СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа +календарно-тематическое планирование по литературному чтению. УМК "Школа России" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению составлена по УМК "Школа России" для 1 класса из расчета 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа +календарно-тематическое планирование по литературному чтению. УМК "Школа России" (1 класс)»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1 «а» класс Школа России

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными поло­жениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской про­граммы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школь­ника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойствен­ного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении про­изведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Цели и задачи курса

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обуче­ния направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы­ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и при­обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от­зывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-позна­вательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школь­ников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми­рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребно­сти в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интере­са к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим пред­метам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитан­ное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники уча­ствуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энцикло­педиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художест­венной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значе­ние. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмо­циональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адек­ватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведе­ний, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Содержание курса.

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности собы­тий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебно­му, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чте­ния), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понима­ние смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью инто­нирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художест­венного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформ­лению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слу­шать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлече­ние справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодиче­ская печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного про­изведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простей­шими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живо­писании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотвор­ной речи). Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок. Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство россий­ского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п. Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, вы­борочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из раз­ных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деле­ние текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текс­та. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текс­та (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собе­седника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и зада­вать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отра­жение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точ­ку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм рече­вого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению со­циально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечест­венной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, спра-вочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного воз­раста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотво­рение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, послови­цы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, оли­цетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихо­творного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с эле­ментами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, пись­менные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозиро­вать тему и содержание книги по ее заглавию и началу. Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:

- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавли­вать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочи­танного и выражать ее своими словами;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид ис­кусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценност­ные ориентации, нравственный выбор);

- полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-попу­лярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художествен­ных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Учебно-методическое обеспечение . Печатные пособия:

1. Гетто С. П. Поурочные разработки по литературному чтению : 1 класс : к учебнику Л. Ф. Кли-мановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. Родная речь» С. П. Гетто, А. В. Данилова. - М. : Экзамен, 2011.

2. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. - М. : Просвещение, 2011.

3. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс : метод, пособие / Л. Ф. Климанова. - М. : Просвещение, 2011.

4. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом : 1 класс / О. Н. Крылова. -М. : Экзамен, 2011.

5. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Кли­манова [и др.]; под ред. Л. Ф. Климановой. - М. : Просвещение, 2011.

2. Наглядные пособия:

1. Портреты детских писателей: XIX -XX век : комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2011.

3. Материально-технические средства: Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, компьютерная техника.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА (41 ЧАС, 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

№ п/п

Дата

Тема урока (страницы учебника)

Решаемые проблемы (цель)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)



План


Факт





понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные результаты

(не

оцениваются)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1



Знакомство с новым учеб­ником «Лите­ратурное чте­ние». В. Дань­ко «Загадочные буквы»

(с. 4-8)

Почему учебник так назван? О чём он будет нам рассказы­вать?

Цели: познакомить учащихся с новым учебником «Литера­турное чтение»; совершен­ствовать навыки чтения; развивать речевые умения и творческие способности (придумывание продолжения сюжета); развивать внимание, мышление, воображение

Учебник, писа­тель, произве­дение, читатель, действующие лица

Знания: научатся вла­деть понятиями «писа­тель», «автор», «произ­ведение».

Умения: работать с ху­дожественными текста­ми, доступными для вос­приятия, читать целыми словами, понимать про­читанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произ­ведения

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение ин­формации.

Коммуникативные: оформ­лять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.


2



И. Токмакова «Аля Кляксич и буква "А"» (с. 8-10)

Могут ли героями сказки быть буквы? Как вы себе это пред­ставляете?

Цели: познакомить учащихся с произведениями

И. Токмако­вой и Саши Чёрного; учить различать разные по жанру произведения; развивать твор­ческие способности детей; от­рабатывать навык чтения; вос­питывать интерес к творчеству писателей и поэтов

Действующие лица, жанр про­изведения, сказ­ка, рассказ

Знания: научатся вла­деть понятием «дейст­вующие лица», различать разные по жанру произ­ведения.

Умения: делить текст на части, составлять кар­тинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художе­ственного произведения.

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, зада­вать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познава­тельная и внеш­няя), принятие образа «хоро­шего ученика»

3



Саша Чёрный «Живая азбу­ка». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б», нет» (с. 11-13)

Как вы понимаете название произведения «Живая буква»? Как вы думаете, о чём пойдет речь в этом стихотворении? Если бы это название было вопросом, мы бы смогли бы на него ответить? Цели: обобщить знания о бук­вах и звуках; познакомить с произведениями Ф. Кривина и Г. Сапгира; учить читать текст в лицах; выработать умение работать со словарем; развивать творческие способ­ности, речь, внимание, мыш­ление

Стихотворение, персонажи, гласные и со­гласные буквы

Знания: научатся анали­зировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории. Умения: читать по ро­лям, анализировать и сравнивать произведе­ния одного раздела, вы­разительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из про­изведений, проверять и оценивать свои дос­тижения (с помощью учителя)

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные пра­вила, составлять план и после­довательность действий, адек­ватно использовать речь для планирования и регуляции сво­ей деятельности. Познавательные: самостоя­тельно создавать алгоритмы деятельности при решении про­блем различного характера. Коммуникативные: опреде­лять цели, функции участников, способы взаимодействия

Самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности

4



Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кри­чит?» (с. 14-18)

Почему так говорят: «Челове­ку дана речь, а животным -немота»?

Цели: учить читать стихотво­рение и прозаическое произ­ведение целыми словами; обратить внимание на исполь­зование звукоподражательных слов; развивать фонематиче­ский слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием, словесное творчество

Стихотворение, произведение, звукоподража­ния, рифма, азбука, гласные и согласные буквы

Знания: научатся пони­мать организацию стихо­творной речи. Умения: отвечать на во­просы по содержанию, читать целыми словами, выразительно читать текст, передавая раз­личные интонации, упражняться в темпо­вом чтении отрывков из произведений

Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения, выбирать действия в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формули­ровать собственное мнение и позицию

Целостный, со­циально ориен­тированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии при­роды, начальные навыки адапта­ции в динамично изменяющемся мире

5



С. Маршак «Ав­тобус номер двадцать шесть» (с. 19-21)

Чем человек отличается от животных? В каких ситуа­циях людей сравнивают с животными? Цели: познакомить с произ-ведением С. Маршака; рабо­тать над навыками вырази­тельного чтения;анализиро­вать произведение; пополнять словарный запас; расширять знания о профессиях; воспи­тывать такие качества, как вежливость, доброжелатель­ность; развивать речь.

Писатели, по­эты, иллюстра­ции, действую­щие лица, жанр произведения,азбука, правила поведения, веж­ливость

Знания: научатся пони­мать организацию стихо­творной речи, интонаци­онно оформлять конец предложения.

Умения: анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя», упражняться в темповом чтении от­рывков из произведений, определять главную мысль и соотносить ее с содержанием произве­дения, находить в сти­хах слова с созвучными окончаниями.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материа­лизованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Познавательные: моделиро- вать, то есть выделять и обоб­щенно фиксировать группы существенных признаков объ­ектов с целью решения кон­кретных задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для ор­ганизации собственной дея­тельности и сотрудничества с партнёром

Целостный, со­циально ориен­тированный взгляд на мир в единстве и раз-

нообразии при­роды, начальные навыки адапта­ции и динамично изменяющемся мире, устойчивое следование и

поведении социальным нормам.

6



Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-бы­ли буквы» (с. 22-28)

В каком царстве мы с вами гостим? Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они? Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились? Объясните свой выбор.

Цели: проверить, как учащие­ся усвоили основные понятия раздела; вырабатывать навыки выразительного чтения; разви­вать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений

Писатели, по­эты, иллюстра­ции, действую­щие лица, жанр произведения, азбука

Знания: научатся выра­зительно читать произве­дение, вникать в смысл прочитанного. Умения: анализировать и сравнивать произведе­ния одного раздела, вы­делять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, коор­динировать и принимать раз­личные позиции во взаимодей­ствии

Устойчивое следование в по­ведении социаль­ным нормам, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности, принятие образа «хорошего ученика»

7



Е. Чарушин «Теремок» (с. 30-37)

Почему часто говорят: «Сказ­ка - ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок»?

Цели: выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, характери­зовать с помощью учителя их поступки; формировать инте­рес к самостоятельному чте­нию; совершенствовать навы­ки выразительного чтения и пересказа

Сказки, загадки, небылицы, пер­сонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народ­ные сказки

Знания: научатся отли­чать народные сказки от авторских.

Умения: работать с ху­дожественными текста­ми, доступными для вос­приятия, читать целыми словами, понимать про­читанное, пересказывать, совершенствовать навы­ки выразительного чте­ния и пересказа

Регулятивные: отбирать адек­ватные средства достижения цели деятельности.

Познавательные: контролиро­вать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности, ориен­тироваться в речевом потоке, находить начало и конец вы­сказывания.

Коммуникативные: договари­ваться о распределении функ­ций и ролей в совместной дея­тельности.

Социальная компетентность как готовность

к решению мо­ральных дилемм, осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие.

8



Русская народ­ная сказка «Рукавичка» (с. 38-41)

Почему создаются разные сказки на одну и ту же тему? В чем сходство и различие ска­зок «Теремок» и «Рукавичка»?

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавич­ка»; учить находить общее и различное в разных произве­дениях; формировать интерес к самостоятельному чтению

Сказки, загадки, небылицы, пер­сонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народ­ные сказки

Знания: научатся выде­лять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Умения: работать с ху­дожественными текста­ми, доступными для восприятия, читать це­лыми словами, пони­мать прочитанное, пере­сказывать с опорой на картинку, совершен­ствовать навыки выра­зительного чтения и пе­ресказа

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные пра­вила, принимать позиции слу­шателя, читателя в соответст­вии с задачей.

Познавательные: осуществ­лять поиск и выделение инфор­мации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формули­ровать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью

Социальная ком­петентность как готовность к ре­шению мораль­ных дилемм, осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие


9-10



Загадки, песен­ки, потешки (с. 42-45)

Зачем придумывают загадки? Для чего придумывают песен­ки? Кому предназначены по­тешки?

Цели: познакомить учащихся с жанрами устного народного

Загадки, песен­ки, потешки, ребусы, русские народные песни, диалог

Знания: научатся разли­чать произведения малых фольклорных жанров. Умения: понимать на­родную мудрость, зало­женную в сказках, отга-

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать про­цесс и результат деятельности,

Мотивация учеб­ной деятельности (социальная, учебно-познава­тельная и внеш­няя, осознание









творчества: загадками, песен­ками, потешками; учить по­нимать народную мудрость, заложенную в сказках, отга­дывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл; показать напев­ность русских песен; читать выразительно небольшие произведения; прививать ин­терес и любовь к произведе­ниям народного творчества


дывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл, подбирать нуж­ную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, совершенст­вовать навыки вырази­тельного чтения

формулировать собственное мнение и позицию, строить мо­нологическое высказынаши-Коммуникативные: формули­ровать собственное мнение и позицию, строить монологи­ческое высказывание, исполь­зовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления

своей этнической принадлежнос-ти)

11



Небылицы. Русские народ­ные потешки. Стишки и пе­сенки из книги «Рифмы Ма­тушки Гусы­ни» (с. 46-51)

Что такое небылицы и для че­го их придумывают? В чем отличие построения и звуча­ния русских стихотворных произведений и стихов анг­лийских писателей?

Цели: познакомить с жанром устного народного творчест­ва - небылицами; развивать интерес к чтению произведе­ний народного словесного искусства; стимулировать желание перечитывать по­нравившиеся произведения

Небылицы, не­бывальщина, перевертыши, заглавие

Знания: научатся раз­личать произведения малых фольклорных жанров.

Умения: подбирать нуж­ную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении от­рывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочи­танного, соотносить ил­люстрацию с содержани­ем текста

Регулятивные: выполнять учебные действия в материали­зованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной форме, в том чис­ле творческого характера. Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и коор­динировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознание своей этнической при­надлежности, уважительное отношение к ино­му мнению, ис­тории и культуре других народов, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности

12



А. С. Пушкин «Ветер, ветер...», «Ветер по мо­рю гуляет...»,

«Белка песен­ки поёт...» (с. 52-53)

В чем отличие народных ска­зок от авторских?

Цели: познакомить учащихся с великим русским поэтом

А. С. Пушкиным и его творче­ством; развивать творческие способности и познавательный интерес; воспитывать интерес к творчеству великих русских поэтов и писателей

Звукоподража­ние, народная сказка, автор­ская сказка

Знания: познакомятся с творчеством великого русского поэта А. С. Пуш­кина.

Умения: подбирать нуж­ную интонацию и ритм для чтения, декламиро­вать (наизусть) стихо­творные произведения, высказывать свои впе­чатления о прочитанном, совершенствовать навы­ки выразительного чте­ния стихотворений

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планиро­вании способа решения.

Познавательные: поиск и вы­деление необходимой инфор­мации из различных источни­ков в разных формах. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ста­вить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество

Осознание своей этнической при­надлежности, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности

13-14



Урок-обобще­ние «Сказки, загадки, небы­лицы» (с. 54-64)

Почему возникло такое разно­образие жанров устного на­родного творчества? Цели: обобщить знания детей о различных жанрах в литера­туре; совершенствовать уме­ние различать произведения различных жанров; формиро­вать умение детей находить главную мысль произведения; воспитывать любовь к чтению; развивать навыки выразитель­ного чтения малых жанров

Устное народ­ное творчество, фольклор

Знания: научатся выра­зительно читать произве­дение, вникать в смысл прочитанного. Умения: анализировать и сравнивать произведе­ния различных жанров, находить главную мысль произведения, развивать навыки правильного осознанного чтения текста, ориентироваться в структуре книги, срав­нивать различные произ­ведения малых и боль­ших жанров: находить общее и отличия

Регулятивные: выполнять учебные действия в материали­зованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характе­ра; смысловое чтение; выби­рать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание своей этнической при­надлежности, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности, принятие образа «хорошего ученика

15



А. Плещеев

«Сельская

песенка». Л. Майков «Весна», «Ласточка примчалась..» (с. 66-67)

Чем простое повествователь­ное описание отличается от стихотворного? Какие язы­ковые средства позволяют сделать описание в стихотво­рении таким эмоциональным и музыкальным?

Цели: познакомить с произве­дениями А. Плещеева, А. Май­кова; учить прислушиваться к звучанию стихотворных тек­стов, сравнивать их, находить главную мысль произведения; формировать навыки вырази­тельного чтения; развивать творческие способности детей, их воображение, фантазию; воспитывать любовь к родной литературе

Стихотворение художествен-ное произведение, поэты, искусст­во слова, ритм, рифма

Знания: наизусть стихо­творение (по выбору).

Умения: работать с ху­дожественными текста­ми, доступными для вос­приятия, читать тексты целыми словами с эле­ментами слогового чте­ния, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произве­дения, различать в прак­тическом плане рассказ, стихотворение

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежу­точных целей и соответству­ющих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей дей­ствительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: форму­лировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Целостный, со­циально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности,

ценности и чувства


16







Т. Белозёров «Подснежник»С. Маршак «Апрель»

(с. 67-68)

Для чего поэты используют сказочные образы и сравнения при описании природы? Цели: познакомить с произ­ведениями Т. Белозёрова, С. Маршака; учить прислу­шиваться к звучанию стихо­творных текстов, сравнивать их, находить главную мысль произведения; формировать навыки выразительного чте­ния; развивать творческие способности, воображение, фантазию; воспитывать лю­бовь к родной литературе

Стихотворение художествен-ное произведение, поэты, искусст­во слова, ритм, рифма

Знания: наизусть стихо­творение (по выбору).

Умения: работать с ху­дожественными текста­ми, доступными для вос­приятия, читать тексты целыми словами с эле­ментами слогового чте­ния, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем, адекватно использовать речь для плани­рования и регуляции своей деятельности. Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

Целостный, со­циально ориен­тированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстети­ческие потребно­сти, ценности и чувства


17



И. Токмакова

Чем загадка отличается от стихотворения?

Прозаическая

Знания: познакомятся

Регулятивные: ставить новые

Целостный, со-





«Ручей».


и стихотворная

с произведениями

учебные задачи в сотрудниче-

циально ориен-





Е.Трутнева

Цели: познакомить с произ-

речь, ритм, риф-

И. Токмаковой, Е. Трут-

стве с учителем, адекватно

тированный





«Когда это бы-

ведениями И. Токмаковой,

ма стихотворе-

невой, уяснят ритм

использовать речь для планиро-

взгляд на мир





вает?» (с. 69-72)

Е. Трутневой; пробуждать

ния, загадки,

и мелодию стихотвор-

вания и регуляции своей дея-

в единстве и раз-






интерес к отгадыванию

заключённые

ной речи, научатся

тельности, адекватно воспри-

нообразии при-






стихотворений-загадок;

в стихах

более пристально углуб-

нимать предложения учителей,

роды, эстетиче-






учить сопоставлять загадки


ляться в содержание

товарищей, родителей и других

ские потребно-






и отгадки, сравнивать их,


стихотворения и видеть

людей по исправлению допу-

сти, ценности






выделять общие признаки;


красоту родной природы.

щенных ошибок.

и чувства






воспитывать любовь к родной


Умения: работать с ху-

Познавательные: узнавать,







природе; формировать умение


дожественными текста-

называть и определять объекты







видеть природу, её явления,


ми, доступными для вос-

и явления окружающей дейст-







её красоту; развивать вообра-


приятия, читать тексты

вительности в соответствии







жение, фантазию


целыми словами с эле­ментами слогового чте­ния, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение

с содержанием учебных пред­метов.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач



18-19



Из старинных

Почему мы можем назвать ап-

Православные

Знания: познакомятся

Регулятивные: выполнять

Целостный, со-





книг. А. Май-

рель самым светлым месяцем

праздники,

с некоторыми тради-

учебные действия в материали-

циально ориен-





ков «Христос

года?

Светлая Пасха,

циями и обычаями на-

зованной, гипермедийной,

тированный





Воскрес!».

Цели: познакомить с народ-

традиции,

шего народа.

громкоречевой и умственной

взгляд на мир





Урок-обоб-

ным праздником Светлой Пас-

обычаи

Умения: приводить при-

формах, использовать речь для

в единстве и раз-





щение «Ап-

хи; учить читать стихи, вос-


меры художественных

регуляции своего действия.

нообразии при-





рель, апрель!

создавая в своём воображении


произведений по изучен-

Познавательные: осознанно

роды, народов,





Звенит ка-

их содержание, передавать


ному материалу, вырази-

и произвольно строить сообще-

культур и рели-





пель...»

в речи свои впечатления о вес-


тельно и осознанно чи-

ния в устной и письменной

гий, эмпатия





(с. 74-80)

не, используя понравившиеся слова и словосочетания из прочитанных стихотворе­ний; формировать представ­ление об истории своей Ро­дины, её традициях и обыча­ях; воспитывать правильную жизненную позицию


тать целыми словами,

составлять простейший рассказ о своих впечат­лениях по прочитанному

форме, в том числе творческого и исследовательского характе­ра; смысловое чтение; выби­рать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее до­стижения, осуществлять взаим­ный контроль, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих, ока­зывать в сотрудничестве взаи­мопомощь

как понимание

чувств других людей и сопере-

живание им












20




И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (с. 82-86)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворениях с таки­ми необычными названиями? Цели: продолжить знакомить с творчеством русских поэтов; учить наблюдать за особенно­стями юмористических произ­ведений, инсценировать их; совершенствовать навыки чте­ния целыми словами; воспи­тывать интерес к творчеству русских поэтов, желание читать и слушать чтение взрослых

Юмористиче­ское произве­дение, вопро­сительная и восклица­тельная инто­нация, «В каж­дой шутке есть доля правды...»

Знания: познакомятся с особенностями юмо­ристических произве­дений.

Умения: читать по ро­лям, инсценировать, пе­ресказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать це­лыми словами, состав­лять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному

Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики. Познавательные: самостоя­тельно выделять и формулиро­вать познавательную цель, ис­пользовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, стро­ить понятные для партнёра вы­сказывания

Начальные навы­ки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуа­циях, умение не создавать кон­фликтов и нахо­дить выходы из спорных ситуаций

21




Н. Артюхова «Саша-дразнилка» (с. 87-89)

Какое по жанру произведение будем читать? Можно ли пред­положить, кто будет главным героем?

Цели: познакомить с творче­ством Н. Артюховой; совер-

Рассказ, «В ка­ждой шутке есть доля правды...», качества харак­тера

Знания: научатся про­гнозировать текст, интонацией передавать настроение и чувства героев, разбивать текст на части, подбирать

Регулятивные: выполнять учебные действия в материали­зованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия,

Начальные навы­ки адаптации в динамично из­меняющемся мире, навыки сотрудничества






шенствовать навыки чтения; развивать умение воспроизво­дить предложения с разной интонацией; учить находить в тексте слова, которые харак­теризуют героев произведе­ния; воспитывать положитель­ные качества личности, умение общаться с друзьями


заголовки к частям рас­сказа.

Умения: находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительно и осоз­нанно читать целыми словами

вносить необходимые допол­нения и изменения в план и способ действия в случае рас­хождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоя­тельно создавать алгоритмы деятельности при решении про­блем различного характера. Коммуникативные: договари­ваться о распределении функ­ций и ролей в совместной дея­тельности

в разных ситуа­циях, умение не создавать кон­фликтов и нахо­дить выходы из спорных си­туаций

22









К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «При­вет» (с. 90-92)

Почему эти стихотворения помещены в юмористическом разделе учебника?

Цели: продолжить знакомст­во с творчеством К. И. Чу­ковского; совершенствовать навыки чтения; развивать познавательные процессы; умение оценивать поступки героев и определять, как сам автор относится к ним

Прямое и пере­носное значение слов (горячий привет и горя­чий пирог), тёп­лые дружеские отношения

Знания: научатся оцени­вать поведение героев.

Умения: наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительное, осознанное чтение целы­ми словами цепочкой

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат. Познавательные: осуществ­лять смысловое чтение, выби­рать вид чтения в зависимости от цели, выделения существен­ных признаков.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Этические чув­ства, прежде всего доброже­лательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

23\24




И. Пивоварова «Кулинаки -пулинаки». М. Пляцков-ский «Помощ­ник» (с. 93-94, 100-101)

Как можно понять выражение «слова шалят»? Когда слова могут быть «помощниками»?

Цели: продолжить знакомить с творчеством русских писате­лей для детей; учить читать тексты с различными речевы­ми задачами: посочувствовать

Скороговорка, пословицы

Знания: научатся читать тексты с различными речевыми задачами: по­сочувствовать герою, улыбнуться ему, посме­яться вместе с ним и т. д. Умения: читать по ро­лям, анализировать про-

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации, определять после­довательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Мотивация учеб­ной деятельности (социальная, учебно-познава­тельная и внеш­няя, принятие образа «хорошего ученика»)






герою, улыбнуться ему, по­смеяться вместе с ним и т. д.; воспитывать положительные качества личности


изведение, делать вы­воды; упражняться в темповом чтении ско­роговорок, проверять чтение друг друга, оце­нивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника


25




К. И. Чуков­ский

«Теле­фон»

(95-99)

Для чего придумали телефон? Какие современные средства связи существуют сейчас? О чем могли бы разговаривать по телефону звери?

Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковско­го; совершенствовать навыки чтения; развивать познава­тельные процессы, мышление и фантазию; воспитывать ин­терес к творчеству русских поэтов, желание читать и слу­шать чтение других

Интонация, ил­люстрация, ис­кусство слова, пуд, дюжина

Знания: познакомят­ся с произведением К. И. Чуковского, нау­чатся читать тексты с различными речевыми задачами.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, дек­ламировать (наизусть) стихотворные произве­дения; высказывать свои впечатления о прочитан­ном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений

Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения, выбирать действия в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, пони­мать фактическое содержание текста.

Коммуникативные: формули­ровать собственное мнение и позицию, воспринимать мне­ние сверстников о прочитанном произведении

Мотивация учеб­ной деятельности (социальная, учебно-познава­тельная и внеш­няя, принятие образа «хорошего ученика»)

26




Урок-обобще­ние

«И в шутку и всерьёз» (с. 102-106)

Зачем придумывают смешные рассказы? Могут ли они чему-то научить?

Цели: упражнять в чтении текстов целыми словами;

обучать выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопро­сы; развивать умение нахо­дить общее в прочитанных произведениях; учить соот­носить свои взгляды на по­ступки героев из произведе­ний со взглядами друзей и взрослых; воспитывать положительные качества личности

Действующие лица, жанр про­изведения, опор­ные слова, пере­сказ рассказа

Знания: научатся выбо­рочному чтению отрыв­ков, которые являются ответом на заданные во­просы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Умения: работать в группе; находить об­щее в прочитанных произведениях, вырази­тельно и осознанно чи­тать целыми словами, отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентиро­ваться в структуре учеб­ника, в изученном раз­деле)

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной,гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характе­ра; смысловое чтение; выби­рать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное пове­дение и поведение окружаю­щих, оказывать в сотрудниче­стве взаимопомощь

Осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие, самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки

27








Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Бла­гинина «Пода­рок»

(с. 108-111)

Кто может быть другом? Ка­ким должен быть настоящий друг?

Цели: познакомить детей с произведениями Ю. Ермо­лаевой, Е. Благининой; учить детей читать прозаические тек­сты, соблюдая необходимую интонацию; учить пересказы­вать текст по вопросам учеб­ника; формировать нравствен­ные представления о дружбе и взаимопомощи

Прозаическая и стихотворная речь, логиче­ское ударение, пауза

Знания: познакомятся с произведениями Ю. Ермолаевой, Е. Бла­гининой, научатся читать прозаические тексты.

Умения: выделять глав­ное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пере­сказывать текст, вырази­тельно и осознанно чи­тать целыми словами

Регулятивные: предвидеть возможности получения кон­кретного результата при реше­нии задачи.

Познавательные: самостоя­тельно выделять и формулиро­вать познавательную цель. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодейст­вии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Навыки сотруд­ничества в раз­ных ситуациях, умение не созда­вать конфликтов и находить вы­ход из спорных ситуаций,этиче­ские чувства, прежде всего доброжелатель-ность и эмоционально-нравственная отзывчивость

28-29




B. Орлов «Кто первый?».

C. Михалков «Бараны» (С. 112-114)

Как помириться со своим дру­гом, если вы в ссоре? Цели: познакомить с произ­ведениями В. Орлова, С. Ми­халкова; совершенствовать навыки чтения; работать над формированием умений чи­тать выразительно, читать по ролям; развивать познава­тельные процессы; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества личности, желание и умение дружить

Вежливые слова

Знания: познакомятся с произведениями В. Ор­лова, С. Михалкова; с разными способами выхода из конфликтной ситуации.

Умения: читать вырази­тельно по ролям, рабо­тать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, разви­вать навык самостоятель­ного чтения, отрабаты­вать навык употребления в речи вежливых слов

Регулятивные: определять по­следовательность промежуточ­ных целей и соответствующих

им действии с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в в разнообразии способов решения задач, устанавливать, причинно-следственные связи. Коммуникативные: формули­ровать собственное мнение и позицию, адекватно оцени­вать собственное поведение и поведение окружающих.

Навыки сотруд­ничества в раз­ных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего дображелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.



30




Р. Сеф «Со­вет». В. Бере­стов «В мага­зине игрушек». В. Орлов «Ес­ли дружбой дорожить...» (с. 115-117)

Какие правила дружбы вы знаете?

Цели: познакомить с новыми авторами и их произведения­ми; совершенствовать навыки чтения, умение читать вырази­тельно и с правильной интона­цией; воспитывать положи­тельные качества личности: умение дорожить дружбой (со сверстниками, с родителя­ми, друзьями-игрушками и т. д.), ценить её

Дружба, обида, ссора, спор, со­веты, правила дружбы

Знания: познакомятся с новыми авторами и их произведениями о друж­бе, сформулируют пра­вила сохранения друже­ских отношений. Умения: читать вырази­тельно и с правильной интонацией, выразитель­но и осознанно читать целыми словами; отраба­тывать навык употребле­ния в речи вежливых слов; соотносить содер­жание произведения с пословицами

Регулятивные: составлять план и последовательность дей­ствий, адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности. Познавательные: самостоя­тельно создавать алгоритмы деятельности при решении про­блем различного характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Социальная ком петентность как готовность к ре­шению моральных дилемм, устойчи­вое следование в поведении социальным нор­мам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,этические чувства, прежде всего доброже­лательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

31




И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Бар-то «Вот так защитник» (с. 117-119)

Что такое иронические стихи? Зачем их пишут поэты?

Цели: познакомить с произ­ведениями И. Пивоваровой и А. Барто; расширять пред­ставление о взаимоотноше­ниях героев друг с другом; формировать навыки вежли­вых взаимоотношений с ок­ружающими; учить понимать иронический смысл некото­рых слов («вежливый ослик») на основе осмысления содер­жания текста

Вежливые слова, этикет, ирония

Знания: познакомятся с произведениями И. Пи­воваровой, А. Барто, нау­чатся употреблять в речи вежливые слова, овладе­ют элементами речевого этикета, научатся пони­мать иронический смысл некоторых выражений. Умения: осуществлять вежливые взаимоотно­шения с окружающими

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоя­тельно выделять и формулиро­вать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формули­ровать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие, самостоятель­ность и личная ответственность за свои поступки

32







Я. Аким «Моя родня». С. Мар­шак «Хороший день» (с. 119-125)

Назовите самое дорогое, на ваш взгляд, что есть на свете. Кого вы считаете своей родней и кого вы очень любите?

Цели: познакомить с произ­ведениями Я. Акима, С. Мар­шака; совершенствовать на­выки чтения; отрабатывать умение читать целыми слова­ми; развивать внимание к род­ному языку, умение опреде­лять логическое ударение и делать паузы; воспитывать чуткое и бережное отношение к своим родным и друзьям

Дружба, това­рищи, родные, главная мысль произведения

Знания: познакомятся с произведениями Я. Акима, С. Маршака, научатся определять главную мысль произве­дения, отвечать на во­просы по тексту.

Умения: характеризовать особенности прослу­шанного произведения (определять жанр, опи­сывать поведение и ха­рактеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с ок­ружающими

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную за­дачу, адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческо­го и исследовательского ха­рактера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зави­симости от цели. Коммуникативные: договари­ваться о распределении функ­ций и ролей в совместной дея­тельности

Этические чув­ства, прежде всего доброже­лательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

33




М. Пляцков-СКИЙ «Серди­тый дог Буль».

Ю. Энтин «Про дружбу»

(с. 126-127)

Когда можно применить та­кую поговорку: «Сила есть, ума не надо»? Что бы вы посо­ветовали таким людям? Цели: познакомить с произве­дениями М. Пляцковского и Ю. Энтина; совершенство­вать навыки плавного слого­вого чтения и умение читать целыми словами; развивать умение пересказывать про­читанное близко к тексту; воспитывать положительные качества личности: дружелю­бие, доброту; воспитывать интерес к чтению

Дружба, това­рищи, обида, ссора, спор, со­веты, правила дружбы

Знания: познакомятся с произведениями М. Пляцковского и Ю. Энтина, научатся определять главную мысль произведения, аргументировать своё мнение, с привлечением текста произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Умения: характеризо­вать особенности про­слушанного произведе­ния (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотно­шения с окружающими

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполне­ния заданий.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной и письменной форме, в том числе творческо­го и исследовательского ха­рактера.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта ин­тересов и позиций всех участ­ников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за дей­ствиями других участников в процессе коллективной дея­тельности

Социальная компетентность как ГОТОВНОСТЬ к ре­шению мораль­ных дилемм,

устойчивое следование в поведении социальным нормам

34




Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои дру­зья» (с. 128— 132)

Что объединяет все рассказы, прочитанные в этом разделе? Как вы понимаете, что такое воспитанный человек? Цели: развивать умение чи­тать вдумчиво и осознанно; учить различать противопо­ложные качества людей, обосновывать своё мнение; развивать интерес к своему прошлому; воспитывать положительные качества личности; учить работать в группе, рас­пределять работу, находить нужную информацию в соот­ветствии с заданием, пред­ставлять найденную информа­цию группе

Взаимоотно­шения, беспо­мощность, при­вязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек

Знания: научатся выде­лять особенности произ­ведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мне­ние, различать противо­положные качества людей.

Умения: читать вдумчи­во и осознанно, формули­ровать личную оценку поступков героев прочи­танных произведений; выразительно и осознан­но читать целыми слова­ми; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще-ния в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависи­мости от цели.

Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие, самостоятель­ность и личная ответственность за свои поступки, этические чувст­ва, прежде всего доброжелатель-ность и эмоцио­нально-нравст­венная отзывчи­вость, социальная компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

35




С. Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак...»

(с. 134-137)

Почему животных называют братьями нашими меньшими? Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей при­роде?

Цели: дать представление о тематике произведений раздела «О братьях наших меньших»; совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми словами; воспиты­вать интерес к животным и бережное, заботливое от­ношение к ним

Братья наши меньшие, ха­рактер героев, рифма

Знания: познакомят­ся с произведениями С. Михалкова и Р. Сефа, научатся анализировать события текста, их по­следовательность. Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, пони­мать содержание прочи­танного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из про­изведений, развивать на­вык самостоятельного чтения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудни­честве с учителем, предвос­хищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее дос­тижения, адекватно оценивать собственное поведение и пове­дение окружающих

Этические чув­ства, прежде всего доброже­лательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

36




В. Осеева

«Собака яростно лаяла» (С138-139)

Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов:маленький, пушистый, усатый, беззащитный? Как вы понимаете слово «беззащитный»?

Цели: познакомить с произведением В. Осеевой; учить читать прозаический текст це­лыми словами, пользоваться приемом словесного рисова­ния; развивать умение рабо­тать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чут­кое отношение к животным

Части рассказа, картинный план, характер героев.

Знания: познакомятся с произведением В. Осее­вой, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравст­вен- но-этические ценно-сти взаимодействия с окружающим миром. Умения: делить текст на смысловые части, составлять план, переска­зывать текст по картин­ному плану, работать с иллюстрациями, анали­зировать положительные и отрицательные дейст­вия героев, выразительно и осознанно читать це­лыми словами

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудни­честве с учителем, выполнять учебные действия в материали­зованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее дос­тижения, адекватно оценивать собственное поведение и пове­дение окружающих

Социальная ком­петентность как готовность к ре­шению мораль­ных дилемм, устойчивое следование в поведении со­циальным нормам





37




И. Токмакова «Купите соба­ку». С. Михал­ков «Важный совет»

(с. 140-142,149)

Откуда берутся бездомные собаки и кошки? Какие советы вы бы могли дать тем людям, которые решили завести жи­вотных?

Цели: познакомить со стихо­творениями И. Токмаковой, С. Михалкова; закреплять умение читать стихотворный текст; показать отличие художественного текста

Характер геро­ев, рифма, научно-познава­тельный и ху­дожественный тексты, энцик­лопедия

Знания: познакомятся с произведениями И. Токмаковой и С. Ми­халкова, научатся отли­чить художественный текст от научно-популяр­ного, видеть главную мысль произведения. Умения: отвечать на во­просы, анализировать тон, настроение произве-

Регулятивные: составлять план и последовательность дей­ствий, адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности. Познавательные: использо­вать общие приёмы решения задач, работать с учебником, ориентироваться в нем по со­держанию (оглавлению) и с по­мощью значков.

Социальная компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое следование в поведении со­циальным нор­мам, осознание ответственности






от научно-популярного; учить видеть главную мысль произ­ведения; развивать активную личность; воспитывать инте­рес к животным и бережное, заботливое отношение к ним


дения, рассказывать о прочитанном, аргумен­тировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников, вырази­тельно, осознанно чи­тать целыми словами

Коммуникативные: координи­ровать и принимать различные позиции во взаимодействии

человека за об­щее благополу­чие, гуманисти­ческое сознание

38































































М. Пляцков-ский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка» (с. 143-145)

Из каких книг можно узнать о своих любимых животных? Всегда ли клички животных отражают их характер? Цели: познакомить со стихо­творениями М. Пляцковского, Г. Сапгира; закреплять умение читать стихотворный текст; показать отличие художест­венного текста от научно-популярного; учить озаглавли­вать тексты на одну и ту же тему; развивать активную личность; воспитывать инте­рес к животным и бережное, заботливое отношение к ним

Энциклопедия, научно-познава­тельный и ху­дожественный тексты

Знания: познакомятся с произведениями М. Пляцковского, Г. Сап­гира, научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения. Умения: отвечать на во­просы, анализировать тон, настроение произве­дения, рассказывать о прочитанном, аргумен­тировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников; выразитель­но, осознанно читать це­лыми словами

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную за­дачу, адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач, осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характе­ра; смысловое чтение; выби­рать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: договари­ваться о распределении функ­ций и ролей в совместной дея­тельности

Социальная ком­петентность как готовность к ре­шению мораль­ных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нор­мам, осознание ответственности человека за об­щее благополу­чие, гуманисти­ческое сознание

39




В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай» (с. 146-148)

Объясните, чем текст, который создает учёный, отличается от художественного текста? Цели: учить читать текст вы­разительно, целыми словами, пользоваться приемом словесного

рисования, перечитывать текст с целью его глубокого понимания, показать отличие художественного текста от научно-популярного, воспитывать активную ЛИЧНОСТЬ; приви­вать интерес к животным и бережное, заботливое от­ношение к ним

Энциклопедия, научно-познаватель-ный и художествен-ный текст.

Знания: познакомятся с произведениями В. Бе­рестова и В. Лунина, научатся отличить ху­дожественный текст от научно-популярного,

видеть главную мысль произведения. Умения: отвечать на вопросы, анализиро­вать тон, настроение произведения, расска­зывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников, на­ходить заглавие текста, называть автора произве­дения, различать в прак­тическом плане рассказ, стихотворение, деклами­ровать наизусть




Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач, осознанно

и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческо­го и исследовательского ха­рактера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависи­мости от цели.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать пра­вила речевого этикета

Социальная ком­петентность как готовность к ре­шению мораль­ных дилемм, устойчивое следование в по­ведении социаль­ным нормам, осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие, гуманистичес-кое сознание

40




Д. Хармс «Храбрый ёж».

Н. Сладков «Лисица и ёж»

(с. 149-151)

Как вы думаете, как кричат ежи? О чем вам говорит заго­ловок этого рассказа? Цели: познакомить с произве­дениями Д. Хармса и Н. Сладкова; учить вдумчивому пе­речитыванию произведений; совершенствовать навык чте­ния целыми словами; упраж­нять в выразительном чтении рассказов; воспитывать инте­рес к животным и бережное, заботливое отношение к ним

Интонация, час­ти рассказа, план, характер героев

Знания: познакомятся с произведениями Д. Хармса, Н. Сладкова, научатся видеть в тексте прямые и скрытые ав­торские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окру­жающим миром. Умения: делить текст на части, составлять кар­тинный план, пересказы­вать по рисунку, вырази­тельно и осознанно читать целыми словами

Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач, осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Социальная ком­петентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осозна­ние ответствен­ности человека за общее благо­получие, гума­нистическое сознание

41




































Из старинных книг. Обобще­ние по теме «О братьях на­ших меньших»

(с. 152-156)

Что объединяет все произве­дения, которые мы прочитали в этом разделе? Как ты по­нимаешь слова писателя: «Мы в ответе не только за се­бя, но и за братьев наших меньших»?

Цели: учить читать текст вы­разительно, целыми словами; побуждать перечитывать текст с целью его более глубокого понимания; упражнять в составлении собственных рассказов на заданную тему; формировать ответственное отношение к живой природе

Информация, звукоподража­ния, характер героев, части рассказа, план

Знания: научатся сопос­тавлять произведения на одну и ту же тему, вы­делять их особенности. Умения: приводить при­меры художественных произведений по изучен­ному материалу, состав­лять собственные расска­зы на заданную тему, анализировать положи­тельные и отрицательные действия героев, вырази­тельно и осознанно чи­тать целыми словами

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной фор­ме, в том числе творческого и исследовательского характе­ра; смысловое чтение; выби­рать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: опреде­лять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

Социальная ком­петентность как готовность к ре­шению мораль­ных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осозна­ние ответствен­ности человека за общее благо­получие, гумани­стическое созна­ние, принятие образа «хорошего ученика»




Итого:41 часов