Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №4»
КГБОУ «Красноярская школа №4»
02-14
Утверждаю:
Директор школы _________________
Приказ №79 от 31 августа 2020
Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная (дополнительная) коммуникация»
для обучающихся с умственной отсталостью
умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом
на 2020-2021 уч. год
Учитель-логопед
Самодурова А.А.
г. Красноярск
I Пояснительная записка
У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребёнка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Характеристика обучающихся
У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Характеристика обучающихся с системным недоразвитием речи умеренной и глубокой степени при умственной отсталости (поР.И. Лалаевой)
1.Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия и дисграфия.
2.Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.
Полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжёлое её недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).
II Цель обучения – формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Основной задачей курса «Альтернативная коммуникация» является освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы; составление коммуникативных таблиц и тетрадей для общения в школе, дома и других местах при нарушенной вербальной коммуникации.
Задачи курса:
Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний
Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;
Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
Формирование адекватного поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
III Примерные программы, на основе которых подготовлена АОП
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
- Инструктивного письма МО РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения».
IV Содержание программы
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом и включает следующие разделы:
1. Ориентирование в визуальном расписании
2. Предъявление основных потребностей и желаний
3.Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.
3.1 Использование жестов
3.2 Манипуляции и действия с предметами
3.3 Иллюстрации (фото, изображения, карточки PECS и др.)
3.4 Пиктограммы
3.4 Функциональные слова
4. Формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.
1. Ориентирование в визуальном расписании
Для облегчения процесса запоминания и применения пиктографических изображений, используется следующий алгоритм введения символов:
называние учебного предмета или действия учителем → показ соответствующего символа учителем → действие (или ситуация) → показ символа учителем.
Символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. В начале учебного дня, учитель знакомит учащихся с распорядком дня, прикрепляя к специальной доске графические символы. Педагог рассказывает, что будет сначала, что потом. В конце каждого урока, учитель еще раз обращает внимание детей на доску, переворачивает карточку с символом, обозначающим только что прошедший урок, показывает следующий символ, побуждая всех следовать дальше.
На дверях кабинетов, классов, которые посещают учащиеся, крепились карточки с пиктограммами, с изображением различных предметов, видов деятельности. Таким образом, учащиеся, с помощью взрослого, учились соотносить ситуацию, предмет, объект с пиктограммой.
Когда учащиеся познакомятся с пиктограммами, в обязанности дежурного вводится «рассказывать» (с помощью учителя) о распорядке дня в течение учебной недели. Учитель называет предмет, а учащийся должен выбрать из предложенных карточек (вначале из двух, трех и т.д.) обозначающий названный и прикрепить к доске распорядка дня. В конце каждого урока дежурный должен показывать остальным учащимся, какое занятие закончилось, переворачивая карточку, и показывать, какой урок будет следующим.
Также, используются индивидуальные наборы с визуальным расписанием. Учащиеся используют их самостоятельно, с дежурным, либо с помощью педагога (в зависимости от возможностей детей).
К концу первого учебного года учащиеся должны знать и использовать, в зависимости от возможностей, от 3 карточек, обозначающих предметную область.
В каждый последующий год ориентирование в визуальном расписании улучшается и обогащается.
2. Сообщение об основных потребностях и желаниях
Большую роль в этом разделе играет умение ориентироваться в схеме собственного тела, т.к. показать в каком месте ребенок ощущает дискомфорт, он может, только ориентируясь в географии тела. Используются:
- тактильные различия от прикосновений к частям тела различных материалов;
- дифференциация по прикосновению к частям тела различных температур;
- игры с завязанными глазами (ощупывание)
- игры на подражание «Делай, как я», «Вот носик, вот ротик…»
- использование указательных жестов, при обозначении частей тела
- Осознание и показывание себя. Жест «Я»
- ориентация в схеме тела с помощью пиктограмм, фото
- работа над мимикой по подражанию: «радость», «грусть», «смех», «злость», «удивление».
Для изучения своего тела и ощущений можно использовать следующие игры и упражнения по изучению схемы тела – обведение рук по контуру на бумаге (руки, кисти, пальцы); отпечатки кистей рук с помощью краски, оттиски в тесте, глине.
3. Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.
3.1 Использование жестов. Изучаемые жесты должны отражать простые и доступные эмоции и ощущения. Кроме этого при демонстрации того или иного жеста используется мимика, и речевое сопровождение.
Жесты:
-указательный
- согласие и отказ
- «Я»
- просьбы, передачи («дай» и «на»)
- приветствия и прощания
- «хорошо», «плохо»
- «иди ко мне»
- «благодарность»
- «стоп»
- «хочу в туалет»
- «мыть руки»
- «есть»
- «пить»
- «отдыхать/спать»
- жесты «одеваться» и «раздеваться»
- «похвала»
- «грозить»
- «жарко» - «холодно»
- «тихо» - «громко»
Стимуляция расширения познания окружающего мира, использование жестов на других учебных предметах:
- обозначающих основные природные явления (дождь, снег);
- обозначающих действия, трудовые операции во время предметно-практической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и др.);
- обозначающие предметы бытового окружения;
- обозначающие количественные отношения (высоко-низко, широко-узко, количество на пальцах и др.);
- обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.);
- обозначающие некоторых представителей животного и растительного мира;
3.2 Манипуляции и действия с предметами
Основная задача – расширение познания предметного мира, для ориентирования в нем и коммунициирования с его помощью. Начало обучения проводится во время режимных моментов, в естественных ситуациях, например, во время приема пищи. Если учащийся хочет кашу, он дает тарелку педагогу, обращаясь к нему. Если он хочет пить, то дает чашку. Осуществление выбора между блюдами с помощью указательного жеста или столового прибора (ложки или вилки). Если ему нужна помощь, он ведет педагога за руку и др.
Ориентирование в распорядке учебного дня при помощи предметов, наиболее ярко обозначающих ту или иную деятельностью (урок – тетрадь, музыка музыкальный инструмент и др.). Далее, стимуляция предъявлений ребенком различных требований с помощью окружающего предметного мира (хочет рисовать – дает кисть, хочет играть – дает мяч и др.)
3.3 Работа с символами
Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото, рисунок, пиктограмма и др.). Обучение глобальному чтению тех слов, которые наиболее значимы для ребенка. Составление слов (альтернативное письмо) Составление коротких предложений объект-действие, по смыслу (например, мяч – играть).
Обучение ориентироваться в визуальном расписании:
- режимные моменты (завтрак, обед, домой)
- начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра
- учебные предметы
Основные потребности и желания:
- туалет
- есть, пить
- да/нет (карточки)
- игра
- домой
- стоп
Расширение активного словаря символов:
- лакомства
- еда (категории)
- игрушки
- семья
- деятельность в школе (учиться, писать, считать, читать, танцевать и др.)
- бытовое окружение и действия с ним
- одежда (категории)
- сезонные изменения (календарь погоды)
- ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода
- уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода
Ориентирование в социальной жизни с помощью символов (социальные истории)
- я (рассказ об учащемся)
- я здороваюсь
- я прощаюсь
- я и одноклассники
- мой день в школе
- мой день дома
- моя семья
- поход к врачу
- поход в магазин
- прогулка
- событие (день рождения, праздник и др.)
- поддержи друга
- приготовление блюда
- сервирование стола
- правила поведения за столом
- транспорт
- опасность
Создание коммуникативного альбома.
Разделы:
«Я», «Моя семья», «Мой дом»
«Мой класс», «Мой досуг», «Мои друзья»
«Что я люблю», «Что я не люблю»
4. Глобальное чтение и альтернативное письмо
Составление коротких слов, значимых для учащегося и использование их в коммуникации.
Составление коротких предложений из знакомых слов или букв, и использование их в практике коммуникации.
Составление коммуникативного альбома с тем кодом, которым владеет в данное время учащийся и использование его в практике коммуникации в школе и дома.
Формирование умения грамматического конструирования: обучение символам, обозначающим грамматические категории рода, числа. Обучение задавать вопрос.
Использование в практике общения дополнительных электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:
- учащийся может сообщить об основных потребностях с помощью жеста, символа или функционального слова;
- учащийся может сообщить о дискомфорте или боли понятным окружающим способом;
- учащийся ориентируется в визуальном распорядке дня (на первом году примерно 3 символа, на 2 году 6-7 символов, на третьем году все визуальное расписание).
- учащийся понимает жесты, показывающие основные действия, пытается подражать им, использует жесты в практике общения;
- учащийся использует в практике общения мимику, жесты или символы, понятным окружающим способом;
- учащийся знает, когда начинать разговор, как его вести социально приемлемым способом и как заканчивать.
Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы, таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации, коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей.
V Количество часов, отводимых на изучение предмета, их распределение в учебном году.
Согласно учебного плана КГБОУ «Красноярская школа №4» на изучение курса «Альтернативная коммуникация», в классе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотрено 1 час в неделю 33 часа в год. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий, рассчитан на первые 2 недели учебного года.
По итогам обследования формируются группы для логопедических занятий, которые комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста.
Обучающиеся, зачисленные в речевую группу, посещают подгрупповые и индивидуальные занятия (дети, обучающиеся по СИПР) один раз в неделю.
Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий:
Логопедические занятия с детьми проводятся после или во время (уроки «Речь и альтернативная коммуникация», по отдельному учебному плану в рамках реализации СИПР) учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся.
Логопед ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, дефектологами, психологами и медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в речевую работу с детьми.
VI Основные требования к результатам реализации АОП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
положительного отношения к совместной деятельности;
уважительного отношения к окружающим;
мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), взгляда, жестов;
овладение действием вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
использование доступных жестов для передачи сообщения;
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
понимание смысла узнаваемого слова;
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
VII Методы обучения.
Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.
Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с РАС:
- Система жестов (Жест является уникальным инструментом, который позволяет визуализировать образ того или иного слова, действия).
- Система символов (Графические символы. Включают в себя все символы - изображения. Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события).
- Обучение глобальному чтению (Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением).Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «не говорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.
- Система коммуникации при помощи карточек PECS (распространенный метод альтернативной коммуникации для невербальных детей и взрослых с аутизмом. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек)
VIII Система оценивания результатов освоения программы, критерии оценки.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающиеся продвигаются в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течение всего учебного года.
Промежуточная аттестация
обучающихся по сформированности речевых навыков по Альтернативной коммуникации для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Отслеживание результатов:
Параметры | Индикаторы 1 класс 2017-2018 | 2 класс 2018-2019 | 3 класс 2019-2020 | 4 класс 2020-2021 |
Критерии Коммуникация |
Реагирование на контакт со взрослым: приветствие | Адекватная Неадекватная Привет | Здравствуйте! | Доброе утро! Добрый день! | Рады видеть Вас! «Будьте здоровы» |
Установление контакта: реагирование на собственное имя | Адекватная Неадекватная | | | |
Поддержание контакта: выражение своих желаний | При помощи: •мимики и жестов •пиктограмм | При помощи: слова | При помощи: предложения | При помощи: связного высказывания |
Завершение контакта: прощание с собеседником, используя | Используя: •мимику и жесты -пока | До свидания До встречи | Спокойной ночи! Доброй ночи! | Всего хорошего! Всего доброго! |
Коммуникация с использованием вербальной и невербальной коммуникации. |
Импрессивная речь. | |
Понимание простых слов | «мама», «папа» «дядя» и др. | Брат-мальчик Сестра-девочка | Дядя-мужчина Тетя-женшина | родственники |
Понимание слов, обозначающих предмет | -игрушки -посуда -овощи -фрукты -дом. животные | Уч. вещи Мебедь Обувь Птицы Дикие жив. | продукты, транспорт, птицы, времена года «один дома» | Грибы ягоды деревья насекомые электроприборы |
Понимание слов, обозначающих действия предмета | пить, есть, сидеть, стоять, спать, | Играть Рисовать Читать Бегать гулять | Практические упражнения со словами отвечающими на вопросы кто это?, что делает? | обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно |
Употребление в речи прилагательных | красный, жёлтый, синий, зелёный | Оранжевый Фиолетовый Белый чёрный | круглый, квадратный треугольный прямоугольный | большой, маленький, желтый овальный |
Экспрессивная речь. |
Употребление простых слов, своего имени | (мама, папа, дядя, тётя и т.д.) | Брат-мальчик Сестра-девочка Дядя-мужчина Тетя-женшина | Дедушка Няня Воспитатель человек | Школа Учитель Учить-учиться думать |
Употребление в речи существит., обобщающих понятий | игрушки -посуда -овощи -фрукты | Уч. вещи Одежда Обувь животные | продукты, транспорт, птицы, времена года | Грибы, ягоды, деревья, насекомые |
Употребление в речи глаголов | пить, есть, сидеть, стоять, спать, | Играть Рисовать Бегать Гулять качаться | Умение заканчивать фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?» Читать, писать, думать |
Употребление в речи прилагательных | красный, жёлтый, синий, зелёный, | Тёплый грячий Холодный | Чистый-грязный Тёплый-горячий Большой-маленький | большой, маленький, круглый, квадратный треугольный |
Глобальное чтение. |
Чтение букв | А О У М С Х | [ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г]. | [д, й, э, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э], ъ. | Работа с оптически сходными букв. (п-ш; о-и), (б-д), трудные по начертан. (з-к). |
Чтение слов | Чтение простых слов: ау, уа, ах, ух | Чтение слов разной слоговой структуры | Краткие беседы о назначении предметов обихода. | Работа с буквами разрезной азбуки, чтение слогов глобально по слоговым таблицам. |
Чтение изображений | на картинках и картинах | Умение читать предложения с предлогами «на» и «в» | Умение читать предложения с предлогами «у», «за» | Умение читать предложения с предлогами над «под», «около» |
Графомоторные навыки |
Начальные графические навыки | Рисование вертикальных линий разной длины. | Рисование горизонтальных линий. | Обводка по шаблонам и трафаретам | Рисование волнистых линий, узоров |
| Закрашивание контурных изображений предметов | Штрихование простых предметов | Обведение по трафарету простых предметов | Рисование прямых палочек по линиям клетки |
| Обведение клеточек | Письмо элементов букв | Письмо букв | Письмо слов |
1-17 баллов - низкий уровень
18-36 баллов – средний уровень
37-54 балла – высокий уровень
Баллы | Уровень сформированности навыка |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется при значительной помощи взрослого. |
3 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, иногда при частичной помощи взрослого. |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно. |
1 балл - пассивное участие ребёнка, действие выполняется взрослым, представление отсутствует (не узнаёт объект).
2 балла – действие выполняется ребёнком, со значительной помощью взрослого, по последовательной инструкции (изображения или вербально), представление на уровне использования по прямой подсказке (образец, изображение).
3 балла - действие выполняется ребёнком, с частичной помощью взрослого, представление сформировано частично (не всегда узнаёт объект).
4 балла - действие выполняется ребёнком самостоятельно, представление сформировано (узнаёт объект).
3,5-4 балла – достаточный уровень освоения
2,6-3,4 балла – средний уровень освоения
1,5-2,5 балла – низкий уровень
Ожидаемые результаты коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:
Во время прохождения курса предусмотрены:
-Входящая диагностика;
-Текущий мониторинг (полугодовое оценивание результатов освоения СИПР);
-Промежуточный мониторинг (годовое оценивание результатов освоения СИПР и развития жизненной компетенции ребенка).
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности действий/операций, внесенных в СИПР.
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
Результаты входящей диагностики и промежуточного мониторинга отмечаются в протоколах логопедического обследования и листах оценивания средств коммуникации.
IX Учебно-методический комплекс:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения.
Материально-техническое оснащение учебного курса «Альтернативная дополнительная коммуникация» предусматривает:
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи релаксационные, детские песни.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (мимика и жесты)
Печатные пособия:
Наборы пиктограммы по темам: (времена года, дикие и домашние животные, овощи и фрукты, транспорт, игрушки, занятия, мимика лица, жесты, фотографии).
Литература
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.
2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г
3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.
4.Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи/Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова - М., 2003.
5. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико - грамматических категорий у детей 5-7 лет. Игрушки. М.: «АРКТИ», 2006, 32 с. + ДИСК
Тематическое планирование коррекционного курса
Альтернативная коммуникация (1 час в неделю 33 часа) 1 класс
№ | Тематика. | Кол-во час. | Дата | Практические работы. |
Обследование на начало года первые две недели сентября 4ч |
| Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку» | 1ч. | | Овладение начальными навыками адаптации к школе |
| Привлечение внимания к звучащему предмету | 1ч. | | |
| Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки» | 1ч. | | Формирование эмоционального контакта с учителем. |
| Игры «Где звенит?» «Откуда звук?» | 1ч. | | Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом. |
| Игра «Узнай, как звенит погремушка?» | 1ч. | |
| Игра «Угадай, как звучит бубен?» | 1ч. | |
| Игра «Угадай, как звучит барабан?» | 1ч. | |
| Узнавание игрушек по звуку (названиям). | 1ч. | | |
Каникулы осенние с 30 октября по 06 ноября |
| Игра «Узнай и покажи» | 1ч. | | Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом. |
| Игра «Кто это?» | 1ч. | |
| Восприятие слова «На» | 1ч. | | |
| Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание) | 1ч. | | |
| Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия. | 1ч. | | |
| Восприятие слова «Дай». Узнавание и различение напечатанных букв. | 1ч. | | |
| Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку | 1ч. | | Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук |
| Узнавание на ощупь различной формы предметов: шарик, кубик, кружок | 1ч | | |
Каникулы зимние с 28 декабря по 14 января |
| Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен) | 1ч. | | Использование доступных жестов для передачи сообщений. |
| Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!» | 1ч. | | |
| Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу) | 1ч. | | Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения |
| Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..» | 1ч. | |
| Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота» | 1ч. | | |
| Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой. | 1ч. | | |
Каникулы весенние 19 февраля по 25 февраля | | 1ч. |
| Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш | 1ч. | | |
| Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины» Упражнение «Птички клюют зёрнышки» - развитие мелкой моторики рук | 1ч. | | Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения. |
| Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами | 1ч. | | |
| Написание в тетрадях точек, палочек, раскрашивание | 1ч. | | |
Каникулы весенние 26 марта по 01 апреля | | 1ч. |
| Звук А. Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «А». | 1ч. | | |
| Обведи букву А по контуру. Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?» | 1ч. | | |
| Различение холодного и теплого воздуха. Игра «Зайка» | 1ч. | | Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. |
| Звук и буква У. Соотнесение игрушки (утка) со звукоподражанием «У». | 1ч. | |
| Обведи букву У по контуру. Игра «Ароматные коробочки» | 1ч. | | |
Тематическое планирование коррекционного курса
Альтернативная коммуникация (1 час в неделю 33 часа) 2 класс
№ | Тематика. | Кол-во час. | Дата | Практические работы. |
Обследование на начало года первые две недели сентября 4ч |
| Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку» | 1ч. | | Овладение начальными навыками адаптации к школе |
| Привлечение внимания к звучащему предмету | 1ч. | | |
| Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки» | 1ч. | | Формирование эмоционального контакта с учителем. |
| Игры «Где звенит?» «Откуда звук?» | 1ч. | | Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом. |
| Игра «Узнай, как звенит погремушка?» | 1ч. | |
| Игра «Угадай, как звучит бубен?» | 1ч. | |
| Игра «Угадай, как звучит барабан?» | 1ч. | |
| Узнавание игрушек по звуку (названиям). | 1ч. | | |
Каникулы осенние |
| Игра «Узнай и покажи» | 1ч. | | Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом. |
| Игра «Кто это?» | 1ч. | |
| Восприятие слова «На» | 1ч. | | |
| Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание) | 1ч. | | |
| Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия. | 1ч. | | |
| Восприятие слова «Дай». Узнавание и различение напечатанных букв. | 1ч. | | |
| Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку | 1ч. | | Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук |
| Узнавание на ощупь различной формы предметов: шарик, кубик, кружок | 1ч | | |
Каникулы зимние |
| Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен) | 1ч. | | Использование доступных жестов для передачи сообщений. |
| Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!» | 1ч. | | |
| Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу) | 1ч. | | Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения |
| Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..» | 1ч. | |
| Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота» | 1ч. | | |
| Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой. | 1ч. | | |
Каникулы весенние | | 1ч. |
| Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш | 1ч. | | |
| Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины» Упражнение «Птички клюют зёрнышки» - развитие мелкой моторики рук | 1ч. | | Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения. |
| Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами | 1ч. | | |
| Написание в тетрадях точек, палочек, раскрашивание | 1ч. | | |
Каникулы весенние | | 1ч. |
| Звук А. Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «А». | 1ч. | | |
| Обведи букву А по контуру. Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?» | 1ч. | | |
| Различение холодного и теплого воздуха. Игра «Зайка» | 1ч. | | Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. |
| Звук и буква У. Соотнесение игрушки (утка) со звукоподражанием «У». | 1ч. | |
| Обведи букву У по контуру. Игра «Ароматные коробочки» | 1ч. | | |
Тематическое планирование коррекционного курса
по альтернативной коммуникации для 3 класса на 2019-2020 уч.г 1 час
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности |
1 четверть |
1 | Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание). | 1 | | Определение различных звуков окружающей действительность, их называние. Соотнесение звуков с реальным объектом. |
2 | Представление о цвете. Практическое знакомство детей с цветами, коррекция. Игры "Собери цветок", "Цветик - семицветик". | 1 | | Знакомство с цветом. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. Называние цвета. Игры "Собери цветок", "Цветик- семицветик |
3 | Различение предметов по цвету и форме. | 1 | | Называние цвета. Различение предметов по цвету и форме |
4 | Составление композиций из деталей одного цвета. | 1 | | Собирание конструктора, мозаики. Называние основных цветов. |
7 | Безопасная дорога в школу. Приветствие и прощание в школе и дома. | 1 | | Правила перехода дороги, повторение светофора. Правила хождения по тротуару. |
8 | Овощи | 1 | | Обогащение словарного запаса по лексической теме «овощи-фрукты». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, пользуясь опорной схемой |
9 | Фрукты | 1 | |
| Повторение за четверть Сравнение:овощи-фрукты | 1 | | |
2 четверть |
10 | Животные". Называние животных, рассматривание картинок. | 1 | 15 | Рассматривание картинок животных. Называние частей тела животных. |
11 | Домашние животные. Как говорят животные. Знакомство с жестами и символами «Корова» «Лошадь» | 1 | | Обобщающее понятие животные домашние животные. |
12 | Знакомство с жестами символом «Свинья», «Коза» | 1 | | Обобщающее понятие животные дикие животные. |
13 | Дикие животные | 1 | | Учить умению слушать и рассказывать сказки. |
14 | Слушание сказки "Колобок". Ответы на вопросы по сказке "Колобок". | 1 | | Называние героев сказки. Подбор картинок к сказке. |
15 | Инсценирование сказки "Колобок". | 1 | | Ответы на вопросы учителя по сказке «Колобок». |
16 | Повторение за четверть | 1 | | |
3 четверть |
| Звук и буква А, а. Нахождение буквы А, а. Написание печатной буквы А. | 1 | | Произношение звука а. Конструирование буквы а из цветных палочек. |
| Звук и буква У, у. Нахождение буквы У, у. "Игрушки". Составление предложений по вопросам учителя. Игрушка утка, выделение буквы У и А. | 1 | | Конструирование буквы у из цветных палочек. Письмо по точкам и образцу. Нахождение буквы У, у среди других букв. |
| Звук и буква О, о. "Игрушки". Выявление представлений детей по теме. Игрушка Ослик, выделение буквы О. | 1 | | Произношение звука О Конструирование буквы о из цветных палочек. |
| Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикулярного аппарата. Произношение звуков А, У, О. | 1 | | Артикуляционная гимнастика |
| Чистоговорки с голоса учителя со звуками а, у, о. | 1 | | Слушание и произнесение простых чистоговорок со звуками а, у, о. Их заучивание |
| Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов «на столе», «на полке» | 1 | | Рассматривание картинок, употребление предлога на. |
| Знакомство с жестом и символом «Рыба», «Утка» | 1 | | |
| Знакомство с жестом и символом «Курица», «Петух» | 1 | | |
| Знакомство с жестом и «Корабль», «Самолёт» | 1 | | |
| Знакомство с жестом и символом «Поезд», «Метро» | 1 | | |
| Знакомство с жестом и символом «Трамвай», «Троллейбус» | 1 | | |
|
| Слушание сказки "Мойдодыр" Ответы на вопросы по сказке "Мойдодыр". Правила гигиены. | 1 | | Слушание сказки «Мойдодыр» с голоса учителя, рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы по сказке. Правила гигиены. |
| Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов («около дома») | 1 | | Рассматривание картинок, употребление предлога на, около. Выполнение поручений: положи мяч на… положи мяч около… |
| Понимание, употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты) | 1 | | Понимание и различение слов я, ты. Ответы на вопросы, кто? Составление предложений по заданию учителя. Например- я иду. Демонстрация действий. |
| Понимание, употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (мой, твой) Знакомство с жестоми символом «Мой», «Твой» Знакомство с жестоми символом «У меня/тебя есть» Сюжетно-ролевая игра | 1 | | Рассматривание учебных принадлежностей. Ответы на вопросы, чей? |
| «Школьная жизнь: Отгадай, что в моём портфеле». Выявление представлений детей по теме. Звук и буква М, м. | 1 | | Выполнять правила посадки и положения тетради при письме. Правильное держание ручки. Называние звуков |
| Повторение за год | 1 | | |
Тематическое планирование коррекционного курса
по альтернативной коммуникации для 4 класса на 2020-2021 уч.г 1 час
№п/п | Тема урока | Ко-во часов | Дата | Содержание работы по преодолению речевых нарушений |
| 1 четверть 1.09-30.10 | | | |
1. | Диагностика. | 2 недели | | Продолжение работы первого класса по соотнесению натуральных объектов с их символами, умение называть изображённый предмет. |
2. | Вводное занятие «Игрушки», глагол играть | 1 | 18 |
3. | Повторение учебного материала за второй класс: изученные звуки и буквы | 1 | 25 |
4. | Гласные звуки и буквы «а, у, о, и, ы» | 1 | 2 |
5. | Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова | 1 | 9 |
6. | Сообщение имён членов семьи посредством напечатанного слова | 1 | 16 |
7. | Сообщение имён учащихся класса и педагогов посредством напечатанного слова | 1 | 23 |
8. | Знакомство с жестом и символом «Книга», глагол читать | | 30 |
2 четверть 09.11-30.12 | |
9. | Звук и буква «Э» Учебные вещи: ручка, карандаш, линейка, клей, альбом, пластилин, цветная бумага, учебник, тетрадь; глагол писать, рисовать. | 1 | 13 | Учить овладевать альтернативными средствами коммуникации, умение пользоваться жестами и символами. Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. |
10. | Звук и буква « Ю» | 1 | 20 |
11. | Понимание слов, обозначающих предмет овощи, фрукты, | 1 | 27 |
12. | Понимание слов, обозначающих предмет посуда, мебель, | 1 | 4дек |
13. | Понимание слов, обозначающих предмет одежда, обувь | 1 | 11 |
14. | Звук и буква «Ё» Ёлка | 1 | 18 |
15. | Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Наряжаем ёлку». Изученные буквы (Э,Ю,Ё) | 1 | 25 |
3 четверть 14.01-26.03 | |
16. | Звук и буква «З» в словах (Зима), Предлог «на» | 1 | 15 | Учить составлять простые предложения по картине, по вопросам и своим наблюдениям. |
17. | Повторение жестов и символов «Кошка-собака» и их детёныши. | 1 | 22 |
18. | Звук и буква Р. Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. | 1 | 29 |
19. | Дикие животные и их детёныши. Буква Ж (ёжик). | 1 | 5фев |
20. | Звук и буква К. Сказка «Колобок» Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого. | 1 | 12 | Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. |
21. | Зимующие птицы. Звук и буква П. Ознакомление с символами и жестами. | 1 | 19 |
22. | Игра «Соотнеси картинку» | 1 | 26 |
23 | Бусы для мамы | 1 | 5март |
24 | Слова признаки | 1 | 12 |
25 | Признаки весны | 1 | 19 |
26 | Картина «Весна» Повторение за 3 четверть. | 1 | 26 |
4 четверть 05.04-28.05 | |
23. | Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого (гулять, бегать) | 1 | 9ап | Умение строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственные отношения предметов (на парте, в парте, на шкафу, в шкафу). |
24. | Знакомство с жестами и символами: «Тёплый-горячий». Звук и буква Т. | 1 | 16 |
25. | Знакомство с жестом и символом «Холодный» | 1 | 23 |
26. | Знакомство с жестом и символом «Чистый-грязный». Звук и буква Г | 1 | 30 |
27. | Признаки весны. Предлог «В». Буква В | 1 | 7мая |
28 | Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого. (Играть, гулять) | 1 | 14 | |
29 | Тренировочные упражнения | 1 | 21 | |
30 | Времена года: зима, весна, осень. Повторение за год | 1 | 28 | |