Муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Кэрэли»»
Принято на заседании «Утверждено»
методического совета «Кэрэли» Директор МБУ ДО
от «___»___________2024 г. «ЦДОД «Кэрэли»
Протокол №_____ ______________ Охлопкова А.А.
от «____»______________2024 г.
Календарный учебный график
кружка «Ажур»
на 2024-2025 учебный год
Педагог дополнительного образования
Стручкова М.Х.
с. Майя, 2024 г.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования заключается в развитии творческих способностей учащихся, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества и творческих способностей, способствующих формированию разносторонне – развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, индивидуальность, художественное творчество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на окружающую действительность.
В рамках образовательной программы обучающиеся кружка «Ажур» получают знания по моделированию и конструированию, а так же по кондитерству.
Цель программы:
Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, а так же кондитерским делом;
Формировать навыки подготовки по основам дизайна и возможность дальнейшего профессионального самоопределения.
Задачи:
Развитие творческих способностей учащихся, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
Воспитывать интерес у подростков к избранной профессии.
Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Формирование личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым нравственных норм поведения.
Образовательная цель – развитие личности подростка, способного к творческому самовыражению через овладения основами технологии приготовление изделий своими руками.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Для реализации настоящей программы используются основные методы работы – развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий).
Программа кружка рассчитана на 1 год. Комплектуется из обучающихся 1 группа – 5 – 7 класс, 2 группа 8 -10 классов. Оптимальное количество детей для успешного усвоения программы 16 человек.
Выбор методов и форм для реализации настоящей программы определяется:
• поставленными целями и задачами;
• принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
• возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности);
• наличием соответствующей материально-технической базы.
Режим работы кружка: всего 322 ч. 1 группа 144 ч, 2 группа 180 ч, 9 ч в неделю.
Форма проведения занятий:
1. Инструктаж по ТБ
2. Вводный инструктаж к началу работы
3. Особенности выполнения работы
4. Работа с эскизом
5. Подбор материала, инструментов или продуктов для выполнения работ
6. Представление изделия, защита
Методы обучения:
1). Практические, наглядные, словесные
2). Методы стимулирования (поощрение, анализ ошибок)
3). Рефлексия
4). Метод мозгового штурма
5). Поисковые методы
Формы контроля.
Опрос, просмотр, участие в конкурсах, выставках, конференциях, защита проекта, составление портфолио воспитанника.
Формы занятий: групповое, индивидуальное.
Планируемые результаты освоения программы:
Программа направлена на достижение обучающимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.
Прогнозируемые результаты по итогам обучения.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- изготовление чертежа выкройки
- индивидуальный пошив того или иного изделия
- основы кройки и шитья
- модные тенденции с изделиями отечественных и мировых модельеров
- ассортимент кондитерских изделий
-технологию, режим приготовления кондитерских изделий
- сочетание вкусовых и эстетических качеств крема
- инвентарь, приспособления, применяемые при отделке пирожных, тортов
- виды брака, причины их возникновения, пути устранения
- санитарные требования при оформлении тортов и пирожных
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- планировать последовательность изготовления изделий;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- уметь изготавливать чертежи выкроек швейных изделий;
- уметь выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;
- уметь выполнять поузловую обработку швейных изделий;
- уметь изготавливать швейные изделия;
- уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);
- уметь читать чертежи.
- производить расчет сырья на необходимое количество
- определять стоимость изделия
- приготавливать все виды теста, выпекать п\ф для пирожных, тортов
- пользоваться инвентарем, приспособлениями для оформления тортов, пирожных
- соблюдать санитарно-гигиенические требования, сроки хранения
- работать со сборником рецептур
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи в области моделирования и кондитерства;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок других людей;
• способность к самооценке;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с моделированием и кондитерством.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Система отслеживания результатов.
Диагностика:
Тесты позволяют оценить такие качества ума, как быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность;
Срезы (направлены на выявление особенностей деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся);
Творческие задания разного уровня, рассчитанные на проведение экспериментов, отработку навыков и умений, развитие художественного творчества; самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.
Учебно – тематический план
1 группа 5 – 7 класс
№ | Тема | Количество часов |
п/п | | теория | практика | всего |
1. | Основы моделирования одежды. Изготовление швейных изделий. | 14 | 45 | 59 |
2. | Основы конструирования изделий. Изготовление швейных изделий. | 24 | 48 | 72 |
3. | Основы кондитерства. Приготовление кондитерских изделий. | 14 | 35 | 49 |
| Итого | 52 | 128 | 180 |
2 группа 8 – 10 класс
№ | Тема | Количество часов |
п/п | | теория | практика | всего |
1. | Основы моделирования одежды. Изготовление швейных изделий. | 10 | 20 | 30 |
2. | Основы конструирования изделий. Изготовление швейных изделий. | 10 | 25 | 35 |
3. | Основы кондитерства. Приготовление кондитерских изделий. | 10 | 25 | 35 |
4. | Основы национального кондитерства. Приготовление кондитерских изделий. | 10 | 34 | 44 |
| Итого | 40 | 104 | 144 |
Тематическое планирование кружка «Ажур» 5 -7 класс
№ | Темы | Основные задачи | Теория | Практика | Дата проведения | Факт дата |
1 | Основы моделирования одежды. Изготовление швейных изделий. Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности | Характеристика конструкции одежды Влажно-тепловая обработка Клеевые соединения Стежки, строчки и швы Обработка срезов деталей Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.) Обработка разрезов и шлиц Виды застежек, обработка застежек Обработка накладных карманов | 1 | 3 | | |
2 | История костюма. Стили и эпохи | 1 | 3 | | |
3 | Материаловедение | 1 | 3 | | |
4 | Бытовая швейная машина. Технология швейных изделий. Характеристика конструкции одежды | 1 | 5 | | |
5 | Влажно-тепловая обработка | 1 | 3 | | |
6 | Клеевые соединения. Стежки, строчки и швы | 2 | 6 | | |
7 | Изготовление швейных изделий. Обработка срезов деталей | 2 | 6 | | |
8 | Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.) | 2 | 6 | | |
9 | Обработка разрезов и шлиц | 2 | 5 | | |
10 | Виды застежек, обработка застежек. Обработка накладных карманов | 1 | 5 | | |
11 | 2. Основы конструирования изделий. Изготовление швейных изделий. | Изготовление изделий : фартук, юбка | 4 | 8 | | |
12 | Снятие мерок, построение чертежа выкройки | 5 | 10 | | |
13 | Конструирование и моделирование изделия | 5 | 10 | | |
14 | Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 5 | 10 | | |
15 | Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 5 | 10 | | |
16 | Основы кондитерства. Приготовление кондитерских изделий. Теория. Ознакомление с особенностями программы. Соблюдение порядка на рабочем месте, ТБ | Классификация бездрожжевого теста, Тесто блинчиков. Характеристика, рецептур, технология приготовления, режим выпечки. Сдобное пресное тесто и изделия из него Приготовление: блинчиков печенье (косички, крендельки), сочни с творогом, ватрушки, яблоки, запеченные в тесте. Пряничное тесто и изделия из него: коржики молочные, коврижка «Южная». Характеристика, рецептуры, Песочное тесто, изделия из него: Печенье ( звездочка, глаголик, ромашка) кекс столичный. Характеристика, рецептуры, Бисквитное тесто, изделия из него: бисквит с орехами, с корицей, печенье «крендельки» рулет фруктовый. Характеристика, рецептуры, Слоеное тесто, изделия из него: пирожки слоенные с разными фаршами, языки слоеные, батончики слоеные с орехами. Характеристика, рецептуры Пирожные и торты. Отделочные полуфабрикаты для пирожных и тортов. Виды, назначения, способы украшения, сочетания вкусовых и эстетических качеств отделочных п\ф: | 3 | 8 | | |
17 | Бездрожжевое тесто, изделия из него | 3 | 9 | | |
18 | Пирожные и торты. | 4 | 9 | | |
19 | Отделочные полуфабрикаты для пирожных и тортов | 4 | 9 | | |
| | | 40 | 104 | Всего:144 | |
Тематическое планирование кружка «Ажур» 8 - 10 класс
№ | Темы | Основные задачи | Теория | Практика | Дата проведения | Факт дата |
1 | Основы моделирования одежды. Изготовление швейных изделий. Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности | Характеристика конструкции одежды Влажно-тепловая обработка Клеевые соединения Стежки, строчки и швы Обработка срезов деталей Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.) Обработка разрезов и шлиц Виды застежек, обработка застежек Обработка накладных карманов | 1 | 2 | | |
2 | История костюма. Стили и эпохи | 1 | 2 | | |
3 | Материаловедение | 1 | 2 | | |
4 | Бытовая швейная машина. Технология швейных изделий | 1 | 2 | | |
5 | Характеристика конструкции одежды | 1 | 2 | | |
6 | Влажно-тепловая обработка | 1 | 2 | | |
7 | Клеевые соединения. Стежки, строчки и швы. Изготовление швейных изделий. Обработка срезов деталей. | 1 | 2 | | |
8 | Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.) | 1 | 2 | | |
9 | Обработка разрезов и шлиц. Виды застежек, обработка застежек. | 1 | 2 | | |
10 | Обработка накладных карманов | 1 | 2 | | |
11 | 2. Основы конструирования изделий. Изготовление швейных изделий. | Изготовление футболки, худи, брюк | 1 | 2 | | |
12 | Снятие мерок, построение чертежа выкройки платья. | 1 | 3 | | |
13 | Конструирование и моделирование изделия | 1 | 3 | | |
14 | Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 2 | 5 | | |
15 | Снятие мерок, построение чертежа выкройки брюк. | 1 | 3 | | |
16 | Конструирование и моделирование изделия | 2 | 4 | | |
17 | Технология изготовления и последовательность обработки изделия | 2 | 5 | | |
18 | Основы кондитерства. Приготовление кондитерских изделий. | Классификация бездрожжевого теста, Тесто блинчиков. Характеристика, рецептур, технология приготовления, режим выпечки. Сдобное пресное тесто и изделия из него Приготовление: блинчиков печенье (косички, крендельки), сочни с творогом, ватрушки, яблоки, запеченные в тесте. Пряничное тесто и изделия из него: коржики молочные, коврижка «Южная». Характеристика, рецептуры, Песочное тесто, изделия из него: Печенье ( звездочка, глаголик, ромашка) кекс столичный. Характеристика, рецептуры, Бисквитное тесто, изделия из него: бисквит с орехами, с корицей, печенье «крендельки» рулет фруктовый. Характеристика, рецептуры, Слоеное тесто, изделия из него: пирожки слоенные с разными фаршами, языки слоеные, батончики слоеные с орехами. Характеристика, рецептуры, | 2 | 5 | | |
19 | Теория. Ознакомление с особенностями программы. Соблюдение порядка на рабочем месте, ТБ | 2 | 5 | | |
20 | Бездрожжевое тесто, изделия из него | 2 | 5 | | |
21 | Пирожные и торты. | Бисквитные торты рецептуры, технология приготовления, требование к качеству Песочные торты рецептуры, технология приготовления, требования к качеству Слоенные торты рецептуры, технология приготовления, требование к качеству | 2 | 5 | | |
22 | Отделочные полуфабрикаты для пирожных и тортов | | 2 | 5 | | |
23 | Основы национального кондитерства. Приготовление кондитерских изделий. Введение. Классификация национальных изделий из теста. | Национальные кондитерские изделия: характеристика, виды. | 2 | 7 | | |
24 | Приготовление: оладий, лепешек, «Кобуордээх лэппиэскэ», саламаат. Работа с бездрожжевым тестом. Работа с дрожжевым тестом. | Рецептура, технология приготовления, выпечка оформление, требование к качеству. Кондитерские изделия с использованием новых видов сырья | 2 | 9 | | |
25 | Исследовательская работа: «Национальные изделия из теста» | Проектная работа. | 3 | 9 | | |
26 | Мастер классы. | Проведение учащимися мастер классов в организации дополнительного образования детей, для младшей школы. | 3 | 9 | | |
| | | 52 | 128 | Всего: 180 | |
20