СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа клуба «Математика и жизнь»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика в нашей жизни присутствует всегда и везде. Цель данной рабочей программы: показать связь математики с лите ратурой, музыкой и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа клуба «Математика и жизнь»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»



Рассмотрено:

руководитель МО

учителей математики и физики

___________ / Г.Ю.Алабина/

подпись ФИО

Протокол № _1_

от «29_»_августа_2017_г.

Согласовано:

заместитель директора

по УВР

________ / И.А. Середина/

подпись ФИО

«_30_» _августа_2017 г.

Утверждаю:

директор

МКОУ«Богучарская СОШ №1»

___________ /Е.П. Богданова/

подпись ФИО

Приказ от «1» _сентября _2017г.

№_11_















Рабочая программа

клуба

«Математика и жизнь»

на 2017 – 2018 учебный год





















Класс 8а, 8б


Учитель Новоселова Н.Н.










Содержание



1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ________________________________стр. 3


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов

деятельности ____________________________________________________________________стр. 7


3. Тематическое планирование______________________________________________________стр. 11


Календарно-тематическое планирование _____________________________________________стр. 12

































  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;


Метапредметные:

Межпредметные понятия

  • овладение обучающимися основами читательской компетенции:

• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;

• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

  • приобретение навыков работы с информацией:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

  • участие в проектной деятельности

• овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,

• принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности

• получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.


Регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• слушать партнера;

• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


Предметные

В результате изучения курса ученик научиться

оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления.

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

  • составлять план решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России.

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.



Результаты внеурочной деятельности

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.























  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание курса

Общее кол-во часов

Формы организации занятий, основных видов деятельности

1

Искусство, наука, красота.

Наука и искусство - два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.

1.1 Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке. Раздумья о красоте научного поиска, о величии человеческого духа никогда не переставали волновать мыслящих людей. Математика несет красоту в любую науку. Особая роль математики в науке и ее особая эстетическая ценность.

1.2 Наука и искусство - грани творчества. Что же сближает и что разъединяет науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Таким образом, цель и у науки, и у искусства одна - торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями.

1.3 Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи. Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.

4 часа

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Теория

2

Математика и музыка

2.1 Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. Именно в математике, в познании количественных отношений, видели пифагорейцы ключ к разгадке мировой гармонии, постижение которой и составляло-смысл их жизни. Звездчатый пятиугольник, или пентаграмма,- пифагорейский символ здравия и тайный опознавательный знак. Обет молчания, даваемый пифагорейцами, нашел отражение в символе "бык на языке", что на современный лад означает "держи язык за зубами". Именно в музыке была первые обнаружена таинственная направляющая роль чисел в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2, 2:3, 3:4.

2.2 "Космическая музыка": от Платона до Кеплера. Задолго до нашей эры, во времена, когда человечество "летало" только на восковых крыльях в мифах о Дедале и Икаре, была своя "космическая музыка", многим, возможно, покажется удивительным. По преданию, слово "космос", первоначально означавшее прекрасно устроенный, ввел в обиход Пифагор. Космос для пифагорейцев - это гармоничное, пропорциональное строение мира. Сами же пропорции, как мы уже видели, мыслились греками музыкально" поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом. Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив пифагорейской эстетики. Он имел тысячи вариантов, оттенков и тысячелетнюю традицию, начиная от Пифагора и Платона до "Гармонии мира" Иоганна Кеплера, написанной уже в XVII веке.

2.3 Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы. Музыкальная гамма разделена на пропорциональные части; она буквально пронизана пропорциями, а пропорциональность, как мы знаем, является одним из объективных критериев красоты. Пифагорова комма. 12-звуковая равномерная темперация.

4 часа

Познавательная деятельность

Проблемно – ценностное общение

Исследовательская деятельность

Теория

Практика

Беседа

Дискуссия

3

Математика и архитектура

3.1 Архитектура = (наука + техника)*искусство. "Прочность - польза - красота",- говорит формула архитектуры Витрувия. "Прекрасно то, что хорошо служит данной цели",- учит Сократ. "Дома строят для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- вторил Сократу через 2000 лет Фрэнсис Бэкон. Англичанина Рескина поддерживал француз Теофил Готье: "По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит". Вся история архитектуры - это история поисков гармонического единства "функции - конструкции - формы", это история непрерывного восхождения на пути к вершине, имя которой "прочность - польза - красота ". В формуле архитектуры, данной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Ф. А. Новиковым, искусство стоит не слагаемым, а сомножителем: архитектура = (наука + техника) * искусство.

3.2 Тайны золотого сечения. Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении ... Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень (И. Кеплер) Ряд золотого сечения и тесно связанный с ним ряд Фибоначчи обладают массой исключительных математических свойств, которые каким-то поразительным образом сошлись в этих феноменах. Но золотое сечение и числа Фибоначчи имеют не менее удивительные приложения не только в искусстве, но и в живой природе.

3.3 Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама. "Человек - мера всех вещей..." Этот знаменитый афоризм древнегреческого философа-софиста Протагора (ок. 490 - ок. 420 до н. э.) является ключом к разгадке тайны пропорций Парфенона, его поразительной гармонии и спокойствия. Но если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи.

3.4 Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье. Шедевр древнерусского зодчества церковь Покрова Богородицы на Нерли. Система мер, существовавшая в Древней Руси. Основные древнерусские меры длины и геометрическая взаимосвязь между ними. "Как мера и красота скажет..." - союз математики (мера) и искусства (красота) в создании архитектурных памятников. Система модульной унификации – модулор.

3.5 Пропорция - математика архитектурной гармонии. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонко сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. Гармония в природе и гармония в архитектуре - две стороны единого великого процесса созидания.

5 часов

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Теория

Практика

Беседа

Дискуссия

4

Математика и живопись

4.1 "Законы красоты" человека. Во все времена, от наскальной живописи в Сахаре до полотен Сальвадора Дали, человек был и остается главной темой изобразительного искусства. С древнейших времен пропорции человека составляли предмет изучения художника, его "математическую лабораторию". Три древнеегипетских канона. Греческое искусство. Леонардо да Винчи. Труды Дюрера. Да, человек - мера всех вещей - настолько разнообразен, что его нельзя втиснуть в рамки дискретных канонов. Теория пропорций сегодня не умерла, а лишь замерла в ожидании качественно нового скачка, в ожидании перехода от "арифметического" к "аналитическому" и даже "компьютерному" выражению.

4.2 Перспектива - геометрия живописи. Все проблемы Перспективы можно пояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело. (Леонардо да Винчи). Развитие понятия перспективы. Начертательная и проективная геометрия. Важнейшие виды проекций: центральные (а), параллельные (б) и ортогональные (в).

4.3 Геометрия и живопись: страницы истории. Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, а живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии. "Ортогональная" живопись Древнего Египта. "Параллельная" живопись средневекового Китая и Японии. Линейная перспектива Возрождения. Обратная перспектива живописи Древней Руси.

5 часов

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Теория

Практика

Беседа

Дискуссия

5

Математическое изобразительное искусство

5.1 Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства.

5.2 Общие темы в математическом искусстве. Многогранники. Искажённые и необычные перспективы. Оптические иллюзии. Лента Мёбиуса. Фракталы . Математические изобразительное искусство процветает сегодня, и многие художники создают картины в стиле Эшера и в своем собственном стиле. Эти художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. А наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.


6 часов

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Проблемно – ценностное общение

Теория

Практика

Беседа

Дискуссия

6

Математика и литература

6.1 Математики-поэты. Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.Ученые и поэзия. Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Великий русский ученый М. В. Н.И. Лобачевский. Пушкин и математика.

6.2 Математика в литературных произведениях. Старинные сказочные литературные задачи. Задачи со словами.

6.3 Вечер поэзии:

- стихи, посвящённые великим математикам;

- стихи, в которых встречаются математические понятия;

- стихи – задачи.


3 часа

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Проблемно – ценностное общение

Теория

Практика

Беседа

Дискуссия

7

Математика и театр

Подготовка и выступление "Математического театра": странички из жизни древних ученых-математиков; значение и роль некоторых математических кривых.


3 часа

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Проблемно – ценностное общение

Теория

Практика

Беседа

Дискуссия

8

Резерв 4 часа


5 часов

Познавательная деятельность

Практика

Беседа

Дискуссия
























  1. Тематическое планирование


Название модуля, темы

Общее

кол-во часов

1

Искусство, наука, красота

4

1.1

Эстетика: наука о прекрасном.

Математика: прекрасное в науке

2

1.2

Наука и искусство - грани творчества

1

1.3

Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного

1

2

Математика и музыка

4

2.1

Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма

1

2.2

"Космическая музыка": от Платона до Кеплера

1

2.3

Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы

2

3

Математика и архитектура

5

3.1

Архитектура = (наука + техника)*искусство

1

3.2

Тайны золотого сечения.

1

3.3

Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама

1

3.4

Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье

1

3.5

Пропорция - математика архитектурной гармонии

1

4

Математика и живопись

5

4.1

"Законы красоты" человека

2

4.2

Перспектива - геометрия живописи

2

4.3

Геометрия и живопись: страницы истории

1

5

Математическое изобразительное искусство

6

5.1

Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства

2

5.2

Общие темы в математическом искусстве


5.2.1

Многогранники

1

5.2.3

Искажённые и необычные перспективы

1

5.2.4

Лента Мёбиуса

1

5.2.5

Фракталы

1

6

Математика и литература

3

6.1

Математики-поэты (Ломоносов М.В., Ковалевская С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..)

1

6.2

Математика в литературных произведениях

1

6.3

Вечер поэзии:

- стихи, посвящённые великим математикам;

- стихи, в которых встречаются математические понятия;

- стихи – задачи;

1

7

Математика и театр

3


Резерв

5

Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий

в 8а, 8бг классах (2017 – 2018 учебный год)


п/п

Дата

Тема занятия


план

факт


Искусство, наука, красота

1-2

5.09

12.09


Эстетика: наука о прекрасном.

Математика: прекрасное в науке

3

19.09


Наука и искусство - грани творчества

4

26.09


Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного

Математика и музыка

5

3.10


Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма

6

10.10


"Космическая музыка": от Платона до Кеплера

7-8

17.10

24.10


Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы

Математика и архитектура

9

31.10


Архитектура = (наука + техника)*искусство

10

14.11


Тайны золотого сечения.

11

21.11


Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама

12

28.11


Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье

13

5.12


Пропорция - математика архитектурной гармонии

Математика и живопись

14-15

12.12

19.12


"Законы красоты" человека

16-17

26.12

16.01


Перспектива - геометрия живописи

18

23.01


Геометрия и живопись: страницы истории

Математическое изобразительное искусство

19-20

30.01

6.02


Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства

21

13.02


Многогранники

22

20.02


Искажённые и необычные перспективы

23

27.02


Лента Мёбиуса

24

6.03


Фракталы

Математика и литература

25

13.03


Математики-поэты (Ломоносов М.В., Ковалевская С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..)

26

20.03


Математика в литературных произведениях

27

3.04


Вечер поэзии:

- стихи, посвящённые великим математикам;

- стихи, в которых встречаются математические понятия;

- стихи – задачи;

Математика и театр

28-30

10.04

17.04

24.04


Математика и театр

31-35

8.05

15.05

22.05

29.05


Резерв





11