Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
СОГЛАСОВАНО Руководитель СППС _______________Т.А.Денисова «_____»_____________ 20_ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ______________В.В.Неупокоева «_____»______________ 20_ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от ______________№______ |
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающегося с интеллектуальными нарушениями 2 - 4 классы.
Составитель: Айнбиндер Н.А. учитель-дефектолог
г. Биробиджан
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная коррекционно - развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с интеллектуальными нарушениями:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3);
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Цель программы:
создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их особых образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталости, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с интеллектуальными нарушениями двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:
- распознавать и выражать свои эмоции;
- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
- элементам логического рассуждения;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Описание места курса в учебном плане.
Коррекционно - развивающая программа во 2- 4 классах рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. На коррекционные занятия отводится 40 минут.
Содержание программы
(2 класс)
№ | Раздел программы | Часы |
1 | Вводные занятия | 4 |
2 | Повторяем то, что знаем | 15 |
3 | Развиваем внимание | 15 |
4 | Развиваем мышление | 20 |
5 | Развиваем память | 11 |
6 | Итоговые занятия | 3 |
Всего | 68 |
Тематическое планирование
(2 класс)
№ п/п | Тема занятий | Характеристика деятельности обучающихся | Часы |
Вводные занятия (4) |
1-2 | Входная диагностика | Выполнение заданий диагностики, тестовых заданий. | 2 |
3-4 | Введение | 2 |
Повторяем то, что знаем (15) |
5 | Повторяем число и цифру 1. | Повторяют написание цифр. Повторяют основную мыслительную операцию - сравнение. Повторяют понятия «лево», «право» | 1 |
6 | Повторяем число и цифру 2. | 1 |
7 | Повторяем число и цифру 3. | 1 |
8 | Наводим порядок в шкафу. | 1 |
9 | Повторяем число и цифру 4. | 1 |
10 | Повторяем число и цифру 5. | 1 |
11 | Смотрим, думаем, выполняем. | 1 |
12 | Повторяем число и цифру 6. | 1 |
13 | Сравни. | 1 |
14 | Электроприборы. Повторяем число и цифру 7. | 1 |
15 | Ориентируемся в пространстве. | 1 |
16 | Повторяем число и цифру 8. | 1 |
17 | Задания от Винни пуха и пяточка. | 1 |
18 | Ошибки в пейзажах. | 1 |
19 | Повторяем число и цифру 9. | 1 |
Развиваем внимание (15) |
20 | Заселим дома. | Продолжают учиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Узнают новые породы собак и кошек. Продолжают знакомится с «насекомыми». Продолжают учиться работать по образцу. Знакомятся с понятием «ягоды» | 1 |
21 | Красим по инструкции | 1 |
22 | Работаем по образцу | 1 |
23 | Породы собак. | 1 |
24 | Породы кошек. | 1 |
25 | Рыбы в аквариуме | 1 |
26 | Гусеница - насекомое | 1 |
27 | Такие разные звуки(твердые, мягкие) | 1 |
28 | Сделай так же. | 1 |
29 | Художники | 1 |
30 | Одинаковые предметы | 1 |
31 | Продолжи строку. | 1 |
32 | Ягоды | 1 |
33 | Считаем слоги | Повторяют темы «Слоги» | 1 |
34 | Делим слова на слоги. | 1 |
Развиваем мышления ( 20) |
35 | Правая и левая рука | Продолжают формировать основные мыслительные операции - синтез, классификация. Продолжают учиться выражать свою точку зрения, контролировать свою деятельность. Сравнивают, классифицируют, строят логическую цепь рассуждений, работают по плану и заданному алгоритму. Повторяют времена года и их месяца. | 1 |
36 | Поиск предметов | 1 |
37 | Такие разные звезды | 1 |
38 | Противоположные слова | 1 |
39 | Выполняем графические диктанты | 1 |
40 | Филворды. Повторяем число и цифру 10. | 1 |
41 | Филворды. | 1 |
42 | Образуем слова | 1 |
43 | Геометрические фигуры | 1 |
44 | Размер предмета. | 1 |
45 | Игра «Я знаю три слова» | 1 |
46 | Времена года и месяца | 1 |
47 | Игра «Я знаю пять названий...» | 1 |
48 | Предлоги | 1 |
49 | Обобщающие понятия | 1 |
50 | Обобщающие понятия | 1 |
51 | Ориентируемся в карте | 1 |
52 | Зимняя обувь | 1 |
53 | Помоги зайцу | 1 |
54 | Развиваем слуховое внимание | 1 |
Развиваем память (11) |
55 | Измени слова. | Понимать, запоминать и употреблять в собственной речи новую информацию. Развивать пространственную ориентацию. Закреплять навык «раскодирования» таблицы. Учиться отвечать развернутыми фразами. Вступать в учебный диалог. | 1 |
56 | Помоги найти игрушку | 1 |
57 | Мой домашний питомец | 1 |
58 | Размер геометрических фигур | 1 |
59 | Размер геометрических фигур | 1 |
60 | Осенние месяца | 1 |
61 | Зимние месяца | 1 |
62 | Мои эмоции | 1 |
63 | Эмоции других людей | 1 |
64 | Корректурная проба | 1 |
65 | Учимся ориентироваться по плану | 1 |
Итоговые занятия(3) |
66 | Подведем итоги | Выполнение заданий итоговой диагностики. | 1 |
67-68 | Итоговая диагностика | 2 |
Содержание программы
(3 класс)
№ | Раздел программы | Часы |
1 | Вводные занятия | 4 |
2 | Кругосветное путешествие | 41 |
3 | Финансовая грамотность | 2 |
4 | Продолжаем путешествовать | 17 |
5 | Итоговые занятия | 4 |
Всего | |
Тематическое планирование
(3 класс)
№ п/п | Тема занятий | Характеристика деятельности обучающихся | Часы |
Вводные занятия (4) |
1 | Входная диагностика | Выполнение заданий диагностики, тестовых заданий. | 2 |
2 | Введение | 2 |
Кругосветное путешествие (41) |
5 | Собаки-водолазы | Узнают о породе собак — водолазы, их пользе для человека. Продолжают учится выпонять числовые кроссворды. Выполняют задания на развитие психичеких процессов — внимания, памяти, мышления, воображения. Продолжают знакомиться с историей, традициями, особенностями ведения быта жителей различных стран. Продолжают выполнять задания на развитие познавательной сферы. Узнают о новых животных, их питании, внешнем виде. Продолжают смотреть образовательные виде-фильмы о животных, рыбах ранее не изученных. | 1 |
6 | Пони - помощники | 1 |
7 | Дикие грибы в Англии | 1 |
8 | Жуки-солдатики | 1 |
9 | Ящерицы и их способности | 1 |
10 | Дома-скалы | 1 |
11 | Ледники | 1 |
12 | Жилища крайнего Севера | 1 |
13 | Почему в Японии бумажные дома? | 1 |
14 | Львицы - охотницы | 1 |
15 | «Кровати» жителей Южной Америки | 1 |
16 | Дома н сваях в Южной Америки | 1 |
17 | Крокодилы в реках Амазонки | 1 |
18 | Удивительное зрение лягушки | 1 |
19 | Рыба — морской еж | 1 |
20 | Жилища эскимосов | 1 |
21 | Как обогреваются эскимосы | 1 |
22 | Необычные деньги в Африке | 1 |
23 | Кошки в Древнем Египте | 1 |
24 | Ценность подледной рыбалки | 1 |
25 | Памятник огурцу | 1 |
26 | Канарейка - помощница | 1 |
27 | Порода собак «такса» | 1 |
28 | Динозавры | 1 |
29 | Кевлар | 1 |
30 | Драгоценные камни | Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения. Знакомятся с некоторыми фразеологизмами, которые используются в обычной речи. Продолжают знакомится с городами, странами мира с их климатом, населением, традициями Знакомятся с книгой рекордов. Узнают о истории возникновения мостов | 1 |
31 | Система счета в племенах Майя | 1 |
32 | Воздушный шар как средство передвижения | 1 |
33 | Парусный корабль | 1 |
34 | Первые самолеты | 1 |
35 | Чернила у осьминога | 1 |
36 | «Крокодиловые слезы» | 1 |
37 | Королевство Лесото в Африке | 1 |
38 | Климат в Лондоне | 1 |
39 | Бразилия | 1 |
40 | Огни на небоскребах | 1 |
41 | Горы в Африке | 1 |
42 | Соленые воды морей | 1 |
43 | Книга рекордов Гиннеса | 1 |
44 | Книги древности | 1 |
45 | История возникновения мостов | 1 |
Финансовая грамотность (2) |
46 | «Гривны» и «рубли» | Знакомятся с деньгами, которыми пользовались на Руси, узнают о том что такое обесценивание. | 1 |
47 | Копейка на Руси | 1 |
Продолжаем путешествовать (17) |
48 | Вода и переохлаждение | Учащиеся продолжают виртуальное путешествие по странам мира. Узнают о национальных играх, заимствованных словах. Узнают о климате северных частей мира, с особенностями жилья там. Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения. | 1 |
49 | Азбука Кирилла и Мифодия | 1 |
50 | Частица «теле» | 1 |
51 | Спортивные игры с мячом | 1 |
52 | Антарктида | 1 |
53 | Антарктида | 1 |
54 | «Каллиграфия» - это... | 1 |
55 | Коллекционеры | 1 |
56 | Традиции Тайланда | 1 |
57 | Старинные автомобили | 1 |
58 | Гонки «солнечных» автомобилей | 1 |
59 | Кино в Индии | 1 |
60 | Новая Зеландия | 1 |
61 | Климат Новой Зеландии | 1 |
62 | «Рыбалка» на островах Тихого океана | 1 |
63 | Фарфор | 1 |
64 | Соляные шахты | 1 |
Итоговые занятия (4) |
65-66 | Итоговая диагностика | Выполняют задания итоговой диагностики. | 2 |
67-68 | Резервные занятия | 2 |
Содержание программы
(4 класс)
№ | Раздел программы | Часы |
1 | Вводные занятия | 4 |
2 | Путешествуем по России | 12 |
3 | Интересные факты о временах года | 4 |
4 | Развиваем познавательные интересы | 15 |
5 | Развиваем творческие способности | 10 |
6 | Развиваем психические процессы | 19 |
7 | Итоговые занятия | 4 |
Всего | 68 |
Тематическое планирование
(4 класс)
№ п/п | Тема занятий | Характеристика деятельности обучающихся | Часы |
Вводные занятия (4) |
1-2 | Входная диагностика | Выполнение заданий диагностики, тестовых заданий | 2 |
3-4 | Введение | 2 |
Путешествуем по России (12) |
5 | Подземные лечебницы | Учащиеся узнают что такое соляные пещеры. Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения. Узнают что такое «мягкое стекло». Узнают о том какие города называют побратимами. Узнают о городах где добывают соль. Узнают о некоторых полезных ископаемых Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения. | 1 |
6 | Молочное стекло | 1 |
7 | Новгород | 1 |
8 | Новгород | 1 |
9 | Города - побратимы | 1 |
10 | Добыча соли | 1 |
11 | Алюминий | 1 |
12 | Крылатые металлы | 1 |
13 | Первый мультик | 1 |
14 | Коньки | 1 |
15 | Гиппопотам | 1 |
16 | Охота с гепардами | 1 |
Интересные факты о временах года (4) |
17 | Два времени года в Тундре | Узнают о климате Тундры, Африки. Почему где-то бывает одно или только два времени года. Как люди приспосабливаются к условиям природы | 1 |
18 | Два времени года в жарких странах. | 1 |
19 | Одно время года. Антарктида | 1 |
20 | Одно время года.Дождевые леса | 1 |
Развиваем познавательные интересы (15) |
21 | Как едят в космосе | Узнают об особенностях питания на орбите. Просмотр обучающего видео — фильма. Выполнение развивающих заданий Узнают для чего люди селятся на вулканах Узнают о том почему камни становятся круглыми. Продолжают выполнять задания и упражнения на развитие познавательной сферы. Решают математические кроссворды, примеры в столбик. Узнают что такое солнечная батарея Вспоминают слова - наоборот | 1 |
22 | Торнадо | 1 |
23 | Австралийцы | 1 |
24 | Поезда без моторов | 1 |
25 | Спящие вулканы | 1 |
26 | Планета вода | 1 |
27 | Самые высокие горы на земле | 1 |
28 | Маленькие строители | 1 |
29 | Галька | 1 |
30 | Горные козлы | 1 |
31 | Кактусы | 1 |
32 | Ветер | 1 |
33 | Солнечная энергия | 1 |
34 | Бетон-искусственный камень | 1 |
35 | Холоднокровные животные | 1 |
Развиваем творческие способности (10) |
36 | Древний компас | Работая со студией авка анимацией развивают творческие способности, познавательные процессы Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения. | 1 |
37 | Все цвета радуги | 1 |
38 | Радужные нерадуги | 1 |
39 | Цветение березы | 1 |
40 | Подсолнух | 1 |
41 | Почему растут сосульки | 1 |
42 | Еловые «лапы» | 1 |
43 | Осьминог | 1 |
44 | Акваланг | 1 |
45 | Первые самолеты | 1 |
Развиваем психические процессы (19) |
46 | Первый автомобильный номер | Продолжают знакомится с климатическими особенностями различных территории России. Продолжают учиться работать с текстом, находить главную мысль. Выполняют задания, упражнения для усовершенствования математических знаний, знаний полученных на уроках письма и развития речи. Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения | 1 |
47 | Разные народы | 1 |
48 | Белые ночи | 1 |
49 | Байкал | 1 |
50 | Как разгоняют облака | 1 |
51 | Базальт и пемза | 1 |
52 | Алмаз и графит | 1 |
53 | Тепло из-под земли | 1 |
54 | Комплексная верстка | 1 |
55 | Долина Гейзеров на Камчатке | 1 |
56 | Пальма и елка | 1 |
57 | Приливы и рыбалка | 1 |
58 | Самый мягкий трон | 1 |
59 | Ядовитый водопровод | 1 |
60 | Лечение весельем | 1 |
61 | Почему шуба теплая? | 1 |
62 | Зачем у кошки глаза светятся? | 1 |
63 | Самая умная игра | 1 |
64 | Необычные шахматы | 1 |
Итоговые занятия (4) |
65-66 | Итоговая диагностика | Выполняют задания итоговой диагностики. | 2 |
67-68 | Резервные занятия | 2 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
4. Стебенева Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. // Школьный психолог No1 2001г.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1998г.
6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.
7.Радченкова С.А. Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ 1-3 классы/ Москва,-2018 год
8. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1998г.
9. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог No25-26 2003г.
10. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
Учебно – наглядный материал:
-Опорные таблицы
-Дидактический материал
Технические средства обучения
-Компьютер
-Мультимедийный проектор
-Видеофильмы, соответствующие тематике программы
-Использование интернет-ресурсов
Оборудование и приборы:
- Ножницы
- Линейка
- Карандаши, счетные палочки
- Тетради
- Игровой набор «Пертра»
- Световой стол для рисования песком
- Тактильные квадраты
- Дидактические игры
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Сказки»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Тактильное домино»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Знакомство с формой»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Свойства предметов»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Сенсорный ящик»
- Лепная масса.