СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Азбука природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Азбука природы" для 2 класса + календарно тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Азбука природы"»


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Веденка.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Азбука природы»


( Возраст учащихся – 7-8 лет, срок реализации программы – 1 год)






























Составитель: учитель начальных классов

высшей категории

МОБУ «СОШ с. Веденка»

Креер Оксана Борисовна





2018– 2019 учебный год.


Пояснительная записка

Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется этим закономерностям развития. Окружающий мир – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления, он познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него интерес и любознательность, видеть красоту и неповторимость, бережное отношение к ней.

И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Программа предназначена для учащихся 2 класса, рассчитана на один год обучения и реализуется проведением теоретических и практических занятий два раза в неделю по 1часу. Количество учащихся – 15 человек.

Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста ответственного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство детей с многообразием животного и растительного мира;

  • формирование знаний об основных потребностях живых организмов и соотнесении их с условиями среды;

  • знакомство детей с конкретными местами обитания живых организмов;

  • обучение правилам поведения в природе;

Развивающие:

  • развитие потребности в самостоятельном познании окружающей природы;

  • развитие творческих способностей детей;

  • развитие наблюдательности, любознательности, фантазии и воображения через познание живой природы;

  • совершенствование умений и навыков ухода за животными;

  • развитие интереса к познанию и осознанию себя в окружающем мире;

Воспитательные:

  • воспитание у детей потребности в общении с природой;

  • воспитание бережного отношения к окружающей природе;

  • воспитание любви к родной природе, понимания ее эстетической ценности;

  • формирование умения почувствовать радость полезного труда по защите и охране природы.

Мотивационные:

  • создание комфортной обстановки на занятиях и мероприятиях;

  • создание успешности для каждого ребенка;

  • развитие активной жизненной позиции.

Актуальность программы:

Актуальность программы существенно дополняет и компенсирует недостатки школьного базового образования, предоставляя каждому ребенку  возможность погружения в мир живой природы, поэтому она является целесообразной и своевременной.

 Новизна: состоит в том, что  она  направлена на формирование определенного объема знаний у учащихся в процессе их самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности. Она способствует приобретению ими навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости  практической помощи природе.

Программа «Азбука природы» имеет эколого-биологическую направленность и формирует научно - материалистические взгляды учащихся на природу. В процессе обучения у них развивается стремление к охране природы, любовь ко всему живому, эстетический вкус.

Данная программа отличается от школьных учебных программ и предназначена для тех учащихся, которые проявляют интерес к зоологии, биологии, экологии.

Благодаря занятиям кружковой работы дети имеют возможность значительно расширить, осознать и углубить полученные знания, и превратить их в стойкие убеждения. Это связано с тем, что имеются большие возможности для использования наблюдений и экспериментов.

Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, делать соответствующие выводы, а затем представлять их на занятиях - все это способствует развитию мышления, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Широкое использование различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов на природе, развивает у детей исследовательские способности.

Занятия в кружке позволяют углубить и расширить экологические и биологические знания в нужном направлении. Это способствует выявлению способностей и одаренности учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.

Большое внимание уделяется межпредметным связям, что позволяет проводить интересные интегрированные занятия и мероприятия, повысить интерес к окружающему миру.

На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины о животных и растениях, КВН, тематические выставки, конкурсы, экологические праздники, сообщения, защита мини проектов. При проведении занятий используются такие методы: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы, экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, рисунки, картинки, карточки, муляжи, макеты, фильмы, презентации. Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий на природу, природоохранных акций, практической работы.

Большая роль на занятия принадлежит игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задачи типа дидактических игр, кроссвордов, ребусов, отгадывания загадок. Часть занятий проводится в виде игры – путешествий «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Почемучка». Включение игровых методов обучения даёт детям возможность творческого сотрудничества, дружного заинтересованного общения на занятиях.

Применение на занятиях мультимедийных презентаций позволяет мотивировать учащихся к изучению материала, сохранить интерес к предмету, расширить кругозор и повысить активность, качество и эффективность усвоения знаний.

Самым значимым направлением в воспитательной работе является формирование потребности здорового образа жизни.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви ,бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами. Программой предусмотрено взаимодействие с семьёй, которые проходят через консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания. Рекомендую для чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П.Воронько, Н.Скребицкого и др. В беседах «Как ухаживать за животными дома», «Охрана природы», «В лесу», «На реке» напоминаются правила поведения в местах отдыха и на природе. Все это помогает повысить экологическую культуру родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

Учащийся должен знать/понимать:

  • способы получения информации об окружающем мире;

  • правила ориентировки в учебнике, правила работы с различными печатными источниками информации

  • названия и особенности растений и животных своего края;

  • особенности труда людей края, связь с природными особенностями;

  • правила охраны природы, особо охраняемые растения и животные края, заповедники края;

  • что даёт наш край стране

уметь:

  • находить нужную информацию в учебнике, справочниках, словарях, энциклопедиях;

  • вести наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о проведённых наблюдениях;

  • выполнять опыты и пользоваться несложным практическим оборудованием;

  • определять признаки различны объектов окружающего мира;

  • соблюдать правила охраны природы;

  • узнавание в природе изученных растений и животных;

  • выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, обеспечения своей безопасности;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • уход за растениями и животными;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу.
































Календарно-тематический план программы


№ п/п.

Наименование разделов, тем

Дата

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся







Теория

Практика



Введение-2 часа

1-2

Знакомство с планом работы и задачами кружка. Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения «Путешествие Колобка».




2


Игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы».


Викторина

«Осторожно улица»

Кошкин дом – 60 часов

3

Знакомство с темой проекта «Кошкин дом»


1


Игра «Кошки - мышки»


4

Кто такие кошки?


1


Просмотр мультфильма «Кошкин дом»

5

Викторина про кошек. Разгадывание кроссворда


1


Рисунки по теме занятия.

6

Роль кошек в жизни человека.



1

Игра «Самый наблюдательный»

7

Содержание и уход за кошками



1

Практическое занятие по уходу за кошками.

8

Стихи, загадки пословицы и поговорки про кошек.



1

Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться к звукам природы, потрогать, понюхать, почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.

9

Экскурсия в библиотеку.


1


Работа с дополнительной литературой.

10

Виды кошек. Разгадывание ребусов.


1


Слайдовая презентация.


11

Конкурс рисунков «Кошки, кошки»



1

Выставка работ по теме занятия.

12-13

Лепка сказочных кошек.



2

Лепка кошек по теме занятия.

14-15

Роспись кошек красками.



2

Росписи кошек по теме занятия.

16

Знакомство с выжигателем. Техника безопасности при работе.


1


Практическое занятие по работе с инструментом

17-18

Составление эскизов для работы с выжигателем.



2

Практическая работа по теме занятия.

19-21

Выжигание кошек



3

Практическая работа.

22-23

Оформление работы красками



2

Выставка работ по теме занятия.

24

Кошки нашего края, занесённые в Красную книгу. Причины исчезновения.



1

Операция «Красная страница» изучить семейство кошачьих родного края.

Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.

25

Викторина загадок о кошках.


1


Отгадывание загадок.

26

Сочиняем сказки и загадки о кошках.



1

Дети учатся составлять свои загадки и сказки.

27

Как кошки готовятся к зиме?


1


Просмотр фильма. Правила охраны животных зимний период.

28

Викторина - кроссворд «Кошки нашего края».



1

Разгадывание кроссворда, рисование кошек из кроссворда.


29-31

Сборник сказок и загадок по теме «Кошки, кошки».



3

Учатся оформлять сборник книжку-малышку.

32-33

Аппликация «Ах, уж эти кошки»



2

Выставка работ.

34-36

Изготовление кошки в технике попье-моше



3

Дети учатся работать в технике попье-моше.

37-38

Роспись кошек



2

Выставка работ по теме занятия.

39-40

Изготовление кошек в технике оригами



2

Выставка работ по теме занятия.

41

Эскиз домика для кошки



1

Рисунки ребят по теме занятия

42-44

Разметка домика для кошки



3

Практическая работа по изготовлению домика для кошки

45-48

Сборка домика для кошки



4

Практическая работа по сборке домика для кошки

49-51

Оформление домика для кошки.



3

Украшают, расписывают

52-53

Заселение домика его обитателями.



2

Самостоятельное заселение домика его обитателями.

54-55

Печатание фотографий по теме проекта.



2

Практическая работа по оформлению фотографий.

56-57

Выставка фотографий и рисунков



2

Просмотр работ, выполненных ребятами.

58-60

Оформление презентации



3

Подписи к слайдам презентации.

61

Презентация проекта



1

Выступления ребят по теме проекта.

62

Итоговый урок.

Что получилось, а что было трудным?



1

Выполнение теста.

Итоговое занятие- 2 часа

63-64

Обобщение «Природа вокруг нас».

Что мы узнали и чему научились за год.



2

Игровая форма занятия.


Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

Итого

64

10

54




Содержание разделов и тем:

  1. Введение.

  2. «Кошкин дом».

  3. Итоговое занятие «Природа вокруг нас».

Первый раздел: «Введение» рассчитано на 2 часа. Игра «Зеленый светофор».

Второй раздел»: «Кошкин дом» включает 60 часов.

Правила поведения. Экскурсия. Практические работы. Рисунки ребят. Конкурсы. Выставки. Презентации. Обобщающее занятие проводится в виде теста.

Итоговое занятие: Природа вокруг нас» в игровой форме.

Воспитательный раздел: включает в себя беседы, мультимедийные презентации, природоохранные акции, выставки, конкурсы.

После изучение раздела, учащиеся представляют мини-сообщения, дневник наблюдений, касающихся конкретных тем.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Методическая  литература: 

1.    Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2009г.

2.    Казакова О.В., Сбоева Н.А.Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас 1 класс, М.: Просвещение, 2003

3.     Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова. Методическое пособие к учебнику Мир вокруг нас 1 класс / С.А.– М.: Просвещение, 2002.

4.     Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету Окружающий мир. К  учебному комплекту А.А.Плешакова Мир вокруг нас.1 класс - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2007

5. Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

6. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.

7. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.

8. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

9. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.

10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.



Литература для учащихся:

1.Бровкина Е. Т. Городские животные – М.: Эгмонт России, 2001.

2.Робин Керрод. Царство животных. – М.: Оникс, 1999.

3. Федорова В. Д. Необычайные рассказы из жизни животных. Пангея, 2002.

4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.