СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» 6 класс»

Рассмотрено на заседании

МО специалистов

_______ Л.А.Кузьмина

Протокол №____

От ___»________2021г.

Согласовано на Педагогическом совете



Протокол №____

От «___»_________2021г.

Утверждаю:

Директор

_________ Р.Р.Гумиров


Приказ №____

От ___»________2021г.







Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская школа-интернат»






Рабочая программа коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

6 «а» класс

на 2021-2022 уч. год





Составила: Санарова Татьяна Николаевна

Учитель – дефектолог

I квалификационная категория

















г.Ужур




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие » для обучающихся 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса

«Сенсорное развитие » для 6 класса составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребёнка:

  • Декларация прав ребенка от 20.11.1959 года;

  • Декларация о правах инвалидов от 09.11.1971года;

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971года;

  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 год.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г № 1599;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включенная в реестр примерных основных общеобразовательных программ (протокол от22.12.2015г № 4/15);

  • Устав КГБОУ «Ужурской школы-интерната»;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБО У «Ужурской школы-интерната » ;

  • Годовой календарный учебный график КГБОУ «Ужурской школы-интерната » на 2021-2022учебный год.

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи программы:

  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формировать пространственно-временные ориентировки;

  • развивать слухоголосовых координаций;

  • формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов(цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); совершенствовать сенсорно-перцептинной деятельности;

  • обогащать словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии ;

  • исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • формировать точность и целенаправленность движений и действий;

  • оптимизировать психофизическое состояния, формирование саморегуляции.

Общая характеристика коррекционного курса

«Сенсорное развитие »

с учетом особенностей освоения обучающимися


Данный курс занятий является коррекционно-направленным наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Тематический план курса занятий «Сенсорное развитие » является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу обучающихся, имеющих сходные затруднения.

Тематический план курса занятий «Сенсорное развитие» предусматривает изучение следующих разделов:

  • Развитие моторики, графомоторных навыков.

  • Тактильно-двигательное восприятие.

  • Кинестетическое и кинетическое развитие.

  • Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

  • Развитие зрительного восприятия.

  • Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

  • Развитие слухового восприятия.

  • Восприятие пространства.

  • Восприятие времени.

  • Эмоции.

Основной формой является коррекционное занятие. Занятие проводится с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, продолжительность – 20-30 минут:

1 этап. Вводный(2- 5 мин.)На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности, ритуал приветствия.

2 этап. Основной (10-20 мин.) Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы.

3 этап. Заключительный (2-5 мин.)На данном этапе осуществляется закрепление

пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься и ритуал прощания.

Для проведения коррекционного занятия требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.).


Описание место коррекционного курса

«Сенсорное развитие » в учебном плане


Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, «Коррекционно – развивающая область»

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие « (6 класс) рассчитана на 68 часов, (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения

коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

Освоение коррекционного курса «Сенсорное развитие » для 6 класса, обеспечивает достижение обучающимися с интеллектуальными нарушениями четырех видов результатов: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- отличать основные эмоции.

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся.


Содержание коррекционного курса

«Сенсорное развитие »


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Цель:развитие у обучающихся крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; динамической координации, психических процессов; укрепление физического здоровья детей.

Содержание:предполагает целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движения руки и глаза. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Планируемые результаты:

Предметные:

- С помощью педагога выполнять пальчиковую гимнастику

- Знать правила работы с цветной бумагой и клеем;

- Развивать навыки пространственной ориентировки.

Познавательные:

- Делать простейшее сравнение

- Уметь пользоваться знаками

- Работать с несложной информацией (понимать изображение, устное высказывание)

Коммуникативные:

- Развивать способность действовать по инструкции педагога;

- Развивать способность к бесконфликтному поведению на занятии.

Регулятивные:

- Содействовать соблюдению правил поведения на занятии;

- Уметь согласовывать движения различных частей тела;

- Расширять двигательный опыт обучающихся.

Тактильно-двигательное восприятие


Цель: формировать у обучающихся полноту представлений об объектах окружающего мира.

Содержание: включает формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином. Игры с крупной мозаикой.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь практически выделять две, три формы предмета;

- Определять на ощупь фигуры и предметы;

- Уметь определять величины предметов (большой-маленький);

- Уметь пользоваться пластилином (скручивание, раскатка).

Познавательные:

- Делать сравнение и различение 2-3 форм предметов;

- Работать с несложной информацией (понимать изображение, устное высказывание);

Коммуникативные:

- Владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

- Соблюдать правила поведения на занятии;

- Уметь согласовывать движения различных частей тела;


Кинестетическое и кинетическое развитие

Цель: формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела в пространстве.

Содержание: подразумевает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- С помощью педагога выстраиваться в круг;

- Выполнять динамические упражнения по заданию педагога;

- Владеть пространственной ориентировкой;

Познавательные:

- Делать простейшие разнонаправленные движения руками и ногами;

- Соотносить название частей тела с частями тела;

Коммуникативные:

- Действовать по инструкции педагога;

- Способность к бесконфликтному поведению на занятии;

Регулятивные:

- Уметь соблюдать правила поведения на занятии;

- Уметь согласовывать движения различных частей своего тела.



Развитие мыслительных операций.Восприятие формы, величины, цвета,

конструирование предметов

Цель: развитие мыслительных операций, формирование сенсорных эталонов, представления об основных разновидностях свойств и отношений.

Содержание: предполагает формирование сенсорных эталонов на эмпирическом уровне в

процессе выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь практически выделять две, три формы предмета;

- Уметь определять величины предметов (большой-маленький; низкий-высокий);

- Владеть пространственной ориентировкой;

- Уметь складывать составные части в целостный предмет с помощью педагога (2-3 части);

Познавательные:

- Уметь находить предмет по признакам (цвет, величина, форма) самостоятельно или с помощью педагога;

- Определять: называть или показывать 2-3 признака предмета (цвет, величина, форма);

- Называть или показывать нужный предмет по инструкции педагога;

Коммуникативные:

- Ориентироваться в окружающей среде;

- Способствовать взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

- Владеть универсальными знаниями: оценивание цвета и формы окружающих объектов, их величину;

- Уметь работать по правилу и образцу.


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Цель: развитие зрительных функций восприятия.

Содержание: включает дифференцированное зрительное восприятие двух предметов:

нахождение отличительных и общих признаков. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Определение изменений в предъявленном ряду.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Иметь представления об основных разновидностях свойств и отношений;

- Уметь практически выделять «лишний» предмет из 3-х предложенных с помощью педагога;

- Уметь дифференцировать предметы в 2 группы самостоятельно или с помощью педагога;

Познавательные:

- Уметь находить предмет по признакам (цвет, величина, форма) самостоятельно или с помощью педагога;

- Определять: называть или показывать 2-3 признака предмета (цвет, величина, форма);

- Называть или показывать нужный предмет по инструкции педагога; Коммуникативные:

- Ориентировка ребенка в окружающей среде;

- Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:

- Владеть универсальными знаниями: оценивание цвета и формы окружающих объектов, их величину и их применение в практической деятельности;

- Уметь работать по правилу и образцу.


Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Цель: закрепление умение ребёнка давать полную характеристику предмета, через восприятие особых его свойств.

Содержание: предполагает познание окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Иметь представления об основных разновидностях свойств и отношений;

- Различать вкус, запах и температуру 2-3 объектов по предложенным критериям (называть или показывать) с помощью педагога и самостоятельно;

Познавательные:

- Иметь представление особых свойств предметов (формы, твердости, температуры, запаха, вкусовых качеств);

- Обогащать чувственного мира обучающегося;

Коммуникативные:

- Развивать способность подчинять свои действия инструкции;

- Уметь работать в парах, группах, самостоятельно.

- Владеть ориентировкой в пространстве и времени, в последовательности событий.

Регулятивные:

- Способность управлять своим поведением на занятии;

- Регуляция психоэмоционального напряжения.


Развитие слухового восприятия, внимания и слуховой памяти

Цель: развитие слуховых функций восприятия.

Содержание: включает познание и дифференцирование звуков окружающей среды. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь подражать звукам живой и неживой природы;

- Различать звуки окружающей среды;

- Соотносить звуки животных с животным и животное со звуком;

- Соотносить звуки неживой природы с природным явлением (3-5 явлений);

Познавательные:

- Различать звуки окружающей среды, которые представляют угрозу жизни и здоровья обучающихся;

- Делать простейшие выводы, анализ информации

Коммуникативные:

- Умение использовать звуки при общении или просьбе;

- Способность подчинять свои действия инструкции;

- Умение работать в парах, группах, самостоятельно;

Регулятивные:

- Способность управлять своим поведением, (учитывая слуховые расстройства ребенка).



Восприятие пространства

Цель: развитие у детей пространственных ощущений, пространственной ориентации.

Содержание: подразумевает ориентирование на собственном теле, определение расположения предметов в пространстве, движение в заданном направлении, пространственная ориентировка.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь ориентироваться на собственном теле (называть или показывать части тела);

- Определять расположение предметов в пространстве с помощью педагога;

- Соотносить понятия (право, лево, верх, низ) с расположением тела и предметов с помощью педагога;

Познавательные:

- Уметь согласовывать движения различных частей тела;

- Владеть пространственной ориентировкой на собственном теле, листе бумаги и в пространстве у обучающихся;

Коммуникативные:

- Владеть средствами общения, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:

- соблюдать правила поведения на занятии;

- управлять своим поведением;

- планировать свои действия.


Восприятие времени

Цель: формирование восприятия временных понятий и представлений.

Содержание: предполагает формирование у детей временных понятий и представлений:

секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Сутки, части суток. Работа с графической моделью «Время». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий. Дни недели.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь понимать временные представления с помощью педагога;

- дифференцировать полярные времена года (зима-лето) самостоятельно и с помощью педагога;

- выделять признаки временных понятий (день, ночь, зима, лето, осень, весна, утро, вечер,

ночь, день) с помощью педагога;

Познавательные:

- уметь согласовывать временные ограничения в своей деятельности;

- планировать свои действия;

- воспринимать временные понятия: часы, время, сутки, времена года;

Коммуникативные:

- действовать по инструкции педагога.

Регулятивные:

- соблюдать правила поведения на занятии.


Эмоции

Цель: развитие и формирование эмоционального восприятия.

Содержание: предполагает формирование у детей понятий и представлений об основных эмоциях и их проявлениях: радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Показывать и/или называть 2-3 эмоции

- Подражать проявлению реакций животных на раздражители (злость, страх, радость);

- Дифференцировать 2-3 эмоции;

Познавательные:

- Понимать эмоции другого человека;

- Уметь проявлять эмоции;

- Планировать свои реакции на действия другого человека;

Коммуникативные:

- Действовать по инструкции педагога;

- Проявлять ответные эмоциональные реакции мимически и жестикуляционно;

Регулятивные:

- Соблюдать правила поведения на занятии;

- Использовать эмоциональные реакции при выражении потребностей.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


п/п

Тема

Кол-

во

часов

Дата проведения

Основные виды деятельности обучающихся

1 четверть – 18 часов

1



Диагностика

1



Экспресс диагностика Павлова Н.Н. Руденко Л.Г.; программа компьютерной обработки блока

психологических тестов. Определение правил совместной работы. Коммуникативные игры. Игры на создание успеха

2

Развитие внимания и

коммуникативных

навыков.

.

1



Ритуал приветствия. Самомассаж кистей и пальцев рук: мячиком-ежиком, шестигранными

карандашами, каштанами (грецкими орехами), перебирание четок (бус). Подвижная физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры со стихами с использованием прищепок, клавиатуры от компьютера. Ритуал прощания.

3-4

Развитие умения

контролировать

импульсивные

действия.



2



Ритуал приветствия. Самомассаж кистей и пальцев рук: мячиком-ежиком, шестигранными

карандашами, каштанами (грецкими орехами), перебирание четок (бус). Подвижная физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры со стихами с использованием прищепок, клавиатуры от компьютера. Ритуал прощания

5-6

Упражнения,

направленные на

снятие раздражения,

страха

2



Ритуал приветствия. Самомассаж кистей и пальцев рук: мячиком-ежиком, шестигранными

карандашами, каштанами (грецкими орехами), перебирание четок (бус). Подвижная физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Работа с красками – снятие эмоционального

напряжения, формирование положительно-эмоционального настроя. Индийская игра «Лесенка». Ритуал прощания.

7

Игры на преодоление

импульсивности,

тренировка навыков

саморегуляции, через

игровые приемы



1



Ритуал приветствия. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога: упражнения на смену движения по команде, сигналу: (2 шага вперед — поворот направо и т. д.). Упражнения для развития преодоления импульсивности «7 свечей», «Глубокое дыхание», «Мороженное». Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость: отстукивание ритма. Игры на лыжах. Упражнения с предметами: собирание мозаики. Ритуал прощания

8-12

«Я учусь владеть

собой»



5



Ритуал приветствия. Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога:

упражнения на смену движения по команде, сигналу: (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад и т.д.). Упражнения для развития преодоления импульсивности «7 свечей», «Глубокое дыхание», «Мороженное», игры на сплочение коллектива. Подвижная игра «Море волнуется раз, море волнуется два».Ритуал прощания.

13

Эмоция «Радость»

1



Ритуал приветствия. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами (карточки с изображениями, модели, видеоряд). Прослушивание и выполнение практического задания: игротретнинг «Радость». Дидактическая игра «Азбука эмоций». Обучающимся, сидящим за столом, предлагается набор карточек (6 штук), на каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния персонажа. Обучающиеся должны найти карточки, на которых персонаж радуется, обижен, сердится и т. д. и показать соответствующие карточки. Затем рассказывают случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства. Сказкотерапия. Ритуал прощания

14

Эмоция «Грусть –

Печаль».



1



Ритуал приветствия. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными

материалами (карточки с изображениями, модели, видеоряд). Прослушивание и выполнение практического задания: игротретнинг «Грусть». Дидактическая игра «Азбука эмоций»-Обучающимся, сидящим за столом, предлагается набор карточек (6 штук), на каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния персонажа. Обучающиеся должны найти карточки, на которых персонаж радуется, обижен, сердится и т. д. и показать соответствующие карточки. Затем рассказывают случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства. Сказкотерапия. Ритуал прощания.

15

Эмоция «Злость»



1



Ритуал приветствия. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами (карточки с изображениями, модели, видеоряд). Прослушивание и выполнение практического задания: игротретнинг «Злость». Дидактическая игра «азбука эмоций»- Обучающимся, сидящим за столом, предлагается набор карточек (6 штук), на каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния персонажа. Обучающиеся должны найти карточки, на которых персонаж радуется, обижен, сердится и т. д. и показать соответствующие карточки. Затем рассказывают случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства. Сказкотерапия. Ритуал прощания.

16

Эмоция

«Страх/испуг»



1



Ритуал приветствия. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными

материалами (карточки с изображениями, модели, видеоряд). Прослушивание и выполнение практического задания: игротретнинг «Страх». Дидактическая игра «азбука эмоций». Сказкотерапия. Ритуал прощания.

17

Эмоция «Удивление».



1



Ритуал приветствия. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами (карточки с изображениями, модели, видеоряд). Прослушивание и выполнение практического задания: игротренинг «Удивление». Дидактическая игра «азбука эмоций». Сказкотерапия. Ритуал прощания

18-19

Эмоция«Спокойствие»

2



Ритуал приветствия. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами (карточки с изображениями, модели, видеоряд). Прослушивание и выполнение практического задания: игротретнинг «Спокойствие». Дидактическая игра «азбука эмоций». Сказкотерапия. Ритуал прощания.

2 четверть – 14 часов

20

Релаксационные упражнения

1



Ритуал приветствия. Выполнение упражнения «Зайчики»– дать подростку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Представь себя веселым зайчиком в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Ритуал прощания.

21

Релаксационные

упражнения.



1



Ритуал приветствия. Выполнение упражнения «Маски». Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного подростка гнев. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погонять друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Примечание. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь. Ритуал прощания

22 - 23

Кинестетические

ощущения



2



Ритуал приветствия. Лицевая гимнастика. Динамическая игра: «Я тебя люблю»-коррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны. Обучающиеся берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, они по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Игра, развивающая ощущение положения тела в пространстве: «Жмурки»- коррекция эмоциональной сферы; развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве. Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из обучающихся крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем обучающиеся разбегаются по кабинету, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал. Ритуал прощания.

24

Кинестетическая

чувствительность

1



Ритуал приветствия. Лицевая гимнастика. Выполнение упражнения «Змейка».Проскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.).Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром. «Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы. Выполнение игры «Телесные фигуры». На ладони или на спине обучающегося, психолог рисует геометрические фигуры, обучающийся угадывает, что нарисовали, затем обучающиеся разбиваются по парам и выполняют упражнение. Ритуал прощания.

25

Восприятие формы,

величины, цвета



1



Ритуал приветствия. Отгадывание загадок. Прослушивание практического задания. Прослушивание техники безопасности и правил работы с пластилином. Выбор цветов для композиции. Работа с пластилином: раскатывание, скручивание, прижимание по форме и выполнение поделки (по поэтапному показыванию). Демонстрирование работ. Ритуал прощания.

26

Восприятие величины



1



Ритуал приветствия. Лицевая гимнастика. Упражнения на развитие выразительности движений:«Выразительные движения», «Пешеходы идут». Игры на восприятие предметов в движении: бросание воображаемых снежков, камушков в воду, передача воображаемых предметов по кругу, рисование орнаментов, предметов и букв в воздухе.

Игра на восприятие роли в движении: «Иголка и нитка». Игра на восприятие ситуации в движении: «Назойливая муха». Имитационная игра: «Сделай по рисунку и замри» - развитие внимания, слухового восприятия, преодоление двигательного автоматизма. Обучающиеся прыгают под музыку. Внезапно музыка обрывается. Дети застывают в той позе, в какой они находились, когда перестала звучать музыка. Неуспевшие «замереть» выходят из игры, остальные продолжают играть, пока не останется только один ребенок, который признается победителем. Ритуал прощания.

27-29

Восприятие величины



3



Ритуал приветствия. Повторение понятия величины. Прослушивание и выполнение практического задания: построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения. Динамическая физкультминутка. Ритуал прощания.

30

Восприятие цвета



1



Ритуал приветствия. Повторение понятий формы, величины, цвета: узнавание их изображений, признаков, их различий и сходств между собой. Прослушивание и выполнение практического задания: группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Узнавание предмета по словесному описанию. Узнавание предмета по одному элементу. Ритуал прощания.

31

Развитие

мыслительных

операций



1



Ритуал приветствия. Самомассаж кистей и пальцев рук, мочек ушей, стоп, головы. Выполнение двигательных упражнений: движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу; хлопки, топанье, прыжки по сигналу определенное количество раз. Прослушивание практического задания с объяснением новых слов и демонстрацией материалов. Работа с игровым комплектом «Пертра» по поэтапному показыванию и словесной инструкции. Демонстрирование работ. Ритуал прощания.

3 четверть - 20 часов

32-34

Развитие

мыслительных

операций



3



Ритуал приветствия. Развитие способностей сравнения и обобщения. Задача состоит в умении определять сходства и различия предметов. Порядок проведения. Детям показывают напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно) и громко произносят: «банан» и «персик».

Ребенка спрашивали: «Чем похожи друг на друга банан и персик?» затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель». И снова психолог задавал вопрос: «Чем картофель отличается от банана и персика?» И затем: «Что общего между бананом, персиком и картофелем?» Следующим присоединялось слово «мясо». Детей спрашивали: «Чем мясо отличается от банана, персика и картофеля?» Затем: «В чем состоит сходство между бананом, персиком, картофелем и мясом?» Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, вода, воздух, бактерия. В конце ряда присоединяют «контрастный» объект, о котором спрашивают, чем он отличается от предыдущих объектов. Например: слово «камень», которое завешает список «банан – песик». Затем тем же способом предлагается детям второй ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение – и по контрасту с предшествующими словами – «смущение».Дети находятся во власти внешней видимости вещей – их цвета или пространственной близости. Необходимо сформировать умение детей выделять функции предметов, т.е. их практическое назначение, и сопоставлять их между собой. Ритуал прощания

35

Развитие

мыслительных

операций



1



Ритуал приветствия. Формирование способностей оперирования смыслом. Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицы, а вы попробуйте подобрать к каждой из них подходящую фразу, отражающую ее общий смысл»:

1. Семь раз отмерь, один отрежь. а) если с 1.Сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;

б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать;

в) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

2. Лучше меньше, да лучше.

а) одну хорошую книгу прочесть полезней, чем 7 плохих;

б) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

3. Поспешишь – людей насмешишь. а) клоун смешил людей;

б) чтобы сделать работу лучше, надо прежде хорошо подумать;

в) торопливость может привести к нелепым результатам.

4. Куй железо, пока горячо.

а) кузнец кует горячее железо;

б) если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;

в) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится. 5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) нельзя питаться одними пирогами, надо есть ржаной хлеб;

б) о чьем–либо доме судят не по красивой обстановке, а по гостеприимству и радушию хозяев;

в) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;

б) мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает;

б) мастер своего дела любит и умеет трудиться; он не может сидеть праздно.

8. Не в свои сани не садись.

а) если не знаешь дела, не берись за него;

б) зимой ездят на санях, а летом на телеге;

в) езди только в своих санях.

9. Не все то золото, что блестит. а) медный браслет блестит, как золотой;

б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;

в) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Ритуал прощания

36

Зрительное

восприятие



1



Ритуал приветствия. Гимнастика для глаз. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами. Прослушивание и выполнение практического задания:

упражнения, направленные на формирование моторных зрительных функций: «Учимся следить глазами», «Лабиринты», «Что изменилось» (6-7 предметов)- развитие внимания, памяти. Поставить перед обучающимися 6–7 игрушек и просит закрыть глаза. В это время убирать одну игрушку.

Открыв глаза, обучающиеся должны угадать, какая игрушка исчезла.. Работа по серии картинок. Ритуал прощания.

37

Зрительное

восприятие



1



Ритуал приветствия. Гимнастика для глаз. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами. Прослушивание и выполнение практического задания:

упражнения, направленные на Формирование зрительно-пространственных представлений, развитие зрительно-моторной координации: «Учимся ориентироваться в пространстве», составление серии рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов. «Что перепутал художник?».

Ритуал прощания.

38

Зрительная память



1



Ритуал приветствия. Гимнастика для глаз. Прослушивание объяснения новых понятий, слов с демонстрационными материалами. Прослушивание и выполнение практического задания:

упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти. Ритуал прощания.

39-40

Релаксационные

упражнения

2



Ритуал приветствия. Выполнение релаксационного упражнения «Самолеты». Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

Улетает самолет. Впереди огни зажглись,

К облакам мы поднялись.

Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Парашюты все раскрылись,

Мы легонько приземлились.

Выполнение релаксационного упражнения «Бабочка». Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены, голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д. Ритуал прощания.

41

Профилактика и

коррекция зрения

1



Ритуал приветствия. Пальчиковая и дыхательная гимнастика. Упражнение для профилактики и коррекции зрения: «Здоровые глазки». Ритуал прощания

42

Особые свойства

предметов



1



Ритуал приветствия. Изучение особых свойств предметов: вес, температура, запах, вкус на демонстрационных материалах (карточки с изображениями, модели, видеоряд, натуральные предметы). Словесное называние особых свойств предметов, показывание, описание. Ритуал прощания

43

Осязание

1



Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Упражнения, направленные на развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий). Прослушивание и выполнение практического задания: рисование предметов и явлений с постоянной температурой. Ритуал прощания.

44

Обоняние



1



Ритуал приветствия. Дыхательная гимнастика. Упражнение, направленное на развитие обоняния (приятный - неприятный запах): «Коробочка запахов». Дидактическая игра «Определи по запаху». Ритуал прощания.

45

Вкус



1



Ритуал приветствия. Дыхательная гимнастика. Упражнение, направленное на развитие вкусовых ощущений (сладкий, соленый, горький, кислый): «Узнай по вкусу». Дидактическая игра «Найди пару». Ритуал прощания.

46

Барические ощущения



1



Ритуал приветствия. Упражнения для развития координации движений. Упражнение, направленное на развитие барических ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий): сравнение различных предметов по тяжести, измерение веса предметов на весах. Дидактическая игра «Продавец». Ритуал прощания.

47

Особые свойства

предметов



1



Ритуал приветствия. Повторение особых свойств предметов: вес, температура, запах, вкус на демонстрационных материалах (карточки с изображениями, модели, видеоряд, натуральные предметы). Упражнение, направленное на формирование умение давать полную характеристику

предмета, через восприятие особых его свойств: словесное называние особых свойств предметов, показывание, описание. Ритуал прощания.

48

Слуховое восприятия

и внимание



1



Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Просмотр видео «Как говорят животные», «Звуки, окружающие нас».Упражнения, направленные на развитие слуховых функций, слухового внимания, основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи: «Повторюшки», «Я все слышу», «Выделение и различение звуков окружающей среды». Ритуал прощания.

49

Слуховое восприятия

и внимание



1



Ритуал приветствия. Упражнения, направленные на развитие привлечения внимания к звучащему предмету, знакомство с характером звучащих предметов, определения направленности звука, различения звучания шумов и простых звуков, запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов: «Оркестр», «Что звучит?», «Определи, где звучит?», «Кто

хлопал?», «Найди пару», «Тихо – громко», «Найди картинку», «Хлопки», «Кто внимательный?», «Угадай, что делать». Дидактические игры «Узнай на слух», «Кто и как голос подает». Ритуал прощания.

50

Слуховая память

1



Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, регулятивной функции речи Ритуал прощания.

51

Слуховая память

1



Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, регулятивной функции речи Ритуал прощания.

52

Ориентирование в

помещении по

словесной

инструкции.

Ориентировка на

листе бумаги.

1



Ритуал приветствия. Выполнение динамических упражнений, направленных на ориентирование в помещении по словесной инструкции: движение в заданном направлении в пространстве, определение расположения предметов в помещении, выполнение движений по сигналу. Выполнение упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги: «Расположи верно». Ритуал прощания

4 четверть – 16 часов

53-54

Ориентирование на

собственном теле.

Ориентировка в

линейном ряду.



2



Ритуал приветствия. Выполнение динамических упражнений, направленных на ориентирование на собственном теле: показ на себе основных частей тела и лица, упражнение на внимание. Выполнение динамических упражнений, направленного на ориентировку в линейном ряду «Первый, на третьем месте», кидание мяча крайнему справа, третьему слева и т.д. Прослушивание и выполнение практического задания в перестроении предметов. Ритуал прощания.

55

Части суток



1



Ритуал приветствия. Выполнение динамических упражнений, направленных на формирование представлений о частях суток: имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (по образцу и по словесной инструкции. Практическое упражнение на модели часов. Зарисовка модели часов с закрашиванием в определенные цвета соответствующие части суток. Ритуал прощания.

56

Последовательность

событий



1



Ритуал приветствия. Выполнение упражнений, направленных на формирование представлений о последовательности событий: узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Дидактическая игра «Двенадцать месяцев». Ритуал прощания.

57

Последовательность

событий



1



Ритуал приветствия. Выполнение упражнений, направленных на формирование понятий о последовательности событий: «сегодня», «завтра», «вчера»: «Дни недели», «Веселая неделя». Ритуал прощания.

58

Последовательность

событий

1



Ритуал приветствия. Работа с наглядным материалом (картинками)- построение последовательности событий. Объяснить последовательность построения цепочки событий. Ритуал прощания

59

Последовательность

времени года



1



Ритуал приветствия. Повторение времен года: узнавание их изображений, признаков, их различий и сходств между собой. Прослушивание и выполнение практических заданий, направленных на формирование представлений последовательности времени года: узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации, сравнение и группировка времен года: теплые холодные, выявление

последовательности времен года, группировка месяцев по временам года. Выполнение игры «На что похоже настроение». Коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое настроение. Дети образуют круг. Ведущий предлагает им по очереди рассказать, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе. А твое?» Ритуал прощания.

60-61

Игровые упражнения

2



Ритуал приветствия. Упражнения на развитие сенсомоторики. Ритуал прощания.

62

Особые свойства

предметов



1



Ритуал приветствия. Повторение особых свойств предметов: вес, температура, запах, вкус на демонстрационных материалах (карточки с изображениями, модели, видеоряд, натуральные предметы). Упражнение, направленное на формирование умение давать полную характеристику предмета, через восприятие особых его свойств: словесное называние особых свойств предметов, показывание, описание. Ритуал прощания.

63

Осязание

1



Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Упражнения, направленные на развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий). Прослушивание и выполнение практического задания: рисование предметов и явлений с постоянной температурой. Ритуал прощания.

64

Обоняние



1



Ритуал приветствия. Дыхательная гимнастика. Упражнение, направленное на развитие обоняния (приятный - неприятный запах): «Коробочка запахов». Дидактическая игра «Определи по запаху». Ритуал прощания.

65

Вкус

1



Ритуал приветствия. Дыхательная гимнастика. Упражнение, направленное на развитие вкусовых ощущений (сладкий, соленый, горький, кислый): «Узнай по вкусу». Дидактическая игра «Найди пару». Ритуал прощания.

66 - 67

Игровые упражнения

2



Ритуал приветствия. Выполнение релаксационного упражнения «Шишки». Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам. Выполнение релаксационного упражнения «Олени». Руки - рога очень твердые. Мы пробиваемся сквозь заросли. Пальцы сильно растопырены (рога ветвистые). Посмотрите, мы олени! Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, ослабли плечи, руки снова на коленях,

Руки не напряжены, расслаблены.

Посмотрите, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.

Выполнение релаксационного упражнения «Мыльные пузыри». Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами), медленно и долго подули в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают. ( Мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова повернута вверх, смотрим на руки).Ой! Лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (расслабили мышцы). Ритуал прощания.

68

Диагностика

1



Экспресс диагностика Павлова Н.Н. Руденко Л.Г.; программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Определение правил совместной работы. Коммуникативные игры. Игры на создание успеха.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!