Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – средняя школа № 18 ст. Мочище
«Обсуждено» Руководитель МО _______ /Мягкова О.Н. / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ - СШ № 18 _____ /Ачёлова Л.И. / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МБОУ - СШ №18 _______ /Мыльникова Т.С. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»
Духовно-нравственное направление
6 КЛАСС
(2017-2018 уч.г.)
Богатова _Ольга Викторовна
Ф.И.О.
Программа кружка внеурочной деятельности разработана
на основе документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобразования РФ от 29.12.14 №1644);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)-2015г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
Кружок “Я в мире, мир во мне ” введен в часть плана внеурочной деятельности, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления ФГОС ООО; формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанно-стям человека:
• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
• представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• представления о правах и обязанностях гражданина России;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,
• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние чело-века компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования школы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт особенностей развития личности каждого обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения обучающихся и учителя; раскрытие перед обучающимися роли культуры в развитии общества.
Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление обучающимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
Принцип учёта потребностей обучающихся. Реализуется через процесс воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор обучающихся.
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия :
• беседы; лекции, диспуты
• классный час; час общения;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала.
Практические занятия:
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества;
• сюжетно-ролевые игры и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной
деятельности, проявлению их личностных качеств.
Данная Программа предназначена для обучающихся 6 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 35 часов в год. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю. Программа включает в себя два модуля:
1) часы общения;
2) традиционные общешкольные мероприятия (включающие с себя как подготовку к мероприятиям, так и сами мероприятия).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как
направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно
обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний,
начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения
действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности гражданина России. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным
Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах
здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных
играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки
социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о
правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному
Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному
здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся
в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения
ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации
воспитания социализации школьников.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
– формирование основ российской идентичности, присвоение базовых
национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление
духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к
жизни, доверия к людям и обществу.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Я и моё Отечество (7ч)
Страна, которую мы любим. Символы России. Государственные символы Новосибирской области, города Новосибирска. Новосибирской области 80 лет. Моя малая Родина. Посещение Краеведческого музея. Права и обязанности гражданина России. Мои права и обязанности (проект). Беседа «Патриотический долг». История моей школы в лицах и фактах.(к юбилею школы)
Я и окружающие (6ч)
И это тоже я! Познавать и улучшать себя. Личность как член общества. Законы коллектива. Доверие. Доверительные отношения. Скромность и тщеславие. Честь. Совесть. Живи, не требуя награды. Доброта и гуманность. Может ли доброта исцелить человека? Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Что такое толерантность». Игровое моделирование речевых ситуаций .«Взаимное уважение». Правда и ложь. В поисках справедливости. Как избежать конфликта. Игровая деятельность «В поисках справедливости» Тренинг «Давайте жить дружно!» Правда - это общая совесть людей. Причины лжи. Беседа «Что такое уважение».
Я и моя семья (3ч)
Семейный калейдоскоп. Защита проектов «Моя семья - моё богатство!» Любовь к человеку. Материнская любовь. Поздравление мам «Мамочка моя». Забота о родителях – дело совести каждого.
Я и моё отношение к труду (6ч)
«Мир моих увлечений». Выставка моих достижений. Игровые ситуации «Мир профессий».
КТД «Новогодний праздник». Беседа «Как стать дисциплинированным?». Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия -защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.
Я и природа (4ч)
Все мы из мира природы. Братья наши меньшие. Что такое экологическая безопасность. Проект «Я житель планеты Земля» День птиц. Брей ринг «Природа и мы». Семь чудес света.
Я и здоровье (5ч)
Жизнь даётся один раз! Беседа «Здоровый образ жизни». Правильное питание. Ваш выбор: радости или страдания. Курение и здравомыслие. Алкоголь – губитель судеб. Токсикомания и наркомания. Ваш выбор: красота или уродство. Спорт – альтернатива пагубным привычкам!
Я и Мир прекрасного (4ч)).
Путешествие в Мир прекрасного (виртуальная экскурсия) . Конкурс стихотворений, рисунков «Спасибо деду за победу!», конкурс чтецов «Строки, опаленные войной». Красота спасёт мир. Экскурсия в музей ИЗО. Театр – особый и прекрасный мир. (посещение театра).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ | Тема раздела | Количество часов |
| Я и моё Отечество (7ч) | |
1 | Страна, которую мы любим. Государственные символы. | 1 |
2 | Тропинками родного края. Новосибирской области 80 лет. | 1 |
3 | Посещение Краеведческого музея. | 1 |
4 | Права и обязанности гражданина России. | 1 |
5 | Мои права и обязанности (проект) | 1 |
6 | Беседа «Патриотический долг» | 1 |
7 | История моей школы в фактах и лицах.(к юбилею школы) | 1 |
| Я и окружающие (6ч) | |
8 | И это тоже я! Познавать и улучшать себя. | 1 |
9 | Личность как член общества. Законы коллектива. Доверие. Доверительные отношения. | 1 |
10 | Скромность и тщеславие. Честь. Совесть. | 1 |
11 | Живи, не требуя награды. Доброта и гуманность. Может ли доброта исцелить человека? | 1 |
12 | Беседа «Что такое толерантность». Взаимное уважение. | 1 |
13 | Правда и ложь. В поисках справедливости. Как избежать конфликта. | 1 |
| Я и моя семья (3ч) | |
14 | Семейный калейдоскоп. Защита проектов «Моя семья - моё богатство!» | 1 |
15 | Любовь к человеку. Материнская любовь. Поздравление мам «Мамочка моя» | 1 |
16 | Забота о родителях – дело совести каждого | 1 |
| Я и моё отношение к труду (6ч) | |
17 | Мир моих увлечений. Выставка моих достижений. | 1 |
18 | Мир профессий. | 1 |
19 | КТД « Новогодний праздник» | 1 |
20 | Как стать дисциплинированным? | 1 |
21 | Почётная профессия - защищать Родину. Посещение музея боевой славы. | 1 |
22 | Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 |
| Я и природа (4ч) | |
23 | Все мы из мира природы. Братья наши меньшие. | 1 |
24 | Что такое экологическая безопасность. Проект «Я житель планеты Земля» | 1 |
25 | День птиц. | 1 |
26 | Семь чудес Света | 1 |
| Я и здоровье (5ч) | |
27 | Жизнь даётся один раз! Беседа «Здоровый образ жизни» | 1 |
28 | Правильное питание. Ваш выбор: радости или страдания. | 1 |
29 | Курение и здравомыслие. Алкоголь – губитель судеб. | 1 |
30 | Токсикомания и наркомания. Ваш выбор: красота или уродство. | 1 |
31 | Спорт – альтернатива пагубным привычкам! | 1 |
| Я и Мир прекрасного (4ч) | |
32 | Путешествие в Мир прекрасного (виртуальная экскурсия) | 1 |
33 | Конкурс стихотворений, рисунков «Спасибо деду за победу!», конкурс чтецов «Строки, опаленные войной» | 1 |
34 | Красота спасёт мир. Экскурсия в музей ИЗО. | 1 |
35 | Театр – особый и прекрасный мир. (посещение театра) | 1 |
| Всего за год: | 35 |
Анкета 1(6класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
2 | 1 | 0 | Гражданственность |
2 | 1 | 0 | Патриотизм |
2 | 1 | 0 | Скромность |
2 | 1 | 0 | Тщеславие |
2 | 1 | 0 | Справедливость |
2 | 1 | 0 | Уважение к окружающим |
2 | 1 | 0 | Бережливое отношение к природе |
2 | 1 | 0 | Доброта |
2 | 1 | 0 | Вежливость |
2 | 1 | 0 | Совесть |
2 | 1 | 0 | Негативное отношение к вредным привычкам |
2 | 1 | 0 | Милосердие |
2 | 1 | 0 | Смелость |
2 | 1 | 0 | Зависть |
2 | 1 | 0 | Благодарность |
Анкета 2(6 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО, класс
2 | 1 | 0 | Гражданственность |
2 | 1 | 0 | Патриотизм |
2 | 1 | 0 | Скромность |
2 | 1 | 0 | Тщеславие |
2 | 1 | 0 | Справедливость |
2 | 1 | 0 | Уважение к окружающим |
2 | 1 | 0 | Бережливое отношение к природе |
2 | 1 | 0 | Доброта |
2 | 1 | 0 | Вежливость |
2 | 1 | 0 | Совесть |
2 | 1 | 0 | Негативное отношение к вредным привычкам |
2 | 1 | 0 | Милосердие |
2 | 1 | 0 | Смелость |
2 | 1 | 0 | Зависть |
2 | 1 | 0 | Благодарность |
Спасибо за помощь в исследовании!