СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Я умею плавать"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Я умею плавать"»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №40»____________И.В.Домбровская

Приказ от 31.08.2021г. №144

Протокол пед.советаот 31.08.2021г.№ 1

Протокол МО учителей ЭРЦ от 30.08.2021г. № 1

от .08.2017г. 1









МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я УМЕЮ ПЛАВАТЬ»









Составитель:

Валитова Регина Марсовна



2021-2022 учебный год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………

3

Учебно-тематическое планирование (1 группа)…………………...

8

Календарно-тематическое планирование (1 группа)………………

11

Учебно-тематическое планирование (2 группа)……………….......

14

Календарно-тематическое планирование (2 группа)………………

16

Список литературы…………………………………………………..

19

Приложение…………………………………………………………...

20





























Пояснительная записка

к программе по плаванию

Программа физического воспитания на основе спортивного плавания предназначена для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, которая имеет материально-технические возможности для обучения плавательной подготовки в условиях школы, а именно школьный бассейн.

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы.

Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.

Основная идея программы: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.

Программа преследует следующую цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Программа решает следующие задачи.

  • Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.

  • Овладеть жизненно необходимыми навыками плавания.

  • Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс).

  • Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность

  • Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.

  • Развивать и совершенствовать физические качества.

  • Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ожидаемый результат.

  • Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.

  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.

  • Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.

В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются учителем на контрольных уроках.

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Методика реализации программы

Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы.

Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.

Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. Выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.

При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм в воде отводится значительное место.

Игры в воде можно условно разделить на игры для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений; совершенствование в технике.

Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:

  • Положение тела.

  • Дыхание.

  • Движения ногами.

  • Движения руками.

  • Общее согласование движений.

При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше. - Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;

  • изучение движений в воде с неподвижной опорой. - При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

  • изучение движений в воде с подвижной опорой. - При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;

  • изучение движений в воде без опоры. - Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:

  • движения ногами с дыханием;

  • движения руками с дыханием;

  • движения ногами и руками с дыханием;

  • плавание в полной координации.

Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.

На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:

  • поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);

  • проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;

  • в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).

Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:

  • разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;

  • умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;

  • формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • доступности и индивидуальности;

  • систематичности и постепенности в повышении требований.

Содержание уроков плавания для учащихся

В начальной школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.

Основные задачи подготовки:

  • укрепление здоровья и закаливание;

  • овладение жизненно необходимым навыком плавания;

  • обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;

  • развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

  • воспитание морально-этических и волевых качеств.

Теория

Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.

Практика

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. Проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров.

Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.


Сроки и этапы реализации программы дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся по программе дополнительного образования детей «Плавание». Данная программа предусмотрена для младшей и средней ступени обучения, занятия проводятся 1раз в неделю. Также 1 раз в неделю дополнительно проводятся занятия для детей специальной подготовки (аквааэробика).


Учебно-тематическое планирование -1 группа (1,2 классы)


№ п/п

Занятия по тематике


Количество часов

Теоретические





Практические

Всего

Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

1

-

1

Упражнения на освоение горизонтального положения тела на воде. Лежание.

-

2

2

Скольжение на груди кролем.

-

1

1

Скольжение на груди. Движения ногами в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

-

2

2

Изучение работы рук в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

-

2

2

Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков.

-

3

3

Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

-

3

3

Игры в воде.

-

2

2

Скольжение на спине Движения ногами в кроле на спине (со вспомогательными средствами)

-

1

1

Согласование скольжения на спине с движениями ногами.

-

2

2

Согласование скольжения на спине с движениями ногами. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

-

2

2

Изучение движений рук в кроле на спине.

-

2

2

Проплывание коротких отрезков с помощью рук. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

-

2

2

Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

-

3

3

Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.

-

3

3

Игры в воде.

-

2

2

Проплывание дистанций. Свободное плавание.

-

2

2



ИТОГО

1

34

35
















Календарно-тематическое планирование 1 группа (1,2 классы)

Класс

Дата


план

факт

1.

1

2








Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

2.

1

2














Упражнения на освоение горизонтального положения тела на воде. Лежание.

3.

1

2








Упражнения на освоение горизонтального положения тела на воде. Лежание.

4.

1

2






Скольжение на груди кролем.

5.

1

2






Скольжение на груди. Движения ногами в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

6

1

2




Скольжение на груди. Движения ногами в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

7.

1

2




Изучение работы рук в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

8.

1

2




Изучение работы рук в кроле на груди (со вспомогательными средствами).

9.

1

2




Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков.

10.

1

2




Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков

11.

1

2




Согласование работы рук и ног в кроле на груди. Проплывание коротких отрезков

12.

1

2




Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

13.

1

2




Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

14.

1

2




Свободное плавание кролем на груди. Проплывание указанных отрезков.

15.

1

2




Игры в воде.

16.

1

2




Игры в воде.

17.

1

2




Скольжение на спине Движения ногами в кроле на спине (со вспомогательными средствами)

18.

1

2




Согласование скольжения на спине с движениями ногами.

19.

1

2




Согласование скольжения на спине с движениями ногами.

20.

1

2




Согласование скольжения на спине с движениями ногами. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

21.

1

2




Согласование скольжения на спине с движениями ногами. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

22.

1

2




Изучение движений рук в кроле на спине.

23.

1

2




Изучение движений рук в кроле на спине.

24.

1

2




Проплывание коротких отрезков с помощью рук. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

25.

1

2




Проплывание коротких отрезков с помощью рук. Проплывание коротких отрезков с поддерживающими средствами и без них.

26.

1

2




Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

27.

1

2




Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

28.

1

2




Согласование работы рук и ног в кроле на спине. Проплывание коротких отрезков.

29.

1

2




Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.

30.

1

2




Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.

31.


1

2




Свободное плавание кролем на спине. Проплывание обозначенных отрезков.

32.

1

2




Игры в воде.

33.

1

2




Игры в воде.

34.

1

2




Проплывание дистанций. Свободное плавание.

35.

1

2




Проплывание дистанций. Свободное плавание.





Учебно-тематическое планирование - 2 группа (3,4 классы)


№ п/п

Занятия по тематике


Количество часов

Теоретические





Практические

Всего

1

Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

1

-

1

2

Плавание кролем на груди, кроль на спине. Проплывание указанных отрезков. Скольжение на груди и на спине.

-

2

2

3

Игры в воде.

-

2

2

4

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе.

-

2

2

5

Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

-

3

3

6

Изучение движений рук в брассе.

-

2

2

7

Согласование движений рук с дыханием в брассе.

-

2

2

8

Согласование движений рук с дыханием в брассе (со вспомогательными средствами).

-

2

2

9

Скольжение и дыхание в брассе. Движения рук в брассе (со вспомогательными средствами).

-

2

2

10

Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких отрезков.

-

3

3

11

Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких отрезков.

-

3

3

12

Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

-

4

4

13

Игры в воде.

-

2

2

14

Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

-

3

3

15

Проплывание дистанций. Игры в воде.

-

2

2



ИТОГО

1

34

35





Календарно-тематическое планирование- 2 группа (3,4 классы)

Класс

Дата


план

факт

1

3

4




Инструктаж по ТБ на уроках плавания. Правила поведения в бассейне и в раздевалках.

2

3

4




Плавание кролем на груди, кроль на спине. Проплывание указанных отрезков. Скольжение на груди и на спине.

3

3

4




Плавание кролем на груди, кроль на спине. Проплывание указанных отрезков. Скольжение на груди и на спине.

4

3

4




Игры в воде.

5.

3

4




Игры в воде.

6.

3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе.

7.

3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе.

8.

3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

9.

3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).


10.


3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения ног в брассе (со вспомогательными средствами).

11.

3

4




Изучение движений рук в брассе.

12.

3

4




Изучение движений рук в брассе.

13.

3

4




Согласование движений рук с дыханием в брассе.

14.

3

4




Согласование движений рук с дыханием в брассе.

15.

3

4




Согласование движений рук с дыханием в брассе (со вспомогательными средствами).

16.

3

4




Согласование движений рук с дыханием в брассе (со вспомогательными средствами).

17.

3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения рук в брассе (со вспомогательными средствами).

18.

3

4




Скольжение и дыхание в брассе. Движения рук в брассе (со вспомогательными средствами).


19.


3

4




Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких отрезков.

20.

3

4




Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких отрезков.

21.

3

4




Согласование работы рук и ног в брассе (со вспомогательными средствами). Проплывание коротких отрезков.

22.

3

4




Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких отрезков.

23.

3

4




Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких отрезков.

24.

3

4




Согласование работы рук и ног в брассе. Проплывание коротких отрезков.

25.

3

4




Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

26.

3

4




Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.


27.

3

4




Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.



28.


3

4




Свободное плавание брассом. Проплывание обозначенных отрезков.

29.

3

4




Игры в воде.

30.

3

4




Игры в воде.

31.

3

4




Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

32.

3

4




Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

33.

3

4




Свободное плавание кролем на груди, спине, брассом.

34

3

4




Проплывание дистанций. Игры в воде.

35.

3

4




Проплывание дистанций. Игры в воде.



Список литературы

  1. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов.

  2. “Комплексной программой физического воспитания учащихся I–XI классов”. - В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.

  3. Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г.

  4. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

  5. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

  6. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000


Игры на воде

«Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу, ноги на ширине плеч, руки опущены в воду, пальцы сцеплены. По команде ведущего они выполняют движения обеими напряженными руками вправо-влево (руки держать под самой поверхностью воды, чтобы «волны» были большими). Игру можно проводить также, разделив участников на две команды. По сигналу ведущего, стоя лицом в шеренгах друг другу на расстоянии 2м, они соревнуются, у кого больше волны.


«Сядь на дно». По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду. Перед погружением необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убеждает в том, что сесть на дно практически невозможно.


«Насос». Играющие стоят в парах лицом друг другу, взявшись за руки. Поочередно приседая. Они погружаются с головой в воду. Когда один появляется над поверхностью, другой приседает и скрывается под водой.


«Поплавок». Играющие стоят на дне. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, они приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета десять.

«Пятнашки с «поплавком». Вариант 1. Водящий («пятнашка») старается догнать осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от «пятнашки», играющие принимают положение «поплавка». Если «пятнашка» дотронется до и грающего раньше, чем тот принял это положение, то он становится «пятнашкой».


«Волейбол на воде». Играющие располагаются по кругу. С помощью ударов они передают друг другу мяч, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе. В зависимости от подготовленности занимающихся игра может проводится как на мелком, так и на глубоком месте.


«Салки с мячом». Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них («салка») легким резиновым мячом старается попасть в кого-либо из играющих. Осаленный мячом сам становится «салкой».



21