СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная (дополнительная) коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная  (дополнительная) коммуникация для обучающихся с ТМНР 1-4 классы предназначена для учителей-логопедов и учителей начальных классов, работающих с детьми ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная (дополнительная) коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №4»

КГБОУ «Красноярская школа №4»


02-14

Утверждаю:

Директор школы _________________

Приказ №79 от 31 августа 2020






Рабочая программа

коррекционного курса

«Альтернативная (дополнительная) коммуникация»

для обучающихся с умственной отсталостью

умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом

на 2020-2021 уч. год






Учитель-логопед

Самодурова А.А.






г. Красноярск







I Пояснительная записка


У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребёнка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.


Характеристика обучающихся

У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.


Характеристика обучающихся с системным недоразвитием речи умеренной и глубокой степени при умственной отсталости (поР.И. Лалаевой)

1.Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия и дисграфия.

2.Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.

Полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжёлое её недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).

II Цель обучения – формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.


Основной задачей курса «Альтернативная коммуникация» является освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы; составление коммуникативных таблиц и тетрадей для общения в школе, дома и других местах при нарушенной вербальной коммуникации.


Задачи курса:

  1. Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний

  2. Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

  3. Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;

  4. Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

  5. Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

  6. Формирование адекватного поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.


III Примерные программы, на основе которых подготовлена АОП

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

- Инструктивного письма МО РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения».


IV Содержание программы

Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.


Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом и включает следующие разделы:

1. Ориентирование в визуальном расписании

2. Предъявление основных потребностей и желаний

3.Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.

3.1 Использование жестов

3.2 Манипуляции и действия с предметами

3.3 Иллюстрации (фото, изображения, карточки PECS и др.)

3.4 Пиктограммы

3.4 Функциональные слова

4. Формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.



1. Ориентирование в визуальном расписании

Для облегчения процесса запоминания и применения пиктографических изображений, используется следующий алгоритм введения символов:

называние учебного предмета или действия учителем → показ соответствующего символа учителем → действие (или ситуация) → показ символа учителем.

Символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. В начале учебного дня, учитель знакомит учащихся с распорядком дня, прикрепляя к специальной доске графические символы. Педагог рассказывает, что будет сначала, что потом. В конце каждого урока, учитель еще раз обращает внимание детей на доску, переворачивает карточку с символом, обозначающим только что прошедший урок, показывает следующий символ, побуждая всех следовать дальше.

На дверях кабинетов, классов, которые посещают учащиеся, крепились карточки с пиктограммами, с изображением различных предметов, видов деятельности. Таким образом, учащиеся, с помощью взрослого, учились соотносить ситуацию, предмет, объект с пиктограммой.

Когда учащиеся познакомятся с пиктограммами, в обязанности дежурного вводится «рассказывать» (с помощью учителя) о распорядке дня в течение учебной недели. Учитель называет предмет, а учащийся должен выбрать из предложенных карточек (вначале из двух, трех и т.д.) обозначающий названный и прикрепить к доске распорядка дня. В конце каждого урока дежурный должен показывать остальным учащимся, какое занятие закончилось, переворачивая карточку, и показывать, какой урок будет следующим.

Также, используются индивидуальные наборы с визуальным расписанием. Учащиеся используют их самостоятельно, с дежурным, либо с помощью педагога (в зависимости от возможностей детей).

К концу первого учебного года учащиеся должны знать и использовать, в зависимости от возможностей, от 3 карточек, обозначающих предметную область.

В каждый последующий год ориентирование в визуальном расписании улучшается и обогащается.


2. Сообщение об основных потребностях и желаниях

Большую роль в этом разделе играет умение ориентироваться в схеме собственного тела, т.к. показать в каком месте ребенок ощущает дискомфорт, он может, только ориентируясь в географии тела. Используются:

- тактильные различия от прикосновений к частям тела различных материалов;

- дифференциация по прикосновению к частям тела различных температур;

- игры с завязанными глазами (ощупывание)

- игры на подражание «Делай, как я», «Вот носик, вот ротик…»

- использование указательных жестов, при обозначении частей тела

- Осознание и показывание себя. Жест «Я»

- ориентация в схеме тела с помощью пиктограмм, фото

- работа над мимикой по подражанию: «радость», «грусть», «смех», «злость», «удивление».

Для изучения своего тела и ощущений можно использовать следующие игры и упражнения по изучению схемы тела – обведение рук по контуру на бумаге (руки, кисти, пальцы); отпечатки кистей рук с помощью краски, оттиски в тесте, глине.


3. Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.

3.1 Использование жестов. Изучаемые жесты должны отражать простые и доступные эмоции и ощущения. Кроме этого при демонстрации того или иного жеста используется мимика, и речевое сопровождение.

Жесты:

-указательный

- согласие и отказ

- «Я»

- просьбы, передачи («дай» и «на»)

- приветствия и прощания

- «хорошо», «плохо»

- «иди ко мне»

- «благодарность»

- «стоп»

- «хочу в туалет»

- «мыть руки»

- «есть»

- «пить»

- «отдыхать/спать»

- жесты «одеваться» и «раздеваться»

- «похвала»

- «грозить»

- «жарко» - «холодно»

- «тихо» - «громко»

Стимуляция расширения познания окружающего мира, использование жестов на других учебных предметах:

- обозначающих основные природные явления (дождь, снег);

- обозначающих действия, трудовые операции во время предметно-практической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и др.);

- обозначающие предметы бытового окружения;

- обозначающие количественные отношения (высоко-низко, широко-узко, количество на пальцах и др.);

- обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.);

- обозначающие некоторых представителей животного и растительного мира;


3.2 Манипуляции и действия с предметами

Основная задача – расширение познания предметного мира, для ориентирования в нем и коммунициирования с его помощью. Начало обучения проводится во время режимных моментов, в естественных ситуациях, например, во время приема пищи. Если учащийся хочет кашу, он дает тарелку педагогу, обращаясь к нему. Если он хочет пить, то дает чашку. Осуществление выбора между блюдами с помощью указательного жеста или столового прибора (ложки или вилки). Если ему нужна помощь, он ведет педагога за руку и др.

Ориентирование в распорядке учебного дня при помощи предметов, наиболее ярко обозначающих ту или иную деятельностью (урок – тетрадь, музыка музыкальный инструмент и др.). Далее, стимуляция предъявлений ребенком различных требований с помощью окружающего предметного мира (хочет рисовать – дает кисть, хочет играть – дает мяч и др.)


3.3 Работа с символами

Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото, рисунок, пиктограмма и др.). Обучение глобальному чтению тех слов, которые наиболее значимы для ребенка. Составление слов (альтернативное письмо) Составление коротких предложений объект-действие, по смыслу (например, мяч – играть).

Обучение ориентироваться в визуальном расписании:

- режимные моменты (завтрак, обед, домой)

- начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра

- учебные предметы


Основные потребности и желания:

- туалет

- есть, пить

- да/нет (карточки)

- игра

- домой

- стоп

Расширение активного словаря символов:

- лакомства

- еда (категории)

- игрушки

- семья

- деятельность в школе (учиться, писать, считать, читать, танцевать и др.)

- бытовое окружение и действия с ним

- одежда (категории)

- сезонные изменения (календарь погоды)

- ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода

- уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода

Ориентирование в социальной жизни с помощью символов (социальные истории)

- я (рассказ об учащемся)

- я здороваюсь

- я прощаюсь

- я и одноклассники

- мой день в школе

- мой день дома

- моя семья

- поход к врачу

- поход в магазин

- прогулка

- событие (день рождения, праздник и др.)

- поддержи друга

- приготовление блюда

- сервирование стола

- правила поведения за столом

- транспорт

- опасность

Создание коммуникативного альбома.

Разделы:

«Я», «Моя семья», «Мой дом»

«Мой класс», «Мой досуг», «Мои друзья»

«Что я люблю», «Что я не люблю»


4. Глобальное чтение и альтернативное письмо

Составление коротких слов, значимых для учащегося и использование их в коммуникации.

Составление коротких предложений из знакомых слов или букв, и использование их в практике коммуникации.

Составление коммуникативного альбома с тем кодом, которым владеет в данное время учащийся и использование его в практике коммуникации в школе и дома.

Формирование умения грамматического конструирования: обучение символам, обозначающим грамматические категории рода, числа. Обучение задавать вопрос.

Использование в практике общения дополнительных электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:

- учащийся может сообщить об основных потребностях с помощью жеста, символа или функционального слова;

- учащийся может сообщить о дискомфорте или боли понятным окружающим способом;

- учащийся ориентируется в визуальном распорядке дня (на первом году примерно 3 символа, на 2 году 6-7 символов, на третьем году все визуальное расписание).

- учащийся понимает жесты, показывающие основные действия, пытается подражать им, использует жесты в практике общения;

- учащийся использует в практике общения мимику, жесты или символы, понятным окружающим способом;

- учащийся знает, когда начинать разговор, как его вести социально приемлемым способом и как заканчивать.

Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы, таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации, коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей.

V Количество часов, отводимых на изучение предмета, их распределение в учебном году.

Согласно учебного плана КГБОУ «Красноярская школа №4» на изучение курса «Альтернативная коммуникация», в классе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотрено 1 час в неделю 33 часа в год. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий, рассчитан на первые 2 недели учебного года.

По итогам обследования формируются группы для логопедических занятий, которые комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста.

Обучающиеся, зачисленные в речевую группу, посещают подгрупповые и индивидуальные занятия (дети, обучающиеся по СИПР) один раз в неделю.

Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий:

  • индивидуальных: 15-20 минут.

  • подгрупповых: 25 минут;

Логопедические занятия с детьми проводятся после или во время (уроки «Речь и альтернативная коммуникация», по отдельному учебному плану в рамках реализации СИПР) учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся.

Логопед ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, дефектологами, психологами и медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в речевую работу с детьми.


VI Основные требования к результатам реализации АОП

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • положительного отношения к совместной деятельности;

  • уважительного отношения к окружающим;

  • мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

  • навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.



Предметные результаты освоения учебного предмета:

  • понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), взгляда, жестов;

  • овладение действием вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

  • умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • использование доступных жестов для передачи сообщения;

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

  • понимание смысла узнаваемого слова;

  • умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.


VII Методы обучения.

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.


Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с РАС:

- Система жестов (Жест является уникальным инструментом, который позволяет визуализировать образ того или иного слова, действия).

- Система символов (Графические символы. Включают в себя все символы - изображения. Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события).

- Обучение глобальному чтению (Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением).Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «не говорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.

- Система коммуникации при помощи карточек PECS (распространенный метод альтернативной коммуникации для невербальных детей и взрослых с аутизмом. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек)



VIII Система оценивания результатов освоения программы, критерии оценки.

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающиеся продвигаются в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течение всего учебного года.

Промежуточная аттестация

обучающихся по сформированности речевых навыков по Альтернативной коммуникации для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Отслеживание результатов:

Параметры

Индикаторы

1 класс 2017-2018


2 класс 2018-2019


3 класс 2019-2020


4 класс 2020-2021

Критерии Коммуникация

Реагирование на контакт со взрослым: приветствие

Адекватная

Неадекватная

Привет


Здравствуйте!

Доброе утро! Добрый день!


Рады видеть Вас! «Будьте здоровы»

Установление контакта: реагирование на собственное имя

Адекватная

Неадекватная





Поддержание контакта: выражение своих желаний

При помощи: •мимики и жестов

•пиктограмм

При помощи: слова

При помощи: предложения

При помощи: связного высказывания

Завершение контакта: прощание с собеседником, используя

Используя:

•мимику и жесты

-пока


До свидания

До встречи

Спокойной ночи!

Доброй ночи!


Всего хорошего!

Всего доброго!


Коммуникация с использованием вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.


Понимание простых слов

«мама», «папа» «дядя» и др.

Брат-мальчик

Сестра-девочка


Дядя-мужчина

Тетя-женшина

родственники

Понимание слов, обозначающих предмет

-игрушки

-посуда

-овощи

-фрукты

-дом. животные

Уч. вещи

Мебедь

Обувь

Птицы

Дикие жив.

продукты, транспорт,

птицы,

времена года

«один дома»

Грибы

ягоды

деревья

насекомые

электроприборы

Понимание слов, обозначающих действия предмета

пить,

есть,

сидеть,

стоять,

спать,

Играть

Рисовать

Читать

Бегать

гулять

Практические упражнения со словами отвечающими на вопросы кто это?, что делает?


обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно

Употребление в речи прилагательных

красный,

жёлтый,

синий,

зелёный

Оранжевый

Фиолетовый

Белый

чёрный

круглый,

квадратный

треугольный

прямоугольный

большой, маленький,

желтый

овальный

Экспрессивная речь.

Употребление простых слов, своего имени

(мама, папа, дядя, тётя и т.д.)

Брат-мальчик

Сестра-девочка Дядя-мужчина

Тетя-женшина

Дедушка

Няня

Воспитатель

человек

Школа

Учитель

Учить-учиться

думать

Употребление в речи существит., обобщающих понятий

игрушки

-посуда

-овощи

-фрукты

Уч. вещи

Одежда

Обувь

животные

продукты, транспорт,

птицы,

времена года

Грибы,

ягоды,

деревья, насекомые

Употребление в речи глаголов

пить,

есть,

сидеть,

стоять,

спать,

Играть

Рисовать

Бегать

Гулять

качаться

Умение заканчивать фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?»

Читать, писать, думать

Употребление в речи прилагательных

красный,

жёлтый,

синий,

зелёный,

Тёплый

грячий

Холодный


Чистый-грязный

Тёплый-горячий

Большой-маленький

большой, маленький, круглый,

квадратный

треугольный

Глобальное чтение.

Чтение букв

А О У М С Х

[ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г].


[д, й, э, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э], ъ.

Работа с оптически сходными букв. (п-ш; о-и), (б-д), трудные по начертан. (з-к).

Чтение слов

Чтение простых слов: ау, уа, ах, ух

Чтение слов разной слоговой структуры

Краткие беседы о назначении предметов обихода.

Работа с буквами разрезной азбуки, чтение слогов глобально по слоговым таблицам.

Чтение изображений

на картинках и картинах

Умение читать предложения с предлогами «на» и «в»

Умение читать предложения с предлогами «у», «за»

Умение читать предложения с предлогами над «под», «около»

Графомоторные навыки

Начальные графические навыки

Рисование вертикальных линий разной длины.

Рисование горизонтальных линий.

Обводка по шаблонам и трафаретам

Рисование волнистых линий, узоров


Закрашивание контурных изображений предметов

Штрихование простых предметов

Обведение по трафарету простых предметов

Рисование прямых палочек по линиям клетки


Обведение клеточек

Письмо элементов букв

Письмо букв

Письмо слов

1-17 баллов - низкий уровень

18-36 баллов – средний уровень

37-54 балла – высокий уровень

Баллы

Уровень сформированности навыка

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется при значительной помощи взрослого.

3

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, иногда при частичной помощи взрослого.

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно.

1 балл - пассивное участие ребёнка, действие выполняется взрослым, представление отсутствует (не узнаёт объект).

2 балла – действие выполняется ребёнком, со значительной помощью взрослого, по последовательной инструкции (изображения или вербально), представление на уровне использования по прямой подсказке (образец, изображение).

3 балла - действие выполняется ребёнком, с частичной помощью взрослого, представление сформировано частично (не всегда узнаёт объект).

4 балла - действие выполняется ребёнком самостоятельно, представление сформировано (узнаёт объект).

3,5-4 балла – достаточный уровень освоения

2,6-3,4 балла – средний уровень освоения

1,5-2,5 балла – низкий уровень


Ожидаемые результаты коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:

Во время прохождения курса предусмотрены:

-Входящая диагностика;

-Текущий мониторинг (полугодовое оценивание результатов освоения СИПР);

-Промежуточный мониторинг (годовое оценивание результатов освоения СИПР и развития жизненной компетенции ребенка).

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности действий/операций, внесенных в СИПР.

  • «выполняет действие самостоятельно»,

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

  • «выполняет действие по образцу»,

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»,

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»,

  • «действие не выполняет»;

  • «узнает объект»,

  • «не всегда узнает объект» (ситуативно),

Результаты входящей диагностики и промежуточного мониторинга отмечаются в протоколах логопедического обследования и листах оценивания средств коммуникации.


IX Учебно-методический комплекс:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.

графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.


Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения.

Материально-техническое оснащение учебного курса «Альтернативная дополнительная коммуникация» предусматривает:

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи релаксационные, детские песни.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (мимика и жесты)

Печатные пособия:

Наборы пиктограммы по темам: (времена года, дикие и домашние животные, овощи и фрукты, транспорт, игрушки, занятия, мимика лица, жесты, фотографии).


Литература

1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.

2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г

3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.

4.Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи/Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова - М., 2003.

5. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико - грамматических категорий у детей 5-7 лет. Игрушки. М.: «АРКТИ», 2006, 32 с. + ДИСК


Тематическое планирование коррекционного курса

Альтернативная коммуникация (1 час в неделю 33 часа) 1 класс

Тематика.

Кол-во час.

Дата

Практические работы.

Обследование на начало года первые две недели сентября 4ч


Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

1ч.


Овладение начальными навыками адаптации к школе


Привлечение внимания к звучащему предмету

1ч.




Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

1ч.


Формирование эмоционального контакта с учителем.


Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1ч.


Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.


Игра «Узнай, как звенит погремушка?»

1ч.



Игра «Угадай, как звучит бубен?»

1ч.



Игра «Угадай, как звучит барабан?»

1ч.



Узнавание игрушек по звуку (названиям).

1ч.



Каникулы осенние с 30 октября по 06 ноября


Игра «Узнай и покажи»

1ч.


Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.


Игра «Кто это?»

1ч.



Восприятие слова «На»

1ч.




Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

1ч.




Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия.

1ч.




Восприятие слова «Дай». Узнавание и различение напечатанных букв.

1ч.




Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

1ч.


Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук


Узнавание на ощупь различной формы предметов: шарик, кубик, кружок



Каникулы зимние с 28 декабря по 14 января


Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен)

1ч.


Использование доступных жестов для передачи сообщений.



Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!»

1ч.




Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу)

1ч.


Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения


Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..»

1ч.



Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота»

1ч.




Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой.

1ч.



Каникулы весенние 19 февраля по 25 февраля


1ч.


Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш

1ч.




Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины»

Упражнение «Птички клюют зёрнышки» - развитие мелкой моторики рук

1ч.


Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.


Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами

1ч.




Написание в тетрадях точек, палочек, раскрашивание

1ч.



Каникулы весенние 26 марта по 01 апреля


1ч.


Звук А. Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «А».

1ч.




Обведи букву А по контуру. Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?»

1ч.




Различение холодного и теплого воздуха. Игра «Зайка»

1ч.


Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.


Звук и буква У. Соотнесение игрушки (утка) со звукоподражанием «У».

1ч.



Обведи букву У по контуру. Игра «Ароматные коробочки»

1ч.





Тематическое планирование коррекционного курса

Альтернативная коммуникация (1 час в неделю 33 часа) 2 класс

Тематика.

Кол-во час.

Дата

Практические работы.

Обследование на начало года первые две недели сентября 4ч


Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

1ч.


Овладение начальными навыками адаптации к школе


Привлечение внимания к звучащему предмету

1ч.




Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

1ч.


Формирование эмоционального контакта с учителем.


Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1ч.


Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.


Игра «Узнай, как звенит погремушка?»

1ч.



Игра «Угадай, как звучит бубен?»

1ч.



Игра «Угадай, как звучит барабан?»

1ч.



Узнавание игрушек по звуку (названиям).

1ч.



Каникулы осенние


Игра «Узнай и покажи»

1ч.


Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.


Игра «Кто это?»

1ч.



Восприятие слова «На»

1ч.




Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

1ч.




Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия.

1ч.




Восприятие слова «Дай». Узнавание и различение напечатанных букв.

1ч.




Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

1ч.


Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук


Узнавание на ощупь различной формы предметов: шарик, кубик, кружок



Каникулы зимние


Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен)

1ч.


Использование доступных жестов для передачи сообщений.



Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!»

1ч.




Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу)

1ч.


Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения


Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..»

1ч.



Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота»

1ч.




Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой.

1ч.



Каникулы весенние


1ч.


Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш

1ч.




Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины»

Упражнение «Птички клюют зёрнышки» - развитие мелкой моторики рук

1ч.


Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.


Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами

1ч.




Написание в тетрадях точек, палочек, раскрашивание

1ч.



Каникулы весенние


1ч.


Звук А. Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «А».

1ч.




Обведи букву А по контуру. Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?»

1ч.




Различение холодного и теплого воздуха. Игра «Зайка»

1ч.


Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.


Звук и буква У. Соотнесение игрушки (утка) со звукоподражанием «У».

1ч.



Обведи букву У по контуру. Игра «Ароматные коробочки»

1ч.




Тематическое планирование коррекционного курса

по альтернативной коммуникации для 3 класса на 2019-2020 уч.г 1 час

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1 четверть

1

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание).

1


Определение различных звуков окружающей

действительность, их называние. Соотнесение

звуков с реальным объектом.

2

Представление о цвете. Практическое знакомство детей с цветами, коррекция. Игры "Собери цветок", "Цветик - семицветик".

1


Знакомство с цветом. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. Называние цвета. Игры "Собери цветок", "Цветик- семицветик

3

Различение предметов по цвету и форме.

1


Называние цвета. Различение предметов по цвету и форме

4

Составление композиций из деталей одного цвета.

1


Собирание конструктора,

мозаики. Называние основных цветов.

7

Безопасная дорога в школу. Приветствие и прощание в школе и дома.

1


Правила перехода

дороги, повторение

светофора. Правила

хождения по тротуару.

8

Овощи

1


Обогащение словарного запаса по лексической теме «овощи-фрукты». Развитие связной описательной речи, умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета, пользуясь опорной схемой

9

Фрукты

1



Повторение за четверть

Сравнение:овощи-фрукты

1



2 четверть

10

Животные". Называние животных, рассматривание картинок.

1

15

Рассматривание картинок животных. Называние частей тела животных.

11

Домашние животные. Как говорят животные.

Знакомство с жестами и символами «Корова»

«Лошадь»

1


Обобщающее понятие животные домашние животные.

12

Знакомство с жестами символом «Свинья», «Коза»

1


Обобщающее понятие животные дикие животные.

13

Дикие животные

1


Учить умению слушать и рассказывать сказки.

14

Слушание сказки "Колобок". Ответы на вопросы по сказке "Колобок".

1


Называние героев сказки. Подбор картинок к сказке.

15

Инсценирование сказки "Колобок".

1


Ответы на вопросы

учителя по сказке

«Колобок».

16

Повторение за четверть

1


3 четверть


Звук и буква А, а. Нахождение буквы А, а. Написание печатной буквы А.

1


Произношение звука а. Конструирование буквы а из цветных палочек.


Звук и буква У, у. Нахождение буквы У, у. "Игрушки". Составление предложений по вопросам учителя. Игрушка утка, выделение буквы У и А.

1


Конструирование

буквы у из цветных

палочек. Письмо по

точкам и образцу. Нахождение буквы У, у среди других букв.


Звук и буква О, о. "Игрушки". Выявление представлений детей по теме. Игрушка Ослик, выделение буквы О.

1


Произношение звука О Конструирование

буквы о из цветных

палочек.


Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикулярного аппарата. Произношение звуков А, У, О.

1


Артикуляционная гимнастика


Чистоговорки с голоса учителя со звуками а, у, о.

1


Слушание и

произнесение простых чистоговорок со звуками а, у, о. Их заучивание


Понимание, употребление слов,

обозначающих места расположения

объектов «на столе», «на полке»

1


Рассматривание

картинок, употребление

предлога на.


Знакомство с жестом и символом «Рыба», «Утка»

1




Знакомство с жестом и символом «Курица», «Петух»

1




Знакомство с жестом и «Корабль», «Самолёт»

1




Знакомство с жестом и символом «Поезд», «Метро»

1




Знакомство с жестом и символом «Трамвай», «Троллейбус»

1





Слушание сказки "Мойдодыр" Ответы на вопросы по сказке

"Мойдодыр". Правила гигиены.

1


Слушание сказки

«Мойдодыр» с голоса учителя, рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы по сказке. Правила гигиены.


Понимание, употребление слов,

обозначающих места расположения

объектов («около дома»)

1


Рассматривание

картинок, употребление

предлога на, около.

Выполнение поручений: положи мяч на… положи мяч около…


Понимание, употребление слов,

указывающих на объекты/субъекты (я, ты)

1


Понимание и различение слов я, ты. Ответы на вопросы, кто? Составление

предложений по заданию учителя. Например- я иду. Демонстрация

действий.


Понимание, употребление слов,

указывающих на объекты/субъекты (мой, твой)

Знакомство с жестоми символом «Мой», «Твой»

Знакомство с жестоми символом «У меня/тебя есть»

Сюжетно-ролевая игра

1


Рассматривание учебных

принадлежностей.

Ответы на вопросы, чей?


«Школьная жизнь: Отгадай, что в моём портфеле». Выявление представлений детей по теме. Звук и буква М, м.

1


Выполнять правила

посадки и положения

тетради при письме.

Правильное держание ручки. Называние звуков


Повторение за год

1





Тематическое планирование коррекционного курса

по альтернативной коммуникации для 4 класса на 2020-2021 уч.г 1 час

№п/п

Тема урока

Ко-во часов

Дата

Содержание работы по преодолению речевых нарушений


1 четверть 1.09-30.10




1.

Диагностика.

2 недели




Продолжение работы первого класса по соотнесению натуральных объектов с их символами, умение называть изображённый предмет.

2.

Вводное занятие «Игрушки», глагол играть

1

18

3.

Повторение учебного материала за второй класс: изученные звуки и буквы

1

25

4.

Гласные звуки и буквы «а, у, о, и, ы»

1

2

5.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова

1

9

6.

Сообщение имён членов семьи посредством напечатанного слова

1

16

7.

Сообщение имён учащихся класса и педагогов посредством напечатанного слова

1

23

8.

Знакомство с жестом и символом «Книга», глагол читать


30

2 четверть 09.11-30.12


9.

Звук и буква «Э» Учебные вещи: ручка, карандаш, линейка, клей, альбом, пластилин, цветная бумага, учебник, тетрадь; глагол писать, рисовать.

1

13

Учить овладевать альтернативными средствами коммуникации, умение пользоваться жестами и символами.

Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки.

10.

Звук и буква « Ю»

1

20

11.

Понимание слов, обозначающих предмет овощи, фрукты,

1

27

12.

Понимание слов, обозначающих предмет посуда, мебель,

1

4дек

13.

Понимание слов, обозначающих предмет одежда, обувь

1

11

14.

Звук и буква «Ё» Ёлка

1

18

15.

Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Наряжаем ёлку». Изученные буквы (Э,Ю,Ё)

1

25

3 четверть 14.01-26.03


16.

Звук и буква «З» в словах (Зима), Предлог «на»

1

15

Учить составлять простые предложения по картине, по вопросам и своим наблюдениям.

17.

Повторение жестов и символов «Кошка-собака» и их детёныши.

1

22

18.

Звук и буква Р. Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

29

19.

Дикие животные и их детёныши. Буква Ж (ёжик).

1

5фев

20.

Звук и буква К. Сказка «Колобок» Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого.

1

12

Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.


21.

Зимующие птицы. Звук и буква П. Ознакомление с символами и жестами.

1

19

22.

Игра «Соотнеси картинку»

1

26

23

Бусы для мамы

1

5март

24

Слова признаки

1

12

25

Признаки весны

1

19

26

Картина «Весна» Повторение за 3 четверть.

1

26

4 четверть 05.04-28.05


23.

Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого (гулять, бегать)

1

9ап

Умение строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственные отношения предметов (на парте, в парте, на шкафу, в шкафу).

24.

Знакомство с жестами и символами: «Тёплый-горячий». Звук и буква Т.

1

16

25.

Знакомство с жестом и символом «Холодный»

1

23

26.

Знакомство с жестом и символом «Чистый-грязный». Звук и буква Г

1

30

27.

Признаки весны. Предлог «В». Буква В

1

7мая

28

Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого. (Играть, гулять)

1

14


29

Тренировочные упражнения

1

21


30

Времена года: зима, весна, осень.

Повторение за год

1

28