СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Хоровой кружок"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Хор" рассчитана на 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Хоровой кружок"»



Сосновский муниципальный район Челябинской области



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРГАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




рассмотрено: утверждено:

На педагогическом совете приказом директора:_______2018г.

№1 от______2018 г. согласовано: _______/Зайцева Н.А.

(председатель Совета школы)









Рабочая программа

Дополнительного образования

для 2 – 7 классов

«Хоровой кружок»



2 часа в неделю (всего 70 часов)




Составитель: Соколова И.А.

учитель музыки и МХК

I категории















  1. 2018 / 2019 уч. г.




    Информационная карта хорового кружка дополнительного образования


    Ф.И.педагога


    Соколова Ирина Александровна,

    учитель музыки,

    1 квалификационной категории

    Тип программы


    Модифицированный

    Образовательная область


    Искусство

    Направление деятельности


    Художественно-эстетическая

    Способ освоения содержания образования


    Творческий

    Уровень освоения содержания образования


    Общекультурный

    Уровень реализации программы


    Начальное и основное образование

    Форма реализации программы


    Групповая и индивидуальная

    Продолжительность реализации программы

    Возраст

    2 года


    10-14 лет









    Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования «Хоровой кружок» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности младших подростков в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации дополнительного образования учащихся 2-7 классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.

Задачи:

  • формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;

  • формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;

  • развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;

  • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;

  • развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.





  1. Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).

Возраст детей, участвующих в реализации программы 10 – 14 лет.

Сроки реализации программы – 2 года, занятия проводятся 2 раза в неделю, 70 часов в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;

  • хоровое сольфеджио;

  • ансамблевое музицирование;

  • сольное пение;

  • занятия по музыкальной грамоте;

  • музыкально-ритмические упражнения;

  • дыхательная гимнастика;

  • музыкально-пластическое интонирование;

  • движение под музыку;

  • двигательные импровизации.





  1. Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МОУ «Саргазинская СОШ» деятельность программы дополнительного образования «Хоровой кружок» в 2-7 классах отводится 2 внеаудиторный часа в неделю, 70 часов в год.

Формы организации образовательной деятельности.

Основной формой является учебное занятие



Учебное занятие










Интегрированные занятия (сводные репетиции)







Индивидуальные занятия


Работа в парах


Групповые занятия











  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.

Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.


Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • формирование эмоциональное отношение к искусству;

  • формирование духовно-нравственных оснований;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.


Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;

  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.


Предметные результаты:

  • разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;

  • постижение нотной грамоты;

  • знание особенностей музыкального языка;

  • применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • выражение образного содержания музыки через пластику и движение;

  • создание коллективных музыкально-пластических композиций;

  • исполнение вокальных произведений разных жанров.





  1. Содержание учебного курса.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Нотная грамота» - 6 часов.

Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

«Хоровое сольфеджио» - 6 часов.

Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.

«Исполнение а капелла и с сопровождением» - 10 часов.

Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.

«Работа с фонограммой» - 10 часов.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.

«Работа с микрофоном» - 6 часов.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

«Сценическое движение и культура» - 10 часов.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сценическое движения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

«Работа над репертуаром» - 20 часов.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.





  1. Календарно-тематическое планирование (одинаковое для каждого года обучения с постепенным усложнением).


Тема

Основные понятия

Планируемые результаты

Вид контроля

Период

проведения (план)

предметные

метапредметные

1.

Нотная грамота

(6 часов)

Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ, басовый ключ, нотные знаки, тональности до 2-х знаков

реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.


Личностные: творческая самореализация на занятии;

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.


См. работа

сентябрь


2.

Хоровое сольфеджио

(6 часов)

Интервал, интонирование, координация, мелодия

Исполнение, сочинение

сентябрь-октябрь


3.

Исполнение а капелла и с сопровождением (10часов)

Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.

Исполнение

октябрь-ноябрь


4.

Работа с фонограммой (10 часов)

Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор

Исполнение

ноябрь-декабрь

5.

Работа с микрофоном

(6 часов)

Дикция, микрофон, утрирование

Исполнение

декабрь-январь

6.

Сценическое движение и культура
(10 часов)

Сцена, культура, певец, образ

Исполнение, импровизация

январь-февраль

7.

Работа над репертуаром

(20 часов)

Репертуар

Исполнение на сцене;

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, районных, городских и региональных

март-май


ИТОГО:
70 часов










  1. Ожидаемые результаты: подготовка тематических вокально-исполнительских программ по годам обучения (3-4 песни для каждой программы).

1-ый год обучения:

1. Программа «Дорогим учителям…» – песни об учителях,школе.

2. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни на русском и английском языках.

3. Программа «Поём о мире» – песни с патриотической и гражданской тематикой.

4. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах.

5.Программа «Русские народные песни»

2-ой год обучения:

1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира (возможно исполнение на языке оригинала).

2. Программа «Эх, дороги…» - песни военных и послевоенных лет.

3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе.

4. Программа «О, спорт, ты – мир!» - песни о физкультуре, спорте, спортсменах и спортивных команда.

5.Программа «Фольклорные песни Южного Урала».


Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов в художественно – эстетической деятельности»

Уровни

воспитательных

результатов

Виды хоровой

деятельности

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Художественное творчество

-кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

-художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.



- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.


-художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.


  1. Использованная литература.


  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.

  • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;

  • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.

  • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.

  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.

  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

Интернет-ресурсы:

  • Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/

  • Искусство слышать http://iskusstvo.my1.ru/

  • Классическая музыка http://classic.ru

  • Музыка и я - http://musicandi.ru/


X. Материально-техническое обеспечение курса.

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Технические средства обучения:

  • компьютер

  • музыкальный центр

  • микшер

  • микрофоны

  • флеш-карты

  1. Учебно-практическое оборудование:

  • фортепиано

  • синтезатор

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!