СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Авторская песня» разработана на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010. В соответствии с учебным расписанию планом школы. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81




Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №_____от

«__»__________2015г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 81

Огнева Л.А.

______________________

Приказ от _________№ ___










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖКА «АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ»





Возраст 11-16 лет


Учитель: Попова Светлана Николаевна










2015









«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_________________

_________________


«___»__________2015 г.


Рассмотрено

на заседании МС.

Протокол №_____от

«__»__________2015г

Председатель МС

__________________





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Авторская песня» разработана на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010. В соответствии с учебным расписанию планом школы.

Актуальность реализации программы определяется, с одной стороны, востребованностью и достаточным набором контингента, соответствием уставных задач школы, запросов учащихся и их родителей, с другой стороны, решением задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, созданием основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ, решением духовно- нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном Законе РФ «Об Образовании», Концепции художественного образования в РФ, федеральных и региональных программах.

В соответствии с ФЗ РФ «Об Образовании» содержание программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка, ее мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте с духовно- нравственными и эстетическими идеалами, формирование художественно- практической компетентности, подразумевающей овладение средствами музыкальной выразительности, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Авторская песня» имеет развивающий характер обучения, воспитания и реализации личности в творческой деятельности.

Цель программы заключается в общем развитии учащихся; ознакомлении и получении навыков исполнения на гитаре произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Обучение игре на гитаре, развитие технических и художественных навыков учащихся, подчиняя работу над техникой правдивому раскрытию художественного замысла изучаемого музыкального произведения; внимательного и точного проигрывания учащимися авторского текста, вслушивания в свое исполнение, повышения требовательности к качеству звукоизвлечения, анализирования технических трудностей;

  2. Приобщить к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства, реализовать нравственный потенциал искусства как средство формирования эстетических ценностей и идеалов личности и общества;

  3. Выявить и поддержать одаренных детей, обеспечив условия для их образования и творческого развития. Расширить кругозор учащихся.

В реализации программы «Авторская песня» участвуют учащиеся 11-16 лет.

Используются различные методы работы, стимулирующие интерес, внимание и активность учащегося: объяснительно - иллюстративный (сочетание показа на инструменте со словесным объяснением); репродуктивный метод, проблемно- поисковый, метод творчества и сотворчества, интегрированное обучение, личностно- ориентированный, гуманистический подходы.

Основным средством обучения и воспитания учащегося является учебный и концертный репертуар, который основан на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, произведениях современных прогрессивных отечественных и зарубежных композиторов, произведениях, составляющих культурно- национальную ценность.

При обучении используются педагогические технологии: педагогика успеха, педагогика сотворчества и сотрудничества.

Реализация задач осуществляется через различные виды инструментальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое исполнение, слушание записи бардовских исполнителей, добавление элементов импровизации, подбор по слуху нетрудных произведений и авторское мастерство.

Планируемые результаты:

К концу года участники кружка должны знать и уметь:

• историю происхождения гитары

• строение гитары

• настройку гитары

• правильную постановку аккордов

• слова изучаемых песен

• приемы игры на гитаре

• правила игры на гитаре

• нотный стан

• извлечение 7 нот



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Тема раздела 1. Возникновение и развитие струнных инструментов. Знакомство с творчеством мастеров-гитаристов. 9 ч.

1-2

Вводное занятие. Возникновение и развитие струнных инструментов. Происхождение гитары. Происхождение названия. Испанская гитара. Русская гитара. http://tvoya-gitara.ru/istoriya/istoriya-gitari http://www.youtube.com/watch?v=p3lac7V3_rc

2

05.09

12.09


3-4

История возникновения и развития гитары. Ближний Восток. Средневековая Европа. Шестнадцатое столетие

Источник: http://muzbank.net/posts/istoriya-vozniknoveniya-gitary.html. Акустическая гитара. Электрогитара. Бас-гитара. http://tvoya-gitara.ru/istoriya/istoriya-gitari

http://muzbank.net/posts/istoriya-vozniknoveniya-gitary.html

2

19.09

26.09


5-6

Знакомство с творчеством мастеров-гитаристов. Известные исполнители на семиструнной гитаре. Армик. Пако де Лусия. Al di Meola. Tommy Emmanuel. Vicente Amigo. Эрик Клэптон. Андрес Сеговия.

Иван Николаевич Смирнов.

2

03.10

10.10


7-8

Авторы-исполнители песен, аккомпанирующие себе на семиструнной гитаре. Юрий Визбор. Владимир Высоцкий. Сергей Никитин. Булат Окуджава.

2

17.10

24.10


9

Классификация гитар: электро-, семи-, шести- и двенадцати -струнные гитары. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0

1

31.10


Тема раздела 2. Особенности посадки гитариста. Постановка рук. 7 ч.

10

Знакомство с ладами, регистрами. Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники.

1

14.11

14.11

11

Демонстрация педагогом личного исполнительского мастерства игры на гитаре. Демонстрация обучающимися приемов игры на гитаре.

1

21.11

21.11

12

Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники при игре на шестиструнной гитаре.

1

28.11

28.11

13

Особенности правильной посадки гитариста при игре. Приемы настройки гитары на слух.

1

05.12

05.12

14

Правильное интонирование. Упражнения на открытых и прижатых струнах.

1

12.12

20.12

15

Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки.


19.12

19.12

16

Особенности использования приёмов игры: баррэ, легато, стаккато, мелизмы, тремоло, вибрато. Понятие о темпераменте исполнителя.

1

26.12


26.12


Тема раздела 3. Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа. 10ч

18-19

Знакомство с ладами, регистрами. Знакомство с правилами записи нот и приемов игры в нотных тетрадях. Карточки заданий.

2

17.01

24.01



20-22

Понятие о гармонии, симметрии, темпе, такте и ритме. Условные обозначения и сокращения в нотном письме. Словарик юного музыканта.

3

31.01

07.02

14.02


23-25

Особенности записи и аранжировки аккомпанемента для ансамбля (три гитары: бас, соло, ритм).

3

21.02

28.02

07.03


26-27

Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа. Понятие об исполнительском мастерстве.

2

14.03

21.03


Тема раздела 4. Особенности профессионального мастерства авторов – исполнителей. 8 ч

28

Понятие о вокальных данных, об особенностях стиля исполнения на примерах отечественных звезд эстрады. Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен Ю. Визбора, О. Митяева.

1

04.04



29


Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен Б. Окуджавы

1

11.04


30

Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен В. Высоцкого

1

18.04


31

Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен В. Цоя

1

25.04


32-33

Обсуждение различий в традиционных и новых напрвлениях исполнения. Отработка характерных приемов игры (тремоло, аккорды, арпеджио).

2

08.05

16.05


34

Особенности исполнения песен под собственный аакомпа-немент в простом изложении.

1

23.05


35

Понятие об исполнительской культуре певца и гитариста. Специальные упражнения и тренинги на укрепление различных групп мышц.

1

30.05




СОДЕРЖАНИЕ

Тема раздела 1. Возникновение и развитие струнных инструментов. Знакомство с творчеством мастеров-гитаристов. 9 ч.

Вводное занятие. Возникновение и развитие струнных инструментов. Происхождение гитары. Происхождение названия. Испанская гитара. Русская гитара. http://tvoya-gitara.ru/istoriya/istoriya-gitari http://www.youtube.com/watch?v=p3lac7V3_rc

История возникновения и развития гитары. Ближний Восток. Средневековая Европа. Шестнадцатое столетие. Источник: http://muzbank.net/posts/istoriya-vozniknoveniya-gitary.htm. Акустическая гитара. Электрогитара. Бас-гитара. http://tvoya-gitara.ru/istoriya/istoriya-gitari. http://muzbank.net/posts/istoriya-vozniknoveniya-gitary.html.

Знакомство с творчеством мастеров-гитаристов. Известные исполнители на семиструнной гитаре. Армик .Пако де Лусия. Al di Meola. Tommy Emmanuel. Vicente Amigo. Эрик Клэптон. Андрес Сеговия.

Иван Николаевич Смирнов.

Авторы-исполнители песен, аккомпанирующие себе на семиструнной гитаре. Юрий Визбор. Владимир Высоцкий. Сергей Никитин. Булат Окуджава.

Классификация гитар: электро-, семи-, шести- и двенадцати -струнные гитары. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0.

Практическая работа: освоение отдельных приемов игры на гитаре.

Тема раздела 2. Особенности посадки гитариста. Постановка рук. 8 ч.

Знакомство с ладами, регистрами. Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники.

Демонстрация педагогом личного исполнительского мастерства игры на гитаре. Демонстрация обучающимися приемов игры на гитаре.

Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники при игре на шестиструнной гитаре.

Особенности правильной посадки гитариста при игре. Приемы настройки гитары на слух.

Правильное интонирование. Упражнения на открытых и прижатых струнах.

Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки.

Особенности использования приёмов игры: баррэ, легато, стаккато, мелизмы, тремоло, вибрато. Понятие о темпераменте исполнителя. Практическая работа: освоение упражнений на открытых и прижатых струнах.

Тема раздела 3. Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа. 10ч

Знакомство с ладами, регистрами. Знакомство с правилами записи нот и приемов игры в нотных тетрадях. Карточки заданий.

Понятие о гармонии, симметрии, темпе, такте и ритме. Условные обозначения и сокращения в нотном письме. Словарик юного музыканта.

Особенности записи и аранжировки аккомпанемента для ансамбля (три гитары: бас, соло, ритм).

Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа. Понятие об исполнительском мастерстве. Практическая работа: освоение особенностей записи нот и приемов игры в нотных тетрадях.

Тема раздела 4. Особенности профессионального мастерства авторов – исполнителей. 8 ч

Понятие о вокальных данных, об особенностях стиля исполнения на примерах отечественных звезд эстрады. Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен Ю. Визбора, О. Митяева.

Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен Б. Окуджавы

Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен В. Высоцкого

Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен В. Цоя

Обсуждение различий в традиционных и новых напрвлениях исполнения. Отработка характерных приемов игры (тремоло, аккорды, арпеджио).

Особенности исполнения песен под собственный аакомпанемент в простом изложении.

Понятие об исполнительской культуре певца и гитариста. Специальные упражнения и тренинги на укрепление различных групп мышц.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Музыкальные инструменты (гитара)

  2. ПК

  3. Мультимедиапроектор

  4. Экран

  5. Нотная литература.

  6. Энциклопедия юного музыканта.

  7. Видеофильмы.

  8. Фонограммы.


ЛИТЕРАТУРА:

Горский В.А. (ред.) «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!