Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Криволесская основная школа»
Шумячского района Смоленской области
Рассмотрено На педагогическом совете _____________________ Протокол № 1 от « 18 » августа 2020г. | . | Утверждаю И.о.Директора школы _________________ Афонина Е. Л. Приказ № ____________ от « » _________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по биологии
6-8 класс
«Экология животных»
основное общее образование,
Составитель: Воробьева Е..В
учитель биологии
д. Криволес
2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
Федерального государственного образовательногостандарта основного (общего) образования от 17.12 2010 г № 1897
Федерального базисного учебного плана
Примерной основной образовательной программой основного общего образования 2011г
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 6-8-х классов, которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 классов с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.
Курс, рассчитанный на 35 часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Экология животных» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Экология животных» отводится по 1 часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. В связи с медицинским направлением школы по профильному образованию поможет осознанно школьникам сделать свой выбор, связанный с обучением в медицинских классах.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Экология животных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Экология животных» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Результаты освоения курса экологии
Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения экологии в 7 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)
5. В эстетической сфере.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Среды жизни и их обитатели | 2 |
2 | Гиганты моря и карлики в мире животных | 4 |
3 | Одетые в броню. Рождающие мел | 4 |
4 | Ядовитые животные | 6 |
5 | Животные -рекордсмены | 2 |
6 | Животные -строители | 2 |
7 | Заботливые родители | 3 |
8 | Язык животных | 4 |
9 | Животные – понятливые ученики | 2 |
10 | Герои песен, сказок и легенд | 2 |
11 | Животные - символы | 2 |
12 | Бионика –перспективы развития | 2 |
| Итого | 35 |
Содержание программы.
1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
4.Ядовитые животные (6 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
5.Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
6.Животные -строители (2 ч).
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
7.Заботливые родители(3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
11.Животные – символы (2 часа)
12.Бионика - перспективы развития (2 часа).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование темы | Форма проведения занятия | Образоват. продукт |
1 | | Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам | Беседа | конспект |
2 | | Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам | Беседа | Конспект |
3 | | Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. | Конспект |
4 | | Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | Активная лекция | Конспект |
5 | | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
6 | | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. Презентация | Проект |
7 | | Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. | Активная лекция | Конспект |
8 | | Раковины моллюсков. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. | Проект |
9 | | Панцири броненосцев и черепах. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. Результаты |
10 | | Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации.Презентация | Проект |
11 | | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
12 | | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
13 | | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
14 | | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации Презентация | Проект |
15 | | Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | Проект |
16 | | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
17 | | Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
18 | | Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
19 | | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. | Рассказ с элементами беседы. | презентация |
20 | | Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. | Исследовательская работа Презентация | Оформление и представление результатов работы. |
21 | | Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
22 | | Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
23 | | Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
24 | | Язык животных. Танец пчел, муравьев, | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
25 | | Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | Лекция с элементами беседы | Конспект |
26 | | Значение пения птиц, общение млекопитающих. | Работа в группах | Проект |
27 | | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
28 | | Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
29 | | Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. | Работа в группах | Проект |
30 | | Животные – герои песен и сказок. | Работа в группах | Проект |
31 | | Животные – герои легенд. | Работа в группах | Проект |
32 | | Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. | Работа в группах | Проект |
33 | | Животные символы. | Работа в группах | Проект |
34 | | Бионика как наука. | Работа в группах | Проект |
35 | | Перспективы развития бионики. | Конференция | |
| | Всего: 35 ч | | |
Учебно-методическое обеспечение
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
«Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990
Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.
Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.
Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г. .
«Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г