Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
для 8в/9д класса
на 2019-2020 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Байбаторова Ираида Ивановна
Ульяновск, 2019
Содержание
| 1.Паспорт рабочей программы | |
| 2.Введение | |
| 3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предметам: «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени с тяжелыми и множественными нарушениями развития ОГКОУШ № 39, 2019 г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры.
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста (учителю)
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- принимает доброжелательные отношение в свой адрес;
-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
Биологический уровень
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты :
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
3) использование по назначению учебных материалов:
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
-Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- Кинестетическое восприятие
- Восприятие запаха
Предметно-практические действия
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами» , «Действия с предметами».
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формирование представления о возрастных изменениях
— формирование адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формирование умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формирование умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формирование умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формирование умения обслуживать себя
— формирование умения следить за своим внешним видом
— формирование представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Учебно-тематическое планирование
Рабочая программа для 8-9 классов рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, 2 часа в неделю.
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по разделу |
| 1 модуль | |
1 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Посмотри на меня» | 1 |
2 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Чего не стало?» | 2 |
3 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Поставь игрушке на своё место». | 2 |
4 5 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Куда полетела бабочка?» «Куда поехала машина?» | 2 |
6 7 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Чья тень?» | 2 |
8 9 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Машинка» «Мишка» «Кукла» «Бабочка» | 2 |
10 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Зелёная травка» «Желтое солнышко» | 1 |
11 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Манипуляция больших и маленьких предметов | 1 |
| Всего 13 часов | |
| 2 модуль | |
12 13 | «Слуховое восприятие» «Надевание колец на стержень» «Разбери пирамидку» | 2 |
14 15 | «Слуховое восприятие» «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ») «На чем играет Петрушка?» | 2 |
16 17 | «Слуховое восприятие» «Как говорят животные?» | 2 |
18 19 | «Слуховое восприятие» «Какой звучит инструмент?» | 2 |
20 21 | «Кинестетическое восприятие» «Меховой мишка и бумажный мишка» | 2 |
| Всего 10 часов | |
| 3 модуль | |
22 23 | «Предметно – практическая деятельность» «Рвём бумагу и складываем в коробочку» «Смешай краски» «Мыльные пузыри» | 2 |
24 25 | «Предметно – практическая деятельность» «Пересыпь горох», «Открой баночку, заполни её фасолью» | 2 |
26 27 | «Предметно – практическая деятельность» «Собери бусинки» «Заведи машинку» | 2 |
28 29 | «Предметно – практическая деятельность» «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку» «Открой баночку, сложи бусины» | 2 |
30 31 | «Предметно – практическая деятельность» «Матрешка» «Найди предметы в песочнице» | 2 |
32 | «Предметно – практическая деятельность» «Рисование красками, лучики солнца» | 1 |
| Всего 11 часов | |
| 4 модуль | |
33 34 | «Двигательное развитие» «Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке» | 2 |
35 36 | «Двигательное развитие» «У медведя во бору» «Заинька попляши» | 2 |
37 38 | «Двигательное развитие» «Кошка и воробушки» «Воздушные снежинки» | 2 |
39 40 | «Двигательное развитие» «Воздушные шары» «Бабочки» | 2 |
41 42 | «Двигательное развитие» «Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль» | 2 |
43 44 | «Двигательное развитие» «Заинька попляши, беленький попляши» «Ладушки – ладушки» «Сорока белобока» | 2 |
| Всего 12 часов | |
| 5 модуль | |
45 46 | «Альтернативная коммуникация» «Узнай, какое у меня настроение» «Позови меня (жестом, звуком, словом)» | 2 |
47 48 | «Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями) «Теремок». «Колобок» | 2 |
49 50 | «Альтернативная коммуникация» «Мишка косолапый» «Наша, Таня громко плачет» | 2 |
51 52 | «Альтернативная коммуникация» «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 2 |
53 54 | «Альтернативная коммуникация» «Найди такой же» «Найди пару» «Назови, одним словом» «Что лишнее?» | 2 |
55 56 | «Разноцветные палочки» | 2 |
| Всего 12 часов | |
| 6 модуль | |
57 58 | «Предметно-практическая деятельность» «Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски» | 2 |
59 60 | «Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости» | 2 |
61 62 | «Чудесный мешочек» «Игры в песочнице» | 2 |
63 64 | Дид. игра «Собери человечка» | 2 |
65 | Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки» | 1 |
66 67 68 | «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Мебель» «Посуда» | 3 |
| Всего12 часов | |
| Всего за год 70 часов | |
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
(Кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.).
Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства.
- игрушки
- набор посуды
- мебели
- одежда и обувь для куклы
- мозайки
- пазлы - вкладыши.
Формы оценивания ,средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балл - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».