Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1» |
| Рассмотрено: руководитель МО учителей математики и физики ___________ / Г.Ю.Алабина/ подпись ФИО Протокол № _1_ от «29_»_августа_2017_г. | Согласовано: заместитель директора по УВР ________ / И.А. Середина/ подпись ФИО «_30_» _августа_2017 г. | Утверждаю: директор МКОУ«Богучарская СОШ №1» ___________ /Е.П. Богданова/ подпись ФИО Приказ от «1» _сентября _2017г. №_11_ | |
| Рабочая программа клуба «Математика и жизнь» на 2017 – 2018 учебный год | |
| | Класс 8а, 8б Учитель Новоселова Н.Н. | |
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ________________________________стр. 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности ____________________________________________________________________стр. 7
3. Тематическое планирование______________________________________________________стр. 11
Календарно-тематическое планирование _____________________________________________стр. 12
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
Межпредметные понятия
• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
• овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
• принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности
• получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные
В результате изучения курса ученик научиться
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание курса | Общее кол-во часов | Формы организации занятий, основных видов деятельности |
1 | Искусство, наука, красота. Наука и искусство - два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. 1.1 Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке. Раздумья о красоте научного поиска, о величии человеческого духа никогда не переставали волновать мыслящих людей. Математика несет красоту в любую науку. Особая роль математики в науке и ее особая эстетическая ценность. 1.2 Наука и искусство - грани творчества. Что же сближает и что разъединяет науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Таким образом, цель и у науки, и у искусства одна - торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. 1.3 Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи. Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций. | 4 часа | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория |
2 | Математика и музыка 2.1 Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. Именно в математике, в познании количественных отношений, видели пифагорейцы ключ к разгадке мировой гармонии, постижение которой и составляло-смысл их жизни. Звездчатый пятиугольник, или пентаграмма,- пифагорейский символ здравия и тайный опознавательный знак. Обет молчания, даваемый пифагорейцами, нашел отражение в символе "бык на языке", что на современный лад означает "держи язык за зубами". Именно в музыке была первые обнаружена таинственная направляющая роль чисел в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2, 2:3, 3:4. 2.2 "Космическая музыка": от Платона до Кеплера. Задолго до нашей эры, во времена, когда человечество "летало" только на восковых крыльях в мифах о Дедале и Икаре, была своя "космическая музыка", многим, возможно, покажется удивительным. По преданию, слово "космос", первоначально означавшее прекрасно устроенный, ввел в обиход Пифагор. Космос для пифагорейцев - это гармоничное, пропорциональное строение мира. Сами же пропорции, как мы уже видели, мыслились греками музыкально" поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом. Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив пифагорейской эстетики. Он имел тысячи вариантов, оттенков и тысячелетнюю традицию, начиная от Пифагора и Платона до "Гармонии мира" Иоганна Кеплера, написанной уже в XVII веке. 2.3 Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы. Музыкальная гамма разделена на пропорциональные части; она буквально пронизана пропорциями, а пропорциональность, как мы знаем, является одним из объективных критериев красоты. Пифагорова комма. 12-звуковая равномерная темперация. | 4 часа | Познавательная деятельность Проблемно – ценностное общение Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
3 | Математика и архитектура 3.1 Архитектура = (наука + техника)*искусство. "Прочность - польза - красота",- говорит формула архитектуры Витрувия. "Прекрасно то, что хорошо служит данной цели",- учит Сократ. "Дома строят для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- вторил Сократу через 2000 лет Фрэнсис Бэкон. Англичанина Рескина поддерживал француз Теофил Готье: "По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит". Вся история архитектуры - это история поисков гармонического единства "функции - конструкции - формы", это история непрерывного восхождения на пути к вершине, имя которой "прочность - польза - красота ". В формуле архитектуры, данной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Ф. А. Новиковым, искусство стоит не слагаемым, а сомножителем: архитектура = (наука + техника) * искусство. 3.2 Тайны золотого сечения. Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении ... Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень (И. Кеплер) Ряд золотого сечения и тесно связанный с ним ряд Фибоначчи обладают массой исключительных математических свойств, которые каким-то поразительным образом сошлись в этих феноменах. Но золотое сечение и числа Фибоначчи имеют не менее удивительные приложения не только в искусстве, но и в живой природе. 3.3 Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама. "Человек - мера всех вещей..." Этот знаменитый афоризм древнегреческого философа-софиста Протагора (ок. 490 - ок. 420 до н. э.) является ключом к разгадке тайны пропорций Парфенона, его поразительной гармонии и спокойствия. Но если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи. 3.4 Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье. Шедевр древнерусского зодчества церковь Покрова Богородицы на Нерли. Система мер, существовавшая в Древней Руси. Основные древнерусские меры длины и геометрическая взаимосвязь между ними. "Как мера и красота скажет..." - союз математики (мера) и искусства (красота) в создании архитектурных памятников. Система модульной унификации – модулор. 3.5 Пропорция - математика архитектурной гармонии. Пропорции являются важным и надежным средством зодчего для достижения хрупкого и тонко сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому - гармония. Гармония в природе и гармония в архитектуре - две стороны единого великого процесса созидания. | 5 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
4 | Математика и живопись 4.1 "Законы красоты" человека. Во все времена, от наскальной живописи в Сахаре до полотен Сальвадора Дали, человек был и остается главной темой изобразительного искусства. С древнейших времен пропорции человека составляли предмет изучения художника, его "математическую лабораторию". Три древнеегипетских канона. Греческое искусство. Леонардо да Винчи. Труды Дюрера. Да, человек - мера всех вещей - настолько разнообразен, что его нельзя втиснуть в рамки дискретных канонов. Теория пропорций сегодня не умерла, а лишь замерла в ожидании качественно нового скачка, в ожидании перехода от "арифметического" к "аналитическому" и даже "компьютерному" выражению. 4.2 Перспектива - геометрия живописи. Все проблемы Перспективы можно пояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело. (Леонардо да Винчи). Развитие понятия перспективы. Начертательная и проективная геометрия. Важнейшие виды проекций: центральные (а), параллельные (б) и ортогональные (в). 4.3 Геометрия и живопись: страницы истории. Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, а живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии. "Ортогональная" живопись Древнего Египта. "Параллельная" живопись средневекового Китая и Японии. Линейная перспектива Возрождения. Обратная перспектива живописи Древней Руси. | 5 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
5 | Математическое изобразительное искусство 5.1 Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства. 5.2 Общие темы в математическом искусстве. Многогранники. Искажённые и необычные перспективы. Оптические иллюзии. Лента Мёбиуса. Фракталы . Математические изобразительное искусство процветает сегодня, и многие художники создают картины в стиле Эшера и в своем собственном стиле. Эти художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. А наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы. | 6 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Проблемно – ценностное общение Теория Практика Беседа Дискуссия |
6 | Математика и литература 6.1 Математики-поэты. Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.Ученые и поэзия. Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Великий русский ученый М. В. Н.И. Лобачевский. Пушкин и математика. 6.2 Математика в литературных произведениях. Старинные сказочные литературные задачи. Задачи со словами. 6.3 Вечер поэзии: - стихи, посвящённые великим математикам; - стихи, в которых встречаются математические понятия; - стихи – задачи. | 3 часа | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Проблемно – ценностное общение Теория Практика Беседа Дискуссия |
7 | Математика и театр Подготовка и выступление "Математического театра": странички из жизни древних ученых-математиков; значение и роль некоторых математических кривых. | 3 часа | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Проблемно – ценностное общение Теория Практика Беседа Дискуссия |
8 | Резерв 4 часа | 5 часов | Познавательная деятельность Практика Беседа Дискуссия |
Тематическое планирование
№ | Название модуля, темы | Общее кол-во часов |
1 | Искусство, наука, красота | 4 |
1.1 | Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке | 2 |
1.2 | Наука и искусство - грани творчества | 1 |
1.3 | Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного | 1 |
2 | Математика и музыка | 4 |
2.1 | Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма | 1 |
2.2 | "Космическая музыка": от Платона до Кеплера | 1 |
2.3 | Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы | 2 |
3 | Математика и архитектура | 5 |
3.1 | Архитектура = (наука + техника)*искусство | 1 |
3.2 | Тайны золотого сечения. | 1 |
3.3 | Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама | 1 |
3.4 | Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье | 1 |
3.5 | Пропорция - математика архитектурной гармонии | 1 |
4 | Математика и живопись | 5 |
4.1 | "Законы красоты" человека | 2 |
4.2 | Перспектива - геометрия живописи | 2 |
4.3 | Геометрия и живопись: страницы истории | 1 |
5 | Математическое изобразительное искусство | 6 |
5.1 | Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства | 2 |
5.2 | Общие темы в математическом искусстве | |
5.2.1 | Многогранники | 1 |
5.2.3 | Искажённые и необычные перспективы | 1 |
5.2.4 | Лента Мёбиуса | 1 |
5.2.5 | Фракталы | 1 |
6 | Математика и литература | 3 |
6.1 | Математики-поэты (Ломоносов М.В., Ковалевская С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..) | 1 |
6.2 | Математика в литературных произведениях | 1 |
6.3 | Вечер поэзии: - стихи, посвящённые великим математикам; - стихи, в которых встречаются математические понятия; - стихи – задачи; | 1 |
7 | Математика и театр | 3 |
| Резерв | 5 |
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий
в 8а, 8бг классах (2017 – 2018 учебный год)
№ п/п | Дата | Тема занятия |
| план | факт | |
Искусство, наука, красота |
1-2 | 5.09 12.09 | | Эстетика: наука о прекрасном. Математика: прекрасное в науке |
3 | 19.09 | | Наука и искусство - грани творчества |
4 | 26.09 | | Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного |
Математика и музыка |
5 | 3.10 | | Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма |
6 | 10.10 | | "Космическая музыка": от Платона до Кеплера |
7-8 | 17.10 24.10 | | Математический строй музыки. Пропорции музыкальной гаммы |
Математика и архитектура |
9 | 31.10 | | Архитектура = (наука + техника)*искусство |
10 | 14.11 | | Тайны золотого сечения. |
11 | 21.11 | | Пропорции: от Парфенона до Нотр-Дама |
12 | 28.11 | | Пропорции: от Покрова на Нерли до Модулора ле Корбюзье |
13 | 5.12 | | Пропорция - математика архитектурной гармонии |
Математика и живопись |
14-15 | 12.12 19.12 | | "Законы красоты" человека |
16-17 | 26.12 16.01 | | Перспектива - геометрия живописи |
18 | 23.01 | | Геометрия и живопись: страницы истории |
Математическое изобразительное искусство |
19-20 | 30.01 6.02 | | Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства |
21 | 13.02 | | Многогранники |
22 | 20.02 | | Искажённые и необычные перспективы |
23 | 27.02 | | Лента Мёбиуса |
24 | 6.03 | | Фракталы |
Математика и литература |
25 | 13.03 | | Математики-поэты (Ломоносов М.В., Ковалевская С.В., Лобачевский Н.И., Омар Хайам,..) |
26 | 20.03 | | Математика в литературных произведениях |
27 | 3.04 | | Вечер поэзии: - стихи, посвящённые великим математикам; - стихи, в которых встречаются математические понятия; - стихи – задачи; |
Математика и театр |
28-30 | 10.04 17.04 24.04 | | Математика и театр |
31-35 | 8.05 15.05 22.05 29.05 | | Резерв |
11