СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 2-4 классов Вариант 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа носит   практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью. Процесс обучения непрерывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 2-4 классов Вариант 1»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежская школа № 31 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор КОУ ВО « ВШ № 31»

учителей предметников ______________ . ______________

Руководитель «____»__________20___ г. Приказ №

_____________________. «___»_____________20___ г.

Протокол

№___от_______20_____ г.








Рабочая программа

коррекционного курса «Сенсорное развитие»

для 2-4 классов

Вариант 1




















г. Воронеж



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273,

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15),

- Устав КОУ ВО «ВШ № 31»,

- Учебный план школы.


В структуре психики детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью. Процесс обучения непрерывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка.

Целями изучения коррекционного курса «Сенсорное развитие» в начальной школе являются:

- обогащение чувственного опыта;

- развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

- развитие всех видов восприятия;

- повышение уровня общего развития обучающихся.

Задачи программы:

1) развитие и коррекция зрительного восприятия;

2) развитие и коррекция слухового восприятия;

3) развитие и коррекция кинестетического восприятия.

4) развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

5) развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

― Коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.

― Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия.

― Коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного материала.

Основные направления работы:

1. Формирование знаний сенсорных эталонов.

2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.

Программа построена на основе формирования и развития следующих разделов:

«Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов», «Восприятие пространства», «Восприятие особых свойств предметов», «Восприятие целостного образа предмета».

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 2 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и изучается с 2 по 4 класс в объеме 102 учебных часа за три года обучения.


Программа курса «Сенсорное развитие» предназначена для 2 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа курса «Сенсорное развитие» предназначена для 3 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа курса «Сенсорное развитие» предназначена для 4 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.



Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Количество часов за год

2 класс

3 класс

4 класс

Сенсорное развитие

34

34

34




ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Планируемые личностные результаты:

1) воспитание уважительного отношения к иному мнению;

2) формирование адекватных представлений о собственных возможностях;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) владение навыками коммуникации и умение взаимодействовать в коллективе;

5) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

6) способность управлять своим поведением, планировать свои действия.


Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть геометрические фигуры;

  • составлять предмет из частей;

  • определять на ощупь величину предметов;

  • зрительно определять отличительные или общие признаки двух предметов;

  • использовать часть понятий в активной речи;

  • использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных предметов и их деталей на иллюстрациях, фотографиях;

  • отнесение изученных предметов к определенным группам (видо-родовые понятия);

  • называние сходных предметов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя

  • осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий

  • ориентировка в пространстве

  • узнавание и различение цвета, формы, величины одного или группы предметов

  • анализ зрительно или тактильно воспринимаемого объекта, выделение и называние его признаков и свойств.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Восприятие особых свойств предметов.

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).

Восприятие целостного образа предмета.

Опознание контура предмета. Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур; перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Поиск заданной фигуры в ряду других; недостающих или лишних деталей в рисунках.

2 класс

Вводный. Уровень сформированности сенсорных навыков: восприятие предметов по форме через тактильное взаимодействие. Стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), рассматривание предметов заданного сенсорного эталона.

Конструирование данной формы из палочек, полосок по образцу. Группировка предметов и их изображений по форме.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), рассматривание предметов заданного сенсорного эталона.

Группировка предметов и их изображений по цвету.

Знакомство с ахроматическими цветами (черный, белый), рассматривание предметов заданного сенсорного эталона.

Различение «наложенных» изображений предметов (2 изображения).

Различение цветов. Дидактическая игра «Подбери цвет предмету»

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

Различение предметов по величине (большой — маленький), восприятие предметов

через тактильное взаимодействие.

Сравнение двух предметов по высоте и длине, по ширине и толщине.

Группировка предметов по величине по образцу.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.).

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий)

Предметы различной фактурной поверхности. Гладкая – колючая

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий)

Опознание контура предмета. Дидактическая игра «Подбери пару»

Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур.

Поиск заданной фигуры в ряду других. Игры «Найди пару», «Что на что похоже?»


3 класс

Вводный. Уровень сформированности сенсорных навыков: восприятие предметов по форме через тактильное взаимодействие. Стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), рассматривание предметов заданного сенсорного эталона, нахождение в ряду других.

Конструирование данной формы из палочек, полосок по образцу. Сравнение и обозначение словом формы предметов (2 - 3 предмета). Группировка предметов и их изображений по форме. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета).

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий), рассматривание предметов заданного сенсорного эталона, нахождение в ряду других.

Дидактическая игра «Назови цвет предмета». Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».

Различение цветов радуги. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

Ахроматические цвета (белый, серый, чёрный). Группировка предметов по форме и цвету.

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, по длине и ширине.

Группировка предметов по величине по образцу и инструкции педагога.

Составление целого из частей (Танграм).

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения, понятия «дальше — ближе».

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в поле листа.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.)

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

Опознание контура предмета. Дидактическая игра «Узнай по контуру».

Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

Поиск недостающих деталей в рисунках.

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4 класс

Вводный. Уровень сформированности сенсорных навыков: восприятие предметов по форме через тактильное взаимодействие. Стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3 - 4 предмета)

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по образцу

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

Группировка предметов и их изображений по форме.

Графический диктант (зрительный и на слух). Форма.

Определение предметов и геометрических фигур на ощупь.

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

Основные цвета. Группировка предметов по цвету.

Различение и обозначение основных цветов.

Смешение цветов (оттенки). Группировка предметов по цвету.

Цвета радуги. Графический диктант (зрительный и на слух).

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

Различение «наложенных» изображений предметов (3 - 4 изображения).

Нахождение отличительных и общих признаков (сравнение двух картинок).

Моделирование геометрических фигур одного цвета (Танграм).

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).

Моделирование по образцу. Выполнение действий с предметами различной величины.

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Определение в пространстве направление звука (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы).

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)».

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость).

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

Опознание контура предмета. Дидактическая игра «Узнай по тени».

Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках.

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Вводный

1

Находят по образцу фигуры и предметы заданной формы, цвета и контура, развивают внимание. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. Работают с раздаточным материалом.

2.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

18

  • Знакомятся с фигурами (простыми предметами) заданной формы, цвета, величины. Вовлекаются в активную исследовательскую и практическую деятельность. Учиться называть изучаемые предметы (форма, цвет, величина), делать элементарные обобщения. Участвуют в беседе, учатся полно и правильно отвечать на поставленный вопрос. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.

3.

Восприятие пространства

6

  • Взаимодействие в пространстве (вперед, назад и т. д.), ориентировка в помещении, в линейном ряду, на бумаге. Учатся показать направление относительно себя. Участвуют в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. Накапливают навыки самостоятельной продуктивной деятельности.

4.

Восприятие особых свойств предметов

4

  • Формируют посредством восприятия предметов, контрастных температурных ощущений целостный взгляд на мир предметов и их свойства. Познают структуру поверхности: гладкий – колючий; восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий через тактильное взаимодействие с предметами. Формируют адекватную реакцию на продукты, различные по вкусовым качествам (сладкий, соленый). Овладевают элементарными приёмами анализа.

5.

Восприятие целостного образа предмета

5

Учатся опознавать предмет по его контуру, точечному или пунктирному изображению. Находят отличительные и общие признаки предметов. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.


ВСЕГО

34



3 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Вводный

1

Находят по образцу и инструкции педагога фигуры и предметы заданной формы, цвета и контура, развивают внимание. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. Работают с раздаточным материалом.

2.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

17

  • Знакомятся с фигурами (простыми предметами) заданной формы, цвета, величины. Сравнивают и обозначают словом формы предметов, цвет величину. Осуществляют активную исследовательскую и практическую деятельность по образцу и инструкции педагога. Называют изучаемые предметы (форма, цвет, величина), делают элементарные обобщения. Участвуют в беседе, учатся полно и правильно отвечать на поставленный вопрос. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.

3.

Восприятие пространства

6

  • Взаимодействие в пространстве (вперед-назад; дальше-ближе и т. д.), ориентировка в помещении, в линейном ряду, на бумаге. Учатся обозначать словом направления движения. Участвуют в беседе, полно и правильно отвечают на поставленный вопрос. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. Накапливают навыки самостоятельной продуктивной деятельности.

4.

Восприятие особых свойств предметов

4

  • Формируют посредством восприятия предметов, контрастных температурных ощущений целостный взгляд на мир предметов и их свойства. Знакомятся с прибором измерения температуры (градусником). Познают плотность поверхности: мягкое, жесткое; восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.) через тактильное взаимодействие с предметами. Формируют адекватную реакцию на продукты, различные по вкусовым качествам (сладкое - горькое, сырое - вареное). Овладевают элементарными приёмами анализа.

5.

Восприятие целостного образа предмета

6

Учатся опознавать предмет по его контуру, точечному или пунктирному изображению. Находят отличительные и общие признаки предметов. Составляют целое из частей. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.


ВСЕГО

34



4 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Вводный

1

Находят по инструкции педагога фигуры и предметы заданной формы, цвета и контура, развивают внимание. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. Работают с раздаточным материалом.

2.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

17

  • Знакомятся с понятиями овал, цвета теплые и холодные. Упражняются в сравнении круга и овала, различении теплых и холодных цветов. Различают фигуры (простые предметы) заданной формы, цвета, величины. Сравнивают и обозначают словом. Осуществляют активную исследовательскую и практическую деятельность по образцу и инструкции педагога. Называют изучаемые предметы (форма, цвет, величина), делают элементарные обобщения. Участвуют в беседе, учатся полно и правильно отвечать на поставленный вопрос. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.

3.

Восприятие пространства

4

  • Учатся делить лист на глаз, на две и четыре равные части; располагать предметы в вертикальном и горизонтальном полях листа. Учатся вербализировать пространственные отношения с использованием предлогов. Определяют в пространстве направление звука (справа — слева — спереди — сзади). Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе. Накапливают навыки самостоятельной продуктивной деятельности.

4.

Восприятие особых свойств предметов

6

  • Формируют посредством восприятия предметов, температурных ощущений целостный взгляд на мир предметов и их свойства. Познают различные свойства веществ: твердость, сыпучесть, растворимость. Развивают дифференцированные ощущения чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивают на ладони, определяют вес на глаз. Формируют адекватную реакцию на продукты, Различают пищевые запахи и вкусы, обозначают их словом. Овладевают элементарными приёмами анализа.

5.

Восприятие целостного образа предмета

6

Учатся опознавать предмет по его тени, среди перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Находят недостающие или лишние детали в рисунках. Составляют целое из частей. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.


ВСЕГО

34




ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Дидактический комплекс

Демонстрационный материал (картинки предметные) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями.

http://www.teremoc.ru/ - Теремок – детский сайт.

http://www.lohmatik.ru/ - Лохматик. Сайт для детей. Бесплатные детские развивающие игры.

http://vk.com/bluetractor - Синий трактор - Детские песенки и мультики.

http://bit.ly/AppTeremokTV - Теремок-ТВ — развивающие и обучающие мультфильмы


Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Видеофильмы по предмету.


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.


Учебно-практическое оборудование

Простейшие школьные инструменты: ручка, тетрадь, карандаши цветные и простой, ластик.

Материалы: бумага (писчая).

Для выполнения заданий по моделированию: пластилин, набор геометрических фигур, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.


Оборудование класса

Учебная доска.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


Календарно - тематическое планирование во 2 классе

№ п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

1

Вводный. Уровень сформированности сенсорных навыков

1

2

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (квадрат)

1

3

Конструирование данной формы из палочек, полосок по образцу

1

4

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (треугольник)

1

5

Конструирование данной формы из палочек, полосок по образцу

1

6

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг)

1

7

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник)

1

8

Группировка предметов и их изображений по форме.

1

9

Знакомство с основными цветами (красный, желтый)

1

10

Группировка предметов и их изображений по цвету

1

11

Знакомство с основными цветами (зеленый, синий)

1

12

Группировка предметов и их изображений по цвету

1

13

Знакомство с ахроматическими цветами (черный, белый)

1

14

Различение «наложенных» изображений предметов (2 изображения).

1

15

Различение цветов. Дидактическая игра «Подбери цвет предмету»

1

16

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

17

Различение предметов по величине (большой — маленький)

1

18

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1

19

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1

20

Группировка предметов величине по образцу

1

21

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1

22

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1

23

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1

24

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

25

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

26

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

1

27

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий)

1

28

Предметы различной фактурной поверхности. Гладкая – колючая

1

29

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

30

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий)

1

31

Опознание контура предмета. Дидактическая игра «Подбери пару»

1

32

Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур.

1

33

Поиск заданной фигуры в ряду других.

1

34

Игры «Найди пару», «Что на что похоже?»

1


Календарно - тематическое планирование в 3 классе

№ п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

1

Вводный. Уровень сформированности сенсорных навыков

1

2

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат)

1

3

Конструирование данной формы из палочек, полосок по образцу

1

4

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, треугольник)

1

5

Конструирование данной формы из палочек, полосок по образцу

1

6

Сравнение и обозначение словом формы предметов (2 - 3 предмета)

1

7

Группировка предметов и их изображений по форме.

1

8

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1

9

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)

1

10

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

11

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

12

Различение цветов радуги. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

1

13

Ахроматические цвета (белый, серый, чёрный)

1

14

Группировка предметов по форме и цвету

1

15

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).

1

16

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

17

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине

1

18

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине

1

19

Группировка предметов величине по образцу и инструкции педагога

1

20

Составление целого из частей (Танграм)

1

21

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

22

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

1

23

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

1

24

Расположение плоскостных и объемных предметов в поле листа

1

25

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1

26

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

27

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

1

28

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

1

29

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.)

1

30

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1

31

Опознание контура предмета. Дидактическая игра «Узнай по контуру»

1

32

Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

1

33

Поиск недостающих деталей в рисунках

1

34

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


Календарно - тематическое планирование в 4 классе

№ п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

1

Вводный. Уровень сформированности сенсорных навыков

1

2

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3 - 4 предмета)

1

3

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по образцу

1

4

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

1

5

Группировка предметов и их изображений по форме.

1

6

Графический диктант (зрительный и на слух). Форма

1

7

Определение предметов и геометрических фигур на ощупь

1

8

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1

9

Основные цвета. Группировка предметов по цвету.

1

10

Различение и обозначение основных цветов.

1

11

Смешение цветов (оттенки). Группировка предметов по цвету.

1

12

Цвета радуги. Графический диктант (зрительный и на слух).

1

13

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1

14

Различение «наложенных» изображений предметов (3 - 4 изображения).

1

15

Нахождение отличительных и общих признаков (сравнение двух картинок).

1

16

Моделирование геометрических фигур одного цвета (Танграм)

1

17

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

1

18

Моделирование по образцу. Выполнение действий с предметами различной величины.

1

19

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

1

20

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

21

Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

22

Определение в пространстве направление звука (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1

23

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1

24

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

1

25

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

1

26

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

1

27

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

1

28

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

1

29

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1

30

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость)

1

31

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

1

32

Опознание контура предмета. Дидактическая игра «Узнай по тени»

1

33

Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

1

34

Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!