СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий к адаптированной программе основной образовательной программы начального общего образования обучающихся 4 класса с ЗПР (с интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлна в соответствии с трбованияи ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий к адаптированной программе основной образовательной программы начального общего образования обучающихся 4 класса с ЗПР (с интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск



Рассмотрено

МО_____________________

Руководитель МО

________________________

Протокол от «___»___2021 г.

№ _________


Согласовано


Зам директора по УВР

____________________

_____________________ «__»___________2021 г.


Утверждено


Директор МОБУ СОШ № 4

_____________ Наумова А.В.

Приказ от «___» _____2021 г.

№ ________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

к адаптированной программе основной образовательной программы

начального общего образования

обучающихся 4 класса с ЗПР

(с интеллектуальными нарушениями)





Предметная область: коррекционно-развивающая














2021 г

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);

- Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);

- Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42729);

- Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями)»; 

- Положение о рабочей программе. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол от 12.03.2016 № 5, утверждено директором МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск от 12.03.2016 № О-20/1

Данная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 2 классов разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).


Общие цели учебного предмета для уровня обучения, задачи, актуальность

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции; развитие познавательных процессов

Основными задачами программы являются:

  • создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

  • развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;

  • формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные выводы;

  • самостоятельные выводы;

  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной

деятельности;

  • развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;

  • формирование положительной мотивации к обучению;

  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца;

  • пробудить познавательную и творческую активность ребенка; 

  • развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия; 

  • развитие речи;

  • совершенствовать моторные функции; 

  • формировать навыки произвольного поведения. 


Общая характеристика учебного предмета

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую

деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы.

Приоритетности интересов ребёнка.

Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Системности.

Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывности.

Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности.

Вариативности.

Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Единства психолого-педагогических и медицинских средств.

Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Направления и характеристика содержания коррекционной работы

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи (специалисты ПМПк);

  • диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с задержкой психического развития выявление его резервных возможностей (по плану мониторинга образовательного учреждения);

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от учителей, воспитателей и специалистов разного профиля (заполнение карты индивидуального развития (КИР), логопедическое, психологическое и педагогическое представление);

• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей

обучающихся;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка (внесение информации в акт обследования жилищных условий обучающегося);

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ЗПР;

  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка осуществляется через школьный психолого-медико-педагогический консилиум; анализ коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с задержкой психического развития методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;

  • организацию и проведение учителями, воспитателями, специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

  • коррекцию и развитие высших психических функций;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с задержкой психического развития, единых для всех участников образовательного процесса (школьный ПМПк);

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с задержкой психического развития;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с задержкой психического развития.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся с задержкой психического развития, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР через различные формы просветительской деятельности (родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, информационные стенды, печатные материалы, школьный сайт);

  • проведение образовательных научно-практических семинаров, педагогических чтений, конференций, круглых столов, тематических выступлений, комплексных консультаций для педагогов и родителей.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана для учащихся 3 классов начальной школы.

Программа реализуется в3 классе -1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.



Требования к планируемым результатам обучения и освоения курса

Улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.

В результате коррекционно-развивающей работы ребенок должен знать:

  • социальные навыки — общение со взрослыми;

  • времена года, части суток, дни недели в их последовательности;

  • свою биографию: имя, фамилию, возраст, домашний адрес.

  • названия деревьев, цветов, птиц, животных;

  • явления природы;

  • цифры, знаки («+», «-»)

  • названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

уметь:

  • целенаправленно выполнять действия педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);

  • классифицировать фигуры по одному признаку;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • распознавать основные эмоции;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку;

  • составлять предмет из частей.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы коррекционно-развивающих занятий

Личностные:

  • умение оценивать, как свои, так и чужие поступки («хорошо» - «плохо»);

  • умение видеть свои сильные и слабые стороны;

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Метапредметные:

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • развитие речи, овладение техникой речи;

  • развитие различных видов мышления, памяти, внимания;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Предметные:

  • иметь представление о здоровом образе жизни, о таких понятиях, как: режим дня, здоровое питание, личная гигиена;

  • уметь анализировать и управлять своей познавательной деятельностью;

  • уметь выполнять действия по образцу, содержащему необходимый способ действия;

  • уметь осуществлять способ действия по прямому указанию на его название (назначение).


Тематический план.

раздела, темы

Наименование разделов, тем

Количество часов

Раздел 1

Вводные занятия.

1

Раздел 2

Развитие общей моторики.

3

Раздел 3

Сенсорное развитие.

4

Раздел 4

Формирование коммуникативных навыков.

10

Раздел 5

Развитие речи.

10

Раздел 6

Коррекция эмоциональной сферы.

4

Раздел 7

Коррекция двигательной сферы.

2

Итого:

34 часа


Формы контроля, критерии и нормы оценки

- Повышение самооценки.

- Возрастающий интерес к выполнению заданий.

- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.

- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.

- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.

- Повышение уровня развития познавательных процессов.

Методы оценки:

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).

На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).

Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.

Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.


Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса


Список методической литературы для учителя.

1.Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ М., 2007.

2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики в 6 т.Т.5, М., 1983.

3.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.

4.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы Ростов н/-Д.2004

5.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. Битяновой М.Р. - М., 2007.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - ч.1. М., 2004

7. Специальная психология - изд.4 под ред. Лубовского В.И. М., 2007

8. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития - М., 1990.

9. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных занятий коррекционно-развивающегося обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов - Москва, 2007.

10. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении детей с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. - 1994.- №1

11. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред. Шевченко С.Г.; Москва, Аркти, 2001.

12. Разработка и реализация индивидуальной образователь ной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

13.Примерная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития

14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко , 2006 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!