Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Акварелька» для обучающихся 2 класса составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2007 года. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения. При составлении рабочей программы использовалась нормативно-правовая база:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №3»
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Новизна рабочей программы «Акварелька» в том, что она построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» рассматривается как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.
Цель:развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства;
формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению;
развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю, 2 часа в день по 45 минут, 68 часов в год.
Возраст детей: 7-8 лет
Формы организаций занятий предусмотрены: групповые, коллективные, индивидуальные.
Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений
Режим проведения занятий: среда 10.10-10.55, 11.00-11.45
Количество учащихся в группе: 10 человек
Планируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В результате изучения курса «Акварелька» ученик должен:
Знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
- сравнивать различные виды и жанры искусства;
- использовать различные художественные материалы;
- применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,
декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений искусства;
- оценки произведений искусства при посещении выставок.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
умение организовать рабочее место;
бережное отношение к инструментам, материалам;
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
ознакомление с художественными терминами и понятиями;
развитие наблюдательности зрительной памяти;
развитие художественного вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
приобретение навыка работы в паре, группе; диагностирование причин успеха (неуспеха);
формирование способности действовать в различных ситуациях;
участие в коллективном обсуждении; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Содержание курса
Золотая осень. -20 ч
Тема 1. Красота природы русского леса.(2 ч) Первичный инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. Обучающий компонент: знать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах.
Тема 2. Многоцветие земли в произведениях художников. (2 ч) Познакомить с начальными сведениями об основных цветах спектра; основными жанрами и видами искусств; художественными росписями по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью гуашью. Учить высказывать простейшие суждения о картинах.
Тема 3.И снова осень к нам пришла.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их цвет.
Тема 4.Выставка рисунков «Дары осени».(2ч) Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах.
Тема 5.Узоры на вазе.(2ч) Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.
Тема 6.Форма в живописи и графике.(2ч) Знать: начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах.
Тема 7.Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)(2ч) Познакомить с рисованием ладошками, пальчиками, поролоном, трубочками, нитками, парафиновой свечой. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Тема 8.Богатый урожай. (2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
Тема 9.Филимоновская игрушка.(2ч) Познакомить с основными жанрами и видами искусств; художественными росписями по дереву, фарфору, глине. Учить высказывать простейшие суждения о картинах.
Тема 10.Готовимся к выставке(2ч) Знакомство с особенностями работы акварелью и гуашью, с основными цветами спектра. Учить отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
«Зимняя сказка» -14 ч
Тема 1.Мы рисуем сказочную птицу.(2ч) Формировать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Учить высказывать простейшие суждения о картинах. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Тема 2.Мы готовимся к рисованию любимой сказки.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
Тема3.Иллюстрирование любимой сказки.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
Тема 4. Гжельская роспись на предметах быта. (2ч) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Познакомить с основными жанрами и видами искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине.
Тема 5.Чародейка-зима в произведениях художников.(2ч) Познакомить с особенностями работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Учить отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.
Тема 6.Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.(2ч) Верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции.
Тема 7.Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» (2ч) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
«Русские картины» -16 ч
Тема 1.Зимний пейзаж в произведениях художников. (2ч) Познакомить с отдельными выдающимися произведениями художников: Левитана И.И., Шишкина И.И., Сурикова В.И. Рисовать с натуры и по представлению жизнь природы.
Тема 2.Зимние развлечения с друзьями.(2ч) Развивать наблюдательность за людьми, животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Тема 3.Лыжная прогулка. (2ч) Вести наблюдения в окружающем мире, развивать зрительную память, образное мыщление, внимание.
Тема 4.Русские воины.(2ч) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Тема 5.Волшебный мир русского костюма. (2ч) Познакомить с историей создания русского народного костюма; рассказать об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра.
Тема 6.Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.(2ч) Учить верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции
Тема 7.Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки).(2ч) Учить использовать основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.
Тема 8.Нетрадиционные формы рисования.(2ч) Познакомить с рисованием ладошками, пальчиками, поролоном, трубочками, нитками, парафиновой свечой. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
«Весенние деньки» - 20 ч
Тема 1.Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.(2 ч) Изображение силуэтов деревьев. Линия горизонта. Выразительность линий: гибкие, плавные, изящные. Передача движения, образа, линий силуэтом. Прививать интерес к окружающему миру.
Тема 2.Космическая красота.(2ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.
Тема 3.Полхов-Майданские игрушки.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение правильно определять пропорции предметов.
Тема 4.Образ доблестного воина. (2ч) Изображение портрета воина елками или фломастерами.
Тема 5.Праздничный салют.(2ч) Показать особенности работы акварелью и гуашью, рассказать об основных цветах спектра.
Тема 6. Красота весенней природы.(2 ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.
Тема 7. Птицы – вестники весны.(2 ч) Умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение правильно определять пропорции предметов.
Тема 8. Весна красна цветами. (2 ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.
Тема 8. Краски лета.(2 ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.
Тема 9. Какого цвета страна родная. Наши достижения. Подведение итогов занятий.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | | Количество часов | Дата |
теоретические | практические | по плану | по факту |
| Золотая осень. | 20 ч | | | | |
1 | Красота природы русского леса | 1 | 0,5 | 0,5 | 02.09 | |
2 | Красота природы русского леса | 1 | | 1 | 02.09 | |
3 | Многоцветие земли в произведениях художников | 1 | | 1 | 09.09 | |
4 | Многоцветие земли в произведениях художников | 1 | | 1 | 09.09 | |
5 | И снова осень к нам пришла | 1 | 0,5 | 0,5 | 16.09 | |
6 | И снова осень к нам пришла | 1 | 0,5 | 0,5 | 16.09 | |
7 | Выставка рисунков «Дары осени» | 1 | | 1 | 23.09 | |
8 | Выставка рисунков «Дары осени» | 1 | | 1 | 23.09 | |
9 | Узоры на вазе. | 1 | | 1 | 30.09 | |
10 | Узоры на вазе. | 1 | | 1 | 30.09 | |
11 | Форма в живописи и графике | 1 | | 1 | 07.10 | |
12 | Форма в живописи и графике | 1 | | 1 | 07.10 | |
13 | Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования) | 1 | | 1 | 14.10 | |
14 | Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования) | 1 | | 1 | 14.10 | |
15 | Богатый урожай | 1 | | 1 | 21.10 | |
16 | Богатый урожай | 1 | | 1 | 21.10 | |
17 | Филимоновская игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.10 | |
18 | Филимоновская игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.10 | |
19 | Готовимся к выставке | 1 | | 1 | 11.11 | |
20 | Готовимся к выставке | 1 | | 1 | 11.11 | |
| «Зимняя сказка» | 12ч | | | | |
21 | Мы рисуем сказочную птицу | 1 | | 1 | 18.11 | |
22 | Мы рисуем сказочную птицу | 1 | | 1 | 18.11 | |
23 | Мы готовимся к рисованию любимой сказки | 1 | | 1 | 25.11 | |
24 | Мы готовимся к рисованию любимой сказки | 1 | | 1 | 25.11 | |
25 | Иллюстрирование любимой сказки | 1 | | 1 | 02.12 | |
26 | Иллюстрирование любимой сказки | 1 | | 1 | 02.12 | |
27 | Гжельская роспись на предметах быта | 1 | 0,5 | 0,5 | 09.12 | |
28 | Гжельская роспись на предметах быта | 1 | 0.5 | 0,5 | 09.12 | |
29 | Чародейка-зима в произведениях художников. Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года. | 1 | | 1 | 16.12 | |
30 | Чародейка-зима в произведениях художников. Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года. | 1 | | 1 | 16.12 | |
31 | Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» | 1 | | 1 | 23.12 | |
32 | Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» | 1 | | 1 | 23.12 | |
| «Русские картины» | 32ч | | | | |
33 | Зимний пейзаж в произведениях художников | 1 | | 1 | 13.01 | |
34 | Зимний пейзаж в произведениях художников | 1 | | 1 | 13.01 | |
35 | Зимние развлечения с друзьями | 1 | | 1 | 20.01 | |
36 | Зимние развлечения с друзьями | 1 | | 1 | 20.01 | |
37 | Лыжная прогулка. | 1 | | 1 | 27.01 | |
38 | Лыжная прогулка. | 1 | | 1 | 27.01 | |
39 | Русские воины | 1 | 0,5 | 0,5 | 03.02 | |
40 | Русские воины | 1 | 0,5 | 0,5 | 03.02 | |
41 | Волшебный мир русского костюма | 1 | 0,5 | 0,5 | 10.02 | |
42 | Волшебный мир русского костюма | 1 | 0,5 | 0.5 | 10.02 | |
43 | Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. | 1 | | 1 | 17.02 | |
44 | Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. | 1 | | 1 | 17.02 | |
45 | Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки) | 1 | | 1 | 24.02 | |
46 | Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки) | 1 | | 1 | 24.02 | |
47 | Нетрадиционные формы рисования | 1 | | 1 | 03.03 | |
48 | Нетрадиционные формы рисования | 1 | | 1 | 03.03 | |
| «Весенние деньки». | 20ч | | | | |
49 | Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная. | 1 | | 1 | 10.03 | |
50 | Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная. | 1 | | 1 | 10.03 | |
51 | Космическая красота. | 1 | | 1 | 17.03 | |
52 | Космическая красота. | 1 | | 1 | 17.03 | |
53 | Полхов - Майданские игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | 07.04 | |
54 | Полхов - Майданские игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | 07.04 | |
55 | Образ доблестного воина. | 1 | | 1 | 14.04 | |
56 | Образ доблестного воина. | 1 | | 1 | 14.04 | |
57 | Праздничный салют | 1 | | 1 | 21.04 | |
58 | Праздничный салют | 1 | | 1 | 21.04 | |
59 | Красота весенней природы | 1 | | 1 | 28.04 | |
60 | Красота весенней природы | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.04 | |
61 | Птицы – вестники весны | 1 | | 1 | 05.05 | |
62 | Птицы – вестники весны | 1 | 0,5 | 0,5 | 05.05 | |
63 | Весна красна цветами | 1 | | 1 | 12.05 | |
64 | Весна красна цветами | 1 | | 1 | 12.05 | |
65 | Краски лета | 1 | | 1 | 19.05 | |
66 | Краски лета | 1 | | 1 | 19.05 | |
67 | Какого цвета страна родная. Наши достижения | 1 | | 1 | 26.05 | |
68 | Какого цвета страна родная. Наши достижения | 1 | | 1 | 26.05 | |
| Итого: | 68 ч | | | | |
Методическое обеспечение
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
-предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
-система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
-в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
-создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
-создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
-объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещают правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем темам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер – класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения: в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Материально – техническая база
Компьютер.
Методическая литература.
Демонстрационный материал: картины русского леса, ваза с узорами, филимоновская игрушка, рисунки сказочных птиц, гжельская роспись, картины зимнего пейзажа, портреты русских воинов, русский народный костюм, DVD диски с презентациями.
Раздаточный материал: кисточки, краски, альбом, альбом.
Список литературы
Для учителя.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2013.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2013.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2012.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2013.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 2014.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 2013.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2013.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2013.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2014.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2015.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2015.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2013.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2013.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2014.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2012.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
4.Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2013.