Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования №1» г. Ясногорска Тульской области
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
Управляющего совета ИО Директора МОУ «ЦО №1"
« » августа 2018 г. _________Елагина Т.М.
Приказ №_____от____
Дополнительная образовательная программа
«Азбука финансовой грамотности»
Социальной направленности
Срок реализации программы 2 год
Возраст детей 8-10 лет
Разработала: Мельникова Е.А.
2018-2020 учебный год
Пояснительная записка
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Цель – повышение финансовой грамотности школьников.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.
Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 3-4 классов.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебной программы по финансовой грамотности
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование для 3 класса, 4 класса.
4. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
-понимание, что ребенок – это член семьи, общества и государства;
-развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-составлять простые планы;
-проявлять инициативу;
-оценивать правильность выполнения действий;
-правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
- решению проблем творческого и поискового характера;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
-овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-составлять текст;
- вести диалог;
-излагать свое мнение;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
-понимать экономические термины;
-иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-знать источники доходов и расходов семьи;
-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-проводить элементарные финансовые расчеты.
2. Содержание учебного предмета.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.
3 класс – 34 часа.
Что такое деньги и какими они бывают (4 часа).
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Рассмотрим деньги поближе ( 2 часа).
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Какие деньги были раньше в России (4 часа).
«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Защита от подделок (2 часа).
Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Современные деньги России и других стран (3 часа).
Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Современные деньги России и других стран (2 часа).
Доллар. Евро.
Откуда в семье деньги (4 часа).
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
На что тратятся деньги (4 часа).
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Как умно управлять своими деньгами (4 часа).
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Как делать сбережения (4 часа)
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Что полезно знать о деньгах (1 час).
4 класс – 34 часа.
Как появились деньги (4 часа)
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).купюры. номинал. Покупательная сила. Товары.Услуги.
История монет (4 часа)
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка».
Бумажные деньги (4 часа)
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Безналичные деньги (3 часа)
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Валюты (3 часа)
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Откуда в семье берутся деньги (5 часов)
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
На что семьи тратят деньги (5 часов)
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Как правильно планировать семейный бюджет (4 часа)
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Что полезно знать о деньгах (2 часа).
1 класс (33часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Введение в экономику | 1ч | | |
1 | Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. | 1 | | |
| Потребности | 9ч | | |
2 | Потребности. Что такое «потребность». | 1 | | |
3 | Какие бывают потребности. | 2 | | |
4 | Домашнее хозяйство. | 2 | | |
5 | Распределение ролей в семье. | 1 | | |
6 | Домашние обязанности в семье. | 1 | | |
7 | Что такое бюджет семьи. | 2 | | |
| Товары и услуги | 12ч | | |
9 | Что такое «товар». | 2 | | |
10 | Какие бывают товары. | 3 | | |
11 | Где можно приобрести товары и услуги. | 2 | | |
12 | Зачем нужна реклама. | 2 | | |
13 | Роль рекламы | 3 | | |
| Деньги | 11ч | | |
14 | Зачем нужны деньги. | 1 | | |
15 | Как появились деньги. | 1 | | |
16 | Деньги и страны. | 2 | | |
17 | Где и как хранятся деньги. | 1 | | |
18 | Что такое источник дохода. | 1 | | |
19 | Что такое «маркетинг». | 1 | | |
20 | Обмен. Рынок. Торговля. | 1 | | |
21 | Взаимоотношения продавца и покупателя. | 1 | | |
22 | Конкуренция | 1 | | |
23 | Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике» | 1 | | |
| Итого | 33 ч | | |
Учебно-тематический план
1 класс, 33часа
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | 2 | 2 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 2 | 2 |
8 | Задачи от Гнома - Эконома | 1 | - | 1 |
| Итого: | 33 | 10 | 23 |
2 класс 34часа
.Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Торговля (13 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум, игра, беседа
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Графики (3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 5. Деньги (4 часа)
История денег. Деньги бумажные и металлические. ДеньгиРоссии и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Экономические задачи (4 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Учебно-тематический план
2 класс, 34часа
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Знакомство с Бурундуком и компанией | 2 | 1 | 1 |
2 | Потребности | 1 | 1 | - |
3 | Торговля | 13 | 3 | 10 |
4 | Графики | 3 | 1 | 2 |
5 | Деньги | 4 | 2 | 2 |
6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 |
7 | Экономические задачи | 3 | 0 | 3 |
8 | Аренда | 1 | 1 | - |
9 | Банки. Вклады | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
1класс.
№ п/п | Тема\форма занятия | Всего часов | |
|
1 | Введение. Что изучает наука «экономика». | 1 | |
2 | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность». | 1 | |
3 | Какие бывают потребности? | 1 | |
4 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 1 | |
5 | Материальные, социальные, духовные потребности. | 1 | |
6 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны. | 1 | |
7-8 | Источники удовлетворения потребностей. | 2 | |
9 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 | |
10-11 | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи. | 2 | |
12-13 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 2 | |
14 | Как товар попадает в магазин? | 1 | |
15 | Где можно приобрести товары? | 1 | |
16 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка. | 1 | |
17-18 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 2 | |
19-20 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | 2 | |
21 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. | 1 | |
22 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 1 | |
23 | Деньги и товары. | 1 | |
24-25 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 2 | |
26 | Роль денег в жизни человека. | 1 | |
27 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 | |
28-29 | Рынок. Обмен. Торговля. | 2 | |
30 | Продавец и покупатель. | 1 | |
31 | Конкуренция. | 1 | |
32 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». | 1 | |
33 | Подводим итоги первого экономического года. | 1 | |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема( форма занятия) | Всего часов | |
|
1-2 | Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека. | 2 | |
3 | Труд и удовлетворение потребностей. | 1 | |
4 | Когда и где возникла торговля? | 1 | |
5-6 | Зачем современному обществу нужна торговля? | 2 | |
7-8 | Как и где производятся товары? | 2 | |
9-11 | Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара? | 3 | |
12 | Товары ежедневного потребления. Какие они? | 1 | |
13 | Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно. | 1 | |
14 | Качество товара и его себестоимость. | 1 | |
15 | Рынок. Проблема выбора качественного товара. | 1 | |
16 | Отношения покупателя и продавца. Этикет. | 1 | |
17-18 | Что такое график? Виды графиков. | 2 | |
19 | Графики доходов и расходов. | 1 | |
20 | История денег. Деньги бумажные и металлические. | 1 | |
21 | Деньги России и мира. | 1 | |
22 | Почему каждый народ имеет свои деньги? | 1 | |
23 | Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки. | 1 | |
24-25 | Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. | 2 | |
26 | Экономика и русский язык. | 1 | |
27 | Экономика в окружающем нас мире. | 1 | |
28 | «Мой первый экономический проект». | 1 | |
29 | Экономические задачи. | 1 | |
30-31 | Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». | 2 | |
32 | Аренда. Что такое аренда? История аренды. | 1 | |
33-34 | Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк. | 2 | |
3. Календарно – тематическое планирование для 3 класса (34 часа, из расчета - 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Тема, количество часов | Базовые понятия | Базовые знания | Личностные характеристики и установки | Умения | Компетенции | Формы учебной деятельности |
Обмен и деньги (16 часов) |
1-4 | | Что такое деньги и откуда они взялись | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. | Виды денег: наличные, безналичные. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Различать виды денег | Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. | Общее обсуждение. Игровая деятельность. |
5-8 | | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. | Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. | Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. | Отличать деньги от фальшивых денег. | Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. |
9-12 | | Какие деньги были раньше в России. | « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. | Понимание происхождения денег. | Называть старинные деньги. | Называть и описывать старинные деньги. | Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. |
13-16 | | Современные деньги России и других стран. | Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. | Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. | Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. |
Семейный бюджет (18 часов) |
17-21 | | Откуда в семье деньги | Доходы. Заработная плата. Пенсия. | Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия | Понимание того, от чего зависят доходы семьи. | Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. | Различать виды доходов семьи. | Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. |
22-25 | | На что тратятся деньги. | Расходы. Сбережения. Долги. | Расходы. Непредвиденные расходы. | Понимание происхождения расходов. | Считать общую сумму расходов. | Различать планируемые и непредвиденные расходы. | Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. |
26-29 | | Как умно управлять своими деньгами. | Расходы и доходы. Семейный бюджет. | Бюджет: доходы и расходы. | Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. | Умение составлять бюджет семьи. | Составлять семейный бюджет на условных примерах. | Общее обсуждение, Творческая работа. |
30-31 | | Как делать сбережения. | Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. | Виды сбережений. | Понимание того, из чего складываются сбережения. | Сравнивать разные виды сбережений. | Различать виды сбережений. | Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. |
32-33 | | Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» | | | | | | Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность. |
34. | | Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». | | | | | |
4 класс. Календарно-тематическое планирование
Темы | Колич. часов | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) |
Как появились деньги | 4 | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм; |
История монет | 4 | составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Бумажные деньги | 4 | представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете |
Безналичные деньги | 3 | представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете |
Валюты | 3 | составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Откуда в семье берутся деньги | 5 | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм; |
На что семьи тратят деньги | 5 | умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Как правильно планировать семейный бюджет | 4 | умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Что полезно знать о деньгах | 2 | |
4. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 3-4классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 3-4классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Ссылки для использования на занятиях:
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).