Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 81
имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева»
Рассмотрено и одобрено на НМС МБОУ СШ №81 Протокол №-__ от _____.2022г. | Согласовано Зам. директора по УВР _________Толсточенко О.М. | Утверждаю Директор МБОУ СШ №81 __________Комиссаров И.В. Пр №____от ___.___.2022г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
Всего 34 часа.
| Программу разработала: учитель начальных классов Андреянова О.А. |
Рабочая программа "Математика вокруг нас" на 2022 – 2023 учебный год составлена для обучающегося с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1 __________________ на основе следующих нормативных документов:
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 14 декабря года № 1598;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 81 (срок реализации 4 года), утвержденная приказом № 401 от 25.05.2021г (с изменениями, приказ № 686 от 01.09.2022г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/Под ред. С. Г. Шевченко.-М.: Школьная Пресса, 2004.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 81 на 2022- 2023 учебный год на изучение "Математика вокруг нас" в 3 классе отводится 34 часа.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Воспитательный компонент
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математике, заинтересованности в научных знаниях обустройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а так же в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, ко сознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Личностные результаты освоения функциональной грамотности: формирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень – приобретение школьниками знаний о занимательных формах и возможности использования предметных знаний в организации досуга.
Второй уровень – получение школьником опыта группового решения занимательных задач.
Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного составления занимательных задач и презентация их в разновозрастном коллективе.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
Освоение курса «Математика вокруг нас» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов обучающихся :
1) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
2) формирование уважительного отношения к мнению других;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Изучение курса «Математика вокруг нас» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) формирование умения планировать учебную деятельность;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
При изучении курса «Математика вокруг нас» достигаются следующие предметные результаты:
- знать
-
- уметь пользоваться справочной литературой, словарём;
- применять знания в практической деятельности;
- уметь добывать и анализировать информацию;
- выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трех разрядов на уровне навыка;
- владеть способами контроля, самооценки.
Способы проверки результатов освоения программы способом проверки программы
Учащиеся должны знать:
некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
об истории появления измерительных приборов;
несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия;
пользоваться измерительными инструментами;
разбираться в правилах игры и соблюдать их;
уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
Тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
«Общие понятия». |
1. | Вводное занятие | 1ч |
2. | Занимательная математика | 1ч |
3. | Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи-пародии. | 1ч |
4. | Логические задачи | 1ч |
"Элементы истории математики". |
5. | Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки. | 1ч |
6. | Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах. | 1ч |
7. | Как люди научились считать | 1ч |
8. | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. | 1ч |
9. | Цифры-великаны. Как они образуются? | 1ч |
10. | Интересное рядом | 1ч |
" Числа и операции над ними". |
11. | Игры с числами и предметами | 1ч |
12. | Интересные приемы устного счета | 1ч |
13. | Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки | 1ч |
14. | Математическая карусель | 1ч |
15. | Числа от 1 до 20. Счет | 1ч |
16. | Задания для любознательных | 1ч |
17. | Числа от 1 до 100. Счет десятками | 1ч |
18. | Сложение и вычитание в пределах 100 | 1ч |
19. | Проверка сложения вычитанием | 1ч |
20. | Интеллектуальный марафон | 1ч |
"Занимательность". |
21. | Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей". | 1ч |
22. | Путешествие в сказку «О потерянном времени» | 1ч |
23. | Симметрия на клетчатой бумаге | 1ч |
24. | Симметрия в природе | 1ч |
25. | Построение симметричных фигур | 1ч |
"Геометрические фигуры и величины" |
26. | Путешествие в Фигурляндию | 1ч. |
27. | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1ч |
28. | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1ч |
29. | Проект «Создание узоров» | 1ч |
30. | Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования. | 1ч |
31. | Старинные меры длины | 1ч |
32. | Метр. Соотношение между единицами длины. | 1ч |
33. | Мы дружим с математикой | 1ч |
34. | Повторение пройденного | 1ч |
Итого | | 34ч |
3. Содержание занятий.
"Общие понятия".
1.Вводное занятие. Повторение пройденного во 2 классе. Математика-наука, задачи, решаемые математикой, инструктаж по ТБ. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Устный счет, сравнение чисел.
2.Занимательная математика. Игры, загадки, сложение, вычитание чисел
3.Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи-пародии.
4.Логические задачи
"Элементы истории математики".
1.Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных
рукописей. Работа со спичками. Головоломки.
2.Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.
3.Как люди научились считать
4.Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.
5.Цифры-великаны. Как они образуются?
6.Интересное рядом
" Числа и операции над ними".
1.Игры с числами и предметами. Задачи на развитие логического мышления и сообразительности; развитие усидчивости, терпения, желания и умения решать поставленную задачу. Задачи, требующие нестандартного решения, решение головоломок.
2.Интересные приемы устного счета
3.Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки
4.Математическая карусель
5.Числа от 1 до 20. Счет
6.Задания для любознательных
7.Числа от 1 до 100. Счет десятками
8.Сложение и вычитание в пределах 100
9.Проверка сложения вычитанием
10.Интеллектуальный марафон. Правильное составление кроссвордов, написание слов, составление кроссвордов по определенной теме, разгадывание кроссвордов.
"Занимательность".
1.Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей".
2.Путешествие в сказку «О потерянном времени»
3.Симметрия на клетчатой бумаге
4.Симметрия в природе
5.Построение симметричных фигур. Построение симметричных фигур с помощью линейки и угольника
"Геометрические фигуры и величины".
1.Путешествие в Фигурляндию
2.Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Знакомство с понятием «кривая линия», «замкнутая и незамкнутая линия». Изображение кривой линии на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.
3.Ломаная линия. Длина ломаной. Ломаная линия. Длина ломаной. Понятие «ломаная линия», признаки ломаной. Звенья и вершины ломаной. Поиск ломаной линии в окружающих предметах, геометрических фигурах. Построение ломаной линии и нахождение ее длины.
4.Проект «Создание узоров» Примеры по закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на оружии, узоры на посуде, узоры в оформлении книг
5.Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.
6.Старинные меры длины
7.Метр. Соотношение между единицами длины. Метр. Соотношение между единицами длины. Знакомство с новой единицей длины – метр. Измерение длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»
7.Мы дружим с математикой.
8.Повторение пройденного.
4. Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятий |
«Общие понятия». |
1. | | | Вводное занятие |
2. | | | Занимательная математика |
3. | | | Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии. |
4. | | | Логические задачи |
"Элементы истории математики". |
5. | | | Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки. |
6. | | | Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах. |
7. | | | Как люди научились считать |
8. | | | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. |
9. | | | Цифры-великаны. Как они образуются? |
10. | | | Интересное рядом |
" Числа и операции над ними". |
11. | | | Игры с числами и предметами |
12. | | | Интересные приемы устного счета |
13. | | | Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки |
14. | | | Математическая карусель |
15. | | | Числа от 1 до 20. Счет |
16. | | | Задания для любознательных |
17. | | | Числа от 1 до 100. Счет десятками |
18. | | | Сложение и вычитание в пределах 100 |
19. | | | Проверка сложения вычитанием |
20. | | | Интеллектуальный марафон |
"Занимательность". |
21. | | | Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". Игра на развитие внимания, "Сотни фигур из семи частей". |
22. | | | Путешествие в сказку «О потерянном времени» |
23. | | | Симметрия на клетчатой бумаге |
24. | | | Симметрия в природе |
25. | | | Построение симметричных фигур |
"Геометрические фигуры и величины" |
26. | | | Путешествие в Фигурляндию. |
27. | | | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. |
28. | | | Ломаная линия. Длина ломаной. |
29. | | | Проект «Создание узоров» |
30. | | | Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования. |
31. | | | Старинные меры длины |
32. | | | Метр. Соотношение между единицами длины. |
33. | | | Мы дружим с математикой |
34. | | | Повторение пройденного |
5.Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула. 1992 .
Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М.: Просвещение. 2006 .
Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике во вспомогательной школе.- М.: Просвещение. 2006
Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 2005
Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 2007.
Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 2008
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер
Экран