Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Школа-интернат №7 п. Большое Исаково»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Организации Протокол № 7 от 20.06.2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУ КО «Школа-интернат №7» Приказ № 124 от 20.06.2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
5 класс
Разработчик программы: Чередниченко Н.Н.- учитель
2019 -2020 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку (5 класс) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 №1015;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);
Устав ГБУ КО «Школа–интернат №7»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБУ КО «Школа-интернат №7»;
Календарный учебный график ГБУ КО «Школа-интернат №7» на 2019-2020 учебный год и др..
Рабочая программа по общеобразовательному курсу обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку (5 класс) составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБУ КО «Школа-интернат №7». Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
При разработке данной программы учитывались индивидуальные, психические и физические особенности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные проблемы, которые присущи контингенту учащихся, стороны психофизического развития, требующие коррекции, и составили основное содержание программы и направлений по её реализации.
Одной из важнейших задач образования, определенной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся - в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения: детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Неоднородность состава обучающихся с нарушением интеллекта ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В 5 классе обучается 85% детей, плохо запоминающих и удерживающих материал, который дается им на уроках русского языка. Такие учащиеся медленно работают на уроках и не полностью выполняют задания; их знания не прочные. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий.
Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа нацелена на решение следующих задач:
Обучающие:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;
подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках русского языка;
восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием обучения;
Развивающие:
коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка;
формирование и развитие логического мышления;
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к учению;
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
формирование умения работать в группе.
Реализация рабочей программы коррекционного курса «Коррекция и развитие орфографической зоркости» для обучающихся 5 класса рассчитана на 34 часа, (34 учебные недели, 1 час в неделю).
Продолжительность коррекционного занятия: 1 урок (40 минут).
2. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В процессе обучения русскому языку учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности развития неоднородного состава группы обучающихся. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения письма и развития речи это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
В основе формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
На уроках русского языка речи формируются следующие базовые учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
Освоение коррекционного курса «Коррекция и развитие навыков орфографической зоркости», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты обучающегося 5 класса:
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения коррекционного курса «Коррекция и развитие навыков орфографической зоркости» на конец обучения в 5 классе:
Минимальный уровень: Выполнять задания по словесной инструкции. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей. Рассказывать, как можно дойти или доехать до школы. Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень: Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя. Называть предметы и соотносить их с картинками. Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечание |
1 | Диагностика навыков учащихся по предмету | 1 | |
2 | Коррекция грамматико-аналитических навыков | 8 | |
3 | Восполнение пробелов в знаниях | 11 | |
4 | Пропедевтика изучения сложных тем | 4 | |
5 | Коррекция и развитие связной речи | 7 | |
6 | Чистописание | 3 | |
7 | Всего часов: | 34 | |
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету. Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование групп на основе сходства у обучающихся корригируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков. Фонетика. Орфограмма. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Морфологические признаки.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов разделительным Ь, предлогов со словами. Индивидуальная работа по результатам диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем. Предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Раздел 5. Развитие речи. Обогащение активного словарного запаса учащихся. Синтаксис, синтаксические конструкции. Умение пользоваться различными словарями. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.
Раздел 6. Чистописание. Упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера.
Программа курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Наименование раздела программы и тем урока | Количество часов | Цель и элементы содержания | Возможные результаты освоения обучающимися учебного предмета, курса | Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ |
| Вводное занятие | 1 | Повторение ранее изученного материала. Коррекция долговременной памяти. Следование алгоритму с устным рассуждением | Уметь определять вид орфограммы | Карточки, дидактические игры |
| Определение ударного слога. Деление слова на слоги | 1 | Совершенствование умения учащихся делить слова на слоги, определять ударный слог. Отработка навыка определять ударный слог, делить слова на слоги. Коррекция фонематического слуха, внимания и слухового внимания | Уметь произносить слова по слогам; делить слова на слоги, определять количество слогов в словах | Иллюстрации |
| Развитие умения выделения главных и второстепенных членов предложения | 1 | Развитие слухового восприятия, объёма и концентрации внимания через специальные упражнения, умения рассуждать. Упражнения в выделении главных и второстепенных членов предложения. Следование алгоритму с устным рассуждением. Коррекция долговременной памяти | Уметь устанавливать связь между членами предложения с помощью вопросов. Различать в предложении главные и второстепенные члены | Текст |
| Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять) | 1 | Коррекция графического навыка письма | Уметь видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять | Прописи |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме: «Правописание разделительного мягкого знака в слове. Перенос слов с разделительным мягким знаком» | 1 | Формирование навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, правильного переноса слов. Различение двух функций мягкого знака: разделительного и показателя мягкости. Алгоритм написания разделительного мягкого знака. Коррекция недостатков в развитии фонетико-фонематического анализа | Уметь различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости. Учить переносить слова с мягким знаком. | Карточки |
| Отработка навыка правописания безударных гласных в корне слова | 1 | Закрепление навыка правописания безударной гласной в корне слова. Способы подбора проверочных слов. Следование алгоритму с устным рассуждением Коррекция долговременной памяти | Уметь определять вид орфограммы (гласной) в корне слова; применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем | Перфокарты |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме «Непроизносимые согласные в корне» | 1 | Формирование навыка правописания слов с непроизносимыми согласными в корне. Отработка навыка правописания непроизносимых согласных в корне слова. Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу | Уметь определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем | Карточки |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» | 1 | Развитие фонематического слуха при написании звонких и глухих согласных в корне слова. Следование алгоритму с устным рассуждением. Коррекция долговременной памяти. | Уметь определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем | Дидактические игры |
| Развитие опосредованного запоминания в работе с непроверяемыми написаниями в корне | 1 | Обогащение словарного запаса. Отработка разнообразных способов и методов работы с непроверяемыми написаниями в корне. Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу | Уметь определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем | Карточки |
| Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова | 1 | Формирование умения находить орфограммы корня, подбирать проверочные слова. Упражнение в правописании орфограмм корня и подборе проверочных слов. Следование алгоритму с устным рассуждением. Коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность) | Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем. | Перфокарты |
| Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять) | 1 | Коррекция графического навыка письма | Уметь владеть каллиграфическими навыками письма | Прописи |
| Развитие долговременного запоминания. Приставка и предлог | 1 | Формирование умения различать приставки и предлоги. Развитие логического мышления на основе узнавания и различения приставки и предлога. Отработка навыка написания предлогов и приставок. Коррекция памяти | Уметь различать приставку и предлог, правильно их писать | Текст |
| Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова | 1 | Развитие навыка нахождения орфограммы в корне слова. Упражнение в определение вида орфограммы в корне. Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их переноса на практике | Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем. | Наглядный и раздаточный материал |
| Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять) | 1 | Коррекция графического навыка письма | Владеть каллиграфическими навыками письма | Прописи |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме «Знаки препинания в конце предложений» | 1 | Развитие умения определять предложения по цели высказывания и их эмоциональной окраске. Отработка навыка определять знаки препинания в конце предложения. Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации | Презентация, карточки с заданиями |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук | 1 | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) | Уметь действовать по словесным инструкциям | Дидактический материал |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме «Основные грамматические категории имен существительных: род, число» | 1 | Развитие умения определять род и число существительных. Отработка навыка определения рода и числа существительных. Коррекция и развитие памяти (через запоминание правил, кратких обозначений грамматических категорий) | Уметь изменять имена существительные по числам. Уметь определять род имен существительных | Карточки с заданиями |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме «Различение имен прилагательных по родам» | 1 | Развитие умения определять род прилагательных. Отработка навыка определения рода прилагательных. Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике | Уметь изменять имена прилагательные по родам, определять род имени существительного | Презентация |
| Восполнение индивидуальных пробелов по теме «Различение глаголов по временам» | 1 | Развитие умения определять временные формы глагола. Отработка навыка различать глаголы по временам. Коррекция слухового и зрительного внимания, развитие познавательной активности | Уметь распознавать глаголы по временам | Сюжетные картинки |
| Развитие зрительного восприятия при закреплении правописания словарных слов | 1 | Формирование фонематического и зрительного восприятия при правописании словарных слов. Упражнение на закрепление правописания словарных слов. Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу | Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем | Сборник загадок |
| Разъяснение смысла пословиц | 1 | Формирование умения понимать смысл пословиц. Анализ пословиц. Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении заданий | Уметь раскрывать смысл пословиц | Таблицы с зашифрованными пословицами и |
| Формирование умения разгадывать ребус | 1 | Развитие умения пользоваться определенными приёмами при решении словесных ребусов. Практикум. Коррекция логического мышления посредством разгадывания ребусов | Знать правила расшифровки ребуса, уметь решать ребусы | Презентация |
| Формирование умения разгадывать загадки | 1 | Развитие мышления и слухового восприятия посредством отгадывания загадок Упражнение в составлении и отгадывании загадок. Прием «сравнение». Коррекция логического мышления | Уметь отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам | Презентация, дидактические игры |
| Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять) | 1 | Коррекция графического навыка письма | Уметь видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять | Прописи |
| Обучение приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами | 1 | Формирование умений пользоваться отдельными дидактическими пособиями, схемами. Отработка приемов пользования дидактическими пособиями, схемами. Коррекция мыслительной деятельности | Уметь пользоваться отдельными дидактическими пособиями, схемами | Пособия, схемы |
| Обучение приёмам пользования запоминания отдельных правил, стихотворений | 1 | Формирование умений пользоваться приемами запоминания текстов. Отработка умения запоминать правила, стихотворения, используя для этого специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию. Коррекция связной речи, развитие памяти | Уметь пользоваться приемами запоминания текстов | Раздаточный материал |
| Отработка навыка нахождения орфограммы в слове | 1 | Формирование орфографических навыков, умения находить и проверять орфограммы в слове. Упражнение в нахождении орфограммы в слове. Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике | Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее правильный выбор орфограммы; пользоваться школьным орфографическим словарем. | Перфокарты, опорные таблицы |
28 | Восполнение пробелов по теме «Прописная буква в начале предложения, в именах собственных» | 1 | Развитие умения употребления прописной (заглавной) буквы. Практикум. Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике | Уметь употреблять заглавную букву в именах собственных и в начале предложения | Карточки |
29 | Восполнение пробелов по теме «Различение глаголов по временам» | 1 | Развитие умения ставить вопросы к глаголам, употребленным в разных временных формах Упражнение в изменении глаголов по временам. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, развитие внимания, памяти | Уметь определять время глагола | Карточки с таблицей, карточки с текстом для работы в паре, карточки с правилом о глаголе |
30 | Восполнение индивидуальных пробелов по теме «Распространение предложений» | 1 | Формирование умения распространять предложения второстепенными членами. Упражнение в распространении предложений. Коррекция мыслительных процессов, формирование причинно-следственных связей, орфографической зоркости, фонематического слуха | Уметь распространять предложения | Сюжетные картинки |
31 | Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку слов со слогами: жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | Развитие умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и применения на практике правила правописания изученных орфограмм. Отработка навыков правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Коррекция графо-моторных навыков | Уметь писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями | Индивидуальные карточки |
32 | Восполнение пробелов по теме «Дополнение предложений однородными членами» | 1 | Формирование умения дополнять предложения однородными членами. Упражнение на дополнение предложений однородными членами. Коррекция грамматической стороны речи | Знать признаки однородных членов предложения. Уметь находить однородные члены предложения | Таблица, карточки |
33 | Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Однородные члены предложения без союзов» | 1 | Формирование умения находить однородные члены в предложении. Пошаговое следование схемам предложения. Коррекция аналитического мышления, развитие слухового и зрительного внимания | Уметь распознавать предложения с однородными членами, дополнять и правильно оформлять их на письме | Опорные схемы, текст |
34 | Час занимательной грамматики | 1 | Повторение, обобщение пройденного материала. Игра. Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их переноса на практике | Уметь применять полученные сведения в повседневной жизни | Карточки, таблицы, схемы |
Итого: 34 часа |
8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С(К)О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С(К)О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С(К)О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов С (К) О учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., Просвещение, 2002.
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось-89, 1998.
Вакуленко Ю.А.. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.:Росмен, 2004.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя. - М.:Просвещение,1994.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2004.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2005.
Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. - 335с. (коррекционная педагогика).
Лалаева Р.И.. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.
Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н.. Развиваем воображение и творческое мышление. - М.:МарТ, 2005.
Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем память и внимание. - М.: МарТ, 2005. .
Платонова.С.М. Открытые уроки. Классы коррекции. - Волгоград: Экстремум, 2005.
Платонова.С.М. Открытые уроки. Классы коррекции. - Волгоград: Экстремум, 2005.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1.
Прокопенко М.Е.. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.
Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб, 2012
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://pedsovet.org.ru - Всероссийским интернет-педсовет
http://slovari.gramota/ru/portalsl.html – Словари русского языка
http://www.gramota.ru/-Справочно - информационный интернет-портал «Русский язык»
http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка
http://gramota.ru/book/ritorika/ - Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
http://yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка
http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
http://teneta.rinet.ru/rus/rj _ogl.htm - Русский язык
http://www.gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно
http://www.slovo.zovu.ru - Словарь смыслов русского языка
http://www.slovari.ru - Электронные словари
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
10. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Класс | Дата | Количество не проведенных уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |