Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку «Подготовка к ГВЭ» для обучающихся 9-Б классов разработана учителями русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 Свистуновой Т.Э.
Рабочая программа коррекционных занятий является практическим курсом подготовки к ГИА в форме ГВЭ и дополняет Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствие с требованиями ГИА – 9 в форме ГВЭ.
Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.
Коррекционные занятия рассчитаны на 34 недели, 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.
понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать основную мысль прослушанного текста;
понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
интерпретировать информацию звучащего текста;
точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
определять средства связи предложений в тексте;
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
№ урока | Тема занятия | Ко-во часов | Дата | Формы организации учебных занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика деятельности обучающихся |
План | Факт |
1 | Введение. Структура экзаменационной работы. | 1 | | | Комбинированный урок | ГИА в форме ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Уметь: ориентироваться в терминах. | Индивидуально и в парах проводить анализ текстов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная |
2 | Сжатое изложение. Микротемы исходного текста. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Содержательные и языковые способы сокращения текста. Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. | Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст | Индивидуально и в парах проводить анализ текстов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная |
3 | Сжатое изложение. Микротемы исходного текста. | 1 | | Урок закрепления и контроля | Анализ художественного текста. |
4 | Сжатое изложение. Абзацное членение текста. Сжатое изложение. Абзацное членение текста. | 1 | | | Урок изучения нового материала | |
5 | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
6 | Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Анализ художественного текста, работа со словарем – работа в группах. |
7 | Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. | 1 | | Урок закрепления и контроля | Практическая, самостоятельная |
8 | Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. | 1 | | | Урок закрепления и контроля | |
9 | Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. | 1 | | Урок изучения нового материала | |
10 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | 1 | | | Урок изучения нового материала | |
11 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | 1 | | | Урок закрепления и контроля | |
12 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | 1 | | | Комбинированный урок | |
13 | Практическая работа. Написание изложения. | 1 | | | Урок закрепления и контроля | |
14 | Практическая работа. Написание изложения. | 1 | | | Урок закрепления и контроля знаний | |
15 | Сжатое изложение. Редактирование текста. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Индивидуально и в парах проводить анализ текстов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная |
16 | Сжатое изложение. Редактирование текста. | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
17 | Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса. | Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. | Анализ художественного текста, работа со словарем – работа в группах. |
18 | Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
18 | Сочинение-рассуждение. Тезис. | 1 | | | Урок закрепления и контроля | |
20 | Сочинение-рассуждение. Тезис. | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
21 | Сочинение-рассуждение. Аргументы. | 1 | | | Урок изучения нового материала | |
22 | Сочинение-рассуждение. Аргументы. | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
23 | Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения. | 1 | | | Урок изучения нового материала | |
24 | Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения. | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
25 | Текст как речевое произведение. Стили речи. | 1 | | | Комбинированный урок | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. | Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами. | Анализ художественного текста, работа со словарем – работа в группах. |
26 | Текст как речевое произведение. Стили речи. | 1 | | Комбинированный урок | Индивидуально и в парах проводить анализ текстов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная |
27 | Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | | | Урок изучения нового материала | | |
28 | Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
29 | Текст. Средства выразительности | 1 | | | Урок изучения нового материала | |
30 | Текст. Средства выразительности | 1 | | Урок закрепления и контроля | |
31 | Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения. | 1 | | | Урок закрепления и контроля знаний | Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. | Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. | Практическая, самостоятельная |
32 | Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения. | 1 | | | Урок закрепления и контроля | Анализ художественного текста. |
33 | Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ. | 1 | | | Урок закрепления и контроля | |
34 | Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ. | 1 | | | Урок обобщения | |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________