Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция.
1.2. Актуальность.
1.3. Цель.
1.4. Задачи.
1.5.Возраст детей.
1.6. Продолжительность реализации программы.
1.7. Формы, методы и режим занятий.
1.8. .Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Бисероплетение».
1.9.Формы подведения итогов реализации программы.
2. Темы занятий.
3.Календарно- тематический план работы.
4. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
5. Список литературы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Закон «Об образовании РФ»;
СанПин 2.4.1.3049-13;
Устав СОГБОУ;
Положение об организации воспитательной работы СОГБОУ.
1.1. Концепция программы.
Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетает различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач кружка.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения Курс обучения бисероплетению планируется на 3 учебных года. Данная программа рассчитана на детей 14 - 16 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности – является основой кружковой работы в коррекционной школе.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития коммуникативных навыков, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.
Работа кружков в школе VIII вида проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:
занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через час после окончания учебных занятий;
если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.
1.2.Актуальность.
Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.
1.3. Цель программы.
Создание условий для саморазвития, самореализации через воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.
1.4.Задачи программы:
Обучающие:
- обучение самостоятельному созданию изделия из бисера;
- формирование навыков, умений через плетение изделий из бисера;
- обучение изготовлению поделок из бисера;
Развивающие:
Способствовать развитию
- коммуникативных навыков на основе совместного творчества.
- творческой активности, фантазии, воображения.
- мелкой моторики, зрительной памяти, образного мышления, пространственной ориентации, внимания.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.
Воспитывать организационные умения в труде, корректное отношение к работе товарищей.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.
Воспитывать организационные умения в труде, корректное отношение к работе товарищей.
Вырабатывать потребность создавать красоту своими руками.
1.5.Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 14 - 16 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением своей взрослости, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.6. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 2 год.
1.7. Формы, методы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность - 1 час. Наполняемость группы – 10 человек. Время проведения – 13.20.- 14.00.Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутку. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираются педагогом самостоятельно, как и физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка выставок детских работ, непосредственное изготовление работ, обсуждение и выбор рисунка для изделия.
1.8.Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Бисероплетение».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым видам трудовой деятельности;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
культура труда на всех этапах трудового процесса;
навыки самоконтроля и самооценки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
осознания своих способностей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
определять номер бусины;
обрабатывать нить воском;
отличать теплые и холодные цвета;
находить цветовой контраст;
пользоваться основными законами композиции;
закреплять аккуратно нити и замочки в изделии;
читать схемы украшений;
отличать по схемам технику исполнения;
выполнять бисерные работы в разных техниках («Крест», ажурная, плетение на проволоке);
выполнить бисерную бахрому;
- планировать свои действия и понятно рассказывать об этапах работы;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- организовывать свое рабочее место, бережно относится к рабочему материалу и экономно его расходовать, поддерживать порядок на рабочем месте;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно подбирать, окрашивать, обесцвечивать и восстанавливать бисер и бусины;
доводить начатую работу до конца;
работать в коллективе;
радоваться не только своей выполненной работой, но и работой других ребят;
обсуждать и договариваться о сюжете и композиции при коллективной работе;
рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
-анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
-экономично размечать материал, скручивать листы бумаги.
-резать бумагу, соединять детали из бумаги с помощью клея.
осуществлять подбор необходимого материала и цветовой гаммы для работы;
высказывать мнение и анализировать результаты своей работы;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся будет знать:
основные свойства материалов для бисерного рукоделия;
правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
о композиции как целостности и образном строе произведения;
о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
о цветовом круге;
особенности техники плетения на проволоке;
особенности техники плетения «Крест»;
особенности техники ажурного плетения;
что такое «декоративно-прикладное искусство»
несколько видов декоративно-прикладного искусства;
знать предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас;
методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия способ низания;
комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и самостоятельно применять их.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать нужные умения в повседневной жизни (изготовление подарков и сувениров), проявляя при этом творчество;
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять подбор необходимого материала и цветовой гаммы для работы;
высказывать мнение и анализировать результаты своей работы;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
:Обучающийся получит возможность научиться:
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
1.9.Формы подведения итогов реализации программы:
- Подготовка и проведение выставок детских работ;
- Участие в городских выставках декоративно – прикладного искусства; дни презентаций работ родителям и учащимся школы;
- Творческий отчет педагога;
- Оформление лучших работ в портфолио.
2.Тематическое планирование.
Вводное занятие (1 ч.). Цели и задачи. Организационные вопросы.
Подготовка к работе. (6 ч). Правила ТБ.
Практические занятия. (20).Изготовление поделок.
Оформление работ. (6 ч.)
3. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов. |
1. | Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. | 1 час |
2. | Основы цветоведения. Цветовая гамма. | 1 час |
3. | Основные способы плетения. | 1 час |
4. | Способы параллельного и спаренного плетения. | 1 час |
5. | Низание петельками. Т.Б.при работе, организация рабочего места. | 1 час |
б | Обьемные фигурки из бисера. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час. |
7. | Любимица солнца. Делифиненок.Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
8. | Дельфиненок. Любимица солнцаТ.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
9. | Любимица солнца. Ящерка. Дельфиненок. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
10 | Ящерка. Забавный пингвин. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
11. | Забавный пингвин. Розовый поросенок. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
12. | Забавный пингвин. Розовый поросенок.Т.Б.при работе. | 1 час |
13. | Розовый поросенок.Собачка.Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
14. | Собачка. Терьер Клякса. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
15. | Оформление готовых работ.Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
16. | Подготовка выставки готовых работ. Т.Б. при работе. | 1 час |
17. | Обсуждение плана работы. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Т.Б. при работе. | 1 час |
18. | Плоские фигурки из бисера. Стрекоза. Т.Б. при работе. | 1 час |
19. | Рыбка. Б. при работе | 1 час |
20. | Бабочка. Т.Б. при работе. | 1 час |
21. | Цветы из бисера. Основные направления в бисероплетении цветов. Способ плетения «скрещенные оси»Т.Б. при работе. | 1 час |
22. | Цветы из бисера. Ромашка. Т.Б. при работе | 1 час |
23. | Цветы из бисера. Колокольчик. Т.Б. при работе | 1 час |
24. | Цветы из бисера. Подсолнух. Т.Б. при работе. | 1 час |
25. | Оформление панно из бисера. Т.Б.при работе. | 1 час |
26. | Оплетание пасхального яйца. Т.Б. при работе. | 1 час |
27. | Способ плетения «низание петлями по кругу»Т.Б. при работе. | 1 час |
28. | Плетение браслетов .Б. при работе. | 1 час |
29. | Плетение браслетов Т.Б. при работе. | 1 час |
30. | Отделка готовых изделий. Т.Б. при работе. | 1 час |
31. | Подготовка презентации выполненных работ. | 1 час |
32. | Коллективное оформление выставки готовых изделий. | 1 час |
33. | Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни». | 1 час |
4..Материально-техническое оснащение
помещение (кабинет) не менее 30 кв. м
качественное электроосвещение;
столы и стулья не менее 10 шт.;
шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
Дидактический материал:
Бисер различного размера и качества. Стеклярус разной длины.
Инструменты и материалы для бисероплетения: бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек, Леска и резинка для плетения браслетов, бисерные иглы,
Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
канцелярские принадлежности( клей ПВА, ножницы, цветные нитки, тканевые салфетки,калька, воск, фурнитура для украшений).
5.Список литературы
Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.
Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000.
Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.
Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001.
Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005.
Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000.
Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2001.
Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.
Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
Кемпбелл – Хардинг В. Уоттс П. Шьем бисером. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – век. 2003.
Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Шк.комплект, 1997.
Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.
Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.
Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991.
Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье. - СПб, 2001.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм. - М.: 1994.
Подшивка журналов «Модный журнал. Бисер» за 2004 – 2006 г.г., Издательство ООО «Мода и рукоделие».
Подшивка журналов «Чудесные мгновения. Бисер» за 2003 – 2007 г.г., Издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы».
Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.
Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. – СПб.: «Кристалл», 19998.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.
Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.
Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1982.
Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 1995.
28.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
29.М.В. Федотова, Г.М. Валюх. Цветы из бисера. Культура и традиции, 2004.