МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического Совета Протокол № 1от « 26 »августа 2022г. председатель педагогического совета ________________ (С.И. Попова) | СОГЛАСОВАНО «26»августа2022 г. зам директора школы по УВР ________________ (Н.Н. Шевченко) | УТВЕРЖДЕНО Приказ № ?? от «30»августа2022 директор школы ________________ (С.И. Попова) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Эколята»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Скутина Ирина Григорьевна
учитель начальных классов
с. Большинка 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Эколята» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания МБОУ Большинской СОШ. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
основная образовательная программа начального образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
учебный план основного образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
календарный учебный график МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
Рабочая программа воспитания МБОУ Большинской СОШ;
УМК «Экология. Чистая планета» Т.В.Шпотова, 1-4 кл., учебник «Азбука экологии», Т.В. Шпотова., ФГОС, 2022 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОЛЯТА"
интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОЛЯТА»
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Азбука экологии»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Место учебного курса в учебном плане школы:
Согласно учебного плана МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 уч. год на изучение учебного курса «Эколята» во 2 классе отводится 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2022-2023 уч. год данная рабочая программа составлена на 33 часа. В связи с выходными днями- 09.05 рабочая программа сокращена на 1 час за счет уплотнения тем. Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса
Курс 3-го класса «Живое в природе. Жизнь растений и грибов» включает в себя следующие темы: вводное занятие (2 часа), «Человек и природа» (5 часов), «Неживое в природе» (12 часов), «Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой» (10 часов), «Геометрия живой природы» (3 часа), «Царство грибов» (3 часа).
«ВВЕДЕНИЕ» (2 часа).
Занятие 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час).
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Занятие 2. Мир вокруг. (1 час).
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов).
Занятие 3. Экология и мы. (1 час). Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Занятие 4. Осенние работы в поле. (1 час).
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Занятие 5. Практическое занятие «Выращивание растений». (1 час).
Дать представление об условиях прорастания семян разных видов растений; дикорастущие и культурные растения. Работа с комнатными растениями, инструктаж по технике безопасности.
Занятие 6. Место человека в мире природы. (1 час).
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Занятие 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час).
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов).
Занятие 8 – 9. Неживая природа ( 2часа).
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок
«Предметы и явления неживой природы вокруг меня».
Занятие 10. Солнце – источник тепла и света (1 час).
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.
Занятие 11. Вода, её признаки и свойства (1 час).
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.
Занятие 12. Берегите воду! (1 час).
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!».
Занятие 13. Почва – святыня наша. (1 час).
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Занятие 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час).
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.
Занятие 15 – 16. Погода. Климат. (2 часа).
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».
Занятие 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час).
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Занятие 18. Почему нельзя..? (1 час).
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».
Занятие 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час). Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!».
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Занятие 20-21. Практикум «Хлебные крошки» (1 час).
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Занятие 22. Кто улетает, а кто остаётся (1 час).
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.
Занятие 23. Экологические связи неживой и живой природы (1 час). Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.
Занятие 24. Вода и жизнь (1 час).
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты
по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Занятие 25. Растения рядом (1час).
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Занятие 26. Комнатные растения (1час).
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).
Занятие 27. Размножение комнатных растений (1 час).
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.
Занятие 28. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса (1 час).
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Занятие 29. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Занятие 30. Съедобные грибы (1 час).
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.
Занятие 31. Несъедобные грибы. (1 час).
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).
Занятие 32. Микроскопические организмы (1 час).
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (2 часа).
Занятие 33. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час).
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.
Занятие 34. Сельскохозяйственные работы (1 час). Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами - Акция с привлечением родителей. Посадка декоративных растений. Опыты:
«Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «Эколята» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
В результате реализации программы учащиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки изучения | Виды деятельности | Виды, кколичество кконтроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Тема 1. Введение | 2 | 06.09-13.09 | Знакомство с понятием «Экология». Чтение книг о природе, обсуждение прочитанного. Изготовление поделок из природного иатериала. Проект « Необычное в обычном» | ПРР – 2 Проект - 1 | «Учи.ру» https://uchi.ru; |
Тема 2. Цветок и солнце | 5 | 20.10-18.10 | Экскурсия, наблюдение за жизнью растений | ПР/Р – 3, Проект-1 | Учи.ру» https://uchi.ru |
Тема 3. Соседи по планете | 5 | 25.10-29.11 | Лепка грибов из пластилина, рисование гриба вместе с деревом; Составление альбома-справочника. | ПР/Р-1 | Учи.ру» https://uchi.ru |
Тема 4. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…». | 5 | 06.12-10.01 | Просмотр видеофильма, изготовление оригами. | ПР/Р-2 | «Учи.ру» https://uchi.ru |
Тема 5. Лес и его обитатели | 5 | 17.01-14.02 | Рассматривание коллекций насекомых, изготовление аппликации. Изготовление поделок из природного иатериала. | ПР/Р-1 | «Учи.ру» https://uchi.ru |
Тема 6. В гостях у Царевны-лягушки | 3 | 21.02-07.03 | . Изготовление аппликации. | ПР/Р-2 | «Учи.ру» https://uchi.ru |
Тема 7. Мы-исследователи родной природы | 4 | 14.03-18.04 | Опыты по определению состава почвы, изготовление аппликации «Обитатели почвы» | ПР/Р-3 | «Учи.ру» https://uchi.ru |
Тема 8. Путешествуем по родному краю. | 4 | 25.04-23.05 | | | «Учи.ру» https://uchi.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 часа | | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
План | Факт |
1 | Введение. Особенности природы родного края. Как изучают природу. | 1 | 06.09 | | Устный опрос |
2 | Экскурсия «Осень в жизни растений и животных» | 1 | 13.09 | | Экскурсия |
3 | Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека | 1 | 20.09 | | Практическая работа |
4 | Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. | 1 | 27.09 | | Проект « Необычное в обычном» |
5 | Экскурсия. Растения-лекари | 1 | 04.10 | | Экскурсия |
6. | Грибы съедобные и ядовитые. Грибная игротека | 1 | 11.10 | | Устный опрос |
7. | Красная книга родного края-растения. | 1 | 18.10 | | Устный опрос |
8. | Сказка исследование «Как девочка Катя порядок на лугу наводила» | 1 | 25.10 | | Устный опрос |
9. | Занимательные факты из жизни животных. | 1 | 08.11 | | Устный опрос |
10. | Млекопитающие: от землероек до лося. Красная книга родного края-животные. | 1 | 15.11 | | Устный опрос |
11. | Птицы-путешественники | 1 | 22.11 | | Устный опрос |
12. | Как помочь животным. Пр. р. «Подкормка зимующих птиц». | 1 | 29.11 | | Проект «Кормушка для птиц» |
13. | Взаимосвязи в природе. | 1 | 06.12 | | КВН |
14. | Экскурсия «Учимся наблюдать взаимосвязи в природе». | 1 | 13.12 | | Экскурсия, наблюдение за жизнью птиц, тестирование |
15. | Кто что ест на обед. Игра «Птичья столовая». | 1 | 20.12 | | Устный опрос |
16. | Исследование «Ель ее друзья и враги». | 1 | 27.12 | | Устный опрос |
17. | Викторина. Обитатели вод. | 1 | 10.01 | | Практическая работа |
18. | Экскурсия «Лес и его обитатели» | 1 | 17.01 | | Экскурсия |
19. | Искусные строители-птицы. Игра «Совы и вороны». | 1 | 24.01 | | Игра |
20. | Земноводные и пресмыкающиеся-посредственные строители | 1 | 31.01 | | Практическая работа |
21. | Жилища общественных насекомых. | 1 | 07.02 | | Устный опрос |
22. | Как мы можем помочь лесу. Охрана лесов. | 1 | 14.02 | | Устный опрос |
23. | В гостях у Царевны-лягушки. Река и пруд-природное сообщество. Экскурсия (возможно-виртуальная). | 1 | 21.02 | | Практическая работа |
24. | Водные растения | 1 | 28.02 | | Практическая работа |
25. | Околоводные насекомые и обитатели толщи воды. | 1 | 07.03 | | Устный опрос |
26. | Исследование. Этапы исследования. | 1 | 14.03 | | Практическая работа |
27. | Методы исследования. Сбор информации. | 1 | 04.04 | | Устный опрос |
28. | Способы фиксирования информации по исследованию. | 1 | 11.04 | | Устный опрос |
29 | Результаты исследования. Выводы. | 1 | 18.04 | | Экскурсия |
30 | Экскурсии по родному краю. | 1 | 25.04 | | Исследовательская работа |
31 | Экологический субботник. | 1 | 02.05 | | Устный опрос |
32 | Экологический КВН. | 1 | 16.05 | | Практическая работа |
33 | Подведение итогов. «Фестиваль творческих открытий». | | 23.05 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА УМК учебного курса:
учебник «Азбука экологии», 2 класс, Т.В. Шпотова., ФГОС, 2022 г. (электронная версия)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК учебного курса:
1.Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы», авт.-сост. Н. И. Асташина. — Волгоград : Учитель, 2014. – 95 с.
2.Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков, Москва: Просвещение, 2012.
3.Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков. 15-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
4.Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Кн. для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 2009.
5.Красная книга Смоленской области.
6.Энциклопедии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://nsc.1september.ru.
.http://www.murzilka.km.ru.
.http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий»
Лист коррекции календарно-тематического планирования
Предмет: кружок «Эколята»
Класс: «3»
Учитель: Скутина И.Г.
№ урока | Дата по плану КТП | Дата по факту | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | Приказ №… от… «…….…..» | Уплотнение программы |
| | | | | Тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем |
| | | | | Объединение тем |
| | | | | |
| | | | | |