Рабочая программа
Казачьего военно-патриотического клуба «Витязь»
Аннотация
Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность, в том числе и через создание военно-патриотического клуба.
Создание клуба казачьей направленности вызвано нашей убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние молодёжи. У казаков всегда были святы
Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
Казачий клуб является первой ступенью подготовки кадров для казачества, и в тоже время, учащиеся в нём (далее кадеты), не связывающие свои планы на будущее с казачеством, имеют возможность получить надлежащее воспитание по кадетской системе, в результате которого формируются духовные ценности и жизненные приоритеты личности, позволяющие в будущем успешно самореализоваться в жизни.
Кроме того, получить основы военной подготовки и хорошую физическую закалку, приобщиться к здоровому образу жизни и самобытным ценностям казачьей культуры.
Поскольку казачий кадетский клуб существует в обычной школе, то достижение целей его деятельности осуществляется, в основном, в рамках дополнительного образования во внеурочное время, возможно получение кадетами некоторых специальных знаний во время интегрированных уроков.
Но, в отличие от обычной системы дополнительного образования, воспитательно-образовательный процесс в нём имеет значительные особенности.
Цели программы: - формирование и развитие социально значимых, духовных ценностей, гражданственности, патриотизма.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
Разработка и апробирование модели детского самоуправления .
Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи.
Воспитание дружбы и товарищества, духовных, нравственных и коллективных установок и стремление, развитие социального творчества.
Программа рассчитана На изучение курса в 5-9 классе в учебном плане отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа.
Результат освоения курса внеурочной деятельности .
В процессе освоения программы курса внеурочной деятельности для 5-9 классов:
- обогащение личного опыта общения учащихся;
- ориентация на общечеловеческие ценности;
- активная жизненная позиция;
- сплочение классного коллектива;
- уважительное отношение к истории и культуре родного края;
- создание музейного уголка.
Содержание программы
Реализация программы возможна через планирование дополнительного образования куда входят следующие компоненты:
обязательные занятия включают в себя:
- специальную подготовку;
- основы Православной культуры;
- строевая подготовка;
-военную подготовку;
- общую физическую подготовку;
- казачий фольклор.
Программа рассчитана на 1 год, с дальнейшим ее продолжением.
Раздел I. Специальная подготовка (44 ч).
Тема 1.1. История казачества (10 ч).
Занятие 1. Введение. (1 час)
Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества. Казачество – особое служилое сословие.
Занятие 2. (1 часа). Происхождение казачества и образование казачьих войск
Значение слова казак. Теории происхождения казачества. Исторические предшественники казачества: эллино-скифы, сарматы, аланы, анты, готы, гунны, тюрки, булгары, хазары, печенеги, половцы, бродники, мещеряки, татары. Первые упоминания о казаках: Илья Муромец, Куликовская битва 1380 г., Рязанские казаки 1444 г. Казаки на государственной службе. Роль казачества в истории Руси и России. Подвиги казаков на фронтах Великой Отечественной войны.Возрождение казачества. Казаки в 50 – 80-гг. XX в. Казачье движение 90-х гг. Первый Большой казачий круг 1990 г. Совет атаманов Союза казаков 1990 г. Принятие «Декларации казачества России».
Занятие 3,4 (2 часа). Общественное устройство и быт казаков .
Первые казачьи поселения и хозяйство: основные занятия охота и рыболовство. Общественное устройство. Самоуправление: Круг, атаман и есаулы, старики. Преступления и наказания в казачьей общине. Образование казачьих войск. Курень, хутор, станица, войско. Сечевой уклад казачьей жизни.
Занятие 5,6,7,8,9,10 (6 часов) Семейный уклад казаков .
Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение. Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка». Права и обязанности казачки.
Мужской костюм. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе. Женский костюм. Значение кружев и вышивки в костюме. Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков.
Традиционная система питания. Лепешка, каша, курник, рыбные, мясные и молочные блюда, напитки узвар.
Тема 1.2. Устав казачества и правила поведения (6 часов)
Занятие 11. (1 час). Понятие и значение Уставов. Уставы в казачестве.
Занятие 12. (1 час). Понятие Устава Вооружённых Сил РФ. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Занятие 13,14. (2 часа). Правила поведения кадета и казака . Понятие кадет. Кто может быть кадетом. Обязанности кадета. Внешний вид кадета.
Занятие 15,16. (2 часа). Поощрения и взыскания. Правила поведения казака.(2 часа)
Тема 1.3. Казачья религия и символика. (4 часов).
Занятие 17 (1 час). Что такое религия? Состав казачьих регалий, их назначение.
Занятие 18 (1 час ). Присяга казаков. Появление формы у казаков и её изменения. Папаха для казака. Современная форма казаков. Понятие и значение атрибутов: погоны, шевроны, петлицы, кокарда. Полевая, повседневная, парадная и особо парадная форма казаков Войскового казачьего общества «Иркутское казачье войско».
Занятие 19 (1 час). Знамя и флаг. Происхождение и значение знамени. Знамя-священно. Знамена казачьих войск, станиц, хуторов. Знамя Центрального казачьего войска.
Занятие 20 (1 час) Гимн. Понятие гимна. Гимны в казачестве. Гимн Центрального казачьего войска.
Тема 1.4. Православие в судьбе казачества (11 часа ).
Занятие 21 (1 час). Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников.
Занятие 22 (1 час). Покров. День матери казачки. Традиция почитания шапки.
Занятие 23 (1 час). Культ коня. Христианство в степи.
Занятие 24 (1 час). Первые легенды о крещении казаков.
Занятие 25 (1 час).Церковные традиции. Мировоззрение. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой.
Занятие 26 (1 час).Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины.
Занятие 27 (1 час) . Воинские братства казаков.
Занятия 28,29,30. (3 часов). Основы православной культуры.
Занятие 31. Практическое занятие (1 часа). Посещение и изучение храма, православной службы, икон.
Тема 1.5. Казачьи традиции и фольклор (1 час).
Занятие 32. (1 час) . Казачьи заповеди и традиции.
Тема 1.6. Казачий фольклор. Хор (практические занятия) – 12 часов
Занятие 33 ( 1 час). Народная песня как составляющая народного творчества.
Занятие 34,35 (2 часа). Ознакомление с вокально-хоровыми навыками пения в
Занятие 36,37 (2 часа). Создание сценического образа песни.
Занятие 38 (1 час). Знакомство с русскими народными костюмом.
Занятие 39 (1 час). Понятие о сценическом лице.
Занятие 40,41,42,43 (4 часов). Коллективно-массовые формы работы.
Занятие 44 (1 часа). Итоговое занятие-концерт.
Раздел II. Строевая подготовка (18 часов ).
Тема 2.1. Строй и управление. Перестроение (6 часов ).
Занятие 45,46,47,48. Понятие строя. Управление строем. Понятие «колонна», «шеренга». Построение в колонну, в шеренгу. Перестроение. Практические занятия.
Тема 2.2. Строевые команды (6 часов )
Занятие 49-54. Строевая стойка. Повороты «направо», «налево», «кругом» на месте. Строевой шаг. Практические занятия.
Тема 2.3. Воинское приветствие без оружия. Выход из строя и подход к начальнику (6 часов ).
Занятие 55-60. Понятие воинского приветствия. Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику. Практические занятия.
Раздел III. Физическая подготовка (18 ч.)
Тема 3.1. Режим дня. Вредные привычки и их влияние на организм (2 часа).
Занятие 61 (1 час). Необходимость соблюдения режима дня.
Занятие 62 (1 час). Режим дня школьника. Практическая разработка режима дня
Тема 3.2.Здоровый образ жизни ( 6 часов).
Занятие 63 (1 час).Здоровый образ жизни.
Занятие 64 (1 час). Курение и влияние табака на организм ребёнка, подростка, взрослого.
Занятие 65 (1 час). Алкоголь и его влияние на организм ребёнка, подростка, взрослого.
Занятие 66(1 час). Наркотические вещества и их влияние на организм.
Занятие 67-68. (2 часа). Разработка рекомендаций по ведени. Здорового образа жизни.
Тема 3.3. Народные игры ( 10 часов) Практические занятия.
Занятие 69-70(2 часа). История казачьих игр. Казачьи национальные игры.
Занятие 71-72 (2 часа). Игры «Чехорда», «Нагайка и кнут», «Городки», «Схоронички».
Занятие 73 (1 час). Молодецкие забавы.
Занятие 74-75(2 часа). Казачьи потешки.
Занятие 76-77 (2 часа). Подвижные игры казаков.
Занятие 78 (1 час). Итоговое занятие.
Раздел IV. Военная подготовка (10 часов )
Тема 4.1. Воинский мир казаков (2 час).
Занятие 79-80 (2час). Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков-разведчиков до «царицы полей».
Тема 4.2. Традиционное снаряжение и оружие казаков (2 час).
Занятие 81-82 (2 час). Огнестрельное оружие казаков. Холодное оружие, шашка. Сабля. Кинжал. Пика.
Тема 4.3. Воинские народные звания. Воинские обряды (2 часа).
Занятие 83-84 (2 час). Воинские народные звания. Воинские обряды.
Тема 4.4 Ориентирование на местности (2 часа).
Занятие 85 (1 час). Ориентирование на местности по карте и без карты.
Занятие 86 (1 час). Определение своего местоположения. Определение сторон света.
Тема 4.5. Хождение по азимута (2 часа).
Занятие 87 (1 час) Понятие азимута. Привязка к местности.
Занятие 88 (1 час) Выбор ориентира. Построение азимута. Хождение по азимуту.
Раздел V. Туристическая подготовка (15 часов).
Тема 5.1. Подбор и подгонка рюкзака (2 часа ).
Занятие 89-90. Выбор рюкзака. Подгонка рюкзака по размеру. Способы укладки рюкзака.
Тема 5.2. Установка палатки (2 часа).
Занятие 91-92. Палатка. Установка палатки.
Тема 5.3. Первая медицинская помощь (6 часа)
Занятие 93-98 (6 часа). Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Понятие о ране и их квалификация. Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Понятие о переломах и травматическом шоке.
5.4. Практическое занятие (поход).(5 часов) Занятие 99-103
Раздел VI. Огневая подготовка (31 часа ).
Тема 6.1. Основы и правила стрельбы (10 часа).
Занятие 104-114 Огнестрельное оружие: понятие, виды. Правила стрельбы. Техника безопасности при стрельбе из огнестрельного оружия.
Тема 6.2. Материальная часть автомата Калашникова (21 часа).
Занятие 115-136 Автомат Калашникова. Внешний вид. Ознакомление со сборкой и разборкой автомата Калашникова.
Формы организации и виды деятельности школьников
При организации занятий по программе приоритетными видами деятельности являются: самоуправление, поисковая работа, экскурсии, походы, конкурсы, соревнования, викторины, участие в культурно-массовых мероприятиях, проекты.
Тематическое планирование
| Название раздела | Количество часов |
Раздел I. Специальная подготовка (44ч). |
Тема 1.1. История казачества (10 ч). |
1 | Введение. Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества. Казачество – особое служилое сословие. | 1 |
2 | Происхождение казачества и образование казачьих войск | 1 |
3-4 | Общественное устройство и быт казаков . Первые казачьи поселения и хозяйство: основные занятия охота и рыболовство. Общественное устройство. Самоуправление: Круг, атаман и есаулы, старики. Преступления и наказания в казачьей общине. Образование казачьих войск. Курень, хутор, станица, войско. Сечевой уклад казачьей жизни. | 2 |
5-10 | Семейный уклад казаков . Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение. Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка». Права и обязанности казачки. Мужской костюм. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе. Женский костюм. Значение кружев и вышивки в костюме. Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. Традиционная система питания. Лепешка, каша, курник, рыбные, мясные и молочные блюда, напитки узвар. | 6 |
| | |
Тема 1.2. Устав казачества и правила поведения (6 часов) |
11 | Понятие и значение Уставов. Уставы в казачестве. | 1 |
12 | Понятие Устава Вооружённых Сил РФ. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. | 1 |
13-14 | Правила поведения кадета и казака . Понятие кадет. Кто может быть кадетом. Обязанности кадета. Внешний вид кадета. | 2 |
15-16 | Поощрения и взыскания. Правила поведения казака. | 2 |
Тема 1.3. Казачья религия и символика. (4 часа) |
17 | Что такое религия? Состав казачьих регалий, их назначение. | 1 |
18 | Присяга казаков. Появление формы у казаков и её изменения. Папаха для казака. Современная форма казаков. Понятие и значение атрибутов: погоны, шевроны, петлицы, кокарда. Полевая, повседневная, парадная и особо парадная форма казаков Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». | 1 |
19 | Знамя и флаг. Происхождение и значение знамени. Знамя-священно. Знамена казачьих войск, станиц, хуторов. Знамя Центрального казачьего войска. | 1 |
20 | Гимн. Понятие гимна. Гимны в казачестве. Гимн Центрального казачьего войска. | 1 |
Тема 1.4. Православие в судьбе казачества (11 часа ) |
21 | Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников. Погребальный обряд. | 1 |
22 | Покров. День матери казачки. Традиция почитания шапки. | 1 |
23 | Культ коня. Христианство в степи | 1 |
24 | Первые легенды о крещении казаков. | 1 |
25 | Церковные традиции. Мировоззрение. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой. | 1 |
26 | Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины. | 1 |
27 | Воинские братства казаков. | 1 |
28-30 | Основы православной культуры. | 3 |
31 | Практическое занятие. Посещение и изучение храма, православной службы, икон. | 1 |
Тема 1.5. Казачьи традиции и фольклор (1 час). |
32 | Казачьи заповеди и традиции. | 1 |
Тема 1.6. Казачий фольклор. Хор (практические занятия) – 12 часов |
33 | Народная песня как составляющая народного творчества. | 1 |
34-35 | Ознакомление с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой и разговорной речи. | 2 |
36-37 | Создание сценического образа песни. | 2 |
38 | Знакомство с русскими народными костюмом. | 1 |
39 | Понятие о сценическом лице. | 1 |
40-43 | Коллективно-массовые формы работы. | 4 |
44 | Итоговое занятие-концерт. | 1 |
Раздел II. Строевая подготовка (18 часов ). |
Тема 2.1. Строй и управление. Перестроение (6 часов ). |
45-48 | Понятие строя. Управление строем. Понятие «колонна», «шеренга». Построение в колонну, в шеренгу. Перестроение. Практические занятия. | 6 |
Тема 2.2. Строевые команды (6 часов ) |
49-54 | Строевая стойка. Повороты «направо», «налево», «кругом» на месте. Строевой шаг. Практические занятия. | 6 |
Тема 2.3. Воинское приветствие без оружия. Выход из строя и подход к начальнику (6 часов ). |
55-60 | Понятие воинского приветствия. Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику. Практические занятия. | 6 |
Раздел III. Физическая подготовка (18 ч.) |
Тема 3.1. Режим дня. Вредные привычки и их влияние на организм (2 часа). |
61 | Необходимость соблюдения режима дня. | 1 |
62 | Режим дня школьника. Практическая разработка режима дня | 1 |
Тема 3.2.Здоровый образ жизни ( 6 часов). |
63 | Здоровый образ жизни. | 1 |
64 | Курение и влияние табака на организм ребёнка, подростка, взрослого. | 1 |
65 | Алкоголь и его влияние на организм ребёнка, подростка, взрослого. | 1 |
66 | Наркотические вещества и их влияние на организм. | 1 |
67-68 | Разработка рекомендаций по ведении. Здорового образа жизни. | 2 |
Тема 3.3. Народные игры ( 10 часов). Практические занятия. |
69-70 | История казачьих игр. Казачьи национальные игры. | 2 |
71-72 | Игры «Чехорда», «Нагайка и кнут», «Городки», «Схоронички». | 2 |
73 | Молодецкие забавы. | 1 |
74-75 | Казачьи потешки. | 2 |
76-78 | Подвижные игры казаков. | 3 |
Раздел IV. Военная подготовка (10 часов ) |
Тема 4.1. Воинский мир казаков (2 час). |
79-80 | Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков-разведчиков до «царицы полей». | 2 |
Тема 4.2. Традиционное снаряжение и оружие казаков (2 часа). |
81-82 | Огнестрельное оружие казаков. Холодное оружие, шашка. Сабля. Кинжал. Пика. | 1 |
Тема 4.3. Воинские народные звания. Воинские обряды (2 часа). |
83-84 | Воинские народные звания. Воинские обряды. | 1 |
Тема 4.4 Ориентирование на местности (2 часа). |
85 | Ориентирование на местности по карте и без карты. | 1 |
86 | Определение своего местоположения. Определение сторон света. | 1 |
Тема 4.5. Хождение по азимута (2 часа). |
87 | Понятие азимута. Привязка к местности. | 1 |
88 | Выбор ориентира. Построение азимута. Хождение по азимуту. | 1 |
Раздел V. Туристическая подготовка (15 часов). |
Тема 5.1. Подбор и подгонка рюкзака (2 часа ). |
89-90 | Выбор рюкзака. Подгонка рюкзака по размеру. Способы укладки рюкзака. | 2 |
91-92 | Тема 5.2. Палатка. Установка палатки. | 2 |
93-98 | Тема 5.3. Первая медицинская помощь. | 6 |
99-103 | 5.4. Практическое занятие (поход). (6 часов) | 5 |
Раздел VI. Огневая подготовка (31 час ). |
Тема 6.1. Основы и правила стрельбы (10 часа). |
104-114 | Огнестрельное оружие: понятие, виды. Правила стрельбы. Техника безопасности при стрельбе из огнестрельного оружия. | 10 |
Тема 6.2. Материальная часть автомата Калашникова (3 часа). |
115-136 | Автомат Калашникова. Внешний вид. Ознакомление со сборкой и разборкой автомата Калашникова. | 21 |
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Казачий военно-патриотический клуб «Витязь» - это детское объединение военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В своей деятельности клуб руководствуется Уставом, где указаны общие положения, цели и задачи членов казачьего клуба, права воспитанников, казачьи заповеди, органы управления, поощрения и наказания, отношение к религии, структура и прекращение деятельности. На занятиях используются разнообразные формы деятельности: соревнования, экскурсии, походы, воскресная служба в церкви, познавательные беседы, встречи с казаками, просмотры видеофильмов, конкурсы, исследования. Жизнь клуба строится на выполнении присяги, кодекса чести, правах и обязанностях кадетов.
Одним из важнейших направлений в деле решения задач, стоящих перед казачьим клубом, является организация развития системы самоуправления казачьего клуба.
Под самоуправлением понимается возможность самим учащимся:
- планировать, организовывать свою деятельность и подводить её итоги;
- проводить интересные для самих учащихся мероприятия;
- пробовать себя в различных социальных ролях;
- искать чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки.
Деятельности казачьего клуба следует организовывать в соответствии с предложенной структурой самоуправления.
Командир клуба, помощники избираются большинством голосов, путем открытого голосования на выборном собрании. Командир и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, согласно структуре самоуправления в казачьем классе, являются старшими. Командир и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, имеют право делать замечания остальным учащимся казачьего клуба, а также требовать от них соблюдения дисциплины, общественного порядка и формы одежды, правил поведения и приветствия.
Основные отличительные особенности казачьего военно-патриотического клуба «Витязь»:
- ношение особой формы одежды, казачьей атрибутики (парадной, повседневной, полевой)
- признание православия, ношения нательных крестиков;
- все занятия начинаются с построения на молитву.
Участниками воспитательного процесса в клубе являются: кадеты из числа 5-9 классов, преподавательский коллектив школы, приглашаемые педагоги дополнительного образования, родители (законные представители) учащихся, казаки и иные структуры, способствующее деятельности клуба.