ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа № 43"
пгт. Весёлое
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(календарно-тематическое планирование)
учебного предмета
«Физическая культура»
для 8 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Демченко И.С.
Учитель Физической культуры
Веселое 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного стандарта общего образования приказ от 31 мая 2021 года N 286. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года).
Примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Авторской программы по предмету «Физическая культура» 8-9 классы Лях В.И., Зданевич А. А. М: Просвещение, 2012 г.
Рабочая программа учебного предмета физическая культура обеспечена: Учебник. Физическая культура 8-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций, под ред. В.И. Ляха, М: Просвещение, 2017 .
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры;
рассказывать, что такое физические качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека;
измерять частоту сердечных сокращений, оказывать первую помощь при травмах, вести дневник самоконтроля.
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений:
ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр.
Метапредметные результаты:
определять и самостоятельно планировать цели своего физического совершенствования, основные пути его достижения;
находить источники информации и формулировать закономерности изучаемых двигательных
действий, определять практическое значение для решения задач физической культуры и спорта;
собирать, систематизировать и анализировать сведения по определенной проблеме или теме,
излагать информацию в доступной и популярной форме , фиксировать и оформлять ее с использованием современных технологий;
осуществлять самоконтроль, адекватную самооценку, использовать данные, полученные в процессе
самоконтроля для принятия решений и осознанного выбора в физкультурной и спортивной деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками, старшими и младшими, проявлять терпимость, сдержанность и здравомыслие;
осуществлять самостоятельную игровую и соревновательную, оздоровительную и рекреационную деятельность с учетом половых и индивидуальных особенностей организма;
определять направленность и эффективность физических упражнений для расширения конкретных задач физической культуры, регулировать и нормализовать показатели нагрузки.
Личностные результаты:
активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес к физкультурной деятельности;
осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации личностно и социально значимых решений;
сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности при решении учебных задач;
демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение,
реализовывать комплексные решения моральных проблем;
проявлять осознанный выбор направления физкультурной деятельности, обеспечивающий личностно и социально значимое саморазвитие и самообразование;
формировать научно-методические основы личной физкультурной деятельности;
сотрудничать со сверстниками, учитывая их индивидуальные и половые особенности, при
решении творческих, учебно-исследовательских и социально значимых задач;
безопасного образа жизни, бережного отношения к среде обитания человека.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении
использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов физическом совершенстве.
Содержание учебного предмета.
8 класс ( 68 часов – 2 часа в неделю)
Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование».
Раздел 1. «Знания о физической культуре» ( в процессе уроков)
Соответствует основным представлениям развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы:
Физическая культура и олимпийское движение в современной России.
Техника безопасности во время занятий физической культурой.
Дыхание во время выполнения физических упражнений.
Питание и питьевой режим. Двигательный режим.
Влияние занятий физкультурой на вредные привычки.
Режим дня школьника
Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Основные причины травматизма Виды легкой атлетики
Основные требования к одежде и обуви
Значение ЗОЖ для здоровья человека
Мир Олимпийских игр
Требования к температурному режиму
Понятия об обморожении
Профилактика простуды
Поведение в экстремальных ситуациях
Раздел 2: «Способы двигательной деятельности» (в течении года) –
содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.
Раздел включает в себя следующие темы:
Организация досуга средствами физической культуры.
Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений).
Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем).
Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (согласно плану занятий).
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой,( выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток).
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Оценка эффективности занятий физической культурой» (самонаблюдение и самоконтроль, оценка эффективности занятий физкультурно - оздоровительной деятельностью).
Раздел 3: «Физическое совершенствование» (68 ч.)
ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья.
Раздел включает в себя ряд основных тем:
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Гимнастика с основами акробатики (12 ч.)
Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
Акробатическая комбинация (мальчики): из упора лежа упор присев, кувырок назад, стойка на лопатках, развести и свести ноги, группировка, перекат назад, упор присев, кувырок вперед в упор присев, встать в основную стойку. Акробатическая комбинация (мальчики): из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360°.
Вольные упражнения (девочки): комбинации, включающие в себя элементы хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции рук и ног, основные движения ногами, передвижения основными шагами); стилизованный бег и прыжки, основные танцевальные шаги.
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки)-, стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед; стилизованные ходьба и бег; поворот на 180°; соскок прогнувшись с короткого разбега толчком одной.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (16 ч.)
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги; бег на короткие и длинные дистанции; метание мяча в цель и на дальность
Беговые упражнения (бег на короткие, средние, длинные дистанции), высокий и низкий старт; ускорения с высокого старта; кроссовый бег, бег с преодолением препятствий; гладкий равномерный бег на учебные дистанции; прыжковые упражнения
Спортивные игры (40 ч.)
Баскетбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, остановка прыжком); ловля и передачи мяча (ловля и передача мяча двумя руками от груди); ведение мяча (ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; в движении по прямой; ведущей и не ведущей рукой); броски мяча (броски двумя руками от груди с места, после ведения, после ловли); техника защиты ( вырывание и выбивание мяча); тактика игры ( тактика свободного нападения; тактика позиционного нападения; нападение быстрым прорывом); овладение игрой (игра по упрощенным правилам).
Волейбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, комбинации); передача мяча (передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения, через сетку); подача (нижняя прямая подача); нападающий удар (после подбрасывания мяча партнёром); тактика игры (позиционное нападение без изменения позиций, свободное нападение); овладение игрой (игры и игровые задания с ограниченным числом игроков, пионербол, игра по упрощенным правилам).
Футбол: овладение техникой передвижений футболиста, комбинации из элементов техники перемещений и владения мячом ,тактические действия в нападении и защите,учебная игра футбол.
Тематическое распределение часов
№ п/п | название тем | кол-во часов |
1 | Лёгкая атлетика | 16 |
2 | Гимнастика c элементами акробатики | 12 |
3 | Спортивные игры | 40 |
Итого | 68 |
Тематическое планирование рабочей программы
учебного предмета физическая культура
(ФГОС ООО) 8-Б класс, 68 часов
№ п\п | № урока в разделе | Название раздела\урока | Сроки | Примечание | ЕОР |
План | Факт |
Раздел: Легкая атлетика (8 ч.) | |
1 | 1.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий физической культурой 2.Гигиена ,режим дня 3.Легкая атлетика. История развития | | | | |
2 | 1.2 | 1.Бег 60 метров(старт) 2.Многоскоки 3.Комплекс ОРУ | | | | |
3 | 1.3 | 1.Бег 60 метров (стартовый разбег) 2.Метание малого мяча | | | | |
4 | 1.4 | 1.Комплекс ОРУ в парах 2.Разновидность ходьбы и бега 3.Прыжки в длину с места | | | | |
5 | 1.5 | 1.Внешнее признаки усталости 2.Специальные упражнения для метания 3.Метание мяча на дальность | | | | |
6 | 1.6 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Прыжки в длину с разбега 3.Упражнения для предотвращения плоскостопия | | | | |
7 | 1.7 | 1.Беговые и прыжковые упражнения 2.Равномерный бег до 1000м (девочки) До 1500м (мальчики) | | | | |
8 | 1.8 | 1.Комплекс ОРУ 2.Метание малого мяча 3.Подвижные игры | | | | |
Раздел: Футбол (14 ч.) | |
9 | 2.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий футболом 2.История развития футбола в мире | | | | |
10 | 2.2 | 1.Комплекс ОРУ 2.Удары ногой различными способами 3.Двуссторонняя игра | | | | |
11 | 2.3 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Остановка мяча подошвой 3.Учебная игра | | | | |
12 | 2.4 | 1.Комплекс ОРУ 2.Ведения мяча 3.Отбор мяча с разных исходных положений | | | | |
13 | 2.5 | 1.Встречная эстафета 2.Удары по мячу головой 3.Учебная игра | | | | |
14 | 2.6 | 1.Упражнения на формирование осанки 2.Тактические действия в нападении и защите | | | | |
15 | 2.7 | 1.Комполекс ОРУ 2.Маниврирование на поле 3.Остановка мяча подошвой | | | | |
16 | 2.8 | 1.Встречная эстафета 2.Жанглирование мяча ногой 3.Учебная игра | | | | |
17 | 2.9 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Удары головой по мячу 3.Ведение мяча | | | | |
18 | 2.10 | 1.Рывки к мячу с ударом по воротам 2.Отбирание мяча 3.Учебная игра | | | | |
19 | 2.11 | 1.Комплекс ОРУ 2.Удары головой по мячу 3.Упражнения для восстановления дыхания | | | | |
20 | 2.12 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Ведение мяча 3.Учебная игра | | | | |
21 | 2.13 | 1.Комплекс ОРУ 2.Передача мяча в парах 3.Подвижные игры | | | | |
22 | 2.14 | 1.Эстафета с мячом 2.Удары по воротам 3.Остановка мяча | | | | |
Раздел: Баскетбол (12 ч.) | |
23 | 3.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий баскетболом 2.Правила игры и судейства | | | | |
24 | 3.2 | 1.Ведение мяча 2.Эстафеты 3.Учебная игра | | | | |
25 | 3.3 | 1.Комплекс ОРУ 2.Ведение мяча. Бросок в кольцо | | | | |
26 | 3.4 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Передача мяча в парах 3.Учебная игра | | | | |
27 | 3.5 | 1.Встречная эстафета 2.Отбирание мяча 3.Эстафеты | | | | |
28 | 3.6 | 1.Комплекс ОРУ в парах 2.Тактические действия в защите 3.Учебная игра | | | | |
29 | 3.7 | 1.Комплекс ОРУ с мячами 2.Бросок мяча в кольцо 3.Передача мяча в прыжке | | | | |
30 | 3.8 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Накрывание мяча 3.Учебная игра | | | | |
31 | 3.9 | 1.Комплекс ОРУ 2.Штрафной бросок 3.Учебная игра | | | | |
32 | 3.10 | 1.Комплекс ОРУ с мячами 2.Организация позиционного нападения 3.Учебная игра | | | | |
33 | 3.11 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Штрафной бросок 3.Ведение мяча | | | | |
34 | 3.12 | 1.Встречная эстафета 2.Штрафной бросок 3.Ведение мяча | | | | |
Раздел: Гимнастика (12 ч.) | |
35 | 4.1 | 1.Инструктаж по ТБ 2.История развития гимнастики в мире 3.Правила соревнований по гимнастике | | | | |
36 | 4.2 | 1.Правила закаливания 2.Перетягивание каната. Прыжки со скакалкой 3.Лазанье по канату | | | | |
37 | 4.3 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Опорный прыжок через гимнастического козла 3.Акробатика: комбинация элементов упражнений | | | | |
38 | 4.4 | 1.Комплекс ОРУ 2.Лазанье по канату. Прыжки со скакалкой 3.Опорный прыжок через гимнастического козла | | | | |
39 | 4.5 | 1.Упражнения для развития силы 2.Элементы ритмичной, художественной гимнастики 3.Упражнения для развития гибкости | | | | |
40 | 4.6 | 1.Ходьба в медленном темпе. Комплекс ОРУ 2.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 3.Акробатические упражнения | | | | |
41 | 4.7 | 1.Страховка во время выполнения физических упражнений 2.Опорный прыжок через гимнастического козла 3.Перетягиване каната | | | | |
42 | 4.8 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Упражнения для развития гибкости. Прыжки со скакалкой 3.Подтягивания: в висе (мальчики) на передней перекладине (девочки) | | | | |
43 | 4.9 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Акробатические упражнения 3.Лазанье по канату | | | | |
44 | 4.10 | 1.Упражнения для развития силы 2.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола 3.Прыжки со скакалкой | | | | |
45 | 4.11 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Опорный прыжок через козла 3.Акробатические упражнения. Эстафеты | | | | |
46 | 4.12 | 1.Разновидность ходьбы. 2.Упражнения на перекладине 3.Упражнения для развития гибкости | | | | |
Раздел: Волейбол (14 ч.) | |
47 | 5.1 | 1.Инструктаж по ТБ 2.Правила игры в волейбол 3.Правила соревнований , судейство | | | | |
48 | 5.2 | 1.Комплекс ОРУ 2.Прием мяча двумя руками сверху 3.Игры, эстафеты | | | | |
49 | 5.3 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Передача мяча сверху в парах 3.Двусторонняя игра | | | | |
50 | 5.4 | 1.Комплекс упражнений для гибкости 2.Передача мяча в парах 3.передвижение игроков на площадке | | | | |
51 | 5.5 | 1.Организационные упражнения. Разновидность ходьбы и бега 2.Многоскоки. Верхняя подача 3.Двухсторонняя игра | | | | |
52 | 5.6 | 1.Комплекс ОРУ 2.Прямой нападающий удар с различных передач 3.Зависшие передачи в ближнюю зону | | | | |
53 | 5.7 | 1.Организационные упражнения 2.Прямой нападающий удар 3.Двухсторонняя игра. Эстафеты | | | | |
54 | 5.8 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Выполнения подачи на игрока который самый слабый в приеме | | | | |
55 | 5.9 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Блокировка по зонам 3.Судейство, жесты, терминология | | | | |
56 | 5.10 | 1.Комплекс ОРУ. Разновидность ходьбы и бега 2.Передачи мяча за спину 3.Двуссторонняя игра | | | | |
57 | 5.11 | 1.Упражнения для увеличения эластичности мышц 2.Передачи мяча через зону 2-4;4-2; 3.Двусторонняя игра. Эстафеты | | | | |
58 | 5.12 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Передача мяча сверху в парах 3.Двусторонняя игра | | | | |
59 | 5.13 | 1.Комплекс ОРУ. Разновидность ходьбы и бега 2.Передачи мяча за спину 3.Двусторонняя игра | | | | |
60 | 5.14 | 1.Комплекс ОРУ 2.Прием мяча двумя руками сверху 3.Игры, эстафеты | | | | |
Раздел: Легкая Атлетика (8 ч.) | |
61 | 6.1 | 1.Инструктаж по ТБ 2.История развития легкой атлетики в мире 3.Правила соревнований по легкой атлетике | | | | |
62 | 6.2 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Бег 30-60 метров (стартовый разбег) 3.Прыжки в длину с места | | | | |
63 | 6.3 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Медленный бег до 1200 метров 3.Эстафеты, игры | | | | |
64 | 6.4 | 1.Комплекс ОРУ. Эстафеты 2.Бег 60-100 метров (финиш) 3.Эстафетный бег 4х50м | | | | |
65 | 6.5 | 1.Беговые и прыжковые упражнения 2.Метание малого мяча 3.Медленный бег до 1200 метров | | | | |
66 | 6.6 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Метание малого мяча на дальность 3.Эстафетный бег 4х50м | | | | |
67 | 6.7 | 1.Прыжковые упражнения. Разновидность ходьбы и бега 2.Метание малого мяча на дальность с разбега 3.Медленный бег до 6 минут | | | | |
68 | 6.8 | 1.Специальные упражнения бегуна 2.Прыжок в длину с места 3.Игры, эстафеты | | | | |