Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 руководитель МО ____Л.Н. Гурьянова «___» ________ 2016г. | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР _____ И.В. Кузнецова «___» ________ 2016г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №2 г. Энгельса» ____ С.В. Киркин «___» ________ 2016г. Приказ № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей области
«Предметно – практическая деятельность»
для обучающихся 1 класса (2 вариант)
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №2 г. Энгельса»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____________ от «___»___________20__ |
г. Энгельс
2016
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Предметно-практическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. ППД – предполагает разнообразие видов заданий, обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, отраженной и самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием, удержанием и другими манипуляциями , собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленном за ними в человеческом опыте.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа «Предметно-практическая деятельность» нок» рассчитана на количество часов: в неделю -1 ч, в год - 34 ч.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
• Развитие способности познавать себя;
• Развитие умения понимать свои потребности и самостоятельно заботиться о себе;
• Развитие бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности,
санитарно-гигиенических навыков;
• Развитие способности ориентироваться в окружающем и адекватно воспринимать его;
• Развитие всех анализаторов зрительного, осязательного, обонятельного;
• Формирование представлений и понятий о цвете, форме и величине;
• Развитие общей и мелкой ручной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы;
• Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
• Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами»,
«Действия с предметами».
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Педагогические средства, технология решения коррекционных задач
Предметно-практические упражнения.
Использование наглядно-демонстрационных методов: рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции
разнообразной деятельности с предметами
Использование приемов сравнения, сопоставления и противопоставления.
Индивидуальная помощь.
Различные виды стимулирования.
Наблюдение реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Класс | Знания | Умения |
1 | -понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя. - названия простых предметов и игрушек (пассивный словарь) - мама, папа, бабушка, и их фотографии. (пассивный словарь); - названия любимых игрушек и действия с ними. (пассивный словарь); -название игрушки и действие с ней. (пассивный словарь); - название частей лица: глаза, нос, рот уши, лоб, щеки. -название частей лица; - название частей туловища; -внешние отличия девочек и мальчиков отличия по виду деятельности, в игре - простые движения головы, рук, ног и туловища -простые движения: махать руками, разводить руки в стороны, хлопать в ладоши, топать ногами. -правильная реакция на обращение, понятия: медленно, быстро. -игрушки резиновые звучащие, их названия (определять, показывать жестами). | -слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. -реагировать на вопросы: где…? покажи…? - находить фото одного из названных родственников; - находить свое фото. - показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней. - следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку; -выполнять простые действия с игрушкой; -пытаться звукоподражать -рассматривать свое лицо в зеркале; -показывать части лица на себе; на кукле. -определять части тела на себе и на кукле, -показать на себе(на кукле) части тела по их названию ( пассивный словарь) -различать девочек и мальчиков по внешнему виду: одежде, прическе, по видам деятельности, играм и игрушкам. -внимательно выполнять движение по подражанию и по образцу -слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. - манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина) -фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет, -действовать с предметами: сжимать, разжимать. -действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания -различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету. -использовать предметы разного цвета, величины, формы. -находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию |
Методическая литература для учителя
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».
М.,«Академия», 2003 год.
2. Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».
М.«Владос», 2009г.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
М. «Владос», 2007г.
5. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль,
6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
7. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
8. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. М., «Владос», 2001.