Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я познаю мир» для 5 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
«Концепцией развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.№09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ»;
Постановлением от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
Направленность
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию кружковой работы, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Я познаю мир»» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении. На дополнительных занятиях по биологии закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии.
Программа кружка «Я познаю мир» – биологической направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы (предмет «Биология» 5 класс). В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Я познаю мир» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Рабочая программа учебного предмета «Я познаю мир» для 5 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Актуальность и новизна
Программа «Я познаю мир» ориентирована на формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся. Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Программа рассчитана 5 класс - 4 часа в год, 1 час в месяц
Цели и задачи
Цель: овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о живых организмах и экологической безопасности.
Задачи:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой;
привитие интереса к исследовательской и творческой деятельности;
повышение активности учащихся посредством применения вспомогательного учебного оборудования;
развитие у учащихся познавательных, творческих, коммуникативных способности;
формирование модели безопасного поведения в природе.
Возрастные особенности
Программа ориентирована на обучающихся 5 класса, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. В этом возрасте происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации.
Формы и режим занятий
Режим занятий- 4 часа, 1 раз в месяц.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, практические и лабораторные работы, экскурсии, коллективные и индивидуальные исследования, проектная деятельность, в том числе с использованием ИКТ, самостоятельная работа, доклад, выступление, консультации, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Для реализации программы имеется необходимая материальная и информационная база, обеспечивающая организацию всех видов деятельности обучающихся, соответствующая санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе |
теоретических | практических |
1. | «Биология – наука о живом мире» «Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое» Исследование «Использование живых организмов человеком» Практикум «Изучение строения увеличительных приборов» «Знакомство с клетками растений» Опыты, раскрывающие химический состав клетки | 1 | 0 | 1 |
2. | Многообразие живых организмов «Почувствуй себя систематиком» Знакомство с Царствами живой природы – растения, животные, грибы, лишайники Основы классификации живых организмов | 1 | 1 | 0 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля «Почувствуй себя экологом» | 1 | 1 | 0 |
4. | Человек на планете Земля «Почувствуй себя натуралистом» | 1 | 0 | 1 |
| Итого часов: | 4 | 2 | 2 |
Содержание программы
Раздел 1. Биология – наука о живом мире. «Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое» (1)
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
Исследование «Использование живых организмов человеком». Создание гербария «Культурные растения». Практикум «Изучение строения увеличительных приборов». Изготовление модели – аппликации «Строение растительной и животной клеток». Практикум «Знакомство с клетками растений». Опыты, раскрывающие химический состав клетки. Биологическая викторина «Наука о живом».
Раздел 2. Многообразие живых организмов «Почувствуй себя систематиком» (1)
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Кроссворд «Многообразие живых организмов. Выявление вредных и полезных живых организмов на основе справочной литературы. Создание презентации «Царства живой природы».
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля «Почувствуй себя экологом» (1)
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Мини-исследование «Среды жизни живых организмов». Экологический турнир «Факторы среды». Наблюдение за приспособлением организмов к жизни в природе. Виртуальное путешествие «Природные зоны России. Конкурс рисунков «Животный мир разных материков». Презентация « Жизнь живых организмов».
Раздел 4. Человек на планете Земля «Почувствуй себя натуралистом» (1)
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Исследование «Влияние человека на природу». Виртуальная экскурсия в заповедники России. Создание презентации «По страницам Красной книги».
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
1. Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
2. Развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
3. Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое)
4. Формирование эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов.
2. Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
5. Умение работать с определителями, лабораторным оборудованием.
6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
1. Знание основных правил поведения в природе.
2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
1. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
2. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Формирование способности эмоционального восприятия окружающего мира.
Материально- техническое обеспечение
Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
Гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;
Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой;
Микроскопы: световой и электронный;
Микропрепараты;
Персональные компьютеры;
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ;
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»;
Мультимедийный центр (Компьютер, принтер, доска)
Список используемой литературы для педагога.
Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В.Пахневич, И.А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012.
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011– (Стандарты второго поколения).
Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Просвещение, 1981
Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Пономарева И.Н. Биология: Растения. 5 класс : методическое пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В. Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии / И.А. Тушина II Первое сентября. Биология, 2003.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011- (Стандарты второго поколения).
Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992.
Список используемой литературы для обучающихся.
Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) / И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004.
Верзилин ИМ. По следам Робинзона / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.
«Атлас - определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
«Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001
«Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
Акимушкин И. И Невидимые нити природы / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 2000.
Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост.М.М. Боднарук, КВ. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для детей. Биология. — М.: Аванта+, 1996.
Пономарева И.Н. Биология: Растения. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Интернет-ресурсы
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
9