МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
Заседании методического _______________ _____________
объединения Заместитель директора Директор МОУ «СОШ № 13»
Протокол № _______ по УВР Ю.Э. Туманова
От «____»______20____г. А.С.Лямина «____»_____20_____г.
«____»_____20_____г.
Рабочая программа коррекционного курса
«Тропинки к здоровью»
Направление: спортивно-оздоровительное
Тип программы: модифицированный
Срок реализации программы: 5 лет
Возраст участников: 7 – 11 лет
Руководитель: Вдовина И.Ю.
2020 – 2021
учебный год
Рабочая программа коррекционного курса
«Тропинки к здоровью»
(начальное общее образование)
(направление: спортивно-оздоровительное)
срок реализации рабочей программы – 5 лет
Автор-составитель: Вдовина И.Ю., учитель начальных классов
Программа составлена на основе авторской программы
«Тропинки к здоровью» Мещеряковой А.О., учителя,
МБС(К)ОУ СОШ № 60 г. Челябинска
Результаты освоения коррекционного курса
В результате реализации рабочей программы коррекционного курса «Тропинки к здоровью» при получении начального общего образования у учащихся с ЗПР будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты обучающихся 1–4 классов
1 класс - 1 класс (дополнительный)
У обучающегося с ЗПР будут сформированы:
готовность слушать инструкцию и выполнять элементарные задания с помощью взрослого при неоднократном повторении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
готовность выполнять социальные роли с помощью взрослого (учитель, родитель) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;
- гигиенических навыков и привычек;
- разумной физической активности;
- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.
2 класс
У обучающегося с ЗПР будут сформированы:
умение использовать элементарные правила поведения во взаимодействии с окружающим миром с помощью взрослого (учителя, родителя);
умение понимать и соблюдать простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;
- гигиенических навыков и привычек;
- разумной физической активности;
- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.
3 класс
У обучающегося с ЗПР будут сформированы:
умения проявлять положительные эмоции к окружающей действительности; вступать во взаимодействие с окружающей действительностью с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
умение осознанно применять элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, использовать правила безопасного поведения с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;
- гигиенических навыков и привычек;
- разумной физической активности;
- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.
4 класс
У обучающегося с ЗПР будут сформированы:
умение осознанно применять правила и алгоритмы безопасного поведения в условиях с помощью взрослого (родителя, учителя);
умение применять алгоритмы в выполнении заданий, поручений, простых договоренностей с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;
- гигиенических навыков и привычек;
- разумной физической активности;
- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.
Метапредметные результаты освоения коррекционного курса
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве ;
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР при получении начального общего образования
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
Умению донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формирование оздоровительных результатов
(метапредметные результаты)
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
осознанию необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальной адаптации, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2. СОДЕРЖАНИЕ коррекционного КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа коррекционного курса «Тропинки к здоровью» рассчитана на 5 лет обучения.
Общее количество часов: 168.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 1 класс (дополнительный) – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
В рамках спортивно-оздоровительного направления будут осуществляться следующие формы организации: игры, викторины; спортивные праздники.
Содержание коррекционного курса структурировано по четырем разделам: 1) Общеразвивающие упражнения.
2) Азбука здоровья.
Игры на развитие психических процессов.
Развивающие подвижные игры.
1 класс (33 часа)
1 класс (дополнительный) (33 часа)
Раздел «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, знакомство с двигательными способностями людей и ходьбой, как основным видом движения, игры на свежем воздухе, овладение первичными навыками выполнения нормативов ГТО, знакомство с физминутками.
Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, конкурсы.
Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.
2 класс (34 часа)
Раздел «Если хочешь быть здоров»: ознакомление с правилами составления и проведения утренней гимнастики, проверка осанки, основы самоконтроля – самочувствие и болевые ощущения, профилактика простудных заболеваний, строение глаза и укрепление его мышц, игры на воспитание гибкости, бег как основной вид движения, соревнования, овладение навыками выполнения нормативов ГТО, комплексы физкультминуток.
Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, соревнования.
Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.
3 класс (34 ч)
Раздел «Тропинка к здоровью»: мода и гигиена школьной одежды, влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье, пульс и его зависимость от физической нагрузки, закаливание организма, близорукость, воспитание ловкости, основной вид движения – прыжки, овладение навыками выполнения нормативов ГТО, физкультминутки для друзей.
Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, конкурсы.
Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.
4 класс (34 ч)
Раздел «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, культура эмоций и чувств, правильное питание, индивидуальные программы по улучшению здоровья, дневник самоконтроля, точечный массаж, тренировка выносливости и силы. Овладение навыками выполнения нормативов ГТО, эстафеты разработка игр и применение их на динамических паузах.
Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, соревнования.
Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.
Содержание программы коррекционного курса по спортивно-оздоровительному направлению «Тропинка к здоровью»» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа коррекционного курса по спортивно-оздоровительному направлению «Тропинка к здоровью» состоит из четырёх частей:
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на улучшение осанки, силы рук. Упражнения для улучшения осанки и укрепления мышц голеностопа. Имитация движений животных, птиц. Упражнения для укрепления позвоночника и мышц спины. Упражнения для укрепления силы рук, грудных мышц, мышц спины. Отработка упражнений для осанки силы рук, грудных мышц, мышц спины.
Азбука здоровья. Понятие «Здоровье». Как сделать сон полезным? Настроение в школе. Вредные привычки. «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры. «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика. Формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств. Путешествие по стране Здоровья, соблюдение режимных моментов, секреты здорового питания.
Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр. Игры на развитие памяти. Знакомство с правилами и проведение игр. Игры на развитие мышления. Игры и упражнения на развитие памяти. Игры на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Развивающие подвижные игры. Игры на развитие координации движений. Сюжетные подвижные игры. Двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, игры с элементами соревнования. Игры на развитие внимательности, концентрацию внимания на каком-либо действии или предмете. Игры на развитие физической выносливости. Игры на развитие физической и эмоциональной выносливости ребенка, игры на снятие утомления при длительном выполнении какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе. | 1 |
2 | Я – ученик. Подвижные игры «Гуси-лебеди». | 2 |
3 | Я пришёл из школы. Подвижные игры «У медведя во бору». | 2 |
4 | Какое Настроение? | 2 |
5 | Советы Доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Подвижные игры «Филин и пташки» | 2 |
6 | Вредные привычки. Подвижные игры «Палочка-выручалочка». | 2 |
7 | Чтобы уши слышали. | 2 |
8 | Правила поведения на перемене. | 2 |
9 | Викторина по ПДД. Подвижные игры «Ловишки с приседаниями». | 2 |
10 | Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор? | 2 |
11 | Мой путь домой. | 2 |
12 | Почему болят зубы. Подвижные игры «К своим флажкам». | 2 |
13 | Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой. | 2 |
14 | Поговорим о здоровье. Копилка витаминов. Подвижные игры «Собери урожай». | 2 |
15 | Правила безопасности на льду. Подвижные игры «Мышеловка». | 2 |
16 | Урок-игра «Энергия на весь день» | 2 |
17 | На зарядку становись! | 1 |
18 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 1 |
| итого | 33 |
1 класс (дополнительный)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе. | 1 |
2 | На зарядку становись! | 1 |
3 | Урок о культуре поведения. Подвижные игры «Пустое место». | 2 |
4 | Глаза - главные помощники человека. | 2 |
5 | «Рабочие инструменты» человека. Подвижные игры «Кто быстрее?» | 2 |
6 | Зачем человеку кожа? Подвижные игры «Жмурки». | 2 |
7 | Надёжная защита человека. Если кожа повреждена. | 2 |
8 | Питание-необходимое условие для жизни человека. Подвижные игры «Пятнашки». | 2 |
9 | Здоровая пища для всей семьи. Подвижные игры «Эстафета по кругу» | 2 |
10 | Правила поведения на весеннем льду. | 2 |
11 | Мы пешеходы и пассажиры. | 2 |
12 | Скелет - наша опора. Подвижные игры «Охотники и зайцы». | 2 |
13 | Осанка - стройная спина. Подвижные игры «Фанты». | 2 |
14 | Сон-лучшее лекарство. Подвижные игры «Совушка». | 2 |
15 | Сохраним природу – сохраним здоровье. | 2 |
16 | Если хочешь быть здоров. | 2 |
17 | Правила безопасности на воде | 2 |
18 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 1 |
| итого | 33 |
2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе. | 1 |
2 | Я – ученик. Подвижные игры «Встань правильно». | 1 |
3 | Личная гигиена. Подвижные игры «карлики и великаны». | 1 |
4 | Причина болезни. Признаки болезни. Подвижные игры «К своим флажкам». | 1 |
5 | Как здоровье? Подвижные игры «Запрещённые движения». | 1 |
6 | Как организм помогает себе сам? | 1 |
7 | Если солнечно и жарко. Подвижные игры «У ребят порядок строгий». | 1 |
8 | Если на улице дождь и гроза. | 1 |
9 | Оазис Здоровья. Я выбираю движение. | 1 |
10 | Мой безопасный путь в школу. | 1 |
11 | Беседа «Мой До дыр». Подвижные игры «Совушка», «Воробьи-попрыгунчики». | 1 |
12 | Звуки природы (дыхательная гимнастика). | 1 |
13 | Опасность в нашем доме. Подвижные игры «Кошки-мышки». | 1 |
14 | Как вести себя на улице. Подвижные игры «Летает – не летает». | 1 |
15 | Вода - наш друг. Подвижные игры «Статуя». | 1 |
16 | Правила безопасности на льду. Подвижные игры «Кто идёт?». | 1 |
17 | Чтобы огонь не причинил вреда. Подвижные игры «Товарищ командир». | 1 |
18 | Как уберечься от мороза. Травмы в зимнее время года. | 1 |
19 | Чем опасен электрический ток. | 1 |
20 | Пищевые отравления. Подвижные игры «Космонавты» | 1 |
21 | Отравления лекарствами. Подвижные игры «Пустое место». | 1 |
22 | Домашняя аптечка. | 1 |
23 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 |
24 | Правила поведения на весеннем льду. | 1 |
25 | Здоровый ребенок – хороший ученик. | 1 |
26 | Как помочь себе при тепловом ударе. Подвижные игры «Пчёлы и медведи». | 1 |
27 | Если ты ушибся или порезался. | 1 |
28 | Расти здоровым. Подвижные игры «Хитрая лиса» | 1 |
29 | Воспитание здоровых привычек. В здоровом теле – здоровый дух. | 1 |
30 | Зачем человек спит, или как сделать сон полезным. | 1 |
31 | Профилактика утомления, связанная с учебной деятельностью. | 1 |
32 | Правила безопасности на воде. Подвижные игры «Через ручеёк». | 1 |
33 | «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». | 1 |
34 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 1 |
| итого | 34 |
3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе. | 1 |
2 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Подвижные игры «Кузнечики», «Лошадки». | 1 |
3 | Учимся думать. Подвижные игры «Эстафеты». | 1 |
4 | Спеши делать добро. Подвижные игры «Мышеловка». | 1 |
5 | Поможет ли нам обман? | 1 |
6 | Урок-игра «Энергия на весь день» | 1 |
7 | На зарядку становись! Подвижные игры и народные игры «У ребят порядок строгий», «Попрыгунчики-воробушки». | 1 |
8 | Урок о культуре поведения. Поиграем в гости. | 1 |
9 | Мы пешеходы и пассажиры. | 1 |
10 | Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле». | 1 |
11 | Правила поведения на дорогах. | 1 |
12 | Спорт- это здорово! Игры на свежем воздухе. | 1 |
13 | Окружающая среда. Оглянись вокруг. | 1 |
14 | Что такое экология. Игра «Земля, вода, воздух». | 1 |
15 | Режим дня. Подвижные и народные игры «Быстро встань в колонну». | 1 |
16 | Я и мой день. Здоровый образ жизни. | 1 |
17 | Поиграем - отдохнем! Подвижные и народные игры «К своим флажкам», «Зайцы, сторож, Жучка». | 1 |
18 | Правила безопасности на льду | 1 |
19 | Путешествие в страну здоровья. | 1 |
20 | Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему родители и дети не всегда понимают друг друга? | 1 |
21 | Все ли желания исполнимы? Подвижные игры «Комбинированная эстафета». | 1 |
22 | Как воспитать в себе сдержанность. «Дыхательная и звуковая гимнастика». | 1 |
23 | Я принимаю подарок. Я дарю подарок. Подвижные игры «День и ночь». | 1 |
24 | Ответственное поведение. Наказание. Подвижные игры «Беги и хватай». | 1 |
25 | Моё здоровье – в моих руках! Гигиена и ее значение. | 1 |
26 | Правила поведения на весеннем льду. Подвижные игры «Волк во рву». | 1 |
27 | Формирование навыка правильной осанки. Игра «Самолёт». | 1 |
28 | Правила дорожного движения. Школа пешехода | 1 |
29 | Вредные привычки: «Ай, не буду, не хочу!» | 1 |
30 | Беседа о спортивных праздниках. | 1 |
31 | Укрепление мышечного корсета. Игра «Карлики, великаны» | 1 |
32 | Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом | 1 |
33 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь. | 1 |
34 | Игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности. | 1 |
| итого | 34 |
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе. | 1 |
2 | «Школа - наш второй дом». Подвижные игры «Гори, гори ясно». | 1 |
3 | Гимнастика для развития мелкой моторики. Подвижные игры «Краски». | 1 |
4 | «Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться» | 1 |
5 | Беседа о видах спорта. Подвижные игры «Охотники и зайцы». | 1 |
6 | Растем здоровыми (профилактика инфекционных заболеваний). | 1 |
7 | Воспитание здоровых привычек. Подвижные игры «Пятнашки». | 1 |
8 | «Я и мое здоровье». В приёмной у доктора Айболита. | 1 |
9 | Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. | 1 |
10 | Сохраним природу – сохраним здоровье. Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор? | 1 |
11 | Правила поведения на дорогах, водоёмах в осенний период. | 1 |
12 | Мой безопасный путь в школу. Подвижные игры «Фанты». | 1 |
13 | Умывайтесь, умывайтесь по утрам и вечерам. Подвижные игры «Снайперы». | 1 |
14 | Поговорим о здоровье (здоровое питание). Копилка витаминов. | 1 |
15 | Упражнения на равновесие. Игра «Шишки, жёлуди, орехи». | 1 |
16 | Профилактика утомления, связанная с учебной деятельностью. | 1 |
17 | Веселые старты. К тайникам силы. | 1 |
18 | Будем делать хорошо и не будем плохо. | 1 |
19 | Урок о культуре поведения. Подвижные игры «Птицелов». | 1 |
20 | Чистота – залог здоровья. Как правильно чистить зубы. | 1 |
21 | Защитники Отечества. | 1 |
22 | Формирование навыка правильной осанки. Игра «Выше ноги от земли». | 1 |
23 | Питание-необходимое условие для жизни человека. | 1 |
24 | Откуда берутся грязнули? Подвижные игры «Перебежки с выручкой». | 1 |
25 | Зачем человек спит, или как сделать сон полезным. | 1 |
26 | Умеем ли мы правильно питаться? | 1 |
27 | Мальчики и девочки. Дружба. | 1 |
28 | Почему вредной привычке ты скажешь: « НЕТ»? Подвижные игры «Перетягивание каната». | 1 |
29 | Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Подвижные игры «Кто самый ловкий?». | 1 |
30 | «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». | 1 |
31 | КВН «Наше здоровье». | 1 |
32 | Я здоровье берегу - сам себе я помогу. Подвижные игры «Чижик», «Стоп». | 1 |
33 | Правила безопасности на воде. | 1 |
34 | Будьте здоровы! Обобщающие уроки «Доктора природы». | 1 |
| итого | 34 |