Рабочая программа
коррекционного курса
«Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие»
3 ТМНР
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной для обучающихся с РАС ТМНР (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4), далее ФАООП с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1023.
ФАООП для обучающихся с РАС ТМНР (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС ТМНР, (вариант 8.4) КГБОУ «…….»;
- сборника « Комплект примерных рабочих программ для 3 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройством аутистического спектра»;
- учебного плана КГБОУ «…….».
Рабочая программа коррекционного курса «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания КГБОУ «……».
Содержание коррекционного курса «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» способствует реализации рабочей программы воспитания КГБОУ «……» через использование воспитательного потенциала каждого занятия (вариативный модуль «Организация коррекционно-развивающей среды»).
Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.
В ходе реализации программы по «Эмоциональному и коммуникативно-речевому развитию» решаются следующие взаимосвязанные задачи:
Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с РАС ТМНР навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС ТМНР. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия) и представлен в 1-4 классах с расчетом 2 часа в неделю, (66 часов в год.1 класс; 68 часов 2-4 классы)
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Предметные результаты по эмоциональному коммуникативно-речевому развитию включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1 - 4 класс (8.4)
№ | Название раздела | Формируемые навыки |
1. | Развитие импрессивной речи | понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). реагирование на собственное имя. узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). |
2. | Развитие невербальной коммуникации | формирование способности ребенка использовать невербальные средства коммуникации сначала в игровой ситуации. формирование способности ребенка воспринимать, анализировать и интерпретировать невербальные проявления в процессе коммуникации; формирование способности ребенка осознавать собственные невербальные проявления; формирование способности ребенка к эмоциональному отклику в процессе коммуникации. |
3. | Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие | увеличение словарного запаса, развитие мышления; формирование способности описывать визуальные образы, развитие связной речи; расширение словарного запаса, развитие функции обобщения; развитие речевых навыков, мелкой моторики, сенсорного восприятия. |
4. | Развитие эмоциональной сферы | релаксация, стабилизация эмоционально-психического состояния, развитие творчества, способности выражать себя, коррекция поведения; эмоционально-психическая разгрузка, стимуляция всех сенсорных процессов, создание положительного эмоционального фона, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы; развитие эмоционально-поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферы, развитие двигательных функций; арт-терапевтический эффект, коррекция эмоциональных состояний, снятие эмоционального напряжения, релаксация посредством сенсорных, тактильных ощущений. коррекция эмоциональных состояний путем прослушивание музыкальных произведений и участие в исполнении музыкальных произведений. формирование межличностного эмоционального контакта. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (1доп)
№ | Раздел | Содержание занятия: игровая деятельность | Кол-во часов |
1-6 | 1-й блок | - Приветствие; - «Раз, два, три, посмотри»; - «Парус»; -«Полет жука»; - «Птички» - Мыльные пузыри; - Окончание; | 6 |
7-14 | 2-й блок | - Приветствие; - «Раз, два, три, посмотри»; - «Зоопарк»; -«Полет жука»; - «Птички» -«Дождик»; - Воспроизводить в игре действия с предметами (катать машинку) - Окончание; | 8 |
15-22 | 3-й блок | - Приветствие; - «А где наш Миша?»; - «Зоопарк»; -«Полет жука»; - «Птички» - «Дождик»; - Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню) - Окончание; | 8 |
23-29 | 4-й блок | - Приветствие; - «А где наш Миша?»; - «Зоопарк»; -«Полет жука»; - «Птички» - «Дождик»; - Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню) - Окончание; | 6 |
30-33 | 5-й блок | - Приветствие; - «Покажи по-разному»; - «Водопад»; -« Черепаха»; - «Та-та – два кота»; -«На болоте старый пень»; - Воспроизводить в игре действия с предметами (катать машинку) - Окончание. | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончанию 1 класса (1 дополнительного) обучающийся может уметь:
Называть своё имя;
Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
Подражать движениям и речи взрослого человека;
Смотреть в сторону говорящего;
Слушать обращенную речь;
Выражать радость.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
| Раздел | Содержание занятия : игровая деятельность | Кол-во часов |
1-12 | 1-й блок | - Приветствие; - «Раз, два, три, посмотри»; - «Парус»; -«Шалтай-болтай»; - «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»; - Мыльные пузыри; -Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню, катание машинки) - Окончание | 12 |
13-28 | 2-й блок | - Приветствие; - «Покажи по-разному»; - «Парус»; - «Шалтай-болтай»; - «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»; - «На болоте старый пень»; - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормление куклы) - Окончание. | 16 |
29-40 | 3-й блок | - Приветствие; - «Покажи по-разному»; - «Парус»; - «Шалтай-болтай»; - «Та-та – два кота»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы) - Окончание. | 12 |
41-54 | 4-й блок | - Приветствие; - «Покажи по-разному»; - «Парус»; -« Черепаха»; - «Та-та – два кота»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (кормление куклы) - Окончание. | 14 |
55-68 | 5-й блок | - Приветствие; - «Покажи по-разному»; - «Водопад»; -« Черепаха»; - «Та-та – два кота»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы) - Окончание. | 14 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончанию 2 класса обучающийся может уметь:
- отказываться от предложенного предмета;
- выражать согласие;
- выражать грусть;
- попросить желаемый предмет;
- попросить о повторении действий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ | Раздел | Содержание занятия: игровая деятельность | Кол-во часов |
1-16 | 1-й блок | - Приветствие; - «Танец пяти движений»; - «Водопад»; -« Черепаха»; - «Та-та – два кота»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы, кормление куклы) - Окончание. | 16 |
17-28 | 2-й блок | - Приветствие; - «Покажи по-разному»; - «Водопад»; -« Федя-Бредя!»; - «Та-та – два кота»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (укладывание куклы в кроватку, укрывание одеялом) - Окончание; | 12 |
29-40 | 3-й блок | - Приветствие; - «Путешествие по горам»; - «Сосиска в тесте»; -« Федя-Бредя!»; - «Месим, месим тесто»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (укладывание куклы в кроватку, укрывание одеялом) - Окончание; | 12 |
41-52 | 4-й блок | - Приветствие; - «Путешествие по горам»; - «Сосиска в тесте»; -«Федя-Бредя!»; - «Месим, месим тесто»; -«На болоте старый пень»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу) - Окончание; | 12 |
53-60 | 5-й блок | - Приветствие; - «Путешествие по горам»; - «Дует ветер нам в лицо»; -«Веселый поезд» - «Месим, месим тесто»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу) - Окончание; | 8 |
61-68 | 6-й блок | Приветствие; - «Канатоходец»; - «Дует ветер нам в лицо»; -«Веселый поезд» - «Месим, месим тесто»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу) - Окончание; | 8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончанию 3 класса обучающийся может уметь:
попросить предмет в ситуации выбора;
попросить предмет/игрушку;
отказаться от предложенного предмета/деятельности;
выражение согласия; ждать своей очереди
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ | Раздел | Содержание занятия: игровая деятельность | Кол-во часов |
1-6 | 1-й блок | Приветствие; - «Канатоходец»; - «Дует ветер нам в лицо»; -«Веселый поезд» - «Месим, месим тесто»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу) - Окончание; | 6 |
7-14 | 2-й блок | Приветствие; - «Вышли мыши как-то раз»; - «Дует ветер нам в лицо»; -«Рыбка плавала в пруду» - «Месим, месим тесто»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - кидание мяча от себя) - Окончание; | 8 |
15-21 | 3-й блок | Приветствие; - «Вышли мыши как-то раз»; - «Дует ветер нам в лицо»; -«Рыбка плавала в пруду» - «Сосиска в тесте»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - подкидывание мяча) - Окончание; | 6 |
22-27 | 4-й блок | Приветствие; - «Вышли мыши как-то раз»; - «Положи на место!»; -«Рыбка плавала в пруду» - «Сосиска в тесте»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом- учимся ловить мяч ) - Окончание; | 6 |
28-31 | 5-й блок | Приветствие; - «Не разбуди куклу!»; - «Положи на место!»; -«Рыбка плавала в пруду» - «Сосиска в тесте»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - учимся ловить мяч ) - Окончание; | 4 |
33-34 | 6-й блок | Приветствие; - «Не разбуди куклу!»; - «Положи на место!»; -«Игра с платком» - «Сосиска в тесте»; -Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - закрепление отработанных навыков) - Окончание; | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончанию 4 класса обучающийся может уметь:
сообщить об усталости;
попросить повторить социальную игру;
завершить диалог с использованием стандартных фраз/жестов;
выражение согласия;
ждать своей очереди.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Наборное полотно
Касса букв классная
Касса слогов демонстрационная
Разрезная азбука
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека"
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений"
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные"
Демонстрационные карточки "Птицы России"
Демонстрационные карточки "Домашние животные"
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные"
Демонстрационные карточки "Овощи"
Демонстрационные карточки "Насекомые"
Демонстрационные карточки "Ягоды"
Демонстрационные карточки "Цветы"
Демонстрационные карточки "Фрукты"
Демонстрационные карточки "Зима"
Демонстрационные карточки "Весна"
Демонстрационные карточки "Лето"
Демонстрационные карточки "Осень"
Наборы кукол би – ба – бо
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
Бубны инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.
«Дары Фребеля»
В наборе:
разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков
перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар
кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки
Разноцветные палочки шести размеров
Цветные кольца и полукольца
Деревянные цветные "таблеточки"
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика.
дидактические материалы М. Монтессори
«Розовая башня» - этот набор кубиков предназначен для развития у детей зрительного умения точно различать размеры в трёх измерениях.
Коричневая лестница.
Красные штанги.
Блоки с цилиндрами - вкладышами.
Блок №1. Диаметр остаётся постоянным, высота равномерно уменьшается.
Блок №2. Высота остаётся постоянной, диаметр равномерно уменьшается.
Блок №3. Диаметр и высота равномерно уменьшаются.
Блок №4. Диаметр уменьшается, высота увеличивается (ряд с "обратным" ходом).
Цветные цилиндры
Проекции для цветных цилиндров
Цветные таблички - ящик №1.
Цветные таблички - ящик №2.
Цветные таблички - ящик №3.
Цветные таблички - ящик №4.
Доски для ощупывания (3 шт.).
Шероховатые таблички, 5 пар.
Весовые таблички.
Цилиндры с пружинками.