СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Бисероплетение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач кружка. Занятия в кружке не только сочетают в себе различные виды практической работы, но открывают детям прекрасный мир народнго искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Бисероплетение"»

Содержание.



1. Пояснительная записка.

1.1. Концепция.

1.2. Актуальность.

1.3. Цель.

1.4. Задачи.

1.5.Возраст детей.

1.6. Продолжительность реализации программы.

1.7. Формы, методы и режим занятий.

1.8. .Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Бисероплетение».

1.9.Формы подведения итогов реализации программы.

2. Темы занятий.

3.Календарно- тематический план работы.

4. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

5. Список литературы.





Пояснительная записка.



Рабочая программа разработана на  основе:

  1. Конвенции ООН о правах ребенка;

  2. Закон «Об образовании РФ»;

  3. СанПин 2.4.1.3049-13;

  4. Устав СОГБОУ;

  5. Положение об организации воспитательной работы СОГБОУ.



1.1. Концепция программы.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетает различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач кружка.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения Курс обучения бисероплетению планируется на 3 учебных года. Данная программа рассчитана на детей 14 - 16 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности – является основой кружковой работы в коррекционной школе.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития коммуникативных навыков, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

  Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.
Работа кружков в школе VIII вида проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:

  • занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через час после окончания учебных занятий;

  • если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

  • одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

1.2.Актуальность.

  Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.

1.3. Цель программы.

Создание условий для саморазвития, самореализации через воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.



1.4.Задачи программы:

Обучающие:

- обучение самостоятельному созданию изделия из бисера;

- формирование навыков, умений через плетение изделий из бисера;

- обучение изготовлению поделок из бисера;

Развивающие:

Способствовать развитию

- коммуникативных навыков на основе совместного творчества.

- творческой активности, фантазии, воображения.

- мелкой моторики, зрительной памяти, образного мышления, пространственной ориентации, внимания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.

  2. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

  3. Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.

  4. Воспитывать организационные умения в труде, корректное отношение к работе товарищей.

  5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.

  6. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

  7. Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.

  8. Воспитывать организационные умения в труде, корректное отношение к работе товарищей.

  9. Вырабатывать потребность создавать красоту своими руками.




1.5.Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 14 - 16 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением своей взрослости, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.6. Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы – 2 год.

1.7. Формы, методы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность - 1 час. Наполняемость группы – 10 человек. Время проведения – 13.20.- 14.00.Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутку. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираются педагогом самостоятельно, как и физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка выставок детских работ, непосредственное изготовление работ, обсуждение и выбор рисунка для изделия.

1.8.Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Бисероплетение».

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым видам трудовой деятельности;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

  • культура труда на всех этапах трудового процесса;

  • навыки самоконтроля и самооценки.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • осознания своих способностей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;

  • определять номер бусины;

  • обрабатывать нить воском;

  • отличать теплые и холодные цвета;

  • находить цветовой контраст;

  • пользоваться основными законами композиции;

  • закреплять аккуратно нити и замочки в изделии;

  • читать схемы украшений;

  • отличать по схемам технику исполнения;

  • выполнять бисерные работы в разных техниках («Крест», ажурная, плетение на проволоке);

  • выполнить бисерную бахрому;


- планировать свои действия и понятно рассказывать об этапах работы;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку педагога;

- организовывать свое рабочее место, бережно относится к рабочему материалу и экономно его расходовать, поддерживать порядок на рабочем месте;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно подбирать, окрашивать, обесцвечивать и восстанавливать бисер и бусины;

  • доводить начатую работу до конца;

  • работать в коллективе;

  • радоваться не только своей выполненной работой, но и работой других ребят;

  • обсуждать и договариваться о сюжете и композиции при коллективной работе;

рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

 -уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку. 

 -анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, способы соединения деталей, последовательность изготовления).

 -правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.

 -соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

 -экономично размечать материал, скручивать листы бумаги.

 -резать бумагу, соединять детали из бумаги с помощью клея.


  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;


  • осуществлять подбор необходимого материала и цветовой гаммы для работы;

  • высказывать мнение и анализировать результаты своей работы;

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся будет знать:

  • основные свойства материалов для бисерного рукоделия;

  • правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

  • о композиции как целостности и образном строе произведения;

  • о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;

  • о цветовом круге;

  • особенности техники плетения на проволоке;

  • особенности техники плетения «Крест»;

  • особенности техники ажурного плетения;

  • что такое «декоративно-прикладное искусство»

  • несколько видов декоративно-прикладного искусства;

  • знать предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас;

  • методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия способ низания;

  • комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и самостоятельно применять их.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • использовать нужные умения в повседневной жизни (изготовление подарков и сувениров), проявляя при этом творчество;

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять подбор необходимого материала и цветовой гаммы для работы;

  • высказывать мнение и анализировать результаты своей работы;

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

:Обучающийся получит возможность научиться:

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.

1.9.Формы подведения итогов реализации программы:

- Подготовка и проведение выставок детских работ;

- Участие в городских выставках декоративно – прикладного искусства; дни презентаций работ родителям и учащимся школы;

- Творческий отчет педагога;

- Оформление лучших работ в портфолио.



2.Тематическое планирование.

  1. Вводное занятие (1 ч.). Цели и задачи. Организационные вопросы.

  2. Подготовка к работе. (6 ч). Правила ТБ.

  3. Практические занятия. (20).Изготовление поделок.

  4. Оформление работ. (6 ч.)


3. Календарно-тематическое планирование.


Тема занятий

Кол-во часов.

1.

Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности.

1 час

2.

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1 час

3.

Основные способы плетения.

1 час

4.

Способы параллельного и спаренного плетения.

1 час

5.

Низание петельками. Т.Б.при работе, организация рабочего места.

1 час

б

 Обьемные фигурки из бисера. Т.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час.

7.

Любимица солнца. Делифиненок.Т.Б. при работе, организация рабочего места.


1 час

8.

Дельфиненок. Любимица солнцаТ.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час

9.

Любимица солнца. Ящерка. Дельфиненок. Т.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час

10

Ящерка. Забавный пингвин. Т.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час

11.

Забавный пингвин. Розовый поросенок. Т.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час

12.

Забавный пингвин. Розовый поросенок.Т.Б.при работе.

1 час

13.

Розовый поросенок.Собачка.Т.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час

14.

Собачка. Терьер Клякса. Т.Б. при работе, организация рабочего места.


1 час

15.

Оформление готовых работ.Т.Б. при работе, организация рабочего места.

1 час

16.

Подготовка выставки готовых работ. Т.Б. при работе.

1 час

17.

Обсуждение плана работы. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Т.Б. при работе.

1 час

18.

Плоские фигурки из бисера. Стрекоза. Т.Б. при работе.

1 час

19.

Рыбка. Б. при работе

1 час

20.

Бабочка. Т.Б. при работе.

1 час

21.

Цветы из бисера. Основные направления в бисероплетении цветов. Способ плетения «скрещенные оси»Т.Б. при работе.

1 час

22.

Цветы из бисера. Ромашка. Т.Б. при работе

1 час

23.

Цветы из бисера. Колокольчик. Т.Б. при работе

1 час

24.

Цветы из бисера. Подсолнух. Т.Б. при работе.

1 час

25.

Оформление панно из бисера. Т.Б.при работе.

1 час

26.

Оплетание пасхального яйца. Т.Б. при работе.

1 час

27.

Способ плетения «низание петлями по кругу»Т.Б. при работе.

1 час

28.

Плетение браслетов .Б. при работе.

1 час

29.

Плетение браслетов Т.Б. при работе.

1 час

30.

Отделка готовых изделий. Т.Б. при работе.

1 час

31.

Подготовка презентации выполненных работ.

1 час

32.

Коллективное оформление выставки готовых изделий.

1 час

33.

Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни».

1 час



4..Материально-техническое оснащение

  • помещение (кабинет) не менее 30 кв. м

  • качественное электроосвещение;

  • столы и стулья не менее 10 шт.;

  • шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

  • Дидактический материал:

  •  Бисер различного размера и качества. Стеклярус разной длины.

  • Инструменты и материалы для бисероплетения: бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек,  Леска и резинка для плетения браслетов, бисерные иглы,

  • Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.


  • канцелярские принадлежности( клей ПВА, ножницы, цветные нитки, тканевые салфетки,калька, воск, фурнитура для украшений).


5.Список литературы



  1. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.

  2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.

  3. Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000.

  4. Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.

  5. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001.

  6. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005.

  7. Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000.

  8. Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2001.

  9. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.

  10. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

  11. Кемпбелл – Хардинг В. Уоттс П. Шьем бисером. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – век. 2003.

  12. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.

  13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Шк.комплект, 1997.

  14. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.

  15. Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.

  16. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991.

  17. Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье. - СПб, 2001.

  18. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. - М.: 1994.

  19. Подшивка журналов «Модный журнал. Бисер» за 2004 – 2006 г.г., Издательство ООО «Мода и рукоделие».

  20. Подшивка журналов «Чудесные мгновения. Бисер» за 2003 – 2007 г.г., Издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы».

  21. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.

  22. Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. – СПб.: «Кристалл», 19998.

  23. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.

  24. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.

  25. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.

  26. Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1982.

  27. Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 1995.

28.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

29.М.В. Федотова, Г.М. Валюх. Цветы из бисера. Культура и традиции, 2004.