СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» 3 ТМНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» 3 ТМНР»











Рабочая программа

коррекционного курса

«Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие»

3 ТМНР

на 2023-2024 учебный год



























Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной для обучающихся с РАС ТМНР (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4), далее ФАООП с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1023.

ФАООП для обучающихся с РАС ТМНР (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС ТМНР, (вариант 8.4) КГБОУ «…….»;

- сборника « Комплект примерных рабочих программ для 3 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройством аутистического спектра»;

- учебного плана КГБОУ «…….».

Рабочая программа коррекционного курса «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания КГБОУ «……».

Содержание коррекционного курса «Эмоционально и коммуникативно-речевое развитие» способствует реализации рабочей программы воспитания КГБОУ «……» через использование воспитательного потенциала каждого занятия (вариативный модуль «Организация коррекционно-развивающей среды»).


Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

В ходе реализации программы по «Эмоциональному и коммуникативно-речевому развитию» решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.

  • Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.

  • Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.

  • Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с РАС ТМНР навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС ТМНР. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Место коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане коррекционный курс входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия) и представлен в 1-4 классах с расчетом 2 часа в неделю, (66 часов в год.1 класс; 68 часов 2-4 классы)

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Предметные результаты по эмоциональному коммуникативно-речевому развитию включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- знать и применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 - 4 класс (8.4)


Название раздела

Формируемые навыки

1.

Развитие импрессивной речи


  • понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

  • реагирование на собственное имя.

  • узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

  • понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

  • понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

2.

Развитие невербальной коммуникации

  • формирование способности ребенка использовать невербальные средства коммуникации сначала в игровой ситуации.

  • формирование способности ребенка воспринимать, анализировать и интерпретировать невербальные проявления в процессе коммуникации;

  • формирование способности ребенка осознавать собственные невербальные проявления;

  • формирование способности ребенка к эмоциональному отклику в процессе коммуникации.


3.

Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие

  • увеличение словарного запаса, развитие мышления;

  • формирование способности описывать визуальные образы, развитие связной речи;

  • расширение словарного запаса, развитие функции обобщения;

  • развитие речевых навыков, мелкой моторики, сенсорного восприятия.


4.

Развитие эмоциональной сферы

  • релаксация, стабилизация эмоционально-психического состояния, развитие творчества, способности выражать себя, коррекция поведения;

  • эмоционально-психическая разгрузка, стимуляция всех сенсорных процессов, создание положительного эмоционального фона, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы;

  • развитие эмоционально-поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферы, развитие двигательных функций;

  • арт-терапевтический эффект, коррекция эмоциональных состояний, снятие эмоционального напряжения, релаксация посредством сенсорных, тактильных ощущений.

  • коррекция эмоциональных состояний путем прослушивание музыкальных произведений и участие в исполнении музыкальных произведений.

  • формирование межличностного эмоционального контакта.











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (1доп)

Раздел

Содержание занятия: игровая деятельность

Кол-во часов

1-6

1-й блок


- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри»;

- «Парус»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

- Мыльные пузыри;

- Окончание;

6


7-14

2-й блок

- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри»;

- «Зоопарк»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

-«Дождик»;
- Воспроизводить в игре действия с предметами (катать машинку)

- Окончание;

8

15-22

3-й блок

- Приветствие;

- «А где наш Миша?»;

- «Зоопарк»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

- «Дождик»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню)

- Окончание;


8

23-29

4-й блок

- Приветствие;

- «А где наш Миша?»;

- «Зоопарк»;

-«Полет жука»;

- «Птички»

- «Дождик»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню)

- Окончание;

6

30-33

5-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (катать машинку)

- Окончание.



4



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


По окончанию 1 класса (1 дополнительного) обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;

  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

  • Подражать движениям и речи взрослого человека;

  • Смотреть в сторону говорящего;

  • Слушать обращенную речь;

  • Выражать радость.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс


Раздел

Содержание занятия : игровая деятельность


Кол-во часов

1-12

1-й блок


- Приветствие;

- «Раз, два, три, посмотри»;

- «Парус»;

-«Шалтай-болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- Мыльные пузыри;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (складывание из кубиков башню, катание машинки)

- Окончание

12


13-28

2-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-болтай»;

- «Из-за леса из-за гор ехал дедушка Егор…»;

- «На болоте старый пень»;

- Воспроизводить в игре действия с предметами (кормление куклы)

- Окончание.

16

29-40

3-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

- «Шалтай-болтай»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы)

- Окончание.

12

41-54

4-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Парус»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (кормление куклы)

- Окончание.

14

55-68

5-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы)

- Окончание.

14



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


По окончанию 2 класса обучающийся может уметь:

- отказываться от предложенного предмета;

- выражать согласие;

- выражать грусть;

- попросить желаемый предмет;

- попросить о повторении действий.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Раздел

Содержание занятия: игровая деятельность


Кол-во часов

1-16

1-й блок


- Приветствие;

- «Танец пяти движений»;

- «Водопад»;

-« Черепаха»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укачивание куклы, кормление куклы)

- Окончание.

16


17-28

2-й блок

- Приветствие;

- «Покажи по-разному»;

- «Водопад»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Та-та – два кота»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укладывание куклы в кроватку, укрывание одеялом)

- Окончание;


12

29-40

3-й блок

- Приветствие;

- «Путешествие по горам»;

- «Сосиска в тесте»;

-« Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (укладывание куклы в кроватку, укрывание одеялом)

- Окончание;


12

41-52

4-й блок

- Приветствие;

- «Путешествие по горам»;

- «Сосиска в тесте»;

-«Федя-Бредя!»;

- «Месим, месим тесто»;

-«На болоте старый пень»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;


12

53-60

5-й блок

- Приветствие;

- «Путешествие по горам»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Веселый поезд»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;

8

61-68

6-й блок

Приветствие;

- «Канатоходец»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Веселый поезд»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;

8



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


По окончанию 3 класса обучающийся может уметь:

  • попросить предмет в ситуации выбора;

  • попросить предмет/игрушку;

  • отказаться от предложенного предмета/деятельности;

  • выражение согласия; ждать своей очереди

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

Раздел

Содержание занятия: игровая деятельность


Кол-во часов

1-6

1-й блок


Приветствие;

- «Канатоходец»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Веселый поезд»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - катание по полу)

- Окончание;


6


7-14



2-й блок





Приветствие;

- «Вышли мыши как-то раз»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Месим, месим тесто»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - кидание мяча от себя)

- Окончание;


8


15-21

3-й блок

Приветствие;

- «Вышли мыши как-то раз»;

- «Дует ветер нам в лицо»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - подкидывание мяча)

- Окончание;


6

22-27

4-й блок

Приветствие;

- «Вышли мыши как-то раз»;

- «Положи на место!»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом- учимся ловить мяч )

- Окончание;


6

28-31

5-й блок

Приветствие;

- «Не разбуди куклу!»;

- «Положи на место!»;

-«Рыбка плавала в пруду»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - учимся ловить мяч )

- Окончание;


4

33-34

6-й блок

Приветствие;

- «Не разбуди куклу!»;

- «Положи на место!»;

-«Игра с платком»

- «Сосиска в тесте»;

-Воспроизводить в игре действия с предметами (игра с мячом - закрепление отработанных навыков)

- Окончание;

4



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


По окончанию 4 класса обучающийся может уметь:

  • сообщить об усталости;

  • попросить повторить социальную игру;

  • завершить диалог с использованием стандартных фраз/жестов;

  • выражение согласия;

  • ждать своей очереди.








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Наборное полотно

Касса букв классная

Касса слогов демонстрационная

Разрезная азбука

Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека"

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений"

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные"

Демонстрационные карточки "Птицы России"

Демонстрационные карточки "Домашние животные"

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные"

Демонстрационные карточки "Овощи"

Демонстрационные карточки "Насекомые"

Демонстрационные карточки "Ягоды"

Демонстрационные карточки "Цветы"

Демонстрационные карточки "Фрукты"

Демонстрационные карточки "Зима"

Демонстрационные карточки "Весна"

Демонстрационные карточки "Лето"

Демонстрационные карточки "Осень"

Наборы кукол би – ба – бо

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра




«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»



«Маша и медведь»

Бубны инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

«Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки

Разноцветные палочки шести размеров

Цветные кольца и полукольца

Деревянные цветные "таблеточки"

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.

дидактические материалы М. Монтессори

«Розовая башня» - этот набор кубиков предназначен для развития у детей зрительного умения точно различать размеры в трёх измерениях.

Коричневая лестница.

Красные штанги.

Блоки с цилиндрами - вкладышами.

Блок №1. Диаметр остаётся постоянным, высота равномерно уменьшается.

Блок №2. Высота остаётся постоянной, диаметр равномерно уменьшается.

  1. Блок №3. Диаметр и высота равномерно уменьшаются.

Блок №4. Диаметр уменьшается, высота увеличивается (ряд с "обратным" ходом).

Цветные цилиндры

Проекции для цветных цилиндров

Цветные таблички - ящик №1.

Цветные таблички - ящик №2.

Цветные таблички - ящик №3.

Цветные таблички - ящик №4.

Доски для ощупывания (3 шт.).

Шероховатые таблички, 5 пар.

Весовые таблички.

Цилиндры с пружинками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!