СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие речи»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие речи»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 81

имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева»


Рассмотрено и одобрено

на НМС МБОУ СШ №81

Протокол №-__ от _____.2022г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________Толсточенко О.М.

Утверждаю

Директор МБОУ СШ №81

__________Комиссаров И.В.

Пр №____от ___.___.2022г.








Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

внеурочной деятельности

«Развитие речи»





Всего 34 часа.












Программу разработала:

учитель начальных классов

Андреянова О.А.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа "Развитие речи" на 2022 – 2023 учебный год составлена для обучающегося с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1 ______________ на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 14 декабря года № 1598;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 81 (срок реализации 4 года), утвержденная приказом № 401 от 25.05.2021г (с изменениями, приказ № 686 от 01.09.2022г.)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/Под ред. С. Г. Шевченко.-М.: Школьная Пресса, 2004.

В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 81 на 2022- 2023 учебный год на изучение "Развитие речи" в 3 классе отводится 34 часа.


  1. Планируемые результаты

Коррекционные занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.


Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.


  • Воспитательный компонент

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математике, заинтересованности в научных знаниях обустройстве мира и общества;

Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а так же в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, ко сознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

Личностные результаты освоения функциональной грамотности: формирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина

Способы проверки результатов обучения.

Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:

  • стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

  • текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);

  • итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник класса СКК должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса.


  1. Тематический план


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

«Путешествие в мире слов»

1.

Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов.

2.

Чудесные превращения слов.

3.

Многозначность слова.

4.

Слова бывают разные: « Волшебные и Важные»

5.

Путешествие по прошлому. Устаревшие слова.

6.

Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке.

7.

По страницам русской истории.

8.

Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики»

9.

В театре близнецов. Слова - братья

10.

Слова- омонимы

11.

Празднуем, творим и играем.

12.

Трудные слова.

13.

Анаграммы и метаграммы.

14.

Интересные шарады и логогрифы.

15.

Как возникли имена, фамилии и отчества людей?

16.

Занимательное словообразование.

17.

Слова, пришедшие из других стран.

Орфография и орфоэпия.

18.

Стоп! Опасные согласные.

19.

Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки.

20.

Вспомним правила о непроизносимых согласных.

Игра «Запомни и напиши»

Тема 41.Игра «Наоборот» (1ч)

Тема 42.Олимпиада по русскому языку.(1ч)

Тема 43-44 Удвоенные согласные»(2ч)

Тема 45-46.В стране ошибии или Ошибкоопасные»места (2ч)


Тема 47-48 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(2ч)

Тема 49-50 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(2ч)

Тема 51 . Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…(1ч)

Тема 52.Волшебник Ударение(1ч)

Тема 53.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч)


Тема 54-55 Слова – «родственники». Как они образовались.(2ч)

56 Суффикс-консультант(1ч)

Тема 57 «Пересаженные корни» (1ч)

.

Тема 58 Трудные случаи правописания корней(1ч)

Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.

Тема 59 -60 Новые друзья корней(приставки) (2ч)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.)

Слова -части речи

Тема 60 Имя Существительное- часть страны речи. (2ч)

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда.


Тема 61 Прилагается ли прилагательное?(1ч)

Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам».

Тема 62 Его величество – Глагол!(2ч)

Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница»

Тема 63-64 Роль местоимений в нашей речи.(2ч)

«Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ»

Тема 65 Служебные части речи(2ч)

Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг

Тема 66 Ссора предлогов со всеми словами(1ч)

Беседа о предлогах, частицах и союзов. Разгадывание ребусов и шарад.

Тема 67 «Память и грамотность.(1ч.)

Беседа о памяти и грамотном письме. Для чего она нам нужна. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 68 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»(1ч)

Проверка знаний по русскому языку.

«Подводим итоги»

Тема 69 Викторина « Умники и умницы» (1ч)

Проверка знаний по русскому языку

Тема 70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч)

Проверка знаний по русскому языку


21.

Удвоенные согласные


22.

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

23.

Всё про чк, чн, чт, нч, рщ

24.

Волшебник Ударение.


Из чего состоят слова или « Словообразование»



25.

Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»

26.

Слова – «родственники». Как они образовались

1ч.

27.

Трудные случаи правописания корней

28.

Суффикс-консультант

Слова- части речи.

29.

Имя Существительное- часть страны речи

30.

Прилагается ли прилагательное?

31.

Его величество – Глагол

32.

Роль местоимений в нашей речи

33.

Служебные части речи

34.

Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык

Итого


34ч


3. Содержание занятий.


1. «Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов» (1ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

2. Чудесные превращения слов.(1 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Буква заблудилась». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

3. Многозначность слова (1ч)

Знакомство с многозначностью слов. Умение работать с Толковым словарём. Прямое и переносное значение слов. Определять значение многозначных слов с помощью Толкового словаря.

4. Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе у. Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» (1ч.)

5.   Путешествие по прошлому. Устаревшие слова.(2ч)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

6.  Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке.(1ч)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

7. По страницам русской истории. (1ч.)

Знакомство с фразеологизмами. Как они возникли. Для чего они служат. Умение находить их в тексте.

В мире «Лексики»

8.   Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики» (1ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа с рассказом-шуткой «Сотрудник института Синоимов», стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

9. В театре близнецов. Слова -братья (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

10.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

11.  Празднуем, творим и играем. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

12.  Трудные слова. (1ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

13.  Анаграммы и метаграммы.  (1ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами ( карп –парк, цапля-капля).

14. Интересные шарады и логогрифы.  (1ч.)

  Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

15 .  Как возникли имена, фамилии и отчества людей?.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.

16.  Занимательное словообразование. (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

17. Слова пришедшие из других стран.(1ч)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Орфография и орфоэпия.

18. Стоп! Опасные согласные.(1ч)

Беседа о парных по звонкости - глухости согласные, формулировка правил написания, слов исключений. Тестирование по теме.

19. Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки. (1ч)

Повторять изученные орфограммы, знать случаи правописания разделительные ъ и ь знаки. Работа со сказками и рассказами о ь и ъ знаках. Составление весёлых рифмов.

20. Вспомним правила о непроизносимых согласных.(1ч)

Беседа о непроизносимых согласных. Игра «Определите, нужны ли в предложенных вам словах буквы Л или В.» Игра ”Запоминай, не зевай”

21. Удвоенные согласные»(1ч)

Повторение о правописании удвоенных согласных. Игра « Зоркий глаз». Тренировочные упражнения.

22. В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(1ч)

Беседа о правописании. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща,. Тренировочные упражнения.

23. Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(1ч)

Беседа о правописании. Игры со словами с сочетаниями чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

24 .Волшебник Ударение(1ч)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Беседа из-за чего поссорились гласные.

Из чего состоят слова или « Словообразование»

25.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч)

Беседа об окончаниях. Какую роль они играют в жизни слов. Разгадывание загадок, шарад и кроссвордов.

26. Слова – «родственники». Как они образовались.(1ч)

Беседа о словах- « родственниках». Почему их так назвали. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

27. Трудные случаи правописания корней(1ч)

Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.

28. Суффикс-консультант(1ч)

Беседа о суффиксах, их значении. Рассказ учителем сказки о суффиксе- ся. Тренировочные упражнения.

Слова- части речи

29. Имя Существительное- часть страны речи. (1ч)

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда и ребусов.

30. Прилагается ли прилагательное?(1ч)

Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам».

31. Его величество – Глагол!(1ч)

Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница»

32. Роль местоимений в нашей речи.(1ч)

«Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ»

33. Служебные части речи(1ч)

Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг

34. Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч)

Проверка знаний по русскому язык



    1. Календарно- тематическое планирование.


№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятий

«Путешествие в мир слов»

1.



Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов.

2.



Чудесные превращения слов.

3.



Многозначность слова.

4.



Слова бывают разные: « Волшебные и Важные»

5.



Путешествие по прошлому. Устаревшие слова.

6.



Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке.

7.



По страницам русской истории.

8.



Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики»

9.



В театре близнецов. Слова - братья

10.



Слова- омонимы

11.



Празднуем, творим и играем.

12.



Трудные слова.

13.



Анаграммы и метаграммы.

14.



Интересные шарады и логогрифы.

15.



Как возникли имена, фамилии и отчества людей?

16.



Занимательное словообразование.

17.



Слова, пришедшие из других стран.


18.



Стоп! Опасные согласные.

19.



Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки.

20.



Вспомним правила о непроизносимых согласных.

Игра «Запомни и напиши»

Тема 41.Игра «Наоборот» (1ч)

Тема 42.Олимпиада по русскому языку.(1ч)

Тема 43-44 Удвоенные согласные»(2ч)

Тема 45-46.В стране ошибии или Ошибкоопасные»места (2ч)


Тема 47-48 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(2ч)

Тема 49-50 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(2ч)

Тема 51 . Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…(1ч)

Тема 52.Волшебник Ударение(1ч)

Тема 53.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч)


Тема 54-55 Слова – «родственники». Как они образовались.(2ч)

56 Суффикс-консультант(1ч)

Тема 57 «Пересаженные корни» (1ч)

.

Тема 58 Трудные случаи правописания корней(1ч)

Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.

Тема 59 -60 Новые друзья корней(приставки) (2ч)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.)

Слова -части речи

Тема 60 Имя Существительное- часть страны речи. (2ч)

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда.


Тема 61 Прилагается ли прилагательное?(1ч)

Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам».

Тема 62 Его величество – Глагол!(2ч)

Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница»

Тема 63-64 Роль местоимений в нашей речи.(2ч)

«Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ»

Тема 65 Служебные части речи(2ч)

Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг

Тема 66 Ссора предлогов со всеми словами(1ч)

Беседа о предлогах, частицах и союзов. Разгадывание ребусов и шарад.

Тема 67 «Память и грамотность.(1ч.)

Беседа о памяти и грамотном письме. Для чего она нам нужна. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 68 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»(1ч)

Проверка знаний по русскому языку.

«Подводим итоги»

Тема 69 Викторина « Умники и умницы» (1ч)

Проверка знаний по русскому языку

Тема 70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч)

Проверка знаний по русскому языку


21.



Удвоенные согласные


22.



В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

23.



Всё про чк, чн, чт, нч, рщ

24.



Волшебник Ударение.


25.



Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»


Слова – «родственники». Как они образовались

26.



Слова – «родственники». Как они образовались

27.



Трудные случаи правописания корней

28.



Суффикс-консультант


29.



Имя Существительное- часть страны речи

30.



Прилагается ли прилагательное?

31.



Его величество – Глагол

32.



Роль местоимений в нашей речи

33.



Служебные части речи

34.



Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык


    1. Список литературы

для учителя:

  1. Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.

  2. Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

  3. Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

  4. Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.

  5. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

  6. Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.

  7. Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.

  8. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.

  9. Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.

  10. Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.

для обучающихся:

  1. Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.

  2. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.

  3. Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.

  4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

  5. Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).

  6. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.

  7. Орфографический словарь.

  8. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.

  9. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.

  10. Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123 с.

  11. Этимологический словарь.



МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Компьютер

Экран