СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ) учебного предмета «Физическая культура» для 10 класса основного общего образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ) учебного предмета «Физическая культура» для 10 класса основного общего образования»

  • ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа № 43"

  • пгт. Весёлое



  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  • (календарно-тематическое планирование)

  • учебного предмета

  • «Физическая культура»

  • для 10 класса основного общего образования

  • на 2023-2024 учебный год

  • Составитель: Демченко И.С.

  • Учитель Физической культуры

  • Веселое 2023

  • Пояснительная записка

  • Рабочая программа по физической культуре 10 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования приказ от 31 мая 2021 года N 286. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года).

  • Примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  • Авторской программы по предмету «Физическая культура» -10-11 классы Лях В.И., Зданевич А. А. М: Просвещение, 2012 г.

  • Рабочая программа учебного предмета физическая культура обеспечена: Учебник. Физическая культура 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций, под ред. В.И. Ляха, М: Просвещение, 2017 .

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.



Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;        

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;        

  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать  с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;        

  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и  формулировать задачи, рационально планировать режим дня  и учебной недели;        

  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;        

  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.  



Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

  • выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры;

  • рассказывать, что такое физи­ческие качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека;

  • измерять частоту сердеч­ных сокращений, ока­зывать первую помощь при травмах, вести дневник самоконтроля.

  • планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;

  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений:

  • ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);

  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;

  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

  • играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;

  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр.



Метапредметные результаты:

  • определять и самостоятельно планировать цели своего физического совершенствования, основные пути его достижения;

  • находить источники информации и формулировать закономерности изучаемых двигательных

действий, определять практическое значение для решения задач физической культуры и спорта;

  • собирать, систематизировать и анализировать сведения по определенной проблеме или теме,

  • излагать информацию в доступной и популярной форме , фиксировать и оформлять ее с использованием современных технологий;

  • осуществлять самоконтроль, адекватную самооценку, использовать данные, полученные в процессе

самоконтроля для принятия решений и осознанного выбора в физкультурной и спортивной деятельности;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками, старшими и младшими, проявлять терпимость, сдержанность и здравомыслие;

  • осуществлять самостоятельную игровую и соревновательную, оздоровительную и рекреационную деятельность с учетом половых и индивидуальных особенностей организма;

  • определять направленность и эффективность физических упражнений для расширения конкретных задач физической культуры, регулировать и нормализовать показатели нагрузки.



Личностные результаты:

  • активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес к физкультурной деятельности;

  • осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

  • проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации личностно и социально значимых решений;

  • сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности при решении учебных задач;

  • демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение,

реализовывать комплексные решения моральных проблем;

  • проявлять осознанный выбор направления физкультурной деятельности, обеспечивающий личностно и социально значимое саморазвитие и самообразование;

  • формировать научно-методические основы личной физкультурной деятельности;

  • сотрудничать со сверстниками, учитывая их индивидуальные и половые особенности, при

решении творческих, учебно-исследовательских и социально значимых задач;

  • проявлять ответственность и деятельную активность в поддержании ценностей здорового и

безопасного образа жизни, бережного отношения к среде обитания человека.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении

использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов физическом совершенстве.


Содержание учебного предмета.

10 класс ( 102 часов – 3 часа в неделю)

Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование».


Раздел 1. «Знания о физической культуре» ( в процессе уроков)


Соответствует основным представлениям развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы:

Физическая культура и олимпийское движение в современной России.

Техника безопасности во время занятий физической культурой.

Дыхание во время выполнения физических упражнений.

Питание и питьевой режим. Двигательный режим.

Влияние занятий физкультурой на вредные привычки.

Режим дня школьника

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека.

Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.

Основные причины травматизма Виды легкой атлетики

Основные требования к одежде и обуви

Значение ЗОЖ для здоровья человека

Мир Олимпийских игр

Требования к температурному режиму

Понятия об обморожении

Профилактика простуды

Поведение в экстремальных ситуациях


Раздел 2: «Способы двигательной деятельности» (в течении года) –

содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.

Раздел включает в себя следующие темы:

Организация досуга средствами физической культуры.

Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному освоению двигатель­ных действий (в условиях спортивного зала и открытой спор­тивной площадки).

Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (фи­зических упражнений).

Составление плана занятий по само­стоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем).

Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (со­гласно плану занятий).

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой,( выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток).

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Оценка эффективности занятий физической культурой» (самонаблюдение и самоконтроль, оценка эффективности занятий физкультурно - оздоровительной деятельностью).


Раздел 3: «Физическое совершенствование»  (102 ч.)

ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья.

Раздел включает в себя ряд основных тем:

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комп­лексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического разви­тия и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимна­стики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом инди­видуальных особенностей физического развития.

Гимнастика с основами акробатики (15 ч.)

Организующие команды и приемы: передвиже­ние в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».

Акробатическая комбинация (мальчики): из упора лежа упор присев, кувырок назад, стойка на лопатках, развести и свести ноги, группировка, перекат назад, упор присев, кувы­рок вперед в упор присев, встать в основную стойку. Акробатическая комбинация (мальчики): из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360°.

Вольные упражнения (девочки): комбинации, включающие в себя элементы хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции рук и ног, основные движения ногами, пе­редвижения основными шагами); стилизованный бег и прыж­ки, основные танцевальные шаги.

Передвижения по гимнастическому бревну (девочки)-, сти­лизованные прыжки на месте и с продвижением вперед; стили­зованные ходьба и бег; поворот на 180°; соскок прогнувшись с короткого разбега толчком одной.

Упражнения общей физической подготовки.

Легкая атлетика (26 ч.)

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги; бег на короткие и длинные дистанции; метание мяча в цель и на дальность

 Беговые упражнения (бег на короткие, средние, длинные дистанции), высокий и низкий старт; ускорения с высокого старта; кроссовый бег, бег с преодолением препятствий; гладкий равномерный бег на учебные дистанции; прыжковые упражнения 

     


Спортивные игры ( 61 ч.)

Баскетбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, остановка прыжком); ловля и передачи мяча (ловля и передача мяча двумя руками от груди); ведение мяча (ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; в движении по прямой; ведущей и не ведущей рукой); броски мяча  (броски двумя руками от груди с места, после ведения, после ловли); техника защиты ( вырывание и выбивание мяча); тактика игры ( тактика свободного нападения; тактика позиционного нападения; нападение быстрым прорывом); овладение игрой (игра по упрощенным правилам).

Волейбол:  овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, комбинации); передача мяча (передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения, через сетку);  подача (нижняя прямая подача); нападающий удар (после подбрасывания мяча партнёром); тактика игры (позиционное нападение без изменения позиций, свободное нападение); овладение игрой (игры и игровые задания с ограниченным числом игроков, пионербол, игра по упрощенным правилам).

Футбол: овладение техникой передвижений футболиста, комбинации из элементов техники перемещений и владения мячом ,тактические действия в нападении и защите,учебная игра футбол.





Тематическое распределение часов

п/п

название тем

кол-во часов

1

Лёгкая атлетика

16

2

Гимнастика c элементами акробатики

12

3

Спортивные игры

40

Итого

68



Тематическое планирование рабочей программы

учебного предмета физическая культура

(ФГОС ООО) 10 класс, 68 часов



п\п

урока в разделе

Название раздела\урока

Сроки

Примечание



Раздел: Легкая атлетика (8 ч)

1

1.1

1.Инструктаж по Тб во время занятий легкой атлетикой

2.История развития легкой атлетики




2

1.2

1. Здоровый образ жизни как условие активной жизнедеятельности человека

2.Гигиена




3

1.3

1.Комплекс ОРУ

2.Бег 100м (старт)

3.Многоскоки




4

1.4

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Стартовый бег (100 м)

3.Метание малого мяча




5

1.5

1.Эстафеты

2.Прыжок в длину

3.Равномерый бег до 2000м




6

1.6

1.Комплекс ОРУ в парах

2.Прыжок в длину «сгибая ноги»

3.Многоскоки




7

1.7

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Специальные беговые упражнения

3.Эстафетный бег 4х50м




8

1.8

1.Комплекс ОРУ

2.Челночный бег 4х9м

3.Прыжок в длину




Раздел: Футбол (14 ч)

9

2.1

1.Инструктаж по ТБ во время занятий футболом

2.Правила судейства и игры в футбол




10

2.2

1.История футбола

2.Ведение мяча со сменой направления движения




11

2.3

1.Комплекс ОРУ

2.Удары по мячу разными способами

3.Учебная игра




12

2.4

1.Эстафеты ,игры

2.Остановка мяча разными способами

3.Двусторонняя игра




13

2.5

1.Организационные упражнения

2.Жанглирование мячиком

3.Отбирание мяча в подкате




14

2.6

1.Комплекс ОРУ с мячом

2.Удары по мячу головой (в прыжке)

3.Учебная игра




15

2.7

1.Подвижные игры

2.Остановка мяча различными способами

3.Двусторонняя игра




16

2.8

1.Комплекс ОРУ

2.Передача мяча в парах

3.Тактические действия в защите




17

2.9

1.Организационные упражнения

2.Удары по мячу различными способами

3.Учебная игра




18

2.10

1.Комплекс ОРУ

2.Удары по воротам




19

2.11

1.Организационные упражнения. Комплекс ОРУ

2.Ведение мяча в разные способы

3.Двусторонняя игра (с заданиями)




20

2.12

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Остановка мяча разными способами

3.Групповые действия в организации атаки




21

2.13

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Ускорения и рывки с мячом на 30-60м

3.Учебная игра




22

2.14

1.Игры, эстафеты

2.Удары по воротам, передача мяча

3.Двусторонняя игра 5х5




Раздел: Баскетбол (12 ч)

23

3.1

1.Инструктаж по ТБ во время занятий баскетболом

2.История баскетбола в мире




24

3.2

1.Комплекс ОРУ с мячиком

2.Серийные броски с разных точек

3.Учебная игра




25

3.3

1.Эстафеты

2.Передвижение и повороты в защите и нападении

3.Двусторонняя игра




26

3.4

1.Комплекс ОРУ с мячом

2.Штрафной бросок

3.Тактические действия в нападении




27

3.5

1.Комплекс ОРУ

2.Ведение мяча

3.Двойной шаг




28

3.6

1.Эстафеты

2.Борьба за мяч под щитом

3.Учебная игра




29

3.7

1.Организационные упражнения

2.Штрафной бросок

3.Передача мяча в парах




30

3.8

1.Комплекс ОРУ в парах

2.Челночный бег 4х10м

3.Учебная игра




31

3.9

1.Комплекс ОРУ с мячиком

2.Штрафной бросок

3.Учебная игра




32

3.10

1.Организационные упражнения

2.Серийные броски с разных точек

3.Эстафеты, игры




33

3.11

1.Комплекс ОРУ

2.Тактические действия в защите

3.Учебная игра




34

3.12

1.Встречная эстафета

2.Штрафной бросок

3.Ведение мяча




Раздел: Волейбол (14 ч)

35

4.1

1.Инструктаж по ТБ

2.Правила игры в волейбол

3.Правила соревнований , судейство




36

4.2

1.Комплекс ОРУ

2.Прием мяча двумя руками сверху

3.Игры, эстафеты




37

4.3

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Передача мяча сверху в парах

3.Двусторонняя игра




38

4.4

1.Комплекс упражнений для гибкости

2.Передача мяча в парах

3.Передвижение игроков на площади




39

4.5

1.Организационные упражнения. Разновидность ходьбы и бега

2.Многоскоки. Верхняя боковая подача

3.Двусторонняя игра




40

4.6

1.Комплекс ОРУ

2.Прямой нападающий удар с разных передач

3.Зависшие передачи в ближнюю зону




41

4.7

1.Организационные упражнения

2.Прямой нападающий удар

3.Двусторонняя игра. Эстафеты




42

4.8

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Выполнения подачи на игрока который самый слабый в приеме




43

4.9

1.Упражнения для увеличения эластичности мышц

2.Передачи мяча через зону 2-4;4-2;

3.Двусторонняя игра. Эстафеты




44

4.10

1.Комплекс ОРУ

2.Прямой нападающий удар с высоких и средних передач

3.Индивидуальное и групповое блокирование




45

4.11

1.Организационные упражнения. Разновидность ходьбы и бега

2.Выбор места для страховки партнера

3.Двусторонняя игра




46

4.12

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Блокировка по зонам

3.Судейство, жесты, терминология




47

4.13

1.Комплекс ОРУ. Разновидность ходьбы и бега

2.Передачи мяча за спину

3.Двусторонняя игра




48

4.14

1.Комплекс ОРУ. Разновидность ходьбы и бега

2.Передачи мяча за спину

3.Двусторонняя игра




Раздел: Гимнастика (12 ч)

49

5.1

1.Инструктаж по ТБ

2.История развития гимнастики в мире

3.Правила соревнований по гимнастике




50

5.2

1.Правила закаливания

2.Перетягивание каната. Прыжки со скакалкой

3.Лазанье по канату




51

5.3

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Опорный прыжок через гимнастического козла

3.Акробатика: комбинация элементов упражнений




52

5.4

1.Комплекс ОРУ

2.Лазанье по канату. Прыжки со скакалкой

3.Опорный прыжок через гимнастического козла




53

5.5

1.Упражнения для развития силы

2.Элементы ритмичной, художественной гимнастики

3.Упражнения для развития гибкости




54

5.6

1.Ходьба в медленном темпе. Комплекс ОРУ

2.Сгибание и разгибание рук

3.Акробатические упражнения




55

5.7

1.Страховка во время выполнения физических упражнений

2.Опорный прыжок через гимнастического козла

3.Перетягиване каната




56

5.8

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Упражнения для развития гибкости. Прыжки со скакалкой

3.Подтягивания: в висе (мальчики) на передней перекладина (девочки)




57

5.9

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Акробатические упражнения

3.Лазанье по канату




58

5.10

1.Упражнения для развития силы

2.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола

3.Прыжки со скакалкой




59

5.11

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Опорный прыжок через козла

3.Акробатические упражнения. Эстафеты




60

5.12

1.Разновидность ходьбы. Танцевальные шаги

2.Упражнения на перекладине

3.Упражнения для развития гибкости




Раздел: Легкая Атлетика (8 ч)

61

6.1

1.Инструктаж по ТБ

2.Легкая атлетика .Медленный бег

3.Правила проведения соревнований по легкой атлетике




62

6.2

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Равномерный бег до 1000м

3.Прыжки в длину с места




63

6.3

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Прыжковые упражнения

3.Метание малого мяча




64

6.4

1.Специальные беговые упражнения

2.Бег 60м (старт)

3.Прыжок в длину с разбега




65

6.5

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Бег 100м (финиш)

3.Игры, эстафеты




66

6.6

1.Прыжковые и беговые упражнения

2.Прыжок в длину с разбега

3.Равномерный бег до 1500м




67

8.7

1.Комплекс ОРУ в движении

2.Метание малого мяча

3.Прыжок в длину с разбега




68

6.8

1.Разновидность ходьбы и бега

2.Эстафетный бег 4х50 м

3.Метание малого мяча