СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Акварелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Акварелька"»




Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Акварелька» для обучающихся 2 класса составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2007 года. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения. При составлении рабочей программы использовалась нормативно-правовая база:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №3»

Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством,  прекрасным в жизни и в творчестве.

Новизна рабочей программы «Акварелька» в том, что она построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.  Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» рассматривается как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.

Цель:развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства;

формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению;

развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса,     творческого воображения, пространственного мышления.


Срок реализации: программа рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю, 2 часа в день по 45 минут, 68 часов в год.

Возраст детей: 7-8 лет

Формы организаций занятий предусмотрены: групповые, коллективные, индивидуальные.

Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа  предусматривает чередование  индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений

Режим проведения занятий: среда 10.10-10.55, 11.00-11.45

Количество учащихся в группе: 10 человек

Планируемые результаты

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В результате изучения курса «Акварелька» ученик должен:

Знать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- ведущие художественные музеи России.

Уметь:

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

- сравнивать различные виды и жанры искусства;

- использовать различные художественные материалы;

- применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,

декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения  опыта восприятия произведений искусства;

- оценки произведений искусства при посещении выставок.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

  • умение организовать рабочее место;

  • бережное отношение к инструментам, материалам;

  • развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями;

  • развитие наблюдательности зрительной памяти;

  • развитие художественного вкуса.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • приобретение навыка работы в паре, группе; диагностирование причин успеха (неуспеха);

  • формирование способности действовать в различных ситуациях;

  • участие в коллективном обсуждении; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.




Содержание курса

Золотая осень. -20 ч

Тема 1. Красота природы русского леса.(2 ч) Первичный инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. Обучающий компонент: знать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах.


Тема 2. Многоцветие земли в произведениях художников. (2 ч) Познакомить с начальными сведениями об основных цветах спектра; основными жанрами и видами искусств;  художественными росписями по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью гуашью. Учить высказывать простейшие суждения о картинах.


Тема 3.И снова осень к нам пришла.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их цвет.


Тема 4.Выставка рисунков «Дары осени».(2ч) Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах.


Тема 5.Узоры на вазе.(2ч) Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.


Тема 6.Форма в живописи и графике.(2ч) Знать: начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах.


Тема 7.Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)(2ч) Познакомить с рисованием ладошками, пальчиками, поролоном, трубочками, нитками, парафиновой свечой. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Тема 8.Богатый урожай. (2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.


Тема 9.Филимоновская игрушка.(2ч) Познакомить с основными жанрами и видами искусств; художественными росписями по дереву, фарфору, глине. Учить  высказывать простейшие суждения о картинах.


Тема 10.Готовимся к выставке(2ч) Знакомство с особенностями работы акварелью и гуашью, с основными цветами спектра. Учить отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.


«Зимняя сказка» -14 ч

Тема 1.Мы рисуем сказочную птицу.(2ч) Формировать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Учить высказывать простейшие суждения о картинах. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Тема 2.Мы готовимся к рисованию любимой сказки.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

Тема3.Иллюстрирование любимой сказки.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

Тема 4. Гжельская роспись на предметах быта. (2ч) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Познакомить с основными жанрами и видами искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. 

Тема 5.Чародейка-зима в произведениях художников.(2ч) Познакомить с особенностями работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Учить отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.

Тема 6.Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.(2ч)  Верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;  лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции.


Тема 7.Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» (2ч) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.


«Русские картины» -16 ч


Тема 1.Зимний пейзаж в произведениях художников. (2ч) Познакомить с отдельными выдающимися произведениями художников: Левитана И.И., Шишкина И.И., Сурикова В.И. Рисовать с натуры и по представлению жизнь природы.


Тема 2.Зимние развлечения с друзьями.(2ч) Развивать наблюдательность за людьми, животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.


Тема 3.Лыжная прогулка. (2ч) Вести наблюдения в окружающем мире, развивать зрительную память, образное мыщление, внимание.


Тема 4.Русские воины.(2ч) Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.


Тема 5.Волшебный мир русского костюма. (2ч) Познакомить с историей создания русского народного костюма; рассказать об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. 


Тема 6.Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.(2ч) Учить верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;  лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции


Тема 7.Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки).(2ч) Учить использовать  основные жанры и виды искусств;  художественные росписи по дереву, рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

Тема 8.Нетрадиционные формы рисования.(2ч) Познакомить с рисованием ладошками, пальчиками, поролоном, трубочками, нитками, парафиновой свечой. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

«Весенние деньки»  - 20 ч


Тема 1.Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная.(2 ч) Изображение силуэтов деревьев. Линия горизонта. Выразительность линий: гибкие, плавные, изящные. Передача движения, образа, линий силуэтом. Прививать интерес к окружающему миру.


Тема 2.Космическая красота.(2ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.


Тема 3.Полхов-Майданские игрушки.(2ч) Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение правильно определять пропорции предметов.


Тема 4.Образ доблестного воина. (2ч) Изображение портрета воина елками или фломастерами.


Тема 5.Праздничный салют.(2ч) Показать особенности работы акварелью и гуашью, рассказать об основных цветах спектра. 

Тема 6. Красота весенней природы.(2 ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.


Тема 7. Птицы – вестники весны.(2 ч) Умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение правильно определять пропорции предметов.


Тема 8. Весна красна цветами. (2 ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.


Тема 8. Краски лета.(2 ч) Рисование по представлению, по памяти; развитие воображения, творческого мышления.


Тема 9. Какого цвета страна родная. Наши достижения. Подведение итогов занятий.








































































Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем


Количество часов

Дата

теоретические

практические

по плану

по факту


Золотая осень.

20 ч





1

Красота природы русского леса

1

0,5

0,5

02.09


2

Красота природы русского леса

1


1

02.09


3

Многоцветие земли в произведениях художников

1


1

09.09


4

Многоцветие земли в произведениях художников

1


1

09.09


5

И снова осень к нам пришла

1

0,5

0,5

16.09


6

И снова осень к нам пришла

1

0,5

0,5

16.09


7

Выставка рисунков «Дары осени»

1


1

23.09


8

Выставка рисунков «Дары осени»

1


1

23.09


9

Узоры на вазе.

1




1

30.09


10

Узоры на вазе.

1


1

30.09


11

Форма в живописи и графике

1




1

07.10


12

Форма в живописи и графике

1


1

07.10


13

Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)

1




1

14.10


14

Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)

1


1

14.10


15

Богатый урожай

1


1

21.10


16

Богатый урожай

1


1

21.10


17

Филимоновская игрушка

1

0,5


0,5

28.10


18

Филимоновская игрушка

1

0,5

0,5

28.10


19

Готовимся к выставке

1


1

11.11


20

Готовимся к выставке

1


1

11.11



«Зимняя сказка» 

12ч





21

Мы рисуем сказочную птицу

1


1

18.11


22

Мы рисуем сказочную птицу

1


1

18.11


23

Мы готовимся к рисованию любимой сказки

1




1

25.11


24

Мы готовимся к рисованию любимой сказки

1


1

25.11


25

Иллюстрирование любимой сказки

1


1

02.12


26

Иллюстрирование любимой сказки

1


1

02.12


27

Гжельская роспись на предметах быта

1

0,5

0,5

09.12


28

Гжельская роспись на предметах быта

1

0.5

0,5

09.12


29

Чародейка-зима в произведениях художников.

Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.

1






1

16.12


30

Чародейка-зима в произведениях художников.

Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.

1


1

16.12


31

Выставка рисунков «Здравствуй,

гостья – зима!»

1




1

23.12


32

Выставка рисунков «Здравствуй,

гостья – зима!»

1


1

23.12



«Русские картины»

32ч





33

Зимний пейзаж в произведениях художников

1




1

13.01


34

Зимний пейзаж в произведениях художников

1


1

13.01


35

Зимние развлечения с друзьями

1




1

20.01


36

Зимние развлечения с друзьями

1


1

20.01


37

Лыжная прогулка.

1


1

27.01


38

Лыжная прогулка.

1


1

27.01


39

Русские воины

1

0,5

0,5

03.02


40

Русские воины

1

0,5

0,5

03.02


41

Волшебный мир русского костюма

1

0,5

0,5

10.02


42

Волшебный мир русского костюма

1

0,5

0.5

10.02


43

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

1


1

17.02


44

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

1


1

17.02


45

Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки)

1




1

24.02


46

Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки)

1


1

24.02


47

Нетрадиционные формы рисования

1


1

03.03


48

Нетрадиционные формы рисования

1


1

03.03



«Весенние деньки».

20ч





49

Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная.

1


1

10.03


50

Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная.

1


1

10.03


51

Космическая красота.

1


1

17.03


52

Космическая красота.

1


1

17.03


53

Полхов - Майданские игрушки

1

0,5

0,5

07.04


54

Полхов - Майданские игрушки

1

0,5

0,5

07.04


55

Образ доблестного воина.

1


1

14.04


56

Образ доблестного воина.

1


1

14.04


57

Праздничный салют

1


1

21.04


58

Праздничный салют

1


1

21.04


59

Красота весенней природы

1


1

28.04


60

Красота весенней природы

1

0,5

0,5

28.04


61

Птицы – вестники весны

1


1

05.05


62

Птицы – вестники весны

1

0,5

0,5

05.05


63

Весна красна цветами

1


1

12.05


64

Весна красна цветами

1


1

12.05


65

Краски лета

1


1

19.05


66

Краски лета

1


1

19.05


67

Какого цвета страна родная. Наши достижения

1


1

26.05


68

Какого цвета страна родная. Наши достижения

1


1

26.05



Итого:

68 ч







Методическое обеспечение

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

-предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

-система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

-в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

-создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

-создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

-объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.


Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещают правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем темам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер – класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения: в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.





Материально – техническая база

Компьютер.

Методическая литература.

Демонстрационный материал: картины русского леса, ваза с узорами, филимоновская игрушка, рисунки сказочных птиц, гжельская роспись, картины зимнего пейзажа, портреты русских воинов, русский народный костюм, DVD диски с презентациями.

Раздаточный материал: кисточки, краски, альбом, альбом.




Список литературы

Для учителя.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2013.

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2013.

  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2012.

  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2013.

  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 2014.

  7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 2013.

  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2013.

  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2013.

  10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2014.

  11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2015.

  12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2015.

  13. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2013.

  14. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

  15. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2013.

  16. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

  17. Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2014.

  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2012.

  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2012.

4.Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!