___________________ Юкова Т.И.
от « ____»__________2019г.
2019г.
Программа "Ментальная арифметика" — это система развития мозга, основанная на использовании абака, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности. Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Таким образом, ментальная арифметика способствует:
Формирование навыков устного счета без использования электронных вычислительных устройств;
Развитие мелкой моторики для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
Развитие познавательной активности через применение технологий деятельностного подхода;
Развитие лидерских качеств.
Направленность Программы: ментальная математика.
Планируемое количество детей –5 – 7 человек.
Комплектование кружка проводится по желанию детей и родителей на платной основе.
Формы работы: групповая, индивидуальная работа.
- Развитие способности работы двумя руками одновременно.
Ребенок учится быстро менять положение бусинок на счетах абак, решать сложные примеры. Эти действия устанавливают прочные связи с обеими полушариями и стимулируют гармоничное их развитие, развивает память, логику, фантазию и творчество.
- Развитие скорости мышления ребенка. Абак позволяет видеть цифры будто бы в виде картинок. Поэтому дети любого возраста учатся почти мгновенно выполнять даже очень сложные операции с цифрами.
- Развивает сосредоточенность и внимание.
- Стимулирует скрытые таланты и возможности. Это развивает слух, воображение и память.
- Математические операции при помощи визуальных примеров. Это способствует развитию фантазии и творческого потенциала.
Результатом освоения программы "Ментальная арифметика" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- подготовка дошкольника к успешному вхождению в школьный период, развитие творческих познавательных способностей;
- формирование элементарных математических представлений, а именно: знакомство с цифрами, их написание, прямой и обратный счет, сравнение чисел, сложение и вычитание, решение простых математических задач, ориентирование на листе в клетку;
- развитие восприятия, памяти, логического и наглядно-схематического мышления, внимания, воображения;
- развитие усидчивости и организованности во время учебной деятельности, познавательного интереса.
умение производить сложение и вычитание двухзначных чисел в уме; развитие аудиальной, визуальной памяти;
развитие творческого мышления.
Месяц | Неделя | № з/н | Программное содержание | Задачи |
1 уровень обучения: простое сложение и вычитание, метод «Помощь братаээ» |
| 1 | 1 | Абакус и его конструкция. Правила передвижения косточек. Использование большого и указательного пальцев. Цифры и числа от 1 до 4. Набор чисел от 1 до 4. | Познакомить с абакусом, его конструкцией, правилом передвижения косточек, учить набирать числа от 1 до 4, развивать память, внимание. |
2 | Повторить правила набора чисел на абакусе от 1 до 4 Цифры и числа от 5 до 9. Набор чисел от 5 до 9 Обозначение нуля на абакусе. | Повторить набор чисел на абакусе от 1 до 4, учить набирать числа от 5 до 9, познакомить с обозначением нуля на абакусе, развивать воображение, память, внимание, пространственное мышление. |
2 | 3 | Повторить правила набора чисел на абакусе от 0 до 9. | Закрепить представления детей о правилах набора чисел от 0 до 9 на абакусе, развивать воображение, память, внимание |
4 | Сравнение чисел. Больше/меньше. | Учить детей сравнивать по количеству группы предметов и использовать для сравнения знаки , =; развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
3 | 5 | Сравнение чисел. Больше/меньше. | Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству и использовать для сравнения знаки , =; развивать память, внимание, мышление, восприятие |
6 | Сложение. | Формировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +; развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
4 | 7 | Сложение. Счет на ментальной карте. Сложение по цепочке: 3 слагаемых | Формировать навык вычисления с помощью ментальной карты; учить складывать по цепочке – три слагаемых, развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
8 | Сложение (ментальный счет). Сложение по цепочке: 3 слагаемых | Продолжать учить выполнять вычисления с помощью ментальной карты, учить считать ментально, продолжать учить считать по цепочке – три слагаемых, используя абакус, развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
Октябрь | 1 | 9 | Вычитание | Познакомить детей с арифметическим действием – вычитание, со знаком минус, формировать умение решать примеры на вычитание с помощью абакуса, развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
10 | Вычитание. Счет на ментальной карте. Вычитание по цепочке: 3 числа. | Продолжать формировать умение решать примеры на вычитание с помощью абакуса, учить производить вычисления с помощью ментальной карты, развивать память, внимание, мышление. |
2 | 11 | Вычитание (ментальный счет). Вычитание по цепочке: 3 числа. | Учить вычитать ментально, развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
12 | Сложение и вычитание. Смешанные примеры. | Учить производить вычисления на вычитание и сложение на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, восприятие. |
3 | 13 | Числа от 10 до 20 Набор чисел от 10 до 20 на абакусе. Простое сложение и вычитание в пределах 20. | Познакомить с числами от 10 до 20, учить набирать их на абакусе, используя две руки, ввести понятие десяток, учить складывать и вычитать числа в пределах 20 (простое сложение и вычитание), развивать память, внимание, мышление, воображение. |
14 | Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (на абакусе). | Закреплять представление о числах от 10 до 20, учить набирать их на абакусе. используя две руки, продолжать учить складывать и вычитать числа в пределах 20 (простое сложение и вычитание), развивать память, внимание, мышление, воображение. |
4 | 15 | Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (на ментальной карте) | Закреплять представление о числах от 10 до 20, продолжать учить набирать их на абакусе. используя две руки, учить складывать и вычитать числа в пределах 20 (простое сложение и вычитание) на ментальной карте, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
16 | Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (ментальный счет). | Закреплять представление о числах от 10 до 20, продолжать учить набирать их на абакусе, используя две руки, учить складывать и вычитать числа в пределах 20 (простое сложение и вычитание) ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
Ноябрь | 1 | 17 | Числа от 10 до 99. Набор чисел от 10 до 99 на абакусе. Счет десятками. Простое сложение и вычитание десятками | Познакомить с образованием двузначных чисел (10-99), учить набирать их на абкусе, используя две руки, учить складывать и вычитать числа в пределах 90 десятками (простое сложение и вычитание) на абакусе, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
18 | Простое сложение и вычитание на абакусе и на ментальной карте в пределах 99. | Отрабатывать навык набора двузначных чисел (до 99 ) на абакусе, используя две руки, учить складывать и вычитать числа в пределах 99 (простое сложение и вычитание) на абакусе и ментальной карте, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
2 | 19 | Простое сложение и вычитание в пределах 99 (ментальный счет) | Учить складывать и вычитать числа в пределах 99 (простое сложение и вычитание) ментально, продолжать отрабатывать навык набора двузначных чисел (до 99 ) на абакусе, используя две руки, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
20 | Цепочечное сложение в пределах 99: (на абакусе, ментальной карте и ментальный счет) | Учить складывать числа по цепочке (3-4 слагаемых) на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
3 | 21 | Цепочечное вычитание в пределах 99 (на абакусе, на ментальной карте и ментальный счет) | Учить вычитать числа по цепочке (2-3 вычитаемых) на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
22 | Смешанные примеры в пределах 99 (на абакусе, на ментальной карте и ментальный счет) | Учить решать смешанные примеры (на сложение и вычитание) в пределах 99 на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
4 | 23 | Числа от 100 до 999. Набор чисел от 100 до 999. Счет сотнями. Сложение и вычитание | Познакомить с разрядным составом трехзначных чисел, разрядом «сотни», учить набирать числа от 100 до 999 на абакусе, учить складывать и вычитать трехзначные числа на абакусе, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
24 | Простое сложение и вычитание в пределах 999 на абакусе Ментальный счет 2х значные числа. | Продолжать учить складывать и вычитать трехзначные числа на абакусе, продолжать считать ментально двузначные числа, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
Декабрь | 1 | 25 | Смешанные примеры на простое сложение и вычитание в пределах 999. Ментальный счет 2-х значные числа. | Продолжать учить складывать и вычитать трехзначные числа на абакусе, продолжать считать ментально двузначные числа, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
26 | Повторение | Закреплять умение складывать и вычитать трехзначные числа на абакусе, умение считать ментально двухзначные числа, умение вычислять цепочки из однозначных чисел на абакусе и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
2 | 27 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 4+1. | Познакомить детей с правилом кулачка 4+1, актуализировать знания о составе числа 5, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правила кулачка 4+1, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
28 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 4+2 | Познакомить детей с правилом кулачка 4+2, повторить состав числа 5, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правила кулачка 4+2, развивать память, внимание, мышление, воображение |
3 | 29 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 4+3. | Познакомить детей с правилом кулачка 4+3, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правила кулачка 4+3, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
30 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 4+4. | Познакомить детей с правилом кулачка 4+4, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правила кулачка 4+4, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
4 | 31 | Метод «Помощь брата»: 4+1, 4+2, 4+3, 4+4 | Повторить все правила кулачка на сложение, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя все правила кулачка на сложение, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
32 | Метод «помощь брата». Сложение по цепочке: 3-4 однозначных числа, однозначные с двузначными. | Продолжать отрабатывать все правила кулачка на сложение, учить складывать одно и двузначные числа в четыре ряда на абакусе, ментальной карте и ментально, используя все правила кулачка на сложение, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
Январь | 1 | 33 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 5-1 | Познакомить детей с правилом кулачка 5-1, отрабатывать навык счета на это правило на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
34 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 5-2 | Познакомить детей с правилом кулачка 5-2, отрабатывать навык счета на это правило на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
2 | 35 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 5-3. | Познакомить детей с правилом кулачка 5-3, отрабатывать навык счета на это правило на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение |
36 | Метод «помощь брата» Правило кулачка 5-4. | Познакомить детей с правилом кулачка 5-4, отрабатывать навык счета на это правило на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
3 | 37 | Метод «помощь брата»: 5-1, 5-2, 5-3, 5-4. | Закреплять навык счета на правила кулачка (вычитание) на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
38 | Метод «помощь брата» Вычитание по цепочке в 4-5 рядов | Продолжать отрабатывать все правила кулачка на вычитание, учить вычитать одно и двузначные числа в четыре-пять рядов на абакусе, ментальной карте и ментально, используя все правила кулачка на вычитание, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
4 | 39 | Метод «помощь брата». Смешанные примеры на сложение и вычитание | Отрабатывать все правила кулачка на сложение и вычитание на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
| 40 | Повторение | Продолжать отрабатывать все правила кулачка на сложение и вычитание на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
| | | ТУРНИР ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ | |
2 уровень обучения: метод «Помощь друга» |
Февраль | 1 | 41 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+9 | Познакомить детей с правилом сложения 9+9, актуализировать знания о составе числа 10, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+9, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
42 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+8 | Познакомить детей с правилом сложения 9+8, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+8, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
2 | 43 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+7 | Познакомить детей с правилом сложения 9+ 7, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+ 7, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
44 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+6 | Познакомить детей с правилом сложения 9+6, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+6, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
3 | 45 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+5 | Познакомить детей с правилом сложения 9+ 5, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+ 5, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
46 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+4 | Познакомить детей с правилом сложения 9+ 4, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+ 4, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
4 | 47 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+3. | Познакомить детей с правилом сложения 9+3, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+3, развивать память, внимание, мышление, воображение |
48 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+2. | Познакомить детей с правилом сложения 9+2, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+2, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
Март | 1 | 49 | Метод «помощь друга». Правило сложения 9+1 | Познакомить детей с правилом сложения 9+1, отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально, используя правило сложения 9+1, развивать память, внимание, мышление, воображение |
50 | Метод «помощь друга»: все правила | Отрабатывать навык счета на абакусе, ментальной карте и ментально на все правила сложения «метод помощь друга», развивать память, внимание, мышление, воображение. |
2 | 51 | Метод «помощь друга». Сложение по цепочке: 1-значные числа: 5-6 слагаемых. | Продолжать отрабатывать все правила сложения, используя метод «помощь друга», учиться складывать однозначные числа в пять-шесть рядов на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
52 | Метод «помощь друга». Сложение по цепочке: 1-значные и 2-значные числа: 5-6 слагаемых | Продолжать отрабатывать все правила сложения, используя метод «помощь друга», учиться складывать однозначные и двузначные числа в пять-шесть рядов на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать память, внимание, мышление, воображение. |
3 | 53 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10-9 | Познакомить с правилом вычитания 10-9, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, нестандартное мышление. |
54 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10-8 | Познакомить с правилом вычитания 10-8, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное мышление. |
4 | 55 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10 - 7 | Познакомить с правилом вычитания 10 -7, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное мышление |
56 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10 – 6. | Познакомить с правилом вычитания 10 -6, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное мышление. |
Апрель | 1 | 57 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10 – 5. | Познакомить с правилом вычитания 10 -5, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
58 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10 - 4 | Познакомить с правилом вычитания 10 -4, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
2 | 59 | Метод «помощь друга». Правило вычитания 10 - 3 | Познакомить с правилом вычитания 10 -4, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
60 | Метод «помощь друга» Правило вычитания 10 - 2 | Познакомить с правилом вычитания 10 - 2, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
3 | 61 | Метод «помощь друга» Правило вычитания 10-1 | Познакомить с правилом вычитания 10-1, отрабатывать навык счета на абакусе и ментально на это правило, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
62 | Метод «помощь друга»: все правила вычитания | Отрабатывать навык счета на все правила вычитания, используя метод «помощь друга» на абакусе и ментально, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
4 | 63 | Метод «помощь друга»: все правила вычитания | Продолжать отрабатывать навык счета на все правила вычитания, используя метод «помощь друга» на абакусе и ментально, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
64 | Метод «помощь друга»: все правила вычитания | Продолжать отрабатывать навык счета на все правила вычитания, используя метод «помощь друга», на абакусе и ментально, развивать память, внимание, воображение, пространственное и логическое мышление. |
Май | 1 | 65 | Метод «помощь друга». Вычитание одной цифры по цепочке: 5-6 уменьшаемых | Продолжать отрабатывать все правила вычитания, используя метод «помощь друга», учиться вычитать последовательно одну и ту же цифру в пять шесть рядов на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать зрительную память, внимание, пространственное и логическое мышление, воображение. |
66 | Метод «помощь друга». Вычитание последовательных чисел по цепочке: 5-6 уменьшаемых | Продолжать отрабатывать все правила вычитания, используя метод «помощь друга», учиться вычитать последовательные числа в пять шесть рядов на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать зрительную память, внимание, пространственное и логическое мышление, воображение. |
2 | 67 | Метод «помощь друга». вычитание по цепочке однозначные и двузначные числа: 5-6 уменьшаемых | Продолжать отрабатывать все правила вычитания, используя метод «помощь друга», учиться вычитать однозначные и двузначные числа в пять шесть рядов на абакусе, ментальной карте и ментально, развивать зрительную память, внимание, пространственное и логическое мышление, воображение. |
68 | Метод «помощь друга». Смешанные примеры. Сложение и вычитание. | Продолжать отрабатывать все правила сложения и вычитания, используя метод «помощь друга», на абакусе и ментально, развивать зрительную память, внимание, пространственное и логическое мышление, воображение |
3 | 69 | Метод «помощь друга». Смешанные примеры. Сложение и вычитание | Продолжать отрабатывать все правила сложения и вычитания, используя метод «помощь друга», на абакусе и ментально, развивать зрительную память, внимание, пространственное и логическое мышление, воображение. |
70 | Метод «помощь друга». Смешанные примеры. Сложение и вычитание | Продолжать отрабатывать навык ментального счета на все правила сложения и вычитания, используя метод «помощь друга», развивать зрительную память, внимание, пространственное и логическое мышление, воображение. |
4 | 71 | Квест «В поисках Арифмешки» | Отрабатывать навык ментального счета на все правила сложения и вычитания, развивать внимание, память, пространственное, пространственное и логическое мышление. |
72 | Квест «Путешествие в страну Арифметика» | Продолжать отрабатывать навык ментального счета на все правила сложения и вычитания, развивать внимание, память, пространственное, пространственное и логическое мышление. |
| | | ТУРНИР ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ | |
Освоение дошкольниками программы проверяется педагогом в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на занятиях, анализа самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми каждой темы программы разработаны контрольные работы.
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей
детей 4-5 лет. М., БИОПРЕСС, 2009г.
2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (старший дошкольный возраст).М., 2008г.
3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе. Начальная подготовка. М., 2009г.
4. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников М., 2002г.
5.Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html
6. Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.
7.Часть 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://readli.net/mentalnaya-arifmetika-slozhenie-i-vyichitanie-chast-1/ 3. Центр ментальной арифметики SmartyKids [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://vk.com/smartykids 4. Школа СОРОБАН™. Развитие ребенка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/soroban.murmansk
8.Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
// Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 89-91.