Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Основная образовательная программа ОУ среднего общего образования. 2022-2023 учебного года.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1987
4. Учебный план МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова на 2022 – 2023 учебный год.
5. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО.
6. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10 класс. «Просвещение». Москва. 2018г.
7. Авторская программа по физике. Физика 10 класс. Предметная линия учебников Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика
Используемый УМК:
1. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2020.
2. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 10 класс» авторов Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., 2020 г. Москва, Просвещение, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Место учебного предмета в образовании
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у обучающихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения обучающимися умениями и навыками. Предполагается, что материал обучающиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей обучающихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание обучающихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основными задачами изучения курса физики в 10 классе являются:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (базовый уровень обучения). В соответствии с учебным планом МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В.Попова, в связи с фактическим количеством учебных дней – 65 (8.03, 1.05, 8.05 (понедельник, среда) - праздничный день), с учётом календарного учебного графика и расписанием занятий обеспечено выполнение рабочей программы в полном объёме за счёт резервного времени, запланированного программой.
10 класс – «средний» по успеваемости и работоспособности. В календарно-тематическом планировании выделено несколько уроков для решения задач, так как обучающиеся испытывали в прошлом учебном году трудности при решении задач в общем виде и в переводе единиц измерения в систему СИ.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
* в ценностно –ориентированной сфере –чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
* в трудовой сфере –готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
* в познавательной (интеллектуальной, когнитивной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные
* использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно – информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
* использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно – следственных связей, поиск аналогов;
* умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
* умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
* использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные
* соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
* понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
* распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
* ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
* примечать: при проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
* понимать роль эксперимента в получении научной информации;
* проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
* проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
* проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
* анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
* понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
К концу 10 класса в результате освоения программы ученик научится:
* понимать: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерция, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, электродвижущая сила;
* понимать смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
Ученик получит возможность научиться:
описывать и объяснять:
* физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
* физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
* результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждении при быстром расширении, повышении давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
* фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
* приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетики;
* определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
* отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов,
физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
* приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
* измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
* применять полученные знания для решения физических задач;
* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
* определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
обучающиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому обучающиеся:
осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики обучающиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется обучающимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики обучающиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют обучающимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки обучающихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы обучающихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень учебников.
Этот учебник включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
Формы и средства контроля
Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 9класса.
Основными методами проверки знаний и умений обучающихся в 10 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных и самостоятельных работ.
Педагогические технологии, средства обучения
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Необходимые средства обучения:
слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.;
раздаточные и дидактические материалы;
технические средства обучения (устройства и пособия к ним);
физические приборы и т.д.
Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете.
Оценка устных ответов
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка 2 ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов обучающихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям обучающихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.
Элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу обучающегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление.
Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
Условия при которых протекает явление.
Связь данного явления с другими.
Объяснение явления на основе научной теории.
Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
Физический опыт.
Цель опыта
Схема опыта
Условия, при которых осуществляется опыт.
Ход опыта.
Результат опыта (его интерпретация)
Физическая величина.
Название величины и ее условное обозначение.
Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
Определение.
Формула, связывающая данную величины с другими.
Единицы измерения
Способы измерения величины.
Физический закон.
Словесная формулировка закона.
Математическое выражение закона.
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Примеры применения закона на практике.
Условия применимости закона.
Физическая теория.
Опытное обоснование теории.
Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
Основные следствия теории.
Практическое применение теории.
Границы применимости теории.
Прибор, механизм, машина.
Назначение устройства.
Схема устройства.
Принцип действия устройства
Правила пользования и применение устройства.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
Определять относительную погрешность измерений.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если обучающийся совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка 1 ставится, если обучающийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание учебного предмета
Физика, 10 класс
Законы взаимодействия и движения тел (20 ч)
Механическое движение. Система отсчета. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение с ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела. Принцип причинности в механике. Инерция. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчета. Силы в природе. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Сила упругости. Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности». Сила трения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность силы. Энергия.
Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения энергии». Равновесие тел. Условия равновесия тел.
Молекулярная физика. Термодинамика (17ч)
Основные положения МКТ. Броуновское движение. Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура. Тепловое равновесие. Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей – Люссака. Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Внутренняя энергия и работа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.
Электродинамика (23ч)
Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Поле точечного заряда и шара. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Лабораторная работа № 4 «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников». Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Плазма.
Повторение ( 1 ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 20 | |
2 | Законы сохранения в механике. Статика. | 8 | К/р № 1, 2 |
3 | Молекулярная физика. Термодинамика | 4 | |
4 | Уравнения состояния идеального газа | 3 | |
5 | Взаимные превращения жидкости и газа | 1 | |
6 | Жидкости, твердые тела | 2 | К/р № 3 |
7 | Основы термодинамики | 7 | К/р № 4 |
8 | Электродинамика | 9 | К/р № 5 |
9 | Законы постоянного тока | 11 | К/№ 6, итоговая к/р |
| ИТОГО | 65 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Законы взаимодействия и движения тел | 20 ч | |
1 | Повторение изученного материала курса физики 9 класса. | 1 | 05.09 |
2 | ТБ. Механическое движение. Система отсчета. | 1 | 07.09 |
3 | Стартовая контрольная работа | 1 | 12.09 |
4 | Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. | 1 | 14.09 |
5 | Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. | 1 | 19.09 |
6 | Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. | 1 | 21.09 |
7 | Решение задач на определение кинематических характеристик движения с помощь графиков. | 1 | 26.09 |
8 | Движение с постоянным ускорением. | 1 | 28.09 |
9 | Равномерное движение точки по окружности | 1 | 03.10 |
10 | Кинематика абсолютно твердого тела. | 1 | 05.10 |
11 | Контрольная работа №1 по теме "Основы кинематики" | 1 | 10.10 |
12 | Принцип причинности в механике. Инерция. Первый закон Ньютона. | 1 | 12.10 |
13 | Сила. Масса. Второй закон Ньютона. | 1 | 17.10 |
14 | Третий закон Ньютона. Гелиоцентрическая система отсчета. | 1 | 19.10 |
15 | Решение задач на законы Ньютона. | 1 | 24.10 |
16 | Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. | 1 | 26.10 |
17 | Вес тела. Силы упругости. | 1 | 07.11 |
18 | Лабораторная работа №1. "Изучение движения тела по окружности" | 1 | 09.11 |
19 | Силы трения. | 1 | 14.11 |
20 | Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. | 1 | 16.11 |
| ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ. СТАТИКА. | 8 (ч) | |
21 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | 21.11 |
22 | Решение задач на закон сохранения импульса. | 1 | 23.11 |
23 | Механическая работа и мощность силы. Энергия. | 1 | 28.11 |
24 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | 30.11 |
25 | Лабораторная работа №2(5). "Изучение закона сохранения механической энергии" | 1 | 05.12 |
26 | Решение задач на законы сохранения импульса и энергии | 1 | 07.12 |
27 | Контрольная работа №2 по теме "Законы динамики. Законы сохранения в механике" | 1 | 12.12 |
28 | Равновесие тел. Условия равновесия тел. | 1 | 14.12 |
| МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | (4ч) | |
29 | Основные положения МКТ. Броуновское движение. | 1 | 19.12 |
30 | Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | 1 | 21.12 |
31 | Основное уравнение МКТ идеального газа. | 1 | 09.01 |
32 | Температура и тепловое равновесие. Энергия теплового движения молекул. | 1 | 11.01 |
| УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА | (3ч) | |
33 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 1 | 16.01 |
34 | Лабораторная работа №3(7). Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака | 1 | 18.01 |
35 | Решение задач на газовые законы. | 1 | 23.01 |
| ВЗАИМНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖИДКОСТИ И ГАЗА | (1ч) | |
36 | Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. | 1 | 25.01 |
| ЖИДКОСТИ. ТВЕРДЫЕ ТЕЛА. | (2ч) | |
37 | Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Жидкости. | 1 | 30.01 |
38 | Контрольная работа №3 по теме "Молекулярная физика" | 1 | 01.02 |
| ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ | (7ч) | |
39 | Внутренняя энергия и работа в термодинамике. | 1 | 06.02 |
40 | Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | 1 | 08.02 |
41 | Первый закон термодинамики. | 1 | 13.02 |
42 | Второй закон термодинамики. | 1 | 15.02 |
43 | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | 1 | 20.02 |
44 | Решение задач на КПД тепловых двигателей. | 1 | 22.02 |
45 | Контрольная работа №4 по теме "Термодинамика" | 1 | 27.02 |
| ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | (9) | |
46 | Электрический заряд. Электризация. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | 01.03 |
47 | Закон Кулона. | 1 | 06.03 |
48 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | 1 | 13.03 |
49 | Поле точечного заряда и шара. Принцип суперпозиции полей. | 1 | 15.03 |
50 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | 1 | 20.03 |
51 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. | 1 | 22.03 |
52 | Электроемкость. Конденсатор. | 1 | 03.04 |
53 | Решение задач на емкость конденсатора. | 1 | 05.04 |
54 | Контрольная работа №5 по теме "Электростатика" | 1 | 10.04 |
| ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА | ( 11ч) | |
55 | Электрический ток. Условия существования электрического тока. | 1 | 12.04 |
56 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | 17.04 |
57 | Лабораторная работа № 4 «Последовательное и параллельное соединение проводников» | 1 | 19.04 |
58 | Работа и мощность постоянного тока. | 1 | 24.04 |
59 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | 26.04 |
60 | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника». | 1 | 03.05 |
61 | Контрольная работа № 6 «Электродинамика» | 1 | 10.05 |
62 | Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. | 1 | 15.05 |
63 | Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Плазма. | 1 | 17.05 |
64 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 22.05 |
65 | Анализ итогов контрольной работы. Обобщающее повторение | 1 | 24.05 |
Итого: 65 уроков |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________Скрынникова Н.В.
«18» августа 2022 г.
Контрольная работа №1 по теме "Основы кинематики" 1 вариант
A1. Какое тело, из перечисленных ниже, оставляет видимую траекторию?
1) Камень, падающий в горах
2) Мяч во время игры
3) Лыжник, прокладывающий новую трассу
4) Легкоатлет, совершающий прыжок в высоту
А2. Материальная точка, двигаясь прямолинейно, переместилась из точки с координатами (-2; 3) в точку с координатами (1; 7). Определите проекции вектора перемещения на оси координат.
1) 3 м; 4 м
2) -3 м; 4 м
3) 3 м; -4 м
4) -3 м; -4 м
А3. Во время подъема в гору скорость велосипедиста, двигающегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 5 м/с до 3 м/с. При этом ускорение велосипедиста было равно
1) -0,25 м/с2
2) 0,25 м/с2
3) -0,9 м/с2
4) 0,9 м/с2
А4. При прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю, путь, пройденный телом за три секунды от начала движения, больше пути, пройденного за первую секунду, в
1) 2 раза
2) 3 раза
3) 4 раза
4) 9 раз
А5. На графике изображена зависимость проекции скорости тела, движущегося вдоль оси ОХ, от времени.
Какое перемещение совершило тело к моменту времени t = 5 с?
1) 2 м
2) 6 м
3) 8 м
4) 10 м
B1. Вагон шириной 2,4 м, движущийся со скоростью 15 м/с, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к направлению движения вагона. Смещение отверстий в стенах вагона относительно друг друга 6 см. Найдите скорость пули.
В2. Два шкива разного радиуса соединены ременной передачей и приведены во вращательное движение (см. рис.).
Как изменяются перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки А к точке В, если ремень не проскальзывает?
Физические величины
А) линейная скорость
Б) период вращения
В) угловая скорость
Их изменение
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
C1. В течение 20 с ракета поднимается с постоянным ускорением 8 м/с2, после чего двигатели ракеты выключаются. На какой максимальной высоте побывала ракета?
2 вариант
A1. Исследуется перемещение лошади и бабочки. Модель материальной точки может использоваться для описания движения
1) только лошади
2) только бабочки
3) и лошади, и бабочки
4) ни лошади, ни бабочки
А2. В трубопроводе с площадью поперечного сечения 100 см2 нефть движется со скоростью 1 м/с. Какой объем нефти проходит по трубопроводу в течение 10 мин?
1) 0,1 м3
2) 0,6 м3
3) 6 м3
4) 60 м3
А3. Автомобиль движется по шоссе с постоянной скоростью и начинает разгоняться. Проекция ускорения на ось, направленную по вектору начальной скорости автомобиля
1) отрицательна
2) положительна
3) равна нулю
4) может быть любой по знаку
А4. Каретка спускается по наклонной плоскости, длиной 15 см в течение 0,26 с. Определите ускорение каретки, если движение начинается из состояния покоя.
1) 1,7 м/с2
2) 2,2 м/с2
3) 4,4 м/с2
4) 6,2 м/с2
А5. На рисунке представлен график зависимости пути s велосипедиста от времени t. В каком интервале времени велосипедист не двигался?
1) От 0 с до 1 с
2) От 1 с до 3 с
3) От 3 с до 5 с
4) От 5 с и далее
B1. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в три раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.
B2. На поверхность диска с центром в точке О нанесли две точки А и В (причем ОВ = ВА), и привели диск во вращение с постоянной линейной скоростью (см. рис.).
Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки А к точке В?
Физические величины
А) угловая скорость
Б) период обращения по окружности
В) центростремительное ускорение
Их изменения
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
C1. Аэростат поднимается с Земли с ускорением 2 м/с2 вертикально вверх без начальной скорости. Через 20 с после начала движения из него выпал предмет. Определите, на какой наибольшей высоте относительно Земли побывал предмет.
Контрольная работа №2 по теме "Законы динамики. Законы сохранения в механике"
Контрольная работа № 5 «Электростатика».
Вариант 1
А 1 Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, и один из зарядов уменьшили в 2 раза. Сила взаимодействия между зарядами
1) уменьшилась в 2 раза 2) уменьшилась в 4 раза
3) уменьшилась в 8 раз 4) не изменилась
А 2 По какой из стрелок 1–4 направлен вектор напряжённости электрического поля, созданного двумя разноимёнными неподвижными точечными зарядами в точке О (см. рисунок,
0)? Точка О равноудалена от зарядов.
А 3 На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Если их шары соединить проволокой, то показания обоих электрометров
1) не изменятся 2) станут равными 1
3) станут равными 2 4) станут равными 0
А 4 По проводнику течёт постоянный электрический ток. Величина заряда, прошедшего через проводник, возрастает с течением времени согласно графику. Сила тока в проводнике равна
1) 1 А 2) 1,5 А 3) 4 А 4) 6 А
А 5 На участке цепи, изображенном на рисунке, сопротивление каждого из резисторов равно R. Полное сопротивление участка при замкнутом ключе К равно
1) 0,5R 2) R 3) 2R 4) 3R
А 6 Как изменится мощность тепловыделения на резисторе, если напряжение на нем уменьшить в 3 раза?
1) уменьшится в 3 раза 2) уменьшится в 9 раз
3) не изменится 4) увеличится в 9 раз
А 7 Идеальный амперметр и три резистора сопротивлением R = 2 Ом, 2R и 3R включены последовательно в электрическую цепь, содержащую источник с ЭДС, равной 5 В, и внутренним сопротивлением r = 8 Ом. Показания амперметра равны
1) 100 A 2) 4 A 3) ≈ 0,56 A 4) 0,25 A
В 1 Два резистора с сопротивлениями
и
соединили последовательно и подключили к клеммам батарейки для карманного фонаря. Напряжение на клеммах батарейки равно U. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
A. сила тока через батарейку;
B. напряжение на резисторе с сопротивлением
.
1)
; 2)
; 3)
; 4)
.
В 2 На рисунке показана цепь постоянного тока, содержащая источник тока с ЭДС
и два резистора:
и
. Если ключ К замкнуть, то как изменятся следующие три величины:
А) сила тока через резистор
;
Б) напряжение на резисторе
;
В) суммарная тепловая мощность, выделяющаяся на внешнем участке цепи?
Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.
1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится
С 1 Около небольшой металлической пластины, укреплённой на изолирующей подставке, подвесили на шёлковой нити лёгкую металлическую незаряженную гильзу. На пластину подали электрический заряд, присоединив к клемме высоковольтного выпрямителя. Опишите и объясните поведение гильзы.
Вариант 2
А 1 Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, и один из зарядов увеличили в 2 раза. Силы взаимодействия между зарядами
1) уменьшились в 2 раза 2) уменьшились в 4 раза
3) уменьшились в 8 раз 4) не изменились
А 2 По какой из стрелок 1–4 направлен вектор напряжённости, электрического поля, созданного двумя разноимёнными неподвижными точечными зарядами в точке О (см. рисунок, q0, точка О равноудалена от зарядов)?
А 3 На рисунке изображены два одинаковых электрометра: А и Б, шары которых заряжены положительно. Какими станут показания электрометров, если их шары соединить проволокой?
1) показание электрометра А станет равным 1, показание электрометра Б равным 3
2) показания обоих электрометров станут равными 2
3) показания обоих электрометров станут равными 1
4) показания электрометров не изменятся
А 4 На графике изображена зависимость силы тока в проводнике от напряжения между его концами. Чему равно сопротивление проводника?
1) 5 0м 2) 4 Ом
3) 0,25 Ом 4) 20 Ом
А 5 На участке цепи, изображенном на рисунке, сопротивление каждого из резисторов равно R. Полное сопротивление участка при замкнутом ключе K равно
1) 0,5R 2) R 3) 2R 4) 3R
А 6 Как изменится мощность тепловыделения на резисторе, если силу тока в нем увеличить в 3 раза?
1) уменьшится в 3 раза 2) уменьшится в 9 раз
3) не изменится 4) увеличится в 9 раз
А 7 Идеальный амперметр и три резистора сопротивлением R = 11 Ом, 2R и 3R включены последовательно в электрическую цепь, содержащую источник с ЭДС, равной 5 В, и внутренним сопротивлением r = 4 Ом. Показания амперметра равны
1) 50 A 2) 2 A 3) 0,5 A 4)
0,07 A
В 1 Емкость плоского воздушного конденсатора равна С, напряжение между его обкладками U, расстояние между обкладками d. Чему равны заряд конденсатора и модуль напряженности электрического поля между его обкладками? Установите соответствие между физическими величинами и выражениями для них.
А) заряд конденсатора ; Б) модуль напряжённости поля
1.
2.
3.
4.
В 2 На рисунке показана цепь постоянного тока, содержащая источник тока с ЭДС
, резистор
и реостат
. Если уменьшить сопротивление реостата
до минимума, то как изменятся следующие три величины:
А) сила тока в цепи,
Б) напряжение на резисторе
,
В) суммарная тепловая мощность, выделяющаяся на внешнем участке цепи?
Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.
1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится
С 1 Между двумя близко расположенными металлическими пластинами, укреплёнными на изолирующих подставках, положили лёгкий незаряженный металлический шарик. На пластины подали заряды разных знаков, присоединив к клеммам высоковольтного выпрямителя. Опишите и объясните поведение шарика.