ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса.
Актуальность коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» заключается в познании ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, правильном многогранном полифункциональном представлении об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Проблемы аутистического спектра биологически обусловлены, но конкретные причины их проявления могут быть разными. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Ребёнок может быть и внешне безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, использовать простые речевые штампы, но также и иметь богатый словарь и развёрнутую, не по возрасту сложную фразовую речь.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
формирование, на основе активизации, работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предмета, их положения в пространстве;
формирование пространственно- временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении. У детей с РАС с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно – развивающую область учебного плана для обучающихся РАС КГБОУ «Барнаульская школа – интернат № 1». На изучение коррекционного курса в учебном плане в 2023-2024 учебном году выделено 1 час, 33 недели. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока индивидуально (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных и предметных результатов.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
Обучающийся может уметь:
ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним
Рисовать вертикальные линии разной длины.
Различать предметы по цвету, форме, величине, на основе тактильных ощущений.
Выбирать знакомый предмет среди других, подбирать парный предмет к образцу, выбирать предмет по заданному признаку.
Классифицировать предметы, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.
Исключать лишний предмет из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др).
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» в 1 классе направлен на получение следующих личностных результатов:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Предметные результаты.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны овладеть следующими результатами:
Достаточный уровень
метать в цель мячом, стрелами, кольцеброс;
синхронно работать обеими руками (работа со шнуром, нанизывание бус);
штриховать в разных направлениях;
обводить по трафарету;
дифференцировать предметы на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий);
различать основные цвета и оттенки;
различать форму предметов: круглая, треугольная, четырехугольная;
различать предметы по величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий;
группировать предметы по признакам;
дифференцировать осязательные ощущения (сухое – влажное – мокрое и т.д.);
определять противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный);
ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине)
умение взаимодействовать с мячом и спортивным инвентарем;
умение работать с доступным материалом (пластилин, мозаика, конструктор)
Минимальный уровень
метать в цель мячом;
синхронно работать обеими руками (работа со шнуром, нанизывание бус);
штриховка в одном направлении.
обводка по трафарету;
различать основные цвета;
различать форму предметов: круглая, треугольная;
различать предметы по величине: большой-маленький;
дифференцировать осязательные ощущения (сухое –мокрое);
определять противоположные качества предметов (чистый – грязный)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
Развитие моторики и графомоторных навыков- 4 часов
Упражнения на развитие крупной моторики (основное движение рук), упражнения на развитие точности движений (игры с мячом, метание, кольцеброс). Упражнения на координацию движений (игры с мячом, обручем). Упражнения на развитие мелкой моторики рук (штриховка, игры с карандашом, игры с крупой). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность обеих рук (со шнуром, нанизывание бус). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
Упражнения на развитие координации движений руки и глаза. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога.
Работа в технике рваной аппликации. Упражнения на формирование чувства равновесия (дорожка следов). Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос. Упражнения на развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.д.).
Тактильно-двигательное восприятие – 4часов
Упражнения на дифференциацию предметов на ощупь, вид, запах и др. Упражнения на дифференциацию на ощупь по разным качествам и свойствам. Упражнения на закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, мозаикой. Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка. Игры с крупной и мелкой мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие – 4 часов
Упражнения на сочетание движений поз различных частей тела. Упражнения на воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч и др.) Упражнения на формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Упражнения на имитацию движений (оркестр, повадки зверей). Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Движение и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, акробаты, имитация ветра).
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов- 4 часа
Упражнения на развитие восприятия цвета, формы, величины. Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенки). Упражнения на формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»)
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу
Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале
Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
Знакомство с основными цветами (красный, жёлтый, зеленый, синий, черный, белый)
Развитие зрительного восприятия - 4 часа
Упражнения на нахождение отличительных и общих признаков. Упражнения на нахождение изменений на сюжетных картинках. Упражнения на нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Упражнения на формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Восприятие особых свойств предмета-4 часа
Упражнения на развитие дифференцированных осязательных ощущений. Упражнения на определение противоположных качеств предметов (чистый-грязный). Упражнения на определение противоположных качеств предметов (светлый-тёмный и т.д.). Упражнения на развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный-горячий), обозначение словом.
Упражнения на развитие вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый). Упражнения на развитие обоняния (приятный запах, неприятный запах). Упражнения на развитие барических ощущений (восприятие чувства тяжести: тяжелый-легкий).
Развитие слухового восприятия – 6 часов
Упражнения на различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). Упражнения на дифференциацию звуков по громкости и по высоте тона. Упражнения на развитие слухомоторной координации. Упражнения на определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Упражнения на формирование чувства ритма.
Упражнения на выделение и различение звуков окружающей среды (стон, гудение, жужжание).
Восприятие пространства – 3 часов
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.). Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.
Расположение предметов на листе бумаги. Восприятие времени. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.
Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Развитие познавательной деятельности» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 33 часа по курсу «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся | |
Развитие зрительного восприятия | |
1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (картинки) | 4 | | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции | |
Восприятие особых свойств предмета | |
2 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений | 4 | | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений | |
Развитие слухового восприятия | |
3 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | 6 | | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | |
4 | Упражнения на развитие восприятия цвета, формы, величины. Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенки). | 4 | | Выполнение упражнений по инструкции учителя. | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
5 | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | 4 | | Выполнение заданий, по инструкции педагога. Работа с раздаточным материалом | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
6 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 4 | | Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений | |
Восприятие пространства | |
7 | Определение правой и левой руки. Движение вперед – назад. Нахождение заданного предмета в помещении. Формирование умения ориентироваться в линейном ряду. | 3 | | Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.). Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.). | |
Развитие моторики и графомоторных навыков | |
8 | Развиваем мелкую моторику: штриховка, игры с карандашом, игры с крупой. | 4 | | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Штриховка по заданию учителя в разных направлениях. | |
Формы текущего контроля
| Контрольно-оценочная деятельность |
Дата | Достаточный уровень | Минимальный уровень |
1 четверть |
| Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала |
2 четверть |
| Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала |
3 четверть |
| Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала |
4 четверть |
| Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое оборудование
Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
(Кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.).
Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства.
- игрушки
- набор посуды
- мебели
- одежда и обувь для куклы
- мозайки
- пазлы — вкладыши.
Информационно-методическое обеспечение рабочей программы
А. Л. Сиротюк Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., 2010
Гайдина Л.И.. Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 кл.,2007
Городилова В.И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб, 2008
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Авт.-сост. Кыласова Л.Е. 2011
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Б.П.Пузанов и др. М, Академия,1999Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями - М., 1999
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., Владос, 1999
Превращения слов. Русский язык в кроссвордах и головоломках. Авт. А.В. Полякова. Учебная литература, 2008.
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида, 1-4 классы.М, Просвещение, 2013Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М., 2001
Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Планирование. Развивающие программы. Методическое обеспечение. Учитель,2012г.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |