Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск
Рассмотрено МО_____________________ Руководитель МО ________________________ Протокол от «___»___2021 г. № _________ | Согласовано Зам директора по УВР ____________________ _____________________ «__»___________2021 г. | Утверждено Директор МОБУ СОШ № 4 _____________ Наумова А.В. Приказ от «___» _____2021 г. № ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
к адаптированной программе основной образовательной программы
начального общего образования
обучающихся 4 класса с ЗПР
(с интеллектуальными нарушениями)
Предметная область: коррекционно-развивающая
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
- Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42729);
- Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями)»;
- Положение о рабочей программе. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол от 12.03.2016 № 5, утверждено директором МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск от 12.03.2016 № О-20/1
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 2 классов разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Общие цели учебного предмета для уровня обучения, задачи, актуальность
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции; развитие познавательных процессов
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные выводы;
самостоятельные выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца;
пробудить познавательную и творческую активность ребенка;
развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия;
развитие речи;
совершенствовать моторные функции;
формировать навыки произвольного поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую
деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы.
Приоритетности интересов ребёнка.
Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Системности.
Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывности.
Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности.
Вариативности.
Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Единства психолого-педагогических и медицинских средств.
Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Направления и характеристика содержания коррекционной работы
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи (специалисты ПМПк);
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с задержкой психического развития выявление его резервных возможностей (по плану мониторинга образовательного учреждения);
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от учителей, воспитателей и специалистов разного профиля (заполнение карты индивидуального развития (КИР), логопедическое, психологическое и педагогическое представление);
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка (внесение информации в акт обследования жилищных условий обучающегося);
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ЗПР;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка осуществляется через школьный психолого-медико-педагогический консилиум; анализ коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с задержкой психического развития методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;
организацию и проведение учителями, воспитателями, специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с задержкой психического развития, единых для всех участников образовательного процесса (школьный ПМПк);
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с задержкой психического развития;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с задержкой психического развития.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся с задержкой психического развития, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР через различные формы просветительской деятельности (родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, информационные стенды, печатные материалы, школьный сайт);
проведение образовательных научно-практических семинаров, педагогических чтений, конференций, круглых столов, тематических выступлений, комплексных консультаций для педагогов и родителей.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана для учащихся 3 классов начальной школы.
Программа реализуется в3 классе -1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.
Требования к планируемым результатам обучения и освоения курса
Улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
В результате коррекционно-развивающей работы ребенок должен знать:
социальные навыки — общение со взрослыми;
времена года, части суток, дни недели в их последовательности;
свою биографию: имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
названия деревьев, цветов, птиц, животных;
явления природы;
цифры, знаки («+», «-»)
названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
уметь:
целенаправленно выполнять действия педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);
классифицировать фигуры по одному признаку;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку;
составлять предмет из частей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы коррекционно-развивающих занятий
Личностные:
умение оценивать, как свои, так и чужие поступки («хорошо» - «плохо»);
умение видеть свои сильные и слабые стороны;
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Метапредметные:
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
развитие речи, овладение техникой речи;
развитие различных видов мышления, памяти, внимания;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Предметные:
иметь представление о здоровом образе жизни, о таких понятиях, как: режим дня, здоровое питание, личная гигиена;
уметь анализировать и управлять своей познавательной деятельностью;
уметь выполнять действия по образцу, содержащему необходимый способ действия;
уметь осуществлять способ действия по прямому указанию на его название (назначение).
Тематический план.
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем | Количество часов |
Раздел 1 | Вводные занятия. | 1 |
Раздел 2 | Развитие общей моторики. | 3 |
Раздел 3 | Сенсорное развитие. | 4 |
Раздел 4 | Формирование коммуникативных навыков. | 10 |
Раздел 5 | Развитие речи. | 10 |
Раздел 6 | Коррекция эмоциональной сферы. | 4 |
Раздел 7 | Коррекция двигательной сферы. | 2 |
Итого: | 34 часа |
Формы контроля, критерии и нормы оценки
- Повышение самооценки.
- Возрастающий интерес к выполнению заданий.
- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.
- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.
- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.
- Повышение уровня развития познавательных процессов.
Методы оценки:
Результативность участия ребенка в программе оценивается:
По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).
На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).
Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).
Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.
Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Список методической литературы для учителя.
1.Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ М., 2007.
2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики в 6 т.Т.5, М., 1983.
3.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
4.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы Ростов н/-Д.2004
5.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. Битяновой М.Р. - М., 2007.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - ч.1. М., 2004
7. Специальная психология - изд.4 под ред. Лубовского В.И. М., 2007
8. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития - М., 1990.
9. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных занятий коррекционно-развивающегося обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов - Москва, 2007.
10. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении детей с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. - 1994.- №1
11. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред. Шевченко С.Г.; Москва, Аркти, 2001.
12. Разработка и реализация индивидуальной образователь ной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
13.Примерная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития
14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко , 2006 г