Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Скопинская школа-интернат»
Рассмотрено: на заседании методического совета протокол № ____ от«____»___________20___г. | | Утверждено: на заседании педагогического совета протокол № ____ от«____»___________20___г. Директор школы-интерната: __________Фаткина Н.Д. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
арт-терапии для обучающихся 5-7 классов
на 2023/2024 учебный год.
Программу составил учитель
Исайкин Владимир Владимирович
г. Скопин 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий арт-терапии для обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1);
-Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Минобразования РФ от 10.04. 2002г. № 29/2065-п)
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015г.;
- Учебного плана ОГБОУ «Скопинская школа-интернат»;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в процессе коллективных групповых и индивидуальных занятий.
Программа индивидуальной работы выстраивается исходя из принципов учета «зоны ближайшего развития» (предполагает сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии), возрастных особенностей, учета психологических проблем детей с заболеванием «сколиоз», добровольного участия в занятиях. Работа осуществляется с помощью арт-терапевтических методов.
«Арт-терапия – это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, для коррекции нарушений поведения и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями, психосоциальными ограничениями для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала». (Резолюция Российской арт-терапевтической ассоциации, принятая 16 мая 2009г.).
Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, что дает возможность коснуться глубинных процессов личности, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека, особенно эмоциональное. Арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, они не имеют ограничений и противопоказаний.
Цикл занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости и активизации внутренних ресурсов.
Исходя из вышеперечисленного, считаем возможным и необходимым организацию индивидуальной работы с учащимися с заболеванием «сколиоз», используя в работе арт-терапевтические методы.
За основу в разработке индивидуальной программы взяты упражнения и техники, предложенные М.В. Киселевой в Руководстве «Арт-терапия в работе с детьми» и медитативные сказки С.А. Черняевой.
Программа предназначена для занятий с детьми подросткового возраста. Показания к прохождению данного цикла занятий: дети с проблемами адаптации, повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, негативным представлением о себе; дети, переживающие сложные жизненные ситуации.
Цели программы:
1.Развитие личности, коррекция образа «Я» и принятие его.
2.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
Активизация процесса рефлексии, осознания и принятия себя.
Прояснение видения и представления о своем физическом «Я».
Мобилизация ресурсов организма, снятие напряжения.
Сведения о программе
Основные методы арт-терапии, применяемые на занятиях:
1. Сказкотерапия. Психотерапевтические сказки помогают расслабиться, успокоиться, энергетически «подзарядиться», стабилизировать психические процессы. Но главная их помощь в том, что они сообщают нашему бессознательному «Я» позитивные идеальные модели взаимоотношений с окружающим миром и людьми, меняют самоотношение.
2. Изо-терапия. Терапия творчеством оказывает реконструктивное, гармонизирующее воздействие на человека. Творческие возможности тесно связаны с внутренними, самоисцеляющими ресурсами человека. Сам процесс изобразительного творчества или восприятие его результатов влияют на физическое самочувствие человека. В литературе описаны подтверждения относительно значительной вовлеченности разных частей тела в процесс создания изобразительной продукции, а также о существовании тесной связи между состоянием тела и психики на разных этапах изобразительной деятельности.
3. Работа с МАК (метафорическими ассоциативными картами). Доступная методика познания глубинного происходящего с подростком, возможностью вербализации проблем, развитию воображения, поиск ресурсов для осознания и решения ряда задач и постановки цели.
4. Драматерапия (Драматизация). Данный метод решает огромное количество задач, связанных с положением в социуме, способностью к расслаблению и изменению негативного поведения. Подросток начинает контролировать свои эмоции, приобретает возможность к спонтанным действиям и решениям, а также развивает воображение и самоуверенность. Применяется для решения межличностных и внутриличностных проблем.
Количество занятий: 34.
Длительность одного занятия составляет 40 минут.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Диагностический комплекс:
Методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня самооценки.
Методика Люшера М. определяет эмоциональный фон ребенка, т.е. его преобладающее настроение; а также выявляет энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии.
Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу) выявляет уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной).
Опросник «Чувства в школе» (автор С.В. Левченко) позволяет сделать вывод об эмоциональных проблемах учащихся, определить какие чувства превалируют.
Анкета «Ценностные ориентации» (авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) позволяет выявить основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры.
Содержание учебного предмета
В начале работы педагог-дефектолог проводит беседу и диагностику, заполняет «Консультативную карту» (Приложение 1). По окончании каждого занятия заполняет «Лист регистрации» (Приложение 2).
Этапы работы:
1.Подготовительный. Организационные процедуры, знакомство с материалами, исходная диагностика.
2.Основной (коррекционно-развивающий). Творческая деятельность. Интуитивное познание. Оценка промежуточных результатов.
3.Заключительный. Процедура «Что ты видишь?» Завершение работы, оценка конечных результатов.
Задачи этапов:
На 1-м подготовительном этапе (1 – 3 занятие):
- подготовка необходимых расходных материалов и средств арт-терапевтической деятельности; знакомство ребенка с материалами;
- установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком;
- помощь в ориентировке ребенка в обстановке, правилах и нормах работы;
- свободная активность перед собственно творческим процессом;
- исходная диагностика, собеседование.
На 2-м основном этапе (4 – 30 занятие):
- поддержание атмосферы взаимного доверия;
-раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем ребенка в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;
- структурирование и организация опыта и поведения, удержание внимания ребенка на деятельности;
- преодоление препятствующих самораскрытию тревоги и сопротивления;
-интуитивное познание (взгляд на художественное самовыражение); «видение всего, что только можно увидеть»;
- активизация и раскрытие ресурсов личности, раскрытие и разрешение внутрипсихического конфликта, коррекция отношения к себе и другим;
- оценка промежуточных эффектов арт-терапевтической программы.
На 3-м заключительном этапе (31 – 34 занятие):
- открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;
- процедура «Что ты видишь?» (важность индивидуального восприятия, взгляд по-новому);
- закрепление полученного положительного опыта;
- планирование участником программы перемен в его жизни;
- оказание помощи участнику в подведении личных итогов;
- оценка результатов программы.
Ожидаемые результаты:
Подросток лучше сознает собственные переживания и эмоциональные состояния.
Наблюдаются проявления идентичности (осознание и принятие себя в физическом и психологическом плане, позитивного самоотношения).
Ослабляются проявления утомления, раздражительности, эмоционального напряжения.
Повышается уверенность в себе; снижается тревожность в ситуациях, предполагающих самовыражение.
Подросток делает самостоятельные попытки в планировании перемен на ближайшее будущее.
Прогнозируемые риски:
- значительные перерывы между арт-терапевтическими сессиями, что снижает терапевтический эффект;
- неготовность родителей и окружающих близких взрослых к изменениям, происходящих в подростке;
- наличие страхов у родителей, влияющих на детей.
Содержание занятий направлено на проработку 4-х тем: «Я», «Мои чувства», «Моё тело», «Я и общество».
Используемые материалы: бумага (А-4, А-3), краски, кисти, стаканчик с водой, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15), тексты сказок, музыка, бланки заданий, грим, костюмы, МАК.
Список литературы.
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
2. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. - М.: Медицина, 1980. – 292 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2004. – 144 с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Речь, 2006. – 160 с.
5. Клепикава Р.А. детская ортопедо-травматологическая служба Архангельской области. - Архангельск: Издательский центр АГМА, 1998. – 119 с.
6. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. - М.: Психотерапия, 2011. - 128 с.
7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
8. Лебедева Л., Петровичева Ю., Тараканова Н. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании //Школьный психолог. - 2005. - № 15. - С. 2 - 47.
9. Петкевич О. Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях //Школьный психолог. - 2008. - № 12. - С. 11-16; № 13. - С. 9 - 11.
10. Психология подростка. Учебник. /Под ред. Члена-корреспондента РАО Реана А.А. - СПб.: «Прайм – ЕВРО – ЗНАК», 2003. – 368 с.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
12. Родионов В. Психология здоровья // Школьный психолог. - 2007. - № 17. - С. 39 - 42.
13. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий арт-терапии для на 2023/2024 учебный год.
5 класс (34 часа)
№ | Темы занятия | Кол-во часов | Дата | Методики и техники при работе с учащимися | Используемые материалы |
По плану | Фактически |
1. | Собеседование. Диагностика. Настрой на работу. Знакомство с пространством и материалами. | 1 | | | Методики диагностического комплекса. | Бланки методик. Ручка, бумага. |
2. | Начальное самораскрытие. Адаптация к процессу арт-терапевтической работы. Стимулирование творческой деятельности. | 1 | | | Техника «Серийное рисование». Сказка «Сказка о забывчивой Фее» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
3. | Продолжение работы, дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления, воображения. | 1 | | | Техника «Серийное рисование». Сказка «Принцесса, которая не нравилась самой себе» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
4. | Активизация процесса самопознания, самораскрытия. | 1 | | | Упражнение «Автобиография» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
5. | Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). | 1 | | | Упражнение «Моя карта» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
6. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления. | 1 | | | Техника «Раздувание водяных клякс» (дорисовать до образа). Сказка «Сказка о капризной принцессе» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, трубочка коктейльная. |
7. | Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). Активизация ресурсов. | 1 | | | Изо-методика «Дождливая серия» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
8. | Исследование фрагментарного восприятия самого себя. Начать движение к цельному, более положительному взгляду на самого себя. | 1 | | | Упражнение «Карта моего тела» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, текст для релаксации. |
9. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Портреты того, что внутри / снаружи» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
10. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника «Монотипия». Сказка «Коряга» (А. Попова) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, стекло(10х15), шерстяная нить. |
11. | Представление и прочувствование себя в разных ролях, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Я…» (визуализация) (М.В. Киселева) | Краски цветные карандаши, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
12. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Узор души» техника Эбру | Набор для Эбру |
13. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Буклет обо мне», «Мой величайший успех», «Надежды и мечты» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, ножницы, клей, музыка, бланк заданий. |
14. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Поэма обо мне» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук) | Музыка, бланк заданий. |
15. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. | 1 | | | Упражнение «Моя поддержка», «Мои цели», «Я через 10 лет» | Цветные карандаши, музыка,бланк заданий. |
16. | Оценка промежуточных результатов, обзор работ, выполненных за предыдущий период. Развитие рефлексии. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнения «Ларец счастья» и «Сундук огорчений» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
17. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
18. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
19. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
20. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
21. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. | 1 | | | Упражнение «Мое тотемное животное» (технология работы с МАК «Тотемное животное») | МАК, бланки заданий, музыка. |
22. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Триптих», «Ассоциации» (технология работы с МАК «Диксит») | МАК, бланки заданий, музыка. |
23. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Чудо вокруг нас» (техника рисований нейрографики) | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
24. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Дерево желаний» (техника рисования нейрографики) | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
25. | Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Мандала чувств» | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
26. | Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Выполнение изделия «Ловец снов» из эко-материалов в технике ДПИ. | Эко-материалы |
27. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. |
28. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
29. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
30. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
31. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Пластический тренинг по снятию психо-физических зажимов. | Спортивная одежда, музыка, теннисный мяч, мягкая игрушка. |
32. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника коллаж «Мир, в котором я живу». | Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры, цветные карандаши. |
33. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника коллаж «Моя цель». | Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры, цветные карандаши. |
34. | Обзор работ. Развитие рефлексии, ощущения собственной значимости. Подведение итогов. Планирование перемен. | 1 | | | Оценка и регистрация изменений. Методики диагностического комплекса. | Все предыдущие работы. Бумага, фломастеры, цветные карандаши, ручка. |
6 класс (34 часа)
№ | Темы занятия | Кол-во часов | Дата | Методики и техники при работе с учащимися | Используемые материалы |
По плану | Фактически |
1. | Собеседование. Диагностика. Настрой на работу. Знакомство с пространством и материалами. | 1 | | | Методики диагностического комплекса. | Бланки методик. Ручка, бумага. |
2. | Начальное самораскрытие. Адаптация к процессу арт-терапевтической работы. Стимулирование творческой деятельности. | 1 | | | Техника «Серийное рисование». Сказка «Сказка о забывчивой Фее» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
3. | Продолжение работы, дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления, воображения. | 1 | | | Техника «Серийное рисование». Сказка «Принцесса, которая не нравилась самой себе» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
4. | Активизация процесса самопознания, самораскрытия. | 1 | | | Упражнение «Автобиография» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
5. | Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). | 1 | | | Упражнение «Моя карта» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
6. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления. | 1 | | | Техника «Раздувание водяных клякс» (дорисовать до образа). Сказка «Сказка о капризной принцессе» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, трубочка коктейльная. |
7. | Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). Активизация ресурсов. | 1 | | | Изо-методика «Дождливая серия» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
8. | Исследование фрагментарного восприятия самого себя. Начать движение к цельному, более положительному взгляду на самого себя. | 1 | | | Упражнение «Карта моего тела» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, текст для релаксации. |
9. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Портреты того, что внутри / снаружи» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
10. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника «Монотипия». Сказка «Коряга» (А. Попова) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, стекло(10х15), шерстяная нить. |
11. | Представление и прочувствование себя в разных ролях, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Я…» (визуализация) (М.В. Киселева) | Краски цветные карандаши, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
12. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Узор души» техника Эбру | Набор для Эбру |
13. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Буклет обо мне», «Мой величайший успех», «Надежды и мечты» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, ножницы, клей, музыка, бланк заданий. |
14. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Поэма обо мне» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук) | Музыка, бланк заданий. |
15. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. | 1 | | | Упражнение «Моя поддержка», «Мои цели», «Я через 10 лет» | Цветные карандаши, музыка,бланк заданий. |
16. | Оценка промежуточных результатов, обзор работ, выполненных за предыдущий период. Развитие рефлексии. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнения «Ларец счастья» и «Сундук огорчений» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
17. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
18. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
19. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
20. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
21. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. | 1 | | | Упражнение «Мое тотемное животное» (технология работы с МАК «Тотемное животное») | МАК, бланки заданий, музыка. |
22. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Триптих», «Ассоциации» (технология работы с МАК «Диксит») | МАК, бланки заданий, музыка. |
23. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Чудо вокруг нас» (техника рисований нейрографики) | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
24. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Дерево желаний» (техника рисования нейрографики) | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
25. | Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Мандала чувств» | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
26. | Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Выполнение изделия «Ловец снов» из эко-материалов в технике ДПИ. | Эко-материалы |
27. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. |
28. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
29. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
30. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
31. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Пластический тренинг по снятию психо-физических зажимов. | Спортивная одежда, музыка, теннисный мяч, мягкая игрушка. |
32. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника коллаж «Мир, в котором я живу». | Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры, цветные карандаши. |
33. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника коллаж «Моя цель». | Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры, цветные карандаши. |
34. | Обзор работ. Развитие рефлексии, ощущения собственной значимости. Подведение итогов. Планирование перемен. | 1 | | | Оценка и регистрация изменений. Методики диагностического комплекса. | Все предыдущие работы. Бумага, фломастеры, цветные карандаши, ручка. |
7 класс (34 часа)
№ | Темы занятия | Кол-во часов | Дата | Методики и техники при работе с учащимися | Используемые материалы |
По плану | Фактически |
1. | Собеседование. Диагностика. Настрой на работу. Знакомство с пространством и материалами. | 1 | | | Методики диагностического комплекса. | Бланки методик. Ручка, бумага. |
2. | Начальное самораскрытие. Адаптация к процессу арт-терапевтической работы. Стимулирование творческой деятельности. | 1 | | | Техника «Серийное рисование». Сказка «Сказка о забывчивой Фее» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
3. | Продолжение работы, дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления, воображения. | 1 | | | Техника «Серийное рисование». Сказка «Принцесса, которая не нравилась самой себе» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
4. | Активизация процесса самопознания, самораскрытия. | 1 | | | Упражнение «Автобиография» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
5. | Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). | 1 | | | Упражнение «Моя карта» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
6. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта. Развитие ассоциативного мышления. | 1 | | | Техника «Раздувание водяных клякс» (дорисовать до образа). Сказка «Сказка о капризной принцессе» (С.А. Черняева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, трубочка коктейльная. |
7. | Продолжение работы, развитие экспрессивности (способности выражать чувства и представления в образах и словах). Активизация ресурсов. | 1 | | | Изо-методика «Дождливая серия» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
8. | Исследование фрагментарного восприятия самого себя. Начать движение к цельному, более положительному взгляду на самого себя. | 1 | | | Упражнение «Карта моего тела» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, текст для релаксации. |
9. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Портреты того, что внутри / снаружи» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
10. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника «Монотипия». Сказка «Коряга» (А. Попова) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка, стекло(10х15), шерстяная нить. |
11. | Представление и прочувствование себя в разных ролях, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Я…» (визуализация) (М.В. Киселева) | Краски цветные карандаши, кисти, стаканчик с водой, бумага. |
12. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Узор души» техника Эбру | Набор для Эбру |
13. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Буклет обо мне», «Мой величайший успех», «Надежды и мечты» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, ножницы, клей, музыка, бланк заданий. |
14. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Упражнение «Поэма обо мне» (Рабочая тетрадь подростка А.Паламарчук) | Музыка, бланк заданий. |
15. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. | 1 | | | Упражнение «Моя поддержка», «Мои цели», «Я через 10 лет» | Цветные карандаши, музыка,бланк заданий. |
16. | Оценка промежуточных результатов, обзор работ, выполненных за предыдущий период. Развитие рефлексии. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнения «Ларец счастья» и «Сундук огорчений» (М.В. Киселева) | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
17. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
18. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
19. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
20. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. | 1 | | | Рисование в технике правополушарного рисования | Краски, кисти, стаканчик с водой, бумага, музыка. |
21. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. | 1 | | | Упражнение «Мое тотемное животное» (технология работы с МАК «Тотемное животное») | МАК, бланки заданий, музыка. |
22. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Триптих», «Ассоциации» (технология работы с МАК «Диксит») | МАК, бланки заданий, музыка. |
23. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Чудо вокруг нас» (техника рисований нейрографики) | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
24. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Дерево желаний» (техника рисования нейрографики) | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
25. | Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Упражнение «Мандала чувств» | Маркеры, линеры, цветные карандаши, бумага |
26. | Закрепление позитивных установок. Поиск ресурсов. Развитие творческих способностей. | 1 | | | Выполнение изделия «Ловец снов» из эко-материалов в технике ДПИ. | Эко-материалы |
27. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. |
28. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
29. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
30. | Дальнейшее самораскрытие, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Упражнение «Театрализация» по мотивам терапевтической сказки | Музыка, бланк текста, краски, бумага, стаканчик, кисти. Грим, костюмы (атрибутика) |
31. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Пластический тренинг по снятию психо-физических зажимов. | Спортивная одежда, музыка, теннисный мяч, мягкая игрушка. |
32. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника коллаж «Мир, в котором я живу». | Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры, цветные карандаши. |
33. | Интенсификация дальнейшего самораскрытия. Осознание и перестройка отношений. | 1 | | | Техника коллаж «Моя цель». | Бумага, журналы, клей, подкладной лист, фломастеры, цветные карандаши. |
34. | Обзор работ. Развитие рефлексии, ощущения собственной значимости. Подведение итогов. Планирование перемен. | 1 | | | Оценка и регистрация изменений. Методики диагностического комплекса. | Все предыдущие работы. Бумага, фломастеры, цветные карандаши, ручка. |
42