Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – программа) кружка «Богатыри земли русской» реализует патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области.
Назначение программы
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право мне, как учителю, индивидуально выстроить свою работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Приобщать обучающихся к изучению истории необходимо уже в начальной школе. На последующих этапах исторического образования дети будут обращаться к узнаваемому материалу, решая на его основе все усложняющиеся задачи. Основная задача начального этапа обучения истории - ввести обучающихся в контекст предмета и помочь им ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности, подготовить младших школьников к систематическому изучению истории в базовой школе.
Актуальность и перспективность
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны. Воспитание чувства гражданственности у детей - это воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Занятия по данной программе выполняют пропедевтическую функцию – готовят младших школьников к систематическому изучению истории. В результате освоения содержания программы кружка «Богатыри земли русской» у каждого обучающегося должна быть сформирована личностная заинтересованность в изучении истории. Тогда на следующей ступени образования возникнет качественно иное отношение к истории, как к универсальной ценности.
Содержание программы составляют: историко-культурная информация и самые общие формы ее систематизации и интерпретации с первоначальными сведениями из истории; представления о письменных памятниках (летописи, берестяные грамоты и т.д.); история происхождения имён, фамилий, родословных; история происхождения названий улиц слободы Белая и д, Гирьи; историей герба Курской области, сл. Белая. Кроме того, данные занятия по истории призваны дать обучающимся первичные представления по географии (материки, страны, карты и др.), хронологии (особенность датировок, эр, практикой работы с лентой времени), знаковым системам (цифры арабские и римские, условные обозначения и др.).
Программа кружка «Богатыри земли русской» ориентирована на обучающихся 1 класса (детей 7-8 лет) и рассчитана на 33 занятия в год (1 занятие в неделю, 33 учебные недели). Продолжительность одного занятия 25 минут.
Цель программы: подготовить обучающихся к систематическому изучению предметов социально-гуманитарного цикла в базовой школе и ввести их в контекст предмета всемирной истории.
Задачи программы:
- формировать у обучающихся первичные представления об истории на основе изучения содержания некоторых вспомогательных исторических дисциплин на ознакомительном уровне;
- развивать у обучающихся устойчивый интерес к истории и их творческие способности, через формирование у них специальных (предметных) умений, необходимых для изучения истории в базовой школе;
- воспитывать чувства сопричастности к прошлому и уважения к культуре и традициям прошлого.
Формы занятий
Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, лекции, конкурсы, соревнования
Методы занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Предполагаемая результативность
В ходе изучения программы по внеурочной деятельности кружка «Богатыри земли русской» обучающиеся 1 класса
получат представления:
об истории как науке;
о единицах счета времени;
о географической карте;
о происхождении своего имени, отчества, фамилии;
об именинах своих имен;
о значении и ценности исторического наследия, охраны памятников и культурного наследия;
о значении письменности, книжной культуры и просвещения;
усвоят элементарные понятия:
история,
исторический памятник,
письменный памятник,
вещественный памятник,
летоисчисление,
лента времени,
год, век, тысячелетие, эра,
арабские и римские цифры,
поколение, семья, родословная.
научатся:
работать с текстами, картой;
составлять свою родословную,
определять свою принадлежность по отношению к разным членам семьи;
рассказывать о названии, территории, столице, гербе и флаге своей Родины;
составлять мини-рассказы.
получат умения:
работать с историческими текстами;
составлять вопросы к простым тестам;
рассказывать об исторических событиях, о происхождении названия своего населенного пункта;
объяснять происхождение своего имени;
описывать герб;
работать с «Лентой времени»
соотносить год с веком;
определять местоположение по сторонам света на карте (показывать объекты).
Содержание курса
Содержание курса (раздел/тема) | Количество часов |
Раздел 1. Что изучает история | 9 |
. Клио – богиня покровительница истории. История-наука о прошлом человечества. Как люди узнают о прошлом. Надёжные помощники Клио в изучении истории. Кто мы? Откуда мы? Понятие о древнем человеке. Человек – охотник и кочевник. Просмотр презентации «Древние люди». Моя родословная. Древо жизни. Понятие «родословная»: род, предки, потомки, родственники. Понятие «Древо жизни». Правила составления «Древо жизни». Практическая работа « Мое Древо жизни». Защита своих родословных. Я и моё имя. История появления моего имени. Как появились имена. Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Объяснение значения имени обучающегося класса. Защита своих сообщений. История на карте. Учимся читать карту. Для чего необходимы карты. Древние и современные карты. Материки, реки, озёра на картах. Карта России. Творческая работа по карте. Методическое обеспечение: методическая литература из серии «Путешествуем в историю», канцелярские принадлежности, атласы, карты, презентации, видеофильмы. | 1 2 2 2 2 |
Раздел 2. Устное народное творчество. | 6 |
2.1. Знакомство с русскими загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, былинами. Разучивание прибауток, пословиц, поговорок. 2.2. Полна богатырями Земля русская. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Признаки деления богатырей на «старших» и «младших». Положительные и отрицательные герои русских былин. 2.3. Оружие древнего воина. Оружие древнего воина. Русские доспехи. Знакомство с картинами русских художников «Поход русских воинов», «Битва на реке Калка». Творческая работа обучающихся в рабочих тетрадях «Создай своего героя», просмотр презентации. Методическое обеспечение: литературные произведения, диафильмы, иллюстрации. | 2 2 2 |
Раздел 3. Богатыри земли русской | 17 |
3.1. Илья Муромец – русский богатырь. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Чтение былин о богатыре «Чудесное исцеление», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации «Илья Муромец». 3.2. Добрыня Никитич. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Добрыня Никитич – «младший» богатырь, сын рязанского купца, богатырь земли Русской. Главные подвиги, переданные в былинах. Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации. 3.3. Алёша Попович. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Алёша Попович – «младший» богатырь. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змей». Рисование иллюстраций к подвигам. Просмотр презентации. 3.4. Вольга и Микула Селянович. Вольга Святославович - «старший» богатырь. Микула Селянович. Знакомство с былинами о богатырях. Чтение былин о богатырях. 3.5. Святогор. Святогор – «старший» богатырь. Знакомство с былиной о богатыре. Просмотр презентации. 3.6. Михайло Данилович. Славный богатырь. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. 3.7. Сухман. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся в рабочих тетрадях. 3.8. Василий Игнатьевич. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся в рабочих тетрадях. 3.9. Михайло Потык. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся. 3.10. Дунай Иванович. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся. 3.11. Ставр Годинович. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Просмотр презентации. 3.12. Никита Кожемяка. Чтение былины, прославляющую силу богатыря. Творческая работа обучающихся. 3.13. Садко. Просмотр презентации. Чтение былины. 3.14. Василий Буслаев. Чтение былины. Творческая работа обучающихся. | 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итоговое занятие. Викторина на закрепление пройденного материала. | 1 |
Итого | 33 |
Календарно -тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Раздел 1. Что изучает история |
1 | Клио – богиня покровительница истории. | 1 | | |
2-3 | Кто мы? Откуда мы? | 2 | | |
4-5 | Моя родословная. Древо жизни. | 2 | | |
6-7 | Я и моё имя. История появления моего имени. | 2 | | |
8-9 | История на карте. Учимся читать карту. | 2 | | |
Раздел 2. Устное народное творчество. |
10-11 | Знакомство с русскими загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, былинами. | 2 | | |
12-13 | Полна богатырями Земля русская. | 2 | | |
14-15 | Оружие древнего воина. | 2 | | |
Раздел 3. Богатыри земли русской |
16-17 | Илья Муромец – русский богатырь. | 2 | | |
18-19 | Добрыня Никитич. | 2 | | |
20-21 | Алёша Попович. | 2 | | |
22 | Вольга и Микула Селянович. | 1 | | |
23 | Святогор. | 1 | | |
24 | Михайло Данилович. | 1 | | |
25 | Сухман. | 1 | | |
26 | Василий Игнатьевич. | 1 | | |
27 | Михайло Потык. | 1 | | |
28 | Дунай Иванович. | 1 | | |
29 | Ставр Годинович. | 1 | | |
30 | Никита Кожемяка. | 1 | | |
31 | Садко. | 1 | | |
32 | Василий Буслаев. | 1 | | |
33 | Итоговое занятие | 1 | | |
Информационно-методическое обеспечение
Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. - М., 1993
Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио. - М., 1994
Петрова Н. Г. Введение в историю. Рабочая тетрадь для учащихся. - М., 1996
Пособия серии «Путешествуем в древнюю Русь».
Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М., 1991
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3- 4 кл.: Кн. для учителя. - М., 2000
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
Климишин И.А. Календарь и хронология. - М., 1985
Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л., 1991
Успенская Л.В. Ты и твое имя - Л., 1972
Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1995
Интернет ресурсы.
Материал для индивидуальных заданий (рабочие тетради, карточки, трафареты).
Видеоматериалы.