СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка " Экология животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка " Экология животных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криволесская основная школа»

Шумячского района Смоленской области




Рассмотрено На педагогическом совете _____________________ Протокол № 1

от « 18 » августа 2020г.


.

Утверждаю

И.о.Директора школы

_________________

Афонина Е. Л.

Приказ № ____________

от « » _________ 2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по биологии

6-8 класс

«Экология животных»

основное общее образование,










Составитель: Воробьева Е..В

учитель биологии



д. Криволес

2020г







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательногостандарта основного (общего) образования от 17.12 2010 г № 1897

  2. Федерального базисного учебного плана

  3. Примерной основной образовательной программой основного общего образования 2011г

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 6-8-х классов, которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 классов с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.

Курс, рассчитанный на 35 часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Экология животных» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Экология животных» отводится по 1 часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. В связи с медицинским направлением школы по профильному образованию поможет осознанно школьникам сделать свой выбор, связанный с обучением в медицинских классах.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.



Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 1 учебных час в неделю

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Экология животных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса «Экология животных» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.



В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.

Результаты освоения курса экологии

        Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение экологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения экологии  в 7 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных  в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных  к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)

  • овладение методами экологической  науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)

В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)

В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)

проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного  организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)

  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.


















Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

1

Среды жизни и их обитатели

2

2

Гиганты моря и карлики в мире животных

4

3

Одетые в броню. Рождающие мел

4

4

Ядовитые животные

6

5

Животные -рекордсмены

2

6

Животные -строители

2

7

Заботливые родители

3

8

Язык животных

4

9

Животные – понятливые ученики

2

10

Герои песен, сказок и легенд

2

11

Животные - символы

2

12

Бионика –перспективы развития

2


Итого

35




Содержание программы.

1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.

2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).

3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).

Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.

4.Ядовитые животные (6 ч).

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

5.Животные рекордсмены (2 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

6.Животные -строители (2 ч).

Пауки, пчелы, птицы, бобры.

7.Заботливые родители(3 ч).

Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

8.Язык животных (4 ч).

Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).

11.Животные – символы (2 часа)

12.Бионика - перспективы развития (2 часа).





Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Наименование темы

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

1


Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам

Беседа

конспект

2


Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам

Беседа

Конспект

3


Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Конспект

4


Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

Активная лекция

Конспект

5


Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

6


Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

Работа с интернетом и литературой по поиску информации. Презентация

Проект

7


Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.

Активная лекция

Конспект

8


Раковины моллюсков.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Проект

9


Панцири броненосцев и черепах.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект. Результаты

10


Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.Презентация

Проект

11


Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

12


Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

13


Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

14


Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации Презентация

Проект

15


Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации

Проект

16


Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

17


Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

18


Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.


Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

19


Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.

Рассказ с элементами беседы.


презентация

20


Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.

Исследовательская работа Презентация

Оформление и представление результатов работы.

21


Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

22


Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

23


Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

24


Язык животных. Танец пчел, муравьев,

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

25


Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Лекция с элементами беседы

Конспект

26


Значение пения птиц, общение млекопитающих.

Работа в группах

Проект

27


Химический язык, его расшифровка и использование человеком.


Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

28


Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

29


Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.


Работа в группах

Проект

30


Животные – герои песен и сказок.

Работа в группах

Проект

31


Животные – герои легенд.

Работа в группах

Проект

32


Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.

Работа в группах

Проект

33


Животные символы.


Работа в группах

Проект

34


Бионика как наука.

Работа в группах

Проект

35


Перспективы развития бионики.

Конференция




Всего: 35 ч







Учебно-методическое обеспечение



  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002

  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

  3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006

  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.

  5. «Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990

  7. Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.

  8. Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.

  9. Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г. .

  10. «Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!