) Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.


8) Используемая в тексте программы система условных обозначений


УОНЗ - урок открытия нового знания

УОН - урок общеметодологической направленности

УР - урок рефлексии

УРК - урок развивающего контроля

ФО - фронтальный опрос

ИО - индивидуальный опрос

ИЗ - индивидуальное задание

Т - тест

РП - работа в парах

РГ - работа в группах

СР - самостоятельная работа

ЛР - лабораторная работа



II. Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные, предметные


Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на до­стижение обучающимися следующих личностных ре­зультатов:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (дока­зывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоятель­ной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса яв­ляется формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

умения работать с разными источниками ин­формации, анализировать и оценивать инфор­мацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структури­ровать учебный материал, давать определения понятий;

умения проводить наблюдения, ставить элемен­тарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

умения сравнивать и классифицировать, само­стоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

умение строить логические рассуждения, вклю­чающие установление причинно-следственных связей;

умения создавать схематические модели с выде­лением существенных характеристик объектов;

умения определять возможные источники необ­ходимых сведений, производить поиск инфор­мации, анализировать и оценивать ее достовер­ность

Личностные УУД:

уважительное отношение к окружающим, уме­ние соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстни­ками;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

осознание потребности в справедливом оцени­вании своей работы и работы окружающих;

умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

умение эстетически воспринимать объекты при­роды;

определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в дея­тельности;

умение преодолевать трудности в процессе до­стижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

умение организовать свою учебную деятель­ность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть ко­нечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошиб­ки самостоятельно;

владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятель­ности.

Коммуникативные УУД:

умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

осуществлять элементарные биологические ис­следования;

перечислять свойства живого;

выделять существенные признаки клеток и орга­низмов растений, животных, грибов и бактерий;

описывать процессы: обмен веществ и превра­щение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а так­же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе срав­нения;

характеризовать особенности строения и жиз­недеятельности изученных групп живых орга­низмов;

определять роль в природе различных групп ор­ганизмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

составлять элементарные пищевые цепи;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об услож­нении и упрощении строения живых организ­мов по сравнению с предками, и давать им объ­яснение;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

описывать порядок оказания первой доврачеб­ной помощи пострадавшим;

формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элемен­тарные навыки приготовления и изучения пре­паратов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

демонстрировать знание основных правил по­ведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи

при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

5.В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объ­екты живой природы.


Ожидаемые результаты изучения курса «Биология. 7 класс»


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории; систематику животного мира; особенности строения изученных животных, их много­образие, среды обитания, образ жизни, биологические и эко­логические особенности; значение в природе и жизни чело­века; исчезающие, редкие и охраняемые виды животных; основные системы органов животных и органы, их об­разующие; особенности строения каждой системы органов у раз­ных групп животных; эволюцию систем органов животных; основные способы размножения животных и их разно­видности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения; сравнительно-анатомические, эмбриологические, па­леонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции; признаки биологических объектов: биоценоза, проду­центов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза; методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; причинно-следственные связи, возникающие в резуль­тате воздействия человека на природу; признаки охраняемых территорий; пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики).

Учащиеся должны уметь: определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохра­нения жизни на планете, для разведения редких и охраняе­мых животных, для выведения новых пород животных; находить отличия простейших от многоклеточных жи­вотных; правильно писать зоологические термины и исполь­зовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, исполь­зуя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; раскрывать значение животных в природе и жизни че­ловека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность живот­ного к той или иной таксономической группе; наблюдать за поведением животных в природе; прогнозировать поведение животных в различных си­туациях; работать с живыми и фиксированными животными (кол­лекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и при­умножению природных богатств, находясь в природном ок­ружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных; правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфиче­ские понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов жи­вотных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах — органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при про­ведении наблюдений; правильно использовать при характеристике индиви­дуального развития животных соответствующие понятия; доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме; характеризовать возрастные периоды онтогенеза; показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания; выявлять факторы среды обитания, влияющие на про­должительность жизни животного; распознавать стадии развития животных; различать на живых объектах разные стадии мета­морфоза у животных; соблюдать правила техники безопасности при про­ведении наблюдений; правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия; анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и руди­ментарные органы и атавизмы; устанавливать причинно-следственные связи много­образия животных; доказывать приспособительный характер изменчи­вости у животных; объяснять значение борьбы за существование в эволю­ции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах го­мологичные, аналогичные и рудиментарные органы и ата­визмы у животных; правильно использовать при характеристике биоцено­за биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обита­ния; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам; пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: давать характеристику методов изучения биоло­гических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей жи­вотного мира; использовать знания по зоологии в повседневной жизни; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презен­таций; сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, об­разе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного ор­ганизма при их изучении и организмы из среды их обита­ния; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информа­ции и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возмож­ности компьютерных программ; сравнивать и сопоставлять особенности строения и ме­ханизмы функционирования различных систем органов жи­вотных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у жи­вотных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных; устанавливать причинно-следственные связи процес­сов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; составлять тезисы и конспект текста; осуществлять наблюдения и делать выводы; получать биологическую информацию о строении орга­нов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных ис­точников; обобщать, делать выводы из прочитанного; сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения; устанавливать причинно-следственные связи при изу­чении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития; абстрагировать стадии развития животных из их жиз­ненного цикла; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биоло­гические явления; получать биологическую информацию об индивидуаль­ном развитии животных, периодизации и продолжительнос­ти жизни организмов из различных источников; выявлять черты сходства и отличия в строении и выпол­няемой функции органов-гомологов и органов-аналогов; сравнивать и сопоставлять строение животных на раз­личных этапах исторического развития; конкретизировать примерами доказательства эволю­ции; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы; получать биологическую информацию об эволюцион­ном развитии животных, доказательствах и причинах эво­люции животных из различных источников; анализировать, обобщать, высказывать суждения по усвоенному материалу; толерантно относиться к иному мнению; корректно отстаивать свою точку зрения; сравнивать и сопоставлять естественные и искусствен­ные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объ­яснении устойчивости биоценозов; конкретизировать примерами понятия: «продуценты», «консументы», «редуценты»; выявлять черты сходства и отличия естественных и ис­кусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи; самостоятельно использовать непосредственные на­блюдения, обобщать и делать выводы; систематизировать биологические объекты разных биоценозов; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы; поддерживать дискуссию; выявлять причинно-следственные связи принадлеж­ности животных к разным категориям в Красной книге; выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; находить значения терминов в словарях и спра­вочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблю­дение и делать выводы.

Личностные результаты обучения. Знание и применение учащимися правил поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих вза­имоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися значения обучения для повсе­дневной жизни и осознанного выбора профессии; проведение учащимися работы над ошибками для вне­сения корректив в усваиваемые знания; воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим животный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с животными; признание учащимися права каждого на собственное мнение; формирование эмоционально-положительного отноше­ния сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



III. Содержание тем учебного курса

Тематическое планирование «Биология. Животные. 7 класс»

(70ч, 2 ч в неделю)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Введение. Общие сведения о животном мире.(2ч)

1/1.История развития зоологии.

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных.

Изучение текста и иллюстративного материала, знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа – составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопроверкой ; работа в парах или малых группах – классификация животных при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, выполнение заданий, предложенных учителем с последующей проверкой.

1/2.Современная зоология

Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Составление краткого плана-конспекта параграфа, извлечение информации из различных источников; составление схемы «Науки о животных» с последующей взаимопроверкой ; работа в парах или малых группах - подготовка сообщений на тему «История российской зоологии» с помощью доп. литературы при консультативной помощи учителя ; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям.

Раздел 2.Многообразие животных (34ч)

1/3. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колони­альные организмы. Демонстрация живых инфузории, микропрепаратов простейших.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление таблицы «Систематические группы простейших» при консультативной помощи учеников-экспертов с последующей самопроверкой; самостоятельная работа-подготовка сообщения на тему «Простейшие –возбудители заболеваний человека» с помощью материалов учебника и доп. литературы; самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

2/4. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колони­альные организмы.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; описание особенностей строения и жизнедеятельности свободных и колониальных простейших с помощью материала учебника консультативной помощи учителя; заполнение сравнительной таблицы «Многообразие простейших» с последующей взаимопроверкой, выполнение заданий предложенных учителем с коллективным обсуждением причин допущенных ошибок.

3/5. Многоклеточные животные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновен

ные.

Многообра­зие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологи­ческие особенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; описание губок разных классов; работа в парах или малых группах -составление сравнительной таблицы «Многообразие губок» при консультативной помощи учеников экспертов с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа –подготовка сообщения об использовании губок с помощью материала учебника и дополнительных источников информации с последующей презентацией; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок.

4/6. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Многообразие, среда обитания, об­раз жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепарата пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Работа в парах или малых группах - изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; описание кишечнополостных разных классов; составление сравнительной таблицы «Многообразие кишечнополостных» индивидуальная работа – подготовка сообщения «Медузы - прекрасные и опасные обитатели моря»; поиск и отбор доп. информации из разных источников, классификация с последующим выступлением; коллективное обсуждение результатов работы.

5/7. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Много­образие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологи

ческие особенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление краткого плана-конспекта параграфа; заполнение таблицы «Сравнительная характеристика классов плоских червей» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; описание особенностей строения и жизнедеятельности представителей разных классов плоских червей, составление правил, позволяющих избежать заражения паразитическими плоскими червями; работа в парах - выявление прогрессивных черт плоских червей по сравнению с кишечнополостными и приспособлений к паразитическому образу жизни у некоторых видов; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

6/8. Тип Круглые черви.

Много­образие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму ; заполнение таблицы «Сравнительная характеристика плоских и круглых червей» при консультативной помощи учеников - экспертов с последующей самопроверкой; коллективная работа - выявление прогрессивных черт круглых червей по сравнению с плоскими и приспособлений к паразитическому образу жизни у некоторых видов, групповая работа – подготовка сообщения «Паразитические черви. Признаки заражения и меры профилактики заболеваний» с последующей презентацией; коллективное обсуждение результатов работы на уроке.

7/9. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты.

Много­образие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление краткого плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой ; заполнение таблицы «Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; работа в парах - выявление критериев, позволяющих сравнивать биологические объекты по многим параметрам; комплексное повторение; проектирование выполнения домашнего задания.

8/10. Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки.

Много­образие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление краткого плана-конспекта параграфа, выполнение заданий, предложенных учителем, с помощью текста учебника с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; индивидуальное выполнение тестового задания с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; коллективное составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка.

9/11. Тип Моллюски.

Биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление краткого плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой ; заполнение таблицы «Системы органов моллюсков» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; коллективное обсуждение результатов работы на уроке; проектирование выполнения домашнего задания.

10/12. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Многообразие, среда обитания, образ жиз­ни и поведение.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа; сравнение отдельных классов типа Моллюски; работа в парах - составление сравнительной таблицы «Классы моллюсков» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа на тему «Выращивание промысловых двустворчатых моллюсков и виноградных улиток» с последующей презентацией.

11/13. Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация. Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа; составление сравнительной таблицы «Классы типа Иглокожие» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; работа в малых группах с дополнительным материалом для подготовки сообщения о представителях типа Иглокожие с последующей презентацией; комплексное повторение; проектирование выполнения домашнего задания.

12/14. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни че­ловека.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление краткого плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой ; заполнение сводной таблицы «Системы органов членистоногих» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок; комплексное повторение; проектирование выполнения домашнего задания.

13/15. Класс Насекомые.

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление плана-конспекта параграфа; составление и заполнение сводной таблицы «Представители разных отрядов класса Насекомые» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; индивидуальная работа –подготовка сообщения о роли насекомых в природе и жизни человека с помощью дополнительных источников информации с последующей презентацией; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

14/16. Отряды насекомых: Таракановые,Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление плана-конспекта параграфа; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды насекомых» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; составление правил гигиены, позволяющих избежать заражение вшами.

15/17. Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды насекомых» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям ; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

16/18. Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды насекомых» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой;

17/19.Обобщающий урок по теме «Многоклеточные

беспозвоночные животные».


Индивидуальное выполнение тестовых заданий с последующей проверкой результатов; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

18/20.Тип Хордовые: Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы, круглоротые. Среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа; определение критериев для сравнения организмов разных систематических групп; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, составление и заполнение сводной таблицы «Сходства и различия классов Ланцетники и Круглоротые»; подготовка сообщений о пескоройках с последующей презентацией.

19/21. Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые и Костные.

Многообразие (хряще­вые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление плана-конспекта параграфа совместно с учителем; заполнение сводной таблицы «Особенности строения органов и систем органов рыб в связи с обитанием в водной среде» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям, с обсуждением и анализом причин допущенных ошибок ; проектирование домашнего задания.

20/22. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

Многообразие хрящевых рыб; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление плана-конспекта параграфа совместно с учителем с последующей взаимопроверкой; выделение критериев, позволяющих отнести рыб к классу Хрящевые , составление и заполнение сводной таблицы «Сходства и различия отрядов Акулы, Скаты и Химерообразные»; индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с помощью текста учебника с последующей самопроверкой.

21/23. Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Многообразие костных рыб; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа совместно с учителем с последующей взаимопроверкой; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды костных рыб» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

22/24. Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа совместно с учителем с последующей взаимопроверкой; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды земноводных» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой, обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок.

23/25. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление сводной таблицы «Представители отряда Чешуйчатые» с опорой на рассказ учителя и ответы одноклассников на вопросы по пройденной теме с последующей взаимопроверкой, составление таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения земноводных и пресмыкающихся при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

24/26. Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Представители отрядов Черепахи и крокодилы» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

25/27. Класс птицы. Отряд Пингвины.

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, индивидуальная работа составление и заполнение сводной таблицы «Особенности тела птиц в связи с приспособленностью к полету» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

26/28. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление плана-конспекта параграфа совместно с учителем с последующей взаимопроверкой; выполнение заданий, предложенных учителем с последующей самопроверкой; составление и заполнение сводной таблицы «Отряды птиц» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

27/29.Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды птиц» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

28/30. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Многообразие; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды птиц» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

29/31. Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала, определение критериев для сравнения внешнего и внутреннего строения млекопитающих и птиц; составление таблицы «Сравнительная характеристика млекопитающих и птиц» с последующей взаимопроверкой; заполнение сводной таблицы «Отряды млекопитающих» с последующей взаимопроверкой.

30/32. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобраз

ные.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека.

Изучение текста и иллюстративного материала; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды млекопитающих» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

31/33. Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды млекопитающих» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

32/34. Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Изучение текста и иллюстративного материала; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды млекопитающих» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

33/35. Отряд млекопитающих: Приматы.

Важнейшие представители отрядов млекопитающих; среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма о приматах.

Изучение текста и иллюстративного материала; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Отряды млекопитающих» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой; выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

34/36. Обобщающий урок по теме « Многоклеточные хордовые животные».


Поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; выполнение тестового задания с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок; комплексное повторение.

Раздел 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.(14 ч)

1/37.Покровы тела.

Покровы и их функции. Покровы у одноклеточных и многоклеточных животных. Кутикула и ее значение. Сложное строение покровов позвоночных животных. Железы, их физиологическая роль в жизни животных. Эволюция покровов тела. Демонстрация покровов различных животных на влажных препаратах, скелетах, муляжах.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа, структурирование текста, разделение его на смысловые блоки; составление таблицы «Эволюция покровов тела животных» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

2-3/38-39.Опорно-двигательная система.

Опорно-двигательная система и ее функции. Клеточная оболочка как опорная структура. Участие клеточной оболочки одноклеточных организмов в перемещении организмов. Значение наружного скелета для опоры и передвижения многоклеточных организмов. Общий план строения скелета. Строение скелета животных разных систематических групп. Эволюция ОДС животных.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа, с последующим представлением результатов и взаимопроверкой, описание механизма преобразований ОДС в процессе эволюции; составление таблицы «Эволюция ОДС» при консультативной помощи учителя с последующим представлением результатов и взаимопроверкой; коллективное выполнение заданий, предложенных учителем; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

4/40. Способы передвижения животных. Полости тела

Движение как одно из основных свойств живых организмов. Три основные способа передвижения: амебоидное, при помощи жгутиков, при помощи мышц. Приспособительный характер способов передвижения животных. Демонстрация движения животных разных систематических групп.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа, с последующей самопроверкой; описание способов передвижения животных; заполнение сводной таблицы «Передвижение животных», выполнение заданий, предложенных учителем; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок.

5/41. Органы дыхания и газообмен.

Значение кислорода в жизни животных. Газообмен у животных разных систематических групп: механизм поступления кислорода и выведения углекислого газа. Эволюция органов дыхания у позвоночных животных.

Изучение текста и иллюстративного материала, по предложенному учителем алгоритму; составление плана-конспекта параграфа, с последующей самопроверкой; описание значения дыхания для организмов; составление таблицы «Эволюция дыхательной системы» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

6-7/42-43. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Питание и пищеварение у животных. Механизмы воздействия и способы пищеварения у животных разных систематических групп. Пищеварительные системы животных разных систематических групп. Эволюция ПС животных разных систематических групп. Обмен веществ как процесс, обеспечивающий жизнедеятель

ность живых организмов. Зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного. Взаимосвязь обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Значение ферментов в обмене веществ и превращении энергии. Роль газообмена и полноценного питания животных в обмене веществ и превращения энергии.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; описание усложнения органов пищеварения в процессе эволюции; составление таблицы «Эволюция органов пищеварения» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; коллективное выполнение заданий предложенных учителем; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

8-9/44-45.Кровеносная система. Кровь.

Значение кровообращения и кровеносной системы для жизнеобеспечения животных. Органы, составляющие кровеносную систему животных. Механизм движения крови по сосудам. Взаимосвязь кровообращения и газообмена у животных. Функции крови. Эволюция крови и кровеносной системы.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; составление таблицы «Эволюция органов кровеносной системы»» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; характеристика кровеносной системы по плану: значение, типы, органы в составе системы, функции органов системы, круги кровообращения, особенности у разных организмов, комплексное повторение.

10/46.Органы выделения

Значение процесса выделения для жизнеобеспечения животных. Механизмы осуществления выделения у животных разных систематических групп. Эволюция органов выделения и выделительной системы у животных разных систематических групп.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; составление таблицы «Эволюция органов выделительной системы»» при консультативной помощи учителя ; составление тестовых заданий по теме урока с целью взаимопроверки.

11-12/47-48.Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Зависимость характера взаимоотношений животных с окружающей средой от уровня развития нервной системы. Нервные клетки, их функции в жизнедеятельности организмов. Раздражимость как способность организма животного реагировать на раздражение. Нервные системы животных разных систематических групп. Рефлексы врожденные и приобретенные. Инстинкты врожденные и приобретенные. Значение рефлексов и инстинктов для жизнедеятельности животных. Эволюция нервной системы животных в ходе исторического развития.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление таблицы «Эволюция нервной системы» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

13/49.Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Способность чувствовать окружающую среду, состояние своего организма, положение в пространстве как необходимое условие жизнедеятельности организма. Равновесие, зрение, осязание, хим. чувствительность, обоняние, слух - как самые распространенные органы чувств. Их значение в жизнедеятельности животных. Жидкостная и нервная регуляция деятельности животных. Эволюция органов чувств животных в ходе исторического развития.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой, описание причин усложнения органов чувств в процессе эволюции; коллективное оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям с обсуждением и анализом причин допущенных ошибок.

14/50.Продление рода. Органы размножения.

Способность воспроизводить себе подобных как одно из основных свойств животного. Половое и бесполое размножение. Гермафродитизм - результат одновременного функционирования женской и мужской половых систем. Органы размножения у животных разных систематических групп. Эволюция органов размножения у животных в ходе исторического развития.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа по предложенному учителем алгоритму, с последующей взаимопроверкой; подготовка сообщения о значении окраски скорлупы яиц у птиц; описание типов размножения и органов половой системы животных; выполнение заданий предложенных учителем, с помощью текста учебника с последующей взаимопроверкой в парах.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

1/51. Способы размножения животных. Оплодотворение.

Размножение как необходимое явление в природе. Бесполое размножение как результат: 1) деления материнского организма на две или несколько частей; 2) почкования материнского организма. Биологическое значение полового размножения. Раздельнополость. Живорождение. Оплодотворение наружное и внутреннее.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа по предложенному учителем алгоритму, с последующей взаимопроверкой (работа в парах); описание способов размножения животных; составление сводной таблицы «Способы размножения животных» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

2/52.Развитие животных с превращением и без превращения.

Индивидуальное развитие как этап жизни животного. Развитие с превращением и без превращения. Физиологический смысл развития с превращением (метаморфоз) и без превращения. Метаморфоз как процесс, характерный и для позвоночных животных. Взаимосвязь организма со средой его обитания.

Изучение текста и иллюстративного материала, составление плана-конспекта параграфа по предложенному учителем алгоритму, с последующей взаимопроверкой; групповая работа по составлению схем развития животных, заполнение сводной таблицы «Отличия личинок и взрослых животных, развивающихся с превращением» с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

3/53.Периодизация и продолжительность жизни животных.

Онтогенез как последовательность событий в жизни особей, происходящих в течение четырех периодов: эмбриональном, периоде формирования и роста организма, половой зрелости и старости. Разнообразие продолжительности жизни животных разных систематических групп.

Изучение текста и иллюстративного материала; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; парная подготовка сообщений с последующей презентацией, групповая работа - заполнение сводной таблицы «Характеристика периодов развития животных» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

Раздел 5. Развитие животного мира на Земле (3 часа).

1/54. Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Филогенез как процесс исторического развития организмов. Палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Сравнительно-анатомические ряды животных как доказательство эволюции. Образование многообразия видов как результат постоянно возникающих наследственных изменений и естественного отбора. Наследственность как способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки. Изменчивость как способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды. Естественный отбор – основная, ведущая причина эволюции животного мира.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа по предложенному учителем алгоритму, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; подготовка сообщений о палеонтологических находках, о случаях проявления атавизмов, групповая подготовка сообщений с последующей презентацией. Описание форм и способов борьбы за существование.

2/55. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Усложнение строения животных в результате проявления естественного отбора в ходе длительного исторического развития. Видообразование – результат дивергенции признаков в процессе эволюции, обусловленный направлением естественного отбора.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа по предложенному учителем алгоритму, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные; подготовка сообщений о животных, приспособленных к обитанию в различных средах; групповая подготовка сообщений с последующей презентацией. Составление сводной таблицы «Приспособления животных к обитанию в различных средах» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

3/56. Ареалы обитания. Закономерности размещения животных.

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление сводной таблицы «Зоогеографические области. Виды и их приспособления к условиям обитания» с последующей самопроверкой; составление плана-конспекта параграфа с последующей взаимопроверкой; описание общих закономерностей размещения животных по поверхности Земли, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников – примеры сезонных и периодических миграций животных.

Раздел 6. Биоценозы (4 часа).

1/57. Естественные и искусственные биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт).

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные о биоценозах родного края, групповая подготовка сообщений с последующей презентацией.

2/58. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные) и их влияние на биоценозы.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные для подготовки сообщений об экологических факторах; групповая подготовка сообщений с последующей презентацией. Составление схемы «Экологические факторы» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

3/59. Цепи питания. Поток энергии.

Цепи питания. Поток энергии.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующей взаимопроверкой; описание причин возникновения цепей питания в биоценозах, выполнение заданий , предложенных учителем , с последующей самопроверкой ; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные для составления цепей питания, анализа экологических пирамид.

4/60. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Взаимосвязи организмов: межвидовые, внутривидовые и со средой обитания.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующим представлением результатов и взаимопроверкой; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные для описания пищевых и других экологических взаимоотношений животных своей местности; составление таблицы «Экологические группы организмов по способу питания» с последующей самопроверкой.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов).

1/61. Воздействие человека и его деятельности на животных.

Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания. Промыслы.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующей взаимопроверкой; составление таблицы «Этапы взаимодействия человека с животным миром планеты» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей самопроверкой, выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей самопроверкой.

2/62. Одомашнивание животных.

Одомашнивание . Разведение, основы селекции сельскохозяйственных животных.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующей взаимопроверкой; поиск ответов в тексте на вопросы параграфа; поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классифицируют данные для подготовки сообщений об экологических факторах с последующей презентацией; составление таблицы «Породы домашних животных, их особенности и хозяйственное значение» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

3/63. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Рациональное использование

животного мира.

Законы об охране животного мира: федеральные, региональные. Система мониторинга.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующей взаимопроверкой; поиск ответов в тексте на вопросы параграфа; коллективное участие в деловой игре «Природа и человек» с участием «специалистов-экологов»; групповая работа по созданию проекта «Бездомные собаки: современная проблема и способы ее решения»; комплексное повторение; проектирование домашнего задания.

4/64. Охрана и рациональное

использование животного мира

Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Изучение текста и иллюстративного материала; составление плана-конспекта параграфа с последующей взаимопроверкой; поиск ответов в тексте на вопросы параграфа; групповая работа с предложенным материалом для подготовки сообщений об особо охраняемых территориях с последующей презентацией; составление сводной таблицы «Особо охраняемые территории России» с опорой на материал учебника и сообщения одноклассников с последующей взаимопроверкой.

5/65. Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных».

Повторение материала о воздействии человека на животных, об одомашнивании, о достижениях селекции.

Выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; коллективное обсуждение результатов работы на уроке.

Заключение (1ч)

66.Заключительный урок по курсу «Живот

ные» 7 класс. Летние задания.


Выполнение тестовых заданий; выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; коллективное участие в деловой игре «Что я смогу сделать для охраны животных своего края» с участием «специалистов-экологов»; комплексное повторение; проектирование выполнения задания на лето.

67-70.Резерв.









Используемая литература


1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2011

2.Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.

3.Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений.

–М.: Дрофа, 2013

Дополнительная литература

1. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999

Дополнительная литература для учащихся:

1.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. –704 с.: ил.

Интернет - ресурсы:

1.www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2.www.bio.nature.ru–научные новости биологии

3.www.edios.ru–Эйдос – центр дистанционного образования

4.http://www.floranimal.ru/ -Классификатор видов. Фотографии. Сведения о редких и исчезающих представителях флоры и фауны. Тесты и задания по зоологии и ботанике. Самое интересное о животных и растениях

5.http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm-Ресурс «Редкие и исчезающие животные России»













Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения

















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!