Адаптированная основная
общеобразовательная
программа внеурочной деятельности
по кружку «Фантазеры»
для обучающихся
на 2024-2025 учебный год
Программу составила:
Мищенко Марина Анатольевна
учитель трудового обучения высшей категории
г. Свободный 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | Стр. |
1.1. Пояснительная записка……………………………………………… | 3 |
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………… | 8 |
1.3. Учебный план 2024 – 2025 учебный год ………….... | 9 |
1.4. Планируемые результаты………………………………………… | 13 |
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……. | 14 |
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год | 14 |
2.2. Условия реализации программы ……………………………………... | 20 |
2.3. Формы аттестации…………………………………………………… | 22 |
2.4. Оценочные материалы. ……………………………………. | 23 |
2.5. Методическое обеспечение программы……………………………. | 23 |
2.6. Рабочая программа воспитания……………………………………... | 29 |
2.7. Календарный план воспитательной работы……………………….. | 32 |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… | 34 |
4. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….... | 37 |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Занятия по рукоделию комплексно воздействуют на развитие ребенка. Благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что рукоделие наряду с другими видами искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазёры» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и Устава учреждения согласно требованиям согласно требованиям нормативных документов1
Данная программа имеет творческую и художественную направленность. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, на привитие практических навыков работы с тканью, кожей, нитями, бисером и знакомство с истоками русского народного ремесла. удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно- эстетическом развитии и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к прикладному творчеству.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует
социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье-сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
формированию и развитию творческих способностей учащихся; 4.выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что декоративное творчество открывает детям путь к развитию их фантазии и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения поделок из ткани, кожи, бисера, нитей и природного материала с использованием самых разнообразных способов (плетение, вышивка и др.).
Предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях:
развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно - прикладное искусство), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
формирование художественно – образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, человечности;
развитие творческих способностей в рисовании, в, аппликации , декорировании;
обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, композиции, умение элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач;
приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя разные направления декоративного творчества. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Новизна данной программы заключается:
изучение свойств ткани, кожи, красок для росписи и окраски бросового материала;
комбинированные способы изготовления поделок (бисер и бросовый материал);
изучение современных техник вышивки и бисероплетения и умение их применять на практике;
изготовление не только поделок, но и простейших макетов.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста с 11- 15 лет. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объём знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания.
Половозрастные характеристики
Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью воспринимать учебный материал, а также тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности.
Система тем и заданий, разработанных в программе «Фантазёры»,
дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуального подходу в работе с детьми.
Программа позволяет:
включение детей в учебный процесс в течение учебного года;
использование творческого подхода к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
использование дифференцированного подхода в работе с каждым ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;
образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках и ярмарках народных ремесел.
Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по
К концу учебного года задания по темам усложняются, предъявляются более высокие требования к качеству вышивки, плетению и декорированию.
объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам учащихся, при появлении новой технологии. Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого. Объем программы, срок освоения, режим занятий
Программа рассчитана на 1 год. Формы обучения – очная.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы – традиционная. Организационные формы обучения - групповые, индивидуальные и всем составом.
Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выставочными композициями и творческими проектами, а так же часы,
Количество обучающихся в группе – 5 чел.
Режим занятий -Занятия проводятся1 раза в неделю по 4 часа (занятие- 45 минут).
Цель и задачи программы.
Цель данной программы: Развитие творческих способностей ребенка.
Задачи:
-Ознакомить с традициями наиболее известных промыслов России.
-Обучить навыкам работы с кожей, бисером, нитями, красками и специальными инструментами.
-Научить бережно относится к своим работам и работам своих товарищей, уметь доводить начатое дело до конца.
-Развивать мотивацию и интерес к искусству и художественным традициям своего народа.
-Развивать память, воображение, речь, образное мышление.
-Развивать мелкую моторику рук, чувство пространства и объема.
-Воспитывать аккуратность, прилежность, умение доводить дело до конца.
Содержание программы Учебный план
№ п/ п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля |
Все го | Тео рия | Пра кти ка |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
2 | Понятия о материалах и Инструментах бисероплетения | 2 | 1 | 1 | анкетирование тестирование |
3 | Освоение приёмов плетения простейших форм. | 2 | 1 | 1 | мультимедийная презентация творческая работа наблюдение |
4 | Работа по образцу. | 12 | 2 | 10 | творческая работа наблюдение |
5 | Понятия о материалах и Инструментах вышивка крестом | 4 | 2 | 2 | мультимедийная презентация наблюдение |
| | | | | опрос |
6 | Мастерская д. Мороза. | 18 | 2 | 16 | мультимедийная презентация творческая работа, наблюдение |
7 | Вышивка простейшего панно. | 18 | 2 | 16 | мультимедийная презентация наблюдение опрос |
8 | Понятия о материалах и Инструментах, работа с кожей | 4 | 2 | 2 | мультимедийная презентация наблюдение опрос |
9 | Изделия по мотивам народных промыслов. | 12 | 2 | 10 | мультимедийная презентация творческая работа наблюдение |
10 | Понятия о материалах и Инструментах, работа с нитями макраме. | 2 | 1 | 1 | мультимедийная презентация творческая работа наблюдение |
11 | Плетение панно на стену | 18 | 2 | 16 | мультимедийная презентация творческая работа наблюдение |
12 | Понятия о материалах и Инструментах, работа с крючком | 2 | 1 | 1 | |
13 | Вязание крючком | 18 | 2 | 16 | |
14 | Изготовление сувениров. Подарки к праздникам. | 18 | 2 | 16 | мультимедийная презентация творческая работа, опрос |
15 | Экскурсии | 2 | 2 | - | Опрос, наблюдение |
16 | Выставка | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
Итого: | 136 | 25 | 111 | |
Содержание учебного плана: 1.Вводное занятие. (2 ч.)
Теория: Знакомство с детьми. Порядок и план работы. Показ готовых поделок. История бисероплетения.
Практическая работа: Плетение по образцу.
Контроль: наблюдение.
Понятие о материалах и инструментах. (2 ч.)
Теория: бисер, его виды. Применение поделок из бисера в быту. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила по технике безопасности.
Практическая работа: Плетение по схеме
Контроль: анкетирование, тестирование.
Освоение приёмов плетения плоских фигур. (2 ч.)
Теория: Работа по схеме. Способы переплетения
Практическая работа: Плетение на свободную тему.
Контроль: творческая работа, наблюдение.
Плетем брелока. Работа по образцу. (10 ч.)
Теория: Плоское плетение по схеме. Виды и размеры бусин. Изучение схем, применяемых при плетении плоских фигур.
Практическая работа:
Плетение:
собачка
ципленок
паук
дельфин
бабочка
Контроль: творческая работа, наблюдение.
Вышивка крестом. (4 ч.)
Теория: Виды вышивки крест. Его применение. Народное творчество.
Практическая работа:
Вышивка крестиком. Декорирование вышивки.
Контроль: наблюдение, опрос.
Мастерская д. Мороза. (8 ч.)
Теория: Традиции Нового года. Игра – викторина «Наряжаем елку»
Практическая работа:
Изготовление поделок по шаблонам:
д. Мороз.
Снегурочка.
Изготовление символа Нового года….
Изготовление керамической плитки «Снеговик в шапочке».
Изготовление панно «Зимний пейзаж».
Изготовление объёмной поделки
«Снеговик с метлой».
Роспись поделок.
Контроль: творческая работа, наблюдение.
Вышивка простейшего панно. (10 ч.)
Теория: Правила и схемы вышивки. Способы переноса нити, замены нити, декорирования вышивки.
Практическая работа:
вышивка по схеме.
Декорирование вышивки.
Контроль: наблюдение, опрос.
Работа с нитями. Макраме (2 ч.)
Теория: Изделия домашнего обихода. Техника плетения узлов. Кашпо на стену. Особенности узлов. Способы декорирования.
Практическая работа:
Плетение узлов по образцу по образцу:
Контроль: творческая работа, наблюдение.
Изготовление панно на стену. Подарки к праздникам. (18ч.)
Теория: Праздничные традиции. Виды сувениров. Подарки к праздникам. Традиции христианских праздников. Беседа «Этот День Победы..»
Практическая работа:
Изготовление декоративных панно:
Ваза с цветами.
Ваза с объёмным декором.
Изготовление пасхальных сувениров:
Изготовление памятных сувениров ко Дню Победы:
Контроль: творческая работа, опрос.
Понятия о материалах и инструментах, работа с крючком
Теория: Размеры крючков, виды пряжи. Применение вязанных изделий в быту.
Практическая работа:
Вязание крючком.
Контроль: наблюдение, опрос.
Вязание крючком.
- вязание салфетки - тапочки - игрушки - шаль
Контроль: наблюдение.
14. Изготовление сувениров. Подарки к праздникам.
Теория: Традиции праздников. Игра «Угадай праздник»
Практическая работа: выполнения различных поделок в разных техниках
Контроль: наблюдение.
15. Экскурсия
Теория: Поход в городской парк. Наблюдение за природой, за животными, насекомыми и птицами.
Контроль: наблюдение.
16. Выставка. (2 ч.)
Подведение итогов. (выставка поделок ДДТ)
Контроль: творческая работа, наблюдение.
Планируемые результаты.
К концу года обучающиеся должны:
-Знать и народное творчество и традиционные праздники России.
-Знать навыки работы с крючком, вышивкой крестом, плетением из нитей и бисера, и работать специальными инструментами.
-Знать основы работы с крючком, иглой, пяльцами.
-Бережно относится к своим работам и работам своих товарищей, уметь доводить начатое дело до конца.
У обучающих будут сформированы (развиты):
-Мотивация и интерес к искусству плетения и вышивки, художественным традициям своего народа.
Память, воображение, речь, образное мышление.
Мелкая моторика рук, чувство пространства и объема.
Аккуратность, прилежность, умение доводить дело до конца.
После освоения программы воспитанники должны обладать достаточными знаниями, умениями и навыками для перехода на следующий уровень программы. Не исключено, что знания, полученные в процессе обучения, станут просто личным «внутренним багажом», помогающим делать мир вокруг себя интересным и красивым.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует утверждённым нормам. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Год обучения | Начало занятий | Окончание занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 13.09.2024 | 20.05 2025 | 34 | 72 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
№ п/п | Ме сяц | Чи сло | Врем я прове дения занят ия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место прове- дения | Форма конт- роля |
1- 2 | 09 | 14 | 8.30 – 9.20 | Беседа с игровыми элементам и. Мастер- класс | 2 | Вводное занятие. Знакомство с детьми. Порядок и план работы. Показ готовых поделок.. | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. Анкетиро вание. |
Освоение приёмов плетения простейших форм. |
3 - 6 | 09 | 21- 28 | 8.30 9.20 | Беседа, показ | 4 | Понятие о материалах и инструментах. бисер, его свойства. Применение поделок из бисера в быту. Материалы и инструменты Организация рабочего места. Правила по Т.Б. | Учебны й класс | Наблюден ие. Опрос. |
7 - 19 | 10- 11 | 05-16 | 8.30 9.20 | Практическ ое занятие | 12 | Плетение из бисера. | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. |
Мастерская д. Мороза |
20 - 37 | 11- 02 | 23- 01 | 8.30 9.20 | Беседа. Показ. Объяснени е. | 18 | Подготовка к новогодней выставке поделок народного творчества | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. |
Понятия о материалах и инструментах вышивка крестом. |
38 - 41 | 02 | 08- 15 | 8.30 9.20 | Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци и | 4 | Способы вышивки крестом | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. |
Вышивка простейшего панно. |
42 - 59 | 02 | 15 | 8.30 9.20 | Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци | 18 | Виды вышивки крест, нитки мулине | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. |
Понятия о материалах и инструментах, работа с кожей |
60 - 63 | 10 | 18 | 8.30 9.20 | Объяснени е. | 4 | Виды кож, инструменты и приспособления работы с кожей | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. |
64 - 75 | 10 | 23 | 8.30 9.20 | Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци | 12 | Чехол для телефона, чехол для сапожного ножа | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос, анализ работ. |
Понятия о материалах и инструментах, работа с нитями макраме. |
76 - 77 | 10 | 25 | 8.30 9.20 | Показ. Объяснени е. | 2 | Проработка узлов | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос. |
78 - 95 | 10 | 30 | 8.30 9.20 | Самостояте льная работа | 18 | Плетение панно на стену | Учебны й класс | Анализ работ. Выставка |
Понятия о материалах и инструментах, работа с крючком |
96 - 97 | 11 | 01 | 8.30 9.20 | Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци | 2 | Виды петель, виды крючков, ниток | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос, анализ работ. |
98 - 115 | 11 | 06 | 8.30 9.20 | Самостояте льная работа | 18 | Вязание крючком | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос, анализ работ. |
Изготовление сувениров. Подарки к праздникам. |
116 - 133 | 11 | 08 | 8.30 9.20 | Показ. Самостояте льная работа | 18 | Создание мягкой игрушки, сувениров к празднику Победы, вязание тапочек, корзин, ковриков. | Учебны й класс | Наблюден ие, опрос, анализ работ. |
134 - 135 | | | 8.30 9.20 | Экскурсия | 2 | Знакомство с природой парка, насекомыми и птицами. | Городской парк культуры и отдыха | Наблюдение, опрос |
136 | 11 | 13 | 8.30 9.20 | Выставка работ | 2 | Выставка проделанной работы | Фойе школы, учебный класс | Наблюден ие, анализ работ. |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Учебный кабинет оборудован в соответствии с направленностью программы, содержанием, поставленными целями и задачами, согласно санитарным и противопожарным нормам и правилам, установленных СанПиН, нормам охраны труда и имеет:
деревянные столы для хранения и сушки поделок - 3;
шкафы с полками – 3;
стенды по безопасности образовательного процесса - 1;
рабочие столы – 8;
стулья – 19 ;
наглядные методические пособия, шаблоны- 40;
фонд работ учащихся - 200;
магнитная доска - 1;
специальная литература для детей и педагога - 20;
фартуки и нарукавники – 20.
Технические средства обучения:
компьютер - 1;
мультимедийный проектор, экран
Инструменты и материалы в соответствии с количеством обучающихся:
бисер;
крючки разных размеров;
нити мулине для вышивки разных цветов
ткань для вышивки «канва»;
нити разной толщины и разного цвета для макраме;
иглы для вышивки
проволока для плетения из бисера разного цвета и толщины
альбомы и картон;
шаблоны;
природный материал.
Здоровье-сберегающие ресурсы: применение комплекса физкультурных минуток, гимнастик для глаз, рефлексий.
Информационное обеспечение
слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы - 100;
программное обеспечение: программы для создания текстовых документов, электронных таблиц (Microsoft Word, Excel); программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Учитель технологии и предпринимательства высшей категории – Мищенко Марина Анатольевна
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации результатов: протокол входной диагностики, промежуточного и итогового контрольных срезов, мониторинг результатов, фотографии, грамоты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: мастер-классы, конкурсы поделок, выставки и ярмарки народного творчества.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки
– анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, викторины). Взаимоконтроль, самоконтроль и др. стимулируют работу учащихся
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: анкетирование, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
Основным показателем уровня качества знаний и умений учащихся является
итоговая выставка детских работ, организуемая в конце учебного года.
После завершения каждого раздела программы проводятся мини- выставки для просмотра и анализа всех выполненных работ. Учащимся даётся возможность сравнить, самостоятельно оценить свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки. В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что является не только
хорошим стимулом для учащихся, но и позволяет объективно оценивать итоги усвоения программы.
2.3.Оценочные материалы.
Этапы | Показатели мониторинга | Отражение результатов |
Входная диагностика | Уровень способностей, познавательных процессов необходимых для освоения программы. ( Прилож.1) | Диагностические материалы |
Промежуточная диагностика первого полугодия. | Уровень формирования ЗУН (теоретическая и практическая подготовка). ( Прилож.2) | Протокол контрольного среза ( Прилож.4) |
Итоговая аттестация освоения программы | Уровень сформирования личностных, метапредметных и предметных результатов. ( Прилож. 3) | Протокол мониторинга результативности |
2.5. Методическое обеспечение
п/ п | Раздел или тема програ ммы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактич еский материал | Техническое оснащение |
I год обучения |
1 | Вводное занятие | Диагностичес кие задания, контрольный срез(анкетиро вание) | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, практический, исследовательский Технологии: личностно- ориентированная, | Поделки из бисера, рабочие инстру-мен ты, | Компьютер, М-проектор |
2 | Понятия о материа лах и | Наблюдение, опрос. | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, практический | Бисер, проволока | Компьютер, М-проектор |
| инструм ентах | | Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Бисер, проволока | |
3 | Освоени е приёмов плетения плоских форм. | Наблюдение, опрос, беседа по пройденному материалу, выставка работ. | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, практический, исследовательский Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | бисер, проволока, схемы плетения | Компьютер, М-проектор |
4 | Работа по образцу | Наблюдение, опрос, практическая работа | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный ,практический Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | бисер, проволока, схемы плетения | Компьютер, М-проектор |
5 | Понятия о материалах и Инструментах вышивка крестом | Наблюдение, опрос практическая работа по образцу, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, практический, репродуктивный Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Игла, нити мулине, канва, схема | Компьютер, М-проектор |
6 | Мастер- ская д. Мороза. | Наблюдение, опрос, практическая работа по образцу | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, практический Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нити, иглы, ткани, бисер, проволока | Компьютер, М-проектор |
7 | Вышивка простейшего панно. | Наблюдение, практическая работа, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, практический Технологии: личностно- | Игла, нити мулине, канва, схема | Компьютер, М-проектор Муфельная печь |
| контрольный срез(анкетиро вание) | контрольный срез(анкетиро вание) | ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые, ИКТ | | Компьютер, М-проектор |
8 | Понятия о материалах и Инструментах, работа с кожей | Наблюдение, опрос практическая работа Рассказ Игровые ситуации. Пальчиковая гимнастика. Разминки. | Методы: наглядный, объяснительно- иллюстративный, практический Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые, ИКТ | Куски кожи, инструменты | Компьютер, М-проектор |
9 | Изделия по мотивам народных промыслов. | Наблюдение, опрос, практическая работа по образцу, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, исследовательский, творческий Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нитки бисер инструменты | Компьютер, М-проектор |
10 | Понятия о материалах и Инструментах, работа с нитями макраме. | Наблюдение, опрос, практическая работа выставка, контрольный срез(тест) | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нити разной толщины | Компьютер, М-проектор |
11 | Плетение панно на стену | Наблюдение, опрос, практическая работа по образцу, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, исследовательский, творческий Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нити разной толщины | Компьютер, М-проектор |
12 | Понятия о материалах и Инструментах, работа с крючком | Наблюдение, опрос, практическая работа по образцу, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, исследовательский, творческий Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нити крючки | Компьютер, М-проектор |
13 | Вязание крючком | Наблюдение, опрос, практическая работа по образцу, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, исследовательский, творческий Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нити крючки | Компьютер, М-проектор |
14 | Изготовление сувениров. Подарки к праздникам. | Наблюдение, опрос, практическая работа по образцу, выставка работ | Методы: наглядный объяснительно- иллюстративный, исследовательский, творческий Технологии: личностно- ориентированная, коллективной творческой деятельности, игровые | Нити крючки | Компьютер, М-проектор |
15 | Экскурс ии | Наблюдение, опрос | Практическая работа | | Фотоаппарат |
16 | Выставк а | Итоговая выставка для родителей | Технологии: коллективной творческой деятельности ИКТ | | |
Характеристика методов, методических приёмов и современных образовательных технологий, используемых в процессе освоения программы
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Программой предусмотрены основные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный.
Каждое занятие перед практической работой сопровождается беседой, цель которой не только разъяснение задания, но и вовлечение ребят в диалог, в соучастие происходящих событий, в налаживание психологического контакта, а также создание непринуждённой творческой атмосферы. Кроме этого часто используется рассказ, который сопровождает как новые темы, так и демонстрации различных образцов, репродукций, схем и т.д.
- репродуктивный (работа по образцам)
Одним из важных моментов обучения является работа по образцу. В работе, как над лепкой, так и над росписью сначала ребятам предлагается повторить формы или росписи несложных образцов. Что позволяет обучать их наиболее простым и эффективным приёмам лепки или росписи.
-творческий (импровизация по мотивам народной глиняной игрушки, при выполнении изделий из глины).
После усвоения полученных знаний и умений у обучающихся появляется возможность развивать воображение и воплощать собственные замыслы. Творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
-поисковый (эвристический).
Вид деятельности, побуждающий к активному осмыслению материала; поиску вариативных решений задачи; анализу проблемных ситуаций под руководством педагога; самостоятельному выполнению алгоритма действий. В процессе применения знаний, когда обучающийся не связан с готовыми образцами, он определяет свою композицию, свой алгоритм выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.
Обучающиеся осваивают простые способы соединения элементов из глины, технологию разрезания элементов прямо и наискосок, алгоритм изготовления пустотелого мешочка из глины, технологию разглаживания поверхности технологию раскатывания пласта глины; исследование свойств гуаши и акварели.
Реализация программы основана на использовании педагогических образовательных технологиях:
личностно-ориентированная технология (принятие ребёнка как данность; создание гуманистических взаимоотношений в коллективе; оценивание роста конкретной личности; воспитание патриотизма).
технология коллективной творческой деятельности (даёт радость каждому за свой результат и результат совместного труда; способствует освоению материала, благодаря влиянию обучающихся друг на друга; повышает самооценку старших; повышает мотивацию младших и
«новеньких» («Значит, и я так смогу»); способствует развитию индивидуальных способностей; удовлетворяет потребности в творческой деятельности; создаёт ситуацию успеха, вершиной которой является радость совместного творчества; воспитывает чувство коллективизма и взаимопомощи.)
информационно-коммуникативные технологии (как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (создание тематических презентаций по темам образовательной программы);
закрепление изложенного материала (обучающие программы); проведение практических занятий, самостоятельной работы; контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты); диагностика качества обучения (тесты); фотосъемка занятий, выступлений и на их основе создание презентации; получение информации, обмен опытом посредством сети Интернет).
здоровьесберегающие технологии.
-технологии дифференцированного обучения (предполагают целевую ориентацию на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей);
Ведущими принципами работы с детьми являются:
индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку;
творческое содружество и сотворчество детей, родителей, педагога;
сочетание индивидуальных, групповых форм работы;
выбор времени занятий в рамках расписания объединения.
Формы организации занятий:
практическое занятие;
беседа;
выставка;
мастер-класс;
презентация;
консультация;
наблюдение;
открытое занятие и т.д.
Занятие имеет следующую структуру:
краткое повторение пройденного материала;
знакомство с новой темой (технологией);
вводный инструктаж;
практическая работа;
уборка рабочего места
В течение учебного года предусмотрены посещение и участие в мероприятиях, проводимых на базе школы. Например: конкурс новогодних игрушек; мероприятия, посвященные календарным праздникам (в День защиты детей, учащиеся проводят мастер-классы для других детей); совместные мероприятия с другими образовательными программами как воспитательного, так и образовательного характера (выставки, организация
мастер-классов).
Немаловажную роль играют выполнение коллективных работ воспитанниками, это помогает не только закреплению навыков мастерства, но и межличностных контактов, комфортных отношений в творческом процессе. Общий замысел выполняется благодаря слаженному соединению идей каждого ребенка в общей работе.
2.6. Рабочая программа воспитания.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Программа воспитания предусматривает персональное взаимодействие педагога с каждым воспитанником, которое является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребёнок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться, в первую очередь, со значимым для него взрослым, а потом уже - с коллективом. Поэтому педагогу необходимо сформировать дружный, сплочённый коллектив, который разделяет радости и неудачи на всех.
Цель: создание благоприятных условий для усвоения воспитанниками социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи:
- научить детей общественным нормам, устройству общества, социально одобряемым и неодобряемым формам поведения в обществе, первичному пониманию социальной реальности в повседневной жизни;
- воспитать у детей внутреннюю потребность переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (к человеку, семье, Отечеству, природе, миру, знаниям, труду, культуре), ценностное отношение к жизни в обществе;
- сформировать у детей умение самостоятельно действовать, быть гражданином и свободным человеком. Помочь детям приобрести то мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина.
К наиболее важным нормам и традициям поведения относятся:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой), уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- беречь и охранять природу (заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе, стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым, соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми, уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят, уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Формы и содержание воспитательной деятельности:
- работа по сплочению воспитанников и формированию детского коллектива (мероприятия школы, беседы, экскурсии, ярмарки поделок);
- обучающие занятия (беседы с детьми, родителями по правилам дорожного движения, изучение основ пожарной, дорожной, информационной безопасности, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков по гражданской обороне и др.);
- информационно-просветительные мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, мастер-классы, беседы, консультации);
- мероприятия, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (День Победы и День защитника Отечества, информационные часы, посвященные памятным датам истории страны);
- мероприятия, направленные на уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (конкурсы, экскурсии, беседы, доклады и сообщения учащихся);
- мероприятия, направленные на развитие чувства гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры (экскурсии в дом - музей им. П. Комарова, краеведческий музей им. Н.И. Попова, библиотеку им. Крупской);
- мероприятия по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир (конкурсы рисунков, городские, региональные и Всероссийские конкурсы поделок, выставки Декоративно - прикладного творчества);
- дни защиты от экологической опасности (участие в экологических акциях ДДТ, выставках, конкурсах, трудовых десантах, круглых столах, и др.);
- взаимодействие с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка (помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности в ДДТ, индивидуальное консультирование с целью координации воспитания).
Планируемые результаты.
К концу обучения по данной программе обучающиеся:
- приобретут социальные знания об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получат опыт переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к жизни в обществе;
- получат опыт самостоятельного общественного действия, когда ребенок становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком, приобретает то мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы с учетом направлений воспитательной работы, установленных в Программе воспитания МОАУ ДО ДДТ.
2.7. Календарный план воспитательной работы.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | «Праздник осени» | Праздник | Сентябрь |
2 | «Дружба начинается с улыбки» Беседа на тему: «Давайте строить отношения» | Беседа, игра | Сентябрь |
3 | «День пожилого человека» | Акция вручения сувениров пожилым людям | Октябрь |
4 | « Друг мой Светофор» | Занятие - игра | Октябрь |
| «Дорога и мы» | Выставка творческих работ | Октябрь |
5 | День матери | Ярмарка | Ноябрь |
6 | «Кормушка для птиц» | Конкурс поделок | |
7 | « Мастерская д. Мороза» , номинация « Символ года» | Городской конкурс поделок | Декабрь |
8 | Международный день инвалидов «Мы – вместе» | Акция | Декабрь |
9 | «Солдат – всегда солдат » | Интеллектуальная игра | Февраль |
10 | « Парад военной техники» | Городской конкурс поделок | Февраль |
11 | «Весенняя палитра» | Международный творческий конкурс поделок | Март |
12 | « Мамочке моей» | Выставка поделок | Март |
13 | « Космические дали» | Конкурс поделок | Апрель |
14 | Экскурсия в Музей Комарова | Экскурсия | Апрель |
15 | «Дорога к Победе» | Выставка поделок | Май |
16 | «Краски Великой Победы» | Конкурс рисунков | Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Официально-документальные материалы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.22 № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ( утверждены на заседании Учёного совета от 24.02.2022 г. № 1).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Для педагога:
Андреева Е.А. Трехминутные развивающие игры для детей. - М.: РИПОЛ классик, 2005. – 320 с.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
Брайн Сентенс Керамика.- М.:Астрель, 2005.-216 с.
Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. - В..:Учитель, 2008 -250 с.
Хапилина И.А. «Азбука народных промыслов» -В..:Учитель, 2012 -199с
Чаварра Хоамин. Уроки керамики. Ручная лепка. Гончарный круг. -М.: Астрель АСТ, 2003. – 64 с.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие.-2-изд., перераб. -: С-П. Издательство В.А.Михайлова, 2009. – 147 с.
Долорс Рос. Керамика.-М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2010 -144с.: ил.
Н. Н. Алексахин. Методика преподавания лепки в детском кружке : Учеб. пособие для внеуроч. работы с детьми мл. шк. возраста - М. : АГАР, 2006. - 47 с.
Солнцева Е. А. Упражнения для развития мелкой моторики. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2007.-93с
Т.Н. Проснякова / Гурко М.В. Технология 3 класс. Поурочные планы по учебнику «Уроки творчества» – Волгоград изд-во «Учитель», 2012. 255 с.
Для детей:
Аванта М. Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. -+. 2003 – 184 с.
А. Климентов, «Народные промыслы России», Москва. 2007 - 39 с.
Величкина Г.Б. «Дымковская игрушка».- М.:МОЗАЙКА СИНТЕЗ,2008
- 26 с.
Гейл Ритч. Научитесь лепить. -Минск. Попурри. 2002г. – 128 с.
Дорожнин Ю.М. «Каргопольская игрушка».- М.:МОЗАЙКА СИНТЕЗ,2008 -18 с.
Е.А. Никонова «Я открою вам секрет», Паритет, Санкт-Петербург. 2005
- 28 с.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. -Ярославль. -Академия развития. 2012 – 192 с.
Федотов Г.Я. Послушная глина.- М.: Аст-Пресс. 2004 - 144 с.
Для родителей:
Соломенникова. О.В. «Филимоновские свистульки» - М.:МОЗАЙКА СИНТЕЗ,2008 – 16 с.
Серебренников В.А. «Керамика в современной квартире». - Л.: Художник, 2011– 64 с.
Сост.С. Липунова Волшебная глина. /– Смоленск: Русич,2001 - 160с.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.-М.: Мол.гвардия,2005 – 224 с.
Хоаким Чаварра. Уроки керамики. Ручная лепка. -М. Астрель-Аст. 2003 – 64 с.
Долорс Рос. Энциклопедия Керамика.- М. Аст-Пресс-Книга. 2007. – 144 с.
Интернет-источники:
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru.
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru.
Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru.
Русская игрушка http:// www.rustoys.ru/museums.
Ремесленник http:// www.remeslennik.ru.
Вятская игрушка http:// www.gov- vyatka.ru.