СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционных занятий 1 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционных занятий 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционных занятий 1 класс»





Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ (с изменениями)

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2002 г. №2 / Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения;

  • Инструктивно-методического письма, авторы А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова,

  • Пособия Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Дисграфия проявляется на письме пропусками, перестановками букв; раздельным написанием частей слова; недостаточной слуховой дифференциацией звуков. Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма. Поэтому целью рабочей программы является предупреждение дисграфических ошибок.

Основная задача данного курса - воспитание общего и речевого внимания детей, основываясь на развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Программа предусмотрена для детей, имеющих ФФНР и НВОНР.

Курс решает следующие специальные задачи:

Обогащение зрительных представлений

Стимуляция познавательной активности

Включение мыслительных операций.

Согласно учебному плану МБОУ гимназии на изучение курса логопедии в 1 классе отводится 2 часа в неделю с 15 сентября по 25 мая.

Планируемые результаты:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

- положительное отношение к обучению, к познавательной деятельности;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- способность к самооценке своих действий;

- осознание себя как индивидуума и как члена общества.

Метапредметные УУД.

  • Регулятивные действия обеспечивают учащимися организацию их учебной деятельности, к которым относятся:

- целеполагание

-планирование

-прогнозирование

- оценка

- саморегуляция.

Учащиеся учатся понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

  • Познавательные действия включают общеучебные, логические и общую постановку задачи. К ним относятся:

- способность к познанию окружающего мира (готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, т.е. осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, осуществляемые для решения учебных задач; делать обобщения, выводы.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности, к которым относятся:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- соблюдать правила речевого поведения

- слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли

- строить небольшие монологические высказывания

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Предметные УУД.

Овладение правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием, анализом и синтезом. Умение дифференцировать звуки по акустическим признакам. Умение правильно выстраивать монологическое высказывание. Отличия: звук и буква, слог и слово, словосочетание и предложение. Графическое изображение звуков, слогов и слов, границ предложении. Определение понятий: ударный слог, безударный слог. Сравнивать слова со сходными звуками. Составлять словосочетания и предложения.

Основным содержанием курса является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Программа состоит из следующих разделов:

Слово. Предложение. Слоговой состав слова. Ударение. Гласные и согласные звуки.

Логопедическая работа начинается с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения этой темы проводится работа над предложением: учить правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно оформлять его.

На данном этапе проводится работа по формированию связной речи. Дети учатся разным видам пересказа, составлению рассказов по серии картинок, по одной сюжетной картинке.

Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе особое внимание уделяется выделению гласных звуков из слова. С этой целью проводятся графические диктанты, послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количеством слогов в слове.

Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов смягчения согласных.

Первый год коррекционной работы завершается развитием звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

На уроках проводятся различные дидактические игры по дифференциации понятий «слог-слово-предложение», ведется работа над рифмой, ударением.

При проведении занятий соблюдается принцип от более легкого к более трудному.

На занятиях используется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки, движения.

Направления работы.

Развитие звуковой стороны речи:

- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

- дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями.

Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи, осмысление материала, выделение главного в учебном материале);

- контроль за ходом своей деятельности (умение работать с образцами, умение пользоваться приемами самоконтроля);

- самооценка собственной деятельности.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- умение понять и принять учебную задачу;

- ответы на вопросы в соответствии с заданием;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной деятельности;

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей;

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

Весь коррекционный процесс обеспечивается реализацией следующих принципов:

Единство диагностики и коррекции. Проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях с детьми закрепляются лексико-грамматические категории, развивается связная речь, закрепляется правильное звукопроизношение. Умело подобранная развивающая среда также способствует реализации этого принципа (применяются пособия для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации).

Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В коррекционной работе используются различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти и внимания в качестве оргмоментов на занятиях.

Привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков учащихся, содержания логопедической работы, ее результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Тематическое планирование

п/п



Разделы

Количество часов

1

Речь. Слово. Предложение.


3

2

Звуки и буквы


6

3

Слог


3

4

Ударение


1

5

Гласные второго ряда


3

6

Мягкий знак


3

7

Парные согласные


19

8

Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (О-А, Б-Д, П-Т, У-И)


6

9

Дифференциация букв и звуков, имеющих акустическое сходство


8

10

Проверка знаний учащихся по пройденным темам


4


Итого


56



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Дата проведения


план

факт


Обследование состояния звуко-слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза



1

Организационно-развивающее занятие.

Речь. Предложение.




2

Предложение. Слово.




3

Предложение. Слово.




4

Звуки и буквы




5

Звуки речи:

а) артикуляция гласных звуков

б) артикуляция согласных звуков




6

Гласные звуки и буквы. (Простые формы звукового анализа: ау, ауи).




7

Согласные звуки и буквы. (Сложные формы звукового анализа: ап-па, апа-опа, мак).




8

Согласные звуки и буквы. (Сложные формы звукового анализа: ап-па, апа-опа, мак).




9

Согласные звуки и буквы. (Сложные формы звукового анализа: ап-па, апа-опа, мак).




10

Слог.



11

Слог.



12

Слог.



13

Ударение.




14

Обобщающее занятие по звуко-слоговому анализу слов




15

Гласные второго ряда (способы обозначения мягкости согласных на письме гласными 2 ряда).




16

Гласные второго ряда (способы обозначения мягкости согласных на письме гласными 2 ряда).




17

Гласные второго ряда (способы обозначения мягкости согласных на письме гласными 2 ряда).




18

Мягкий знак в середине и в конце слова.



19

Мягкий знак в середине и в конце слова.




20

Мягкий знак в середине и в конце слова.




21

Звонкие и глухие парные согласные.




22

Звук и буква П [П ̓]




23

Звук и буква Б [Б ̓̓]




24

Звуки и буквы П-Б П̛ - Б̛]




25

Звуки буква Д [Д̛ ]




26

Звук и буква Т [Т̛ ]




27

Звуки и буквы Т-Д

[Т̛ - Д̛ ]



28

Звук и буква К [К̛ ]




29

Звук и буква Г [Г̛ ]




30

Звуки и буквы К -Г

[К̛ -Г̛ ]



31

Звук и буква С [С̛ ]




32

Звук и буква З [З̛ ]



33

Звуки и буквы С-З[С̛ -З̛ ]




34

Звук и буква Ш




35

Звук и буква Ж




36

Звуки и буквы Ш-Ж




37

Звук и буква Ф [Ф̛ ]




38

Звук и буква В [В̛ ]




39

Звуки и буквы Ф-В

[Ф̛ -В̛ ]



40

Обобщающее занятие по

теме «Парные согласные»



41

Буквы П-Т.



42

Буквы Б-Д.




43

Буквы У-И.




44

Буквы А-О.




45

Буквы А-О.




46

Буквы А-О.




47

Буквы и звуки С-Ш.




48

Буквы и звуки С-Ш.




49

Буквы и звуки З-Ж.




50

Буквы и звуки З-Ж.




51

Буквы и звуки Л-Р

[Л̛ -Р̛ ].



52

Буквы и звуки Л-Р

[Л̛ -Р̛ ].



53

Буквы и звуки Ц-С.




54

Буквы и звуки Ч-[ Т̛ ].




55

Буквы и звуки Ч-Ц.




56

Буквы и звуки Ч-Щ.



57

Повторение изученного материала.



58

Повторение изученного материала.



59

Повторение изученного материала.



60

Повторение изученного материала.



Обследование письменной речи







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!