МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей начальных классов. | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «__»_________20____ г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Художественное творчество»
для 3 класса
(ФГОС НОО)
Разработана
учителем начальных классов
Дворянчиковой Ю. Н.
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. ООП НОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
.
Направленность программы «Художественное творчество» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Объем часов: В год - 34 часа
В неделю - 1 час
Сроки реализации программы: один учебный год.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
При отборе материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.
Цель изучения курса
Содержание программы «Художественное творчество» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Основные формы, методы и средства обучения
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка:
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы “Юный художник» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект
В результате работы по программе «Художественное творчество» обучающиеся
научатся:
различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
знать об особенностях национальной художественной культуры;
иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
произведениям изобразительного искусства;
получат возможность научиться:
воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
составлять композиции, узоры;
создавать творческие проекты;
доводить работу до полного завершения.
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Формы работы: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание программы.
Основы художественной грамоты. 13 ч.
Вводное занятие. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Натюрморт из трёх предметов. Рисующий свет. Холодные цвета. Стихия – вода. Теплые цвета. Стихия- огонь
« Осенние листья». Природная форма – лист. Натюрморт. «Дворец Снежной королевы».
Портрет мамы. «Цветы зимы». «Здравствуй ,праздник Новый год!» «Прогулка по зимнему саду»
Графика. 8 ч.
Вводное занятие, введение в тему. «Листья и веточки». «Осенние листья». Натюрморт. «Село родное». «Терема». Открытка – поздравление «Защитникам Отечества». Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник». «Мир вокруг нас».
Техники изобразительного искусства.4ч.
Волшебные нитки. Кляксография. Выдувание. Пальчиковая живопись.
Наше творчество - 7 ч.
Рисование по теме: «Победа!» Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни». «Мы рисуем бабочку».
Рисование по теме:«Мечты о лете!» «Подарок». «Волшебные узоры». «Я и мир»
Тематическое планирование
№ п.п. | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Основы художественной грамоты. | 13 ч. |
2 | Графика. | 9 ч. |
3 | Техники изобразительного искусства | 4 |
4 | Наше творчество | 8 ч. |
Итого: | 34 ч |
Календарно -тематическое планирование
№ п.п. | Дата проведения занятия | Тема занятия | Примечание |
п | ф |
1 | | | Вводное занятие. | |
2 | | | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | |
3 | | | Натюрморт из трёх предметов. | |
4 | | | Рисующий свет. | |
5 | | | Холодные цвета. Стихия – вода. | |
6 | | | Теплые цвета. Стихия- огонь | |
7 | | | « Осенние листья». | |
8 | | | Природная форма – лист. | |
9 | | | Натюрморт. | |
10 | | | «Дворец Снежной королевы». | |
11 | | | Портрет мамы. | |
12 | | | «Цветы зимы». | |
13 | | | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | |
14 | | | «Прогулка по зимнему саду» | |
15 | | | «Листья и веточки». | |
16 | | | «Осенние листья» | |
17 | | | Натюрморт | |
18 | | | «Село родное» | |
19 | | | «Терема». | |
20 | | | «Терема». | |
21 | | | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | |
22 | | | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | |
23 | | | «Мир вокруг нас» | |
24 | | | Волшебные нитки. | |
25 | | | Кляксография. | |
26 | | | Выдувание. | |
27 | | | Пальчиковая живопись | |
28 | | | Рисование по теме: «Победа!» | |
29 | | | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | |
30 | | | «Мы рисуем бабочку». | |
31 | | | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | |
32 | | | «Подарок» | |
33 | | | «Волшебные узоры» | |
34 | | | Выставка рисунков: «Я и мир» | |
12