Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трубчевская школа-интернат»
ПРИНЯТО Руководитель МО _________Н.Н. Родченкова Протокол №___ от «___»__________2024 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР: ___________Н.И. Кузьменко «_____»____________2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Трубчевская школа-интернат» ________________С.И. Бобунова от «______»________2024 г. |
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы
(социальное направление)
в 3 группе (6 «А», 7 «А», 8 «А», 9 «А», 10 классы)
на 2024-2025 учебный год
Рассмотрено на заседании МО
воспитателей школы-интерната
Протокол №___ от ___________
Составитель:
Панкова Татьяна Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Трубчевск,
2024- 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по социальному направлению разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
Программы воспитания ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»;
Календарного плана воспитательной работы ООО ГБОУ «Трубчевская школа-интернат».
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
В программе по социальному направлению предусмотрено выполнение школьниками творческих работ.
Рабочая программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Рабочая предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создание условий для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающему оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- формирование умения обсуждать, обыгрывать проблемные ситуации;
- планирование и проведение заочных путешествий;
- формирование умений проводить акции благотворительности, милосердия
- проведение выставок семейного художественного творчества,
музыкальных вечеров.
Формы организации внеурочной деятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы.
- Сообщения.
- Литературно - музыкальные композиции.
- Экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий годовой план работы составляет -34 ч, из них: теоретических - 13 ч, практических -21 ч.
1."Я и я"(5ч) - формирование гражданского отношения к себе. Тест
«Познай себя».
Письмо самому себе. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2."Я и семья"(5ч) - формирование гражданского отношения к своей
семье.
День пожилого человека. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности, Акции. Конкурсы песен. Мини - проект. Оформление фотовыставки.
3. "Я и культура"(4ч) - формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
4."Я и школа"(6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5."Я и мое Отечество"(9ч) - формирование гражданского отношения
к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка.
Я - гражданин России.
О подвигах женщин в военное время. Герои Великой Отечественной войны. Города - герои.
6."Я и планета?'(5ч) - формирование гражданского отношения к
планете Земля.
В ответе за тех, кого приручишь. Волшебный мир руками детей. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает
0
по планете.
Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации пуогуаммы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный;
ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др;
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Конкурсы сочинений. Мини - проекты, презентации и размещение в Интернете- лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н. Алексеева. -СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. -М.: Генезис,2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст]/ З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. -2009. -№17. -9 -13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. -М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглов, ЮГ. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, ИГ. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова-Волгоград: изд. «Учитель» 2001. .
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема по программе. Тема урока. | Кол-во уроков | Теория | Практика | Дата |
1 | Я - гражданин России. | 1 | 1 | | 02.09 |
2 | Продолжаем изучать Школьный устав. | 1 | 1 | | 09.09 |
3 | Я и мой класс. Конкурс сочинений. | 1 .' ' '1 '' | | 1 | 16.09 |
4 | Наши классные обязанности. | 1 | 1 | | 23.09 |
5 | Поговорим о толерантности. | 1 | 1 | | 30.09 |
6 | Геральдика - наука о гербах. | 1 | 1 | | 07.10 |
7 | Символика России. Оформление альбома | 1 | | 1 | 14.10 |
| | | | |
8 | Тест «Познай себя» | 1 | | 1 | 21.10 |
9 | Зачем нужно учиться в школе. | 1 | | 1 | 11.11 |
| Анкета. | | | | |
10 | Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 | 18.11 |
11 | Мир моих интересов. Анкета. | 1 | | 1 | 25.11 |
12 | Символы нашего края. Презентации. | 1 | | 1 | 02.12 |
13 | Государственный праздник - день | 1 | 1 | | 09.12 |
| День согласия и примирения. | | | | |
14 | Как встречают Новый год в разных странах. | 1 | 1 | | 16.12 |
| | | | |
| | | | |
15 | Новый год шагает по планете. Конкурс рисунков и поделок. | 1 | | 1 | 23.12 |
| | | |
| | | | | |
16 | День пожилого человека. Мини- | 1 | | 1 | 13.01 |
| проект. | | | |
17 | Можно и нельзя в жизни. | 1 | | 1 | 20.01 |
| Рассуждение по теме. | | | |
| | | | |
18 | Знаменитые писатели и поэты. Экскурсия в библиотеку. | 1 | | 1 | 27.01 |
| | | |
| | | |
19 | Права ребёнка. | 1 | 1 | | 03.02 |
20 | Мой лучший школьный друг. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 | 10.02 |
| | | | |
| | | | |
| | | | | 17.02 |
21 | Герои Великой Отечественной войны. О подвигах женщин в военное время | 1 | 1 | | 17.02 |
22 | Фотовыставка «Я и моя семья». | 1 | | 1 | 24.02 |
23 | Забота о родителях — дело совести каждого. | 1 | 1 | | 03.03 |
| | | | |
24 | Мои семейные обязанности. Конкурс рассказов. | 1 | | 1 | 10.03 |
| | | | |
25 | Масленица. Конкурс на лучший Л рецепт блинов. | 1 | | 1 | 17.03 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
26 | Письмо самому себе. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 | 31.03 |
| | | | |
27 | Панорама добрых дел. Мини проект. | 1 | | 1 | 07.04 |
28 | Знаешь ли ты страны мира? | 1 | 1 | | 11.04 |
29 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | | 1 | 21.04 |
| Рассуждения по теме. | | | | |
30 | Правила счастливого человека. | 1 | 1 | | 28.04 |
31 | Города - герои. Оформление альбома. | 1 | | 1 | 05.05 |
32 | Семь чудес света. | 1 | 1 | | 12.05 |
33 | В ответе за тех, кого приручили. Изготовление поделок. | 1 | | 1 | 19.05 |
| | | | |
34 | Волшебный мир руками детей. Конкурс экологических сказок, рисунков. | 1 | | 1 | 26.05 |
| | | | |
| | | | |