СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" (7-8 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" (7-8 классы)»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.









Рабочая программа по учебному предмету

«Коррекционно-развивающие занятия»

для 8в/9д класса


на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2









Составитель программы:

Байбаторова Ираида Ивановна


Ульяновск, 2019


Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений



































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предметам: «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.


























КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени с тяжелыми и множественными нарушениями развития ОГКОУШ № 39, 2019 г.


Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.


В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры.

Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».


Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета


Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста (учителю)

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- принимает доброжелательные отношение в свой адрес;

-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

Биологический уровень

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


Планируемые предметные результаты :

-повторяет движения тела по примеру взрослого

-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы

-выкладывает с помощью палочек простые изображения

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах

-находит одинаковые по звуку предметы

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке

-строит из кубиков башню


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

3) использование по назначению учебных материалов:

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

-Зрительное восприятие

- Слуховое восприятие

- Кинестетическое восприятие

- Восприятие запаха

Предметно-практические действия

Программно-методический материал включает 2 раздела:

«Действия с материалами» , «Действия с предметами».

«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».


Задачи и направления.

— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

— представления о собственном теле

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

— отнесение себя к определенному полу

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы

— формирование представления о возрастных изменениях

— формирование адекватное отношение к своим возрастным изменениям

— формирование умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

— формирование умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

— формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

— формирование умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

— формирование умения обслуживать себя

— формирование умения следить за своим внешним видом

— формирование представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации



Учебно-тематическое планирование



Рабочая программа для 8-9 классов рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, 2 часа в неделю.

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу


1 модуль


1

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Посмотри на меня»

1

2

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Чего не стало?»

2

3

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Поставь игрушке на своё место».

2

4

5

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Куда полетела бабочка?»

«Куда поехала машина?»

2

6

7

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Чья тень?»

2

8

9

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Машинка»

«Мишка»

«Кукла»

«Бабочка»

2

10

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Зелёная травка»

«Желтое солнышко»

1

11

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Манипуляция больших и маленьких предметов

1


Всего 13 часов



2 модуль


12

13

«Слуховое восприятие»

«Надевание колец на стержень»

«Разбери пирамидку»

2

14

15

«Слуховое восприятие»

«Чей звук?»

(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»)

«На чем играет Петрушка?»

2

16

17

«Слуховое восприятие»

«Как говорят животные?»

2

18

19

«Слуховое восприятие»

«Какой звучит инструмент?»

2

20

21

«Кинестетическое восприятие»

«Меховой мишка и бумажный мишка»

2


Всего 10 часов



3 модуль


22

23

«Предметно – практическая деятельность»

«Рвём бумагу и складываем в коробочку»

«Смешай краски»

«Мыльные пузыри»

2

24

25

«Предметно – практическая деятельность»

«Пересыпь горох»,

«Открой баночку, заполни её фасолью»

2

26

27

«Предметно – практическая деятельность»

«Собери бусинки»

«Заведи машинку»

2

28

29

«Предметно – практическая деятельность»

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку»

«Открой баночку, сложи бусины»

2

30

31

«Предметно – практическая деятельность»

«Матрешка»

«Найди предметы в песочнице»

2

32

«Предметно – практическая деятельность»

«Рисование красками, лучики солнца»

1


Всего 11 часов



4 модуль


33

34

«Двигательное развитие»

«Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке»

2

35

36

«Двигательное развитие»

«У медведя во бору»

«Заинька попляши»

2

37

38

«Двигательное развитие»

«Кошка и воробушки»

«Воздушные снежинки»

2

39

40

«Двигательное развитие»

«Воздушные шары»

«Бабочки»

2

41

42

«Двигательное развитие»

«Гуси-гуси»

«Воробушки и автомобиль»

2

43

44

«Двигательное развитие»

«Заинька попляши, беленький попляши»

«Ладушки – ладушки»

«Сорока белобока»

2


Всего 12 часов



5 модуль


45

46

«Альтернативная коммуникация»

«Узнай, какое у меня настроение»

«Позови меня (жестом, звуком, словом)»

2

47

48

«Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями)

«Теремок».

«Колобок»

2

49

50

«Альтернативная коммуникация»

«Мишка косолапый»

«Наша, Таня громко плачет»

2

51

52

«Альтернативная коммуникация»

«Игра жестов, книга – разговоров»

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

2

53

54

«Альтернативная коммуникация»

«Найди такой же»

«Найди пару»

«Назови, одним словом»

«Что лишнее?»

2

55

56

«Разноцветные палочки»


2


Всего 12 часов



6 модуль


57

58

«Предметно-практическая деятельность»

«Поделки из пластилина»

«Колобки, колбаски»

2

59

60

«Поможем кукле Кате прибраться»

«К нам придут гости»

2

61

62

«Чудесный мешочек»

«Игры в песочнице»

2

63

64

Дид. игра «Собери человечка»


2

65

Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки»

1

66

67

68

«Игрушки»

«Одежда»

«Обувь»

«Мебель»

«Посуда»

3


Всего12 часов



Всего за год 70 часов







ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

(Кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.).

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства.

- игрушки

- набор посуды

- мебели

- одежда и обувь для куклы

- мозайки

- пазлы - вкладыши.










Формы оценивания ,средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.


Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балл - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».