Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол «__ »_____________№_______ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________ Потапенкова А.Н «__ »_______________2022г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка» __________ И.Е. Сташевская «__ »_____________2022г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Цапун Анастасии
9 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
Педагог –психолог
Бейдик А.В.
Донецк 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Психокоррекционные занятия: 5-12 класс» является коррекционной для сенсорного развития обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом современных требований к образовательному процессу в системе специального обучения и предназначена для педагогических работников специальных общеобразовательных и общеобразовательных организаций.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия: 5-12 класс» помогает развить и корригировать отклонения в развитии психомоторных и сенсорных функций ребенка, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов является важнейшей составляющей среднего общего образования. Этот коррекционный курс играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Цель рабочей программы: преодоление недостатков, развитие и совершенствование основных школьных навыков: праксиса (развитие крупной и мелкой моторики). гнозиса (развитие зрительного восприятия) пространственного восприятия,временных представлений, графо-моторных навыков, мыслительной и речевой деятельности.
Достижение цели предполагает решение ряда задач: - формировать и совершенствовать полученные навыки адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; - корректировать и закреплять путем систематического и целенаправленного воспитания недостатки когнитивных функций;
- формировать и совершенствовать навыки ориентации в пространстве и времени;
- развивать слухо-голосовые координации;
- формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир в разных его проявлениях;
- исправлять недостатки и совершенствовать полученные ранее результаты развития моторики и зрительно--двигательной координации;
-- формировать и совершенствовать точность и целенаправленность движений и действий.
Основное внимание при прохождении коррекционного курса уделяется формированию у подростка крупной и мелкой моторики, сенсорному восприятию, зрительному восприятию, слуховому восприятию, графомоторных навыков, мыслительной и речевой деятельности.
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
| Предварительный этап – Обследование. | 2 |
| «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков» | 13 |
| «Развитие тактильно-двигательного восприятия». | 4 |
| «Кинестетическое и кинетическое развитие» | 4 |
| «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» | 15 |
| «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» | 5 |
| «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» | 4 |
| «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти». | 5 |
| Восприятие пространства | 6 |
| «Восприятие времени» | 4 |
| «Развитие эмоциональной сферы» | 2 |
| Заключительный этап - Итоговая диагностика | | 1 |
Описание места коррекционного курса «Психокоррекция» в учебном плане
Программа, рассчитана для обучающихся с легкой умственной отсталостью
• 9 класс – 67 часов, 34 недели обучения;
Календарно – тематическое планирование
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
(2 час в неделю)
№ п/п | Виды учебной деятельности | Дата | примечание |
План | Факт |
I четверть |
Тема№1 « Комплексное обследование детей» (2 ч.) |
| Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка. | 21.09. | | |
| Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка. | 22.09. | | |
Тема№2 «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков» (13ч.) |
| Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 3-4 звеньев: «3 шага вперед – поворот направо»; «присядь и возьми мяч – выпрямись | 28.09 | | |
| Игры и упражнения: с мячом (перебрасывание из руки в руку, подбрасывание мяча на разную высоту и ловля двумя и одной руками), с обручем; | 29.09 | | |
| Синхронность работы обеих рук доставание гороха ложкой из стакана; составление цепочки из 10– 12 канцелярских скрепок; перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно; | 05.10 | | |
| Синхронность работы обеих рук. Обучение синхронности работы обеих рук, нанизывание пуговиц, бусинок на шнурок. | 06.10 | | |
| Штриховка в разных направлениях . | 12.10 | | |
| Обводка и рисование по трафарету. | 13.10 | | |
| Рисование по точкам. | 19.10 | | |
| Развитие координации движений рук и глаз. | | | |
| Графический диктант по показу. | 20.10 | | |
| Вырезание ножницами из бумаги по шаблону | 26.10 | | |
| Работа в технике объемной аппликации. | | | |
| Песочная терапия | 27.10 | | |
| Техника оригами | | | |
(II четверть) |
Тема№3 «Тактильно - двигательное восприятие» (4 ч.) |
| Определение объемных предметов с разными свойствами: мягкие, жесткие, гладкие, шершавые. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) . | 09.11 | | |
| Изучение формы плоскостных предметов. Определение плоскостных предметов по контуру. | 10.11 | | |
| Рисование пальчиками – «Раскрасим картинки».. | 16.11 | | |
| Работа с соленым тестом. | 17.11 | | |
Тема№4 «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4ч.) |
| Формирование ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела ( глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. | 23.11 | | |
| Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 24.11 | | |
| Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий. | 30.11 | | |
| Развитие способностей произвольного управления движения на трех уровнях: зрительном, словесном, двигательном. | 01.12 | | |
Тема№5 «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(15ч.) |
| Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов: круг, квадрат, прямоугольник, щар, обобщение словом.. | 07.12 | | |
| Упражнение на классификацию, группировку и сравнение по цвету | 08.12 | | |
| Упражнение на классификацию, группировку и сравнение по цвету на время. | 14.12 | | |
| Упражнения на сочетание цветов. | | 15.12 | | |
| Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | 21.12 | | |
| Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | 22.12 | | |
| Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). | 28.12 | | |
| Упражнения на восприятие длины и высоты предметов и их изображений на картинках. | 29.12 | | |
(III четверть) |
| Упражнения на восприятие ширины и толщины предметов и их изображений. | 11.01 | | |
| Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. | 12.01 | | |
| Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей). | 18.01 | | |
| Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 19.01 | | |
| Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами. | 25.01 | | |
| Дидактическая игра « Часть и целое». | 26.02 | | |
| Конструирование предметов из геометрических фигур | 01.02 | | |
Тема№6 «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (5ч.) |
| Упражнения на развитие глазомера и зрительно-моторной координации. | 02.02 | | |
| Составление картинки из разрезных частей. | 08.02 | | |
| Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 09.02 | | |
| Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | 15.02 | | |
| Тренировка зрительной памяти. Арт-терапия | 16.02 | | |
Тема№7 «Восприятие особых свойств предметов» (4ч.) |
| Определение контрастных температур разных предметов. Упражнение: теплее – холоднее. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | 22.02 | | |
| Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | 01.03 | | |
| Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | 02.03 | | |
| Взвешивание на ладони. Определение веса на глаз. | 09.03 | | |
(IV четверть) Тема№8 «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(5 ч.) |
| Упражнения на развитие слухового восприятия. | 15.03 | | |
| Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). | 16.03 | | |
| Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов | 29.03 | | |
| Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных произведений | 30.03 | | |
| Характеристика звуков по громкости и длительности. | 05.03 | | |
Тема№9 «Восприятие пространства» (6ч.) |
| Ориентировка на листе бумаги. Рисунок по инструкции. | 06.04 | | |
| Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 12.04 | | |
| Ориентировка в помещении по словесной инструкции, по плану и по схеме. | 13.04 | | |
| Понятие выше - ниже, левее - правее, далеко – рядом. | 19.04 | | |
| Ориентировка на поверхности парты. | 20.04 | | |
| Комбинированные упражнения на развитие зрительного - восприятия и пространственной ориентировки | 26.04 | | |
Тема№10 «Восприятие времени» (4ч.) |
| Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час). | 27.04 | | |
| Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час). | | | |
| Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Последовательность событий. Раньше - позже. | 03.05 | | |
| Смена времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 04.05 | | |
Тема№11 «Эмоциональный мир»(2 ч.) | |
| Эмоции и чувства. Эмоциональная разрядка. | 10.05 | | |
| Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса. | | | |
| Теневой театр | 17.05 | | |
Тема№12 «Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(1 ч.) |
| Групповые и индивидуальные обследования: графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны. | 18.05 | | |
| Итоговый урок | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа, 2001.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М.: Гном- Пресс, 2000.
4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Beнгep Л А., Пилюгuна З.Г., Beнгep Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М.: Просвещение, 1998.
6. Гришвина А.В., Пузыревская ЕА., Сачеванова Е.В. Иrры-занятия с детьми рaннегo возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М.: Просвещение, 1988.
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Beнгеpa.- М.: Просвещение, 1978.
8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
9. 3абрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М.: Педагогика-пресс,1993.
10. 3ахароваА.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно- методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. - М.: Книголюб, 2002.
11. Катаева АА., Стребелева ЕА. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.
12. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. - М., 2004.
13. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
14. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие психомоторики и ceнсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VПI вида / /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004.- №4.
15. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Методические рекомендации к разделу "Восприятие пространства" авторской программы курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6.