СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ» Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

 

«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся

 с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 

Вариант 1

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ» Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1»

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат №7 п. БольшоеИсаково»





Рассмотрено на заседании

педагогического совета Организации

Протокол № 7 от 20.06.2019 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБУ КО «Школа-интернат №7»

Приказ № 124 от 20.06.2019 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ


«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»


Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся

с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)



Вариант 1



6 класс





Разработчик программы: Чередниченко Н.Н.- учитель


2019 -2020 учебный год



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» для обучающихся 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), которая определяет рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) составляют:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 №1015;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);

  • Устав ГБУ КО «Школа–интернат №7»;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБУ КО «Школа-интернат №7»;

  • Календарный план – график ГБУ КО «Школа-интернат №7» на 2019-2020 учебный год и др..

  1. Цель коррекционного курса:

  • развитие речевой коммуникации обучающихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

  • развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

  • формирование навыков в коммуникативной сфере и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» для обучающихся 6 класса рассчитана на 34 часа, (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Продолжительность коррекционного занятия: 1 урок (40 минут).


Актуальность программы. Введение в программу курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Обучение речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Речь обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью, в разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы, имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их. В ходе организации и проведения занятий по курсу «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).

Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку, а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим. Программа нацелена на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь, на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

При разработке данной программы учитывались индивидуальные, психические и физические особенности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные проблемы, которые присущи контингенту учащихся, стороны психофизического развития, требующие коррекции, и составили основное содержание программы и направлений по её реализации.

Одной из важнейших задач образования, определенной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся - в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения: детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Неоднородность состава обучающихся с нарушением интеллекта ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В 5-6 классах обучается 85% детей, плохо запоминающих и удерживающих материал, который дается им на уроках русского языка. Такие учащиеся медленно работают на уроках и не полностью выполняют задания; их знания не прочные. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий.

Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Цели программы:

  • коррекция и развитие связной устной и письменной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию речи;

  • формирование представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о себе и окружающем мире.

Коррекционно-образовательные цели:

  • обучение речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средству коммуникации, умения общаться с взрослыми, со сверстниками;

  • формирование речевого опыта как показателя их общего развития.

Задачи:

  • учить строить устные связные высказывания;

  • формировать выразительную сторону речи;

  • обогащать лексический запас у учащихся.

Коррекционно-развивающие цели:

  • направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей;

  • развитие первоначальных навыков связной устной речи, учитывая психофизические данные школьников.

Задачи:

  • коррекция мышления и речи;

  • развитие и обогащение языковой базы устных высказываний детей;

  • дифференциация неречевых звуков окружающей среды;

  • развитие фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;

  • формирование простейших умений звукового анализа.

Коррекционно-воспитательная цель:

  • воспитание культуры речевого общения, нравственных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;

  • воспитывать у детей речевой этикет.

Планируемый результат: готовность учащихся к оптимально- возможному уровню усвоения учебного материала, умение применять полученные знания в жизни.

2. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В процессе обучения русскому языку учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности развития неоднородного состава группы обучающихся. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения письма и развития речи это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

У обучающихся в зависимости от варианта их интеллектуального нарушения, определяются основные направления коррекционной работы для всех вариантов и индивидуально для каждого обучающегося.


3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)

В основе формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

На уроках русского языка формируются следующие базовые учебные действия:

  • Личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

  • Коммуникативные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

  • Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

  • Познавательные учебные действия:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

Освоение коррекционного курса «Коррекция и развитие коммуникативных навыков», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты обучающегося 6класса:

  1. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося,

  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

Минимальный и достаточный уровни усвоения коррекционного курса «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» на конец обучения в 6 классе:

Минимальный уровень: Выполнять задания по словесной инструкции. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей. Рассказывать, как можно дойти или доехать до школы. Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Достаточный уровень: Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя. Называть предметы и соотносить их с картинками. Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.



5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Всего часов

Примечание

1

Развитие коммуникативных навыков

23


2

Коррекция коммуникативных навыков

11



Итого

34



6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

Раздел 1. Развитие коммуникативных навыков. Развитие связной речи. Составление предложения из слов, словосочетаний, по опорным предметным картинкам, сюжетным картинкам. Конструирование предложений. Пересказ по сюжетным картинкам. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выборочный пересказ исходного текста. Диалог. Монолог. Общение и его значение в жизни. Культура общения. Поведение и культура.

Раздел 2. Коррекция коммуникативных навыков. Упражнения на развитие слухового восприятия. Культура речи. Лексика. Самопознание и принятие самого себя. Умение владеть собой. Формирование адекватного отношения к другому.


7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела программы и тем занятий

Количествочасов

Цель и элементы содержания

Возможные результаты освоения обучающимися учебного предмета, курса

Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ

Вводно-организационное занятие

1

Повторение ранее изученного материала. Разъяснение задач на текущий год

Воспроизведение полученных знаний

Тестовые задания

Репродукция словосочетаний в предложения

1

Совершенствование навыков составления предложений с опорой на словосочетания. Расширение границ восприятия. Формирование умения наблюдать. Отработка навыков составления предложений из словосочетаний Коррекция мышления на основе упражнений и классификации 

Уметь составлять предложения по картинному плану

Презентация. Картинки

Конструирование простых предложений

1

Совершенствование зрительного восприятия, обучение установлению причинно-следственных связей при построении предложений. Отработка навыков составления предложений из слов. Построение простых предложений по графической схеме с опорой на предметную картинку. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Уметь строить простые предложения по графической схеме с опорой на предметную картинку

Карточки для индивидуальной и групповой работы. Предметные картинки







Распространение предложений

1

Совершенствование навыков распространения предложений. Совершенствование зрительного восприятия, обучение установлению причинно-следственных связей. Отработка навыков составления простых предложений и их распространение определениями. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь распространять предложения определениями

Карточки для индивидуальной

работы

Составление предложений с опорой на картинку (собственную иллюстрацию)

1

Развитие умений составлять предложения. Отработка навыков составления предложений с опорой на картинку (собственную иллюстрацию). Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Уметь составлять предложения с опорой на картинку (собственную иллюстрацию)

Иллюстрации, картинки

Составление предложений по темам «Времена года», «Погода», «Как я провёл каникулы»

1

Обогащение словарного запаса по данной теме. Отработка навыков составления предложений на заданную тему. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Сочинять собственный текст, правильно отбирая языковые средства

Презентация. Сюжетные картинки

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов

1

Совершенствование навыков составления предложений по картинке с использованием опорных слов. Отработка навыков составления связного последовательного изложения событий по картинке с использованием опорных слов. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Сочинять собственный текст на заданную тему

Презентация. Картинки

Формирование высказываний

1

Моделирование условий для речевого высказывания. Совершенствование вербального запоминания. Составление предложений о диких и домашних животных по картинному плану. Интонация и её составляющие. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Уметь строить простые предложения и владеть основными элементами интонации

Картинки

Составление рассказа по опорным словам и вопросам

1

Формирование умений составлять простые предложения с использованием опорных слов и вопросов. Формулировать вопросы и составлять ответы. Повышение продуктивности и произвольности запоминания. Расширение объема зрительного и слухового восприятия. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении 

Уметь составлять рассказ по опорным словам и вопросам

Презентация. Карточки для индивидуальной работы

Составление диалогов по теме речевой ситуации

1

Совершенствование навыка ведения диалога в зависимости от ситуации. Учить примерять на себя различные роли (ученик, учитель и т.д.). Учить соблюдать речевой этикет при общении. Отработка навыков диалогической речи и культуры речевого общения при помощи игровых речевых ситуации. Коррекция логического мышления. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи. Коррекция пространственной ориентировки

Уметь составлять диалоги по теме речевой ситуации, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги

Дидактические игры

Игра-драматизация по теме речевой ситуации

1

Формирование интонации и выразительности речи, развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности. Отработка навыков связной речи. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь организовать высказывания содержательно и интонационно исходя из ситуации общения

Сюжетно-ролевые игры

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок

1

Совершенствование навыков построения связного последовательного изложения событий по сюжетным картинкам. Отработка навыков построения связного последовательного изложения событий по сюжетным картинкам. Коррекция зрительного восприятия. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь воссоздавать содержание исходного текста

Презентация. Сюжетные картинки

Редактирование текстов

1

Совершенствование навыка редактирования текста. Работа с текстом. Отработка умений замечать смысловые и логические ошибки в тексте, находить и исправлять ошибки в тексте. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь находить и исправлять ошибки в тексте

Репродукции на тему «Зимние забавы» Раздаточный материал

Пересказ с опорой на сюжетную картинку

1

Развитие лексико-грамматических средств языка при пересказе с опорой на сюжетную картинку. Отработка навыков связной речи при составлении рассказа по сюжетной картинке. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении

Уметь составлять предложения из слов, соблюдая правильный порядок слов

Сюжетные картинки

Пересказ без опоры на картинки

1

Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам. Отработка навыков пересказа знакомой сказки или рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза

Уметь пересказывать сказку или рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста

Сказки, рассказы В.Осеевой, Н.Носова, М.Пришвина

Инсценировка сказки

1

Формирование интонации и выразительности речи, развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь организовать высказывания содержательно и интонационно исходя из ситуации общения

Сказка «Репка»

Составление предложений по вопросам

1

Развитие диалогической речи, связных высказываний. Отработка навыков составления предложений по вопросам. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Уметь составлять предложения по вопросам

Карточки для индивидуальной работы, опорные схемы

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту

1

Развитие умений составлять предложения – полные ответы на вопросы по тексту. Отработка навыка составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Уметь составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов

Текст, карточки для индивидуальной работы

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту

1

Развитие умений составлять предложения – краткие ответы на вопросы по тексту. Отработка навыка составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений

Уметь составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов

Текст, карточки для индивидуальной работы

Составление коротких диалогов по вопросам учителя

1

Развитие умений составлять короткий диалог в зависимости от ситуации. Отработка навыков понимания связного высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи. Составление краткого связного высказывания, состоящего из 2 - 3 предложений (с помощью учителя или коллективно). Коррекция речевой деятельности при ответах на вопросы

Уметь строить элементарный диалог на заданную тему

Ролевая игра

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов

1

Обогащение словарного запаса. Отработка навыков составления предложений по картинке с использованием опорных слов. Коррекция речевой деятельности при составлении предложений. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Уметь составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов

Презентация

Коллективное описание предмета «Ромашка»

1

Развитие словесной и зрительной памяти, произвольного внимания. Расширение словарного запаса, обучение «рисовать» словами увиденное. Отработка навыка составлять описание предмета. Коррекция речевой деятельности при составлении текста

Уметь составлять собственное описание предмета

Предметные картины. Презентация

Упражнение на отработку интонационной выразительности речи

1

Формирование простого однокомпонентного интонационного навыка Отработка навыка использования верной интонации (правильный темп и громкость голоса), мимики и жестов для речевого высказывания. Тренировочные упражнения. Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении заданий

Уметь использовать верную интонацию, мимику и жесты для речевого высказывания

Текст


Текст

Составление диалога с целью узнать информацию

1

Формирование умений составлять диалог в зависимости от ситуации. Учить примерять на себя различные роли (ученик, учитель и т.д.). Учить соблюдать речевой этикет при общении. Отработка навыка развития диалогической речи. Построение диалога на заданную тему, учитывая ситуацию общения. Расширение словарного запаса. Коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность)

Уметь составлять и разыгрывать диалог по заданной теме и ситуации

Сюжетно-ролевые игры

Составление диалога с целью сообщить информацию

1

Формирование умений составлять диалог в зависимости от ситуации. Учить примерять на себя различные роли (ученик, учитель и т.д.). Учить соблюдать речевой этикет при общении. Отработка навыка развития диалогической речи. Построение диалога на заданную тему, учитывая ситуацию общения. Расширение словарного запаса. Коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность)

Уметь строить элементарный диалог на заданную тему

Сюжетно-ролевые игры

Изложение текста на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану

1

Формирование умений воспроизводить текст в логической последовательности. Работа с текстом. Отработка умения передавать содержание текста; членить текст на микротемы; выделять необходимые для изложения элементы текста. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании

Уметь воспроизводить текст в логической последовательности


Текст «Воробьиха спасла птенца»

Коллективное составление рассказа по опорным словам

1

Формирование умений строить связное последовательное изложение событий с опорой на слова. Развитие слуховой памяти. Отработка навыков построения связного последовательного изложения событий с опорой на слова. Работа с карточками. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь сочинять собственный текст на заданную тему по опорным словам

Текст «Мать-и-мачеха»

Составление рассказа по опорным словосочетаниям

1

Развитие умения составлять рассказ по опорным словосочетаниям. Развитие слуховой памяти. Отработка навыков построения связного последовательного изложения событий с опорой на словосочетания. Коррекция связной речи, коррекция грамматического строя речи

Уметь сочинять собственный текст на заданную тему по опорным словосочетаниям

Карточки

Расширение кругозора (семья, школа, театры)

1

Формирование умений составить текст на данную тему. Систематизация и обогащение знаний (семья, школа, театры). Словарная работа. Коррекция слухового и зрительного внимания, развитие познавательной активности

Уметь составить текст на данную тему

Сюжетные картинки

Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам

1

Формирование умений составления монологических высказываний по серии сюжетных картин с выбором адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Коррекция последовательного грамматического строя речи

Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний

Сюжетные картины

Развитие связной монологической речи при описании предмета

1

Формирование навыка составления монологических высказываний при описании предмета с выбором адекватных языковых средств. Коррекция грамматического строя речи. Коррекция устной речи через систему вопросов

Уметь составлять собственное описание предмета

Предметные картины, презентация

Развернутое объяснение загадок

1

Развитие навыков и умений анализировать и моделировать загадки. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании

Уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки

Сборник загадок

Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу

1

Обогащение словарного запаса. Отработка навыков культурного поведения учащихся с другими людьми с помощью речевых средств. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Уметь использовать в речи «вежливые слова», понимать и употреблять высказывания, выражающие приветствие, благодарность, извинение, просьбу

Карточки с заданиями


Развитие диалогической речи. Ролевая игра «В аптеке»

1

Систематизация и обогащение словарного запаса. Развитие навыков и умений построения диалога; повторение образования и употребления разнообразных типов вопросов; расширение области социально-нравственных ориентаций детей через сюжетно-ролевую игру «В аптеке». Коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность)

Уметь составлять диалог, слушать собеседника и вести диалог

Презентация, ролевые игры

Итого: 34 часа


8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  • Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С(К)О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.

  • Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С(К)О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.

  • Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С(К)О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.

  • Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С (К) О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., Просвещение, 2002.

  • Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось-89, 1998.

  • Вакуленко Ю.А.. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.

  • Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.:Росмен, 2004.

  • Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя. - М.:Просвещение,1994.

  • Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2004.

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2005.

  • Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. - 335с. (коррекционная педагогика).

  • Лалаева Р.И.. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  • Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.

  • Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н.. Развиваем воображение и творческое мышление. - М.:МарТ, 2005.

  • Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем память и внимание. - М.: МарТ, 2005. .

  • Платонова.С.М. Открытые уроки. Классы коррекции. - Волгоград: Экстремум, 2005.

  • Платонова.С.М. Открытые уроки. Классы коррекции. - Волгоград: Экстремум, 2005.

  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1.

  • Прокопенко М.Е.. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  • Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб, 2012.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  • http://pedsovet.org.ru - Всероссийским интернет-педсовет

  • http://slovari.gramota/ru/portalsl.html – Словари русского языка

  • http://www.gramota.ru/-Справочно - информационный интернет-портал «Русский язык»

  • http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • http://rusgram.narod.ru- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)

  • http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка

  • http://gramota.ru/book/ritorika/- Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы 

  • http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

  • http://yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

  • http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка 

  • http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения

  • http://teneta.rinet.ru/rus/rj _ogl.htm - Русский язык

  • http://www.gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно

  • http://www.slovo.zovu.ru - Словарь смыслов русского языка

  • http://www.slovari.ru - Электронные словари

  • http://www.gramota.ru – Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

10. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Класс

Дата

Количество не проведенных уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем