СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа казачьего военно-патриотического клуба

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа казачьего военно-патриотического клуба»

Рабочая программа

Казачьего военно-патриотического клуба «Витязь»



Аннотация

Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность, в том числе и через создание военно-патриотического клуба.

Создание клуба казачьей направленности вызвано нашей убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние молодёжи. У казаков всегда были святы

Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Казачий клуб является первой ступенью подготовки кадров для казачества, и в тоже время, учащиеся в нём (далее кадеты), не связывающие свои планы на будущее с казачеством, имеют возможность получить надлежащее воспитание по кадетской системе, в результате которого формируются духовные ценности и жизненные приоритеты личности, позволяющие в будущем успешно самореализоваться в жизни.

Кроме того, получить основы военной подготовки и хорошую физическую закалку, приобщиться к здоровому образу жизни и самобытным ценностям казачьей культуры.

Поскольку казачий кадетский клуб существует в обычной школе, то достижение целей его деятельности осуществляется, в основном, в рамках дополнительного образования во внеурочное время, возможно получение кадетами некоторых специальных знаний во время интегрированных уроков.

Но, в отличие от обычной системы дополнительного образования, воспитательно-образовательный процесс в нём имеет значительные особенности.

Цели программы: - формирование и развитие социально значимых, духовных ценностей, гражданственности, патриотизма.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.

  2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.

  3. Разработка и апробирование модели детского самоуправления .

  4. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи.

  5. Воспитание дружбы и товарищества, духовных, нравственных и коллективных установок и стремление, развитие социального творчества.


Программа рассчитана На изучение курса в 5-9 классе в учебном плане отводится  4 часа в неделю, всего 136 часов.

Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа.

Результат освоения курса внеурочной деятельности .

В процессе освоения программы курса внеурочной деятельности для 5-9 классов:

- обогащение личного опыта общения учащихся;

- ориентация на общечеловеческие ценности;

- активная жизненная позиция;

- сплочение классного коллектива;

- уважительное отношение к истории и культуре родного края;

- создание музейного уголка.
















































Содержание программы

Реализация программы возможна через планирование дополнительного образования куда входят следующие компоненты:

обязательные занятия включают в себя:

- специальную подготовку;

- основы Православной культуры;

- строевая подготовка;

-военную подготовку;

- общую физическую подготовку;

- казачий фольклор.

Программа рассчитана на 1 год, с дальнейшим ее продолжением.


Раздел I. Специальная подготовка (44 ч).

 

Тема 1.1. История казачества (10 ч).

Занятие 1. Введение.  (1 час)

Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества. Казачество – особое служилое сословие.

 

Занятие 2. (1 часа). Происхождение казачества и образование казачьих войск

            Значение слова казак. Теории происхождения казачества. Исторические предшественники казачества: эллино-скифы, сарматы, аланы, анты, готы, гунны, тюрки, булгары, хазары, печенеги, половцы, бродники, мещеряки, татары. Первые упоминания о казаках: Илья Муромец, Куликовская битва 1380 г., Рязанские казаки 1444 г. Казаки на государственной службе. Роль казачества в истории Руси и России.             Подвиги казаков на фронтах Великой Отечественной войны.Возрождение казачества. Казаки в 50 – 80-гг. XX в. Казачье движение 90-х гг. Первый Большой казачий круг 1990 г. Совет атаманов Союза казаков 1990 г. Принятие «Декларации казачества России».

 

Занятие 3,4 (2 часа). Общественное устройство и быт казаков .

Первые казачьи поселения и хозяйство: основные занятия охота и рыболовство. Общественное устройство. Самоуправление: Круг, атаман и есаулы, старики. Преступления и наказания в казачьей общине. Образование казачьих войск. Курень, хутор, станица, войско. Сечевой уклад казачьей жизни.

 

Занятие 5,6,7,8,9,10 (6 часов) Семейный уклад казаков .

            Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение. Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка».  Права и обязанности казачки.

Мужской костюм. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе. Женский костюм. Значение кружев и вышивки в костюме. Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков.

            Традиционная система питания. Лепешка, каша, курник, рыбные, мясные и молочные блюда, напитки узвар.

 

 

Тема 1.2. Устав казачества и правила поведения (6 часов)

 

Занятие 11. (1 час). Понятие и значение Уставов. Уставы в казачестве.

 

Занятие 12. (1 час). Понятие Устава Вооружённых Сил РФ. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

 

Занятие 13,14. (2 часа). Правила поведения кадета и казака . Понятие кадет. Кто может быть кадетом. Обязанности кадета. Внешний вид кадета.

 

Занятие 15,16. (2 часа). Поощрения и взыскания. Правила поведения казака.(2 часа)

 

Тема 1.3. Казачья религия и символика. (4 часов).

Занятие 17 (1 час). Что такое религия? Состав казачьих регалий, их назначение.

 

Занятие 18 (1 час ). Присяга казаков. Появление формы у казаков и её изменения. Папаха для казака. Современная форма казаков. Понятие и значение атрибутов: погоны, шевроны, петлицы, кокарда. Полевая, повседневная, парадная и особо парадная форма казаков Войскового казачьего общества «Иркутское казачье войско».



Занятие 19   (1 час).  Знамя и флаг. Происхождение и значение знамени. Знамя-священно. Знамена казачьих войск, станиц, хуторов. Знамя Центрального казачьего войска.

 

 

Занятие 20 (1 час) Гимн. Понятие гимна. Гимны в казачестве. Гимн Центрального казачьего войска.

 


Тема 1.4. Православие в судьбе казачества (11 часа ).

 

Занятие 21 (1 час). Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников.

 

Занятие 22 (1 час). Покров. День матери казачки. Традиция почитания шапки.

 

 Занятие 23 (1 час). Культ коня. Христианство в степи.

 

 

Занятие 24 (1 час). Первые легенды о крещении казаков.

 

Занятие 25 (1 час).Церковные традиции. Мировоззрение. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой.

 

Занятие 26 (1 час).Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины.

 

Занятие 27 (1 час) . Воинские братства казаков.

 

 

Занятия 28,29,30. (3 часов). Основы православной культуры. 

 

Занятие 31. Практическое занятие (1 часа). Посещение и изучение храма, православной службы, икон.

  

Тема 1.5. Казачьи традиции и фольклор (1 час).

Занятие 32.  (1 час) . Казачьи заповеди и традиции. 

  

Тема 1.6. Казачий фольклор. Хор (практические занятия) – 12 часов

Занятие 33 ( 1 час). Народная песня как составляющая народного творчества.

Занятие 34,35 (2 часа). Ознакомление с вокально-хоровыми навыками пения в

Занятие 36,37 (2 часа). Создание сценического образа песни.

Занятие 38 (1 час). Знакомство с русскими народными костюмом.

Занятие 39 (1 час). Понятие о сценическом лице.

Занятие 40,41,42,43 (4 часов). Коллективно-массовые формы работы.

Занятие 44 (1 часа). Итоговое занятие-концерт.

Раздел II. Строевая подготовка (18 часов ).

 

Тема 2.1. Строй и управление. Перестроение (6 часов ).

Занятие 45,46,47,48. Понятие строя. Управление строем. Понятие «колонна», «шеренга». Построение в колонну, в шеренгу. Перестроение. Практические занятия.

 

Тема 2.2. Строевые команды (6 часов )

Занятие 49-54. Строевая стойка.  Повороты «направо», «налево», «кругом» на месте. Строевой шаг. Практические занятия.

 

Тема 2.3. Воинское приветствие без оружия. Выход из строя и подход к начальнику (6 часов ).

Занятие 55-60. Понятие воинского приветствия. Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику. Практические занятия.

 

Раздел III. Физическая подготовка (18 ч.)

 

Тема 3.1. Режим дня. Вредные привычки и их влияние на организм (2 часа).

Занятие 61 (1 час).  Необходимость соблюдения режима дня.

Занятие 62 (1 час). Режим дня школьника. Практическая разработка режима дня

 

Тема 3.2.Здоровый образ жизни ( 6 часов).

Занятие 63 (1 час).Здоровый образ жизни.

Занятие 64 (1 час). Курение и влияние табака на организм ребёнка, подростка, взрослого.

Занятие 65 (1 час). Алкоголь и его влияние на организм ребёнка, подростка, взрослого.

Занятие 66(1 час).  Наркотические вещества и их влияние на организм.

Занятие 67-68. (2 часа). Разработка рекомендаций по ведени. Здорового образа жизни.

 

Тема 3.3. Народные  игры ( 10 часов) Практические занятия.

Занятие 69-70(2 часа). История казачьих игр. Казачьи национальные игры.

Занятие 71-72 (2 часа). Игры «Чехорда», «Нагайка и кнут», «Городки», «Схоронички».

Занятие 73 (1 час). Молодецкие забавы.

Занятие 74-75(2 часа). Казачьи потешки.

Занятие 76-77 (2 часа). Подвижные игры казаков.

Занятие 78 (1 час). Итоговое занятие.

 





Раздел IV. Военная подготовка (10 часов )

 

Тема 4.1. Воинский мир казаков (2 час).

Занятие 79-80 (2час). Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков-разведчиков до «царицы полей».

Тема 4.2.  Традиционное снаряжение и оружие казаков (2 час).

Занятие 81-82 (2 час). Огнестрельное оружие казаков. Холодное оружие, шашка. Сабля. Кинжал. Пика.

Тема 4.3. Воинские народные звания. Воинские обряды (2 часа).

Занятие 83-84 (2 час). Воинские народные звания. Воинские обряды.

Тема 4.4 Ориентирование на местности (2 часа).

Занятие 85 (1 час). Ориентирование на местности по карте и без карты.

Занятие 86 (1 час). Определение своего местоположения. Определение сторон света.

Тема 4.5. Хождение по азимута (2 часа).

Занятие 87 (1 час) Понятие азимута. Привязка к местности.

Занятие 88 (1 час) Выбор ориентира. Построение азимута. Хождение по азимуту.

 

Раздел V. Туристическая подготовка (15 часов).

 

Тема 5.1. Подбор и подгонка рюкзака (2 часа ).

Занятие 89-90. Выбор рюкзака. Подгонка рюкзака по размеру. Способы укладки рюкзака.

 

Тема 5.2. Установка палатки (2 часа).

Занятие 91-92. Палатка. Установка палатки.

 

Тема 5.3. Первая медицинская помощь (6 часа)

Занятие 93-98 (6 часа). Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Понятие о ране и их квалификация. Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Понятие о переломах и травматическом шоке.

 

5.4.   Практическое занятие (поход).(5 часов)  Занятие 99-103



Раздел VI. Огневая подготовка (31 часа ).

 

Тема 6.1. Основы и правила стрельбы (10 часа).

Занятие 104-114 Огнестрельное оружие: понятие, виды. Правила стрельбы. Техника безопасности при стрельбе из огнестрельного оружия.

 

Тема 6.2. Материальная часть автомата Калашникова (21 часа).

Занятие 115-136 Автомат Калашникова. Внешний вид. Ознакомление со сборкой и разборкой автомата Калашникова.

Формы организации и виды деятельности школьников

При организации занятий по программе приоритетными видами деятельности являются: самоуправление, поисковая работа, экскурсии, походы, конкурсы, соревнования, викторины, участие в культурно-массовых мероприятиях, проекты.

























































Тематическое планирование


Название раздела

Количество часов

Раздел I. Специальная подготовка (44ч).

Тема 1.1. История казачества (10 ч).

1

Введение.  Что изучает история казачества? История казачества – часть истории Отечества. Казачество – особое служилое сословие.

1

2

Происхождение казачества и образование казачьих войск

1

3-4

Общественное устройство и быт казаков . Первые казачьи поселения и хозяйство: основные занятия охота и рыболовство. Общественное устройство. Самоуправление: Круг, атаман и есаулы, старики. Преступления и наказания в казачьей общине. Образование казачьих войск. Курень, хутор, станица, войско. Сечевой уклад казачьей жизни.

2

5-10

Семейный уклад казаков .

Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение. Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка».  Права и обязанности казачки.

Мужской костюм. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе. Женский костюм. Значение кружев и вышивки в костюме. Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков.

Традиционная система питания. Лепешка, каша, курник, рыбные, мясные и молочные блюда, напитки узвар.

6




Тема 1.2. Устав казачества и правила поведения (6 часов)

11

Понятие и значение Уставов. Уставы в казачестве.

1

12

Понятие Устава Вооружённых Сил РФ. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

1

13-14

Правила поведения кадета и казака . Понятие кадет. Кто может быть кадетом. Обязанности кадета. Внешний вид кадета.

2

15-16

Поощрения и взыскания. Правила поведения казака.

2

Тема 1.3. Казачья религия и символика. (4 часа)

17

Что такое религия? Состав казачьих регалий, их назначение.

1

18

Присяга казаков. Появление формы у казаков и её изменения. Папаха для казака. Современная форма казаков. Понятие и значение атрибутов: погоны, шевроны, петлицы, кокарда. Полевая, повседневная, парадная и особо парадная форма казаков Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».

1

19

Знамя и флаг. Происхождение и значение знамени. Знамя-священно. Знамена казачьих войск, станиц, хуторов. Знамя Центрального казачьего войска.

1

20

Гимн. Понятие гимна. Гимны в казачестве. Гимн Центрального казачьего войска.

1

Тема 1.4. Православие в судьбе казачества (11 часа )

21

Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников. Погребальный обряд.

1

22

Покров. День матери казачки. Традиция почитания шапки.

1

23

Культ коня. Христианство в степи

1

24

Первые легенды о крещении казаков.

1

25

Церковные традиции. Мировоззрение. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой.

1

26

Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины.

1

27

Воинские братства казаков.

1

28-30

Основы православной культуры.

3

31

Практическое занятие. Посещение и изучение храма, православной службы, икон.

1

Тема 1.5. Казачьи традиции и фольклор (1 час).

32

Казачьи заповеди и традиции.

1

Тема 1.6. Казачий фольклор. Хор (практические занятия) – 12 часов

33

Народная песня как составляющая народного творчества.

1

34-35

Ознакомление с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой и разговорной речи.

2

36-37

Создание сценического образа песни.

2

38

Знакомство с русскими народными костюмом.

1

39

Понятие о сценическом лице.

1

40-43

Коллективно-массовые формы работы.

4

44

Итоговое занятие-концерт.

1

Раздел II. Строевая подготовка (18 часов ).

Тема 2.1. Строй и управление. Перестроение (6 часов ).

45-48

Понятие строя. Управление строем. Понятие «колонна», «шеренга». Построение в колонну, в шеренгу. Перестроение. Практические занятия.

6

Тема 2.2. Строевые команды (6 часов )

49-54

Строевая стойка.  Повороты «направо», «налево», «кругом» на месте. Строевой шаг. Практические занятия.

6

Тема 2.3. Воинское приветствие без оружия. Выход из строя и подход к начальнику (6 часов ).

55-60

Понятие воинского приветствия. Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику. Практические занятия.

6

Раздел III. Физическая подготовка (18 ч.)

Тема 3.1. Режим дня. Вредные привычки и их влияние на организм (2 часа).

61

Необходимость соблюдения режима дня.

1

62

Режим дня школьника. Практическая разработка режима дня

1

Тема 3.2.Здоровый образ жизни ( 6 часов).

63

Здоровый образ жизни.

1

64

Курение и влияние табака на организм ребёнка, подростка, взрослого.

1

65

Алкоголь и его влияние на организм ребёнка, подростка, взрослого.

1

66

Наркотические вещества и их влияние на организм.

1

67-68

Разработка рекомендаций по ведении. Здорового образа жизни.



2

Тема 3.3. Народные игры ( 10 часов). Практические занятия.

69-70

История казачьих игр. Казачьи национальные игры.

2

71-72

Игры «Чехорда», «Нагайка и кнут», «Городки», «Схоронички».

2

73

Молодецкие забавы.

1

74-75

Казачьи потешки.

2

76-78

Подвижные игры казаков.

3

Раздел IV. Военная подготовка (10 часов )

Тема 4.1. Воинский мир казаков (2 час).

79-80

Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков-разведчиков до «царицы полей».

2

Тема 4.2. Традиционное снаряжение и оружие казаков (2 часа).

81-82

Огнестрельное оружие казаков. Холодное оружие, шашка. Сабля. Кинжал. Пика.

1

Тема 4.3. Воинские народные звания. Воинские обряды (2 часа).

83-84

Воинские народные звания. Воинские обряды.

1

Тема 4.4 Ориентирование на местности (2 часа).

85

Ориентирование на местности по карте и без карты.

1

86

Определение своего местоположения. Определение сторон света.

1

Тема 4.5. Хождение по азимута (2 часа).

87

Понятие азимута. Привязка к местности.

1

88

Выбор ориентира. Построение азимута. Хождение по азимуту.

1

Раздел V. Туристическая подготовка (15 часов).

Тема 5.1. Подбор и подгонка рюкзака (2 часа ).

89-90

Выбор рюкзака. Подгонка рюкзака по размеру. Способы укладки рюкзака.

2

91-92

Тема 5.2. Палатка. Установка палатки.

2

93-98

Тема 5.3. Первая медицинская помощь.

6

99-103

5.4. Практическое занятие (поход). (6 часов)

5

Раздел VI. Огневая подготовка (31 час ).

Тема 6.1. Основы и правила стрельбы (10 часа).

104-114

Огнестрельное оружие: понятие, виды. Правила стрельбы. Техника безопасности при стрельбе из огнестрельного оружия.

10

Тема 6.2. Материальная часть автомата Калашникова (3 часа).

115-136

Автомат Калашникова. Внешний вид. Ознакомление со сборкой и разборкой автомата Калашникова.

21




МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Казачий военно-патриотический клуб «Витязь» - это детское объединение военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В своей деятельности клуб руководствуется Уставом, где указаны общие положения, цели и задачи членов казачьего клуба, права воспитанников, казачьи заповеди, органы управления, поощрения и наказания, отношение к религии, структура и прекращение деятельности. На занятиях используются разнообразные формы деятельности: соревнования, экскурсии, походы, воскресная служба в церкви, познавательные беседы, встречи с казаками, просмотры видеофильмов, конкурсы, исследования. Жизнь клуба строится на выполнении присяги, кодекса чести, правах и обязанностях кадетов.

Одним из важнейших направлений в деле решения задач, стоящих перед казачьим клубом, является организация развития системы самоуправления казачьего клуба.

Под самоуправлением понимается возможность самим учащимся:

- планировать, организовывать свою деятельность и подводить её итоги;

- проводить интересные для самих учащихся мероприятия;

- пробовать себя в различных социальных ролях;

- искать чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки.

Деятельности казачьего клуба следует организовывать в соответствии с предложенной структурой самоуправления.

Командир клуба, помощники избираются большинством голосов, путем открытого голосования на выборном собрании. Командир и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, согласно структуре самоуправления в казачьем классе, являются старшими. Командир и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, имеют право делать замечания остальным учащимся казачьего клуба, а также требовать от них соблюдения дисциплины, общественного порядка и формы одежды, правил поведения и приветствия.

Основные отличительные особенности казачьего военно-патриотического клуба «Витязь»:

- ношение особой формы одежды, казачьей атрибутики (парадной, повседневной, полевой)

- признание православия, ношения нательных крестиков;

- все занятия начинаются с построения на молитву.


Участниками воспитательного процесса в клубе являются: кадеты из числа 5-9 классов, преподавательский коллектив школы, приглашаемые педагоги дополнительного образования, родители (законные представители) учащихся, казаки и иные структуры, способствующее деятельности клуба.