СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка : «Интеллектуальный клуб «Эрудит»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка : «Интеллектуальный клуб «Эрудит»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Эрудит» составлена на основе:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. г. № 273-ФЗ (новая редакция)

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. №373), (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);

  3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15¹), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Актуальность программы

Программа кружка направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей, проявляющих интерес к предметам начальной школы. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу. В ходе проведения занятий кружка основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

• решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

• исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;

• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

• поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Цели и задачи курса

Цель программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.

Задачи программы:

  • Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);

  • Развитие наглядно-образного мышления;

  • Развитие словесно-логического мышления;


Место курса «Интеллектуальный клуб «Эрудит» в учебном плане и структура курса

Настоящая программа рассчитана на 1 год (136 часов) обучения и предназначена для работы с обучающимися 3 класса в возрасте 9-10 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Срок реализации 2021 – 2022 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЭРУДИТ». 3 КЛАСС

Личностные результаты:

-овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.



Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.


Предметные результаты

-сравнивать предметы по заданному свойству;

-определять целое и часть;

-устанавливать общие признаки.

-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

-определять последовательность действий;

-находить истинные и ложные высказывания.

-наделять предметы новыми свойствами;

-переносить свойства с одних предметов на другие.














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЭРУДИТ». 3 КЛАСС

Область «Филология» - 47 ч.

Тема 1. Развитие речи (10 ч)

Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Изучение жанрово-тематического разнообразия. Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях. Путешествие в сказочную страну. Сочинение сказок. Викторина «Для всезнаек» и литературная игра по станциям.

Тема 2. Слово (14 ч)

Вспомнить части слова и лексическое значение слов. Словесные тесты. Цепочки слов Логически-поисковые задания. Антонимы, синонимы. Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам. «Найди лишнее слово». Семья слов (Мини-проект). Игра-соревнование «Умники и умницы».

Тема 3. Предложение (13 ч)

Определение границ предложений на основе смысла и интонации. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Игры с однокоренными словами. Омонимы в предложениях. Развитие внимания к значению слов в предложении. Фразеологизмы, их использование в предложениях. Олимпиада

Тема 4. Ребусы, шарады (10 ч)

Разгадываем, составляем ребусы и шарады. Чайнворды и кроссворды. Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий. Анаграммы. Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")

Область «Математика» - 44 ч.

Тема 1. Нестандартные задачи (22 ч)

Задачи на «Сходство», «Отличия» и «Пересечения». Задачи на развитие способности комбинировать. Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности. Олимпиада

Тема 2. Головоломки (15 ч)

Арифметические ребусы. Магические квадраты. Цифровые судоку. Китайская головоломка «Танграм». Крипторифмы. Познавательная игра «В мире цифр». Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты. Запись цифр и чисел у других народов.

Тема 3. Развитие геометрического видения (7 ч)

Геометрические упражнения со спичками. Занимательные геометрические задачи. Разрезаем и составляем, перекрашиваем. Олимпиада

Область «Краеведение» - 45 ч.

Тема 1. Природа (20 ч)

Разнообразие животного мира Тульского края. Мир насекомых, земноводных и червей Тульского края. Растения Тульского края. Заповедники Тульского края. Друзья мои птицы поднебесные. Ягоды нашего края. Водоемы Тульского края. Их использование и охрана. Рыбье царство. Рыболовство. Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. Красная книга Тульского края. Проект.

Тема 2. История (7 ч)

Легенды Тулы. Население Тульского края. История улицы, школы и города. Проект.

Тема 3. Фольклор (4 ч)

Пословицы и поговорки. Обряды народов Тульского края. Творчество народов Тульского края. Фольклор в жизни современного человека.

Тема 4. Культура (14 ч)

Музеи Тульского края. Жилище народов Тульского края. Домашняя утварь – искусное мастерство. Кухня народов Тульского края. Народные обычаи и традиции Тульского края. Праздники в нашем доме. У нас гости. Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. Чтение сказок писателей Тульского края. Итоговое занятие «Юный эрудит». Конкурсы, задания на тему Лето». Награждение активных детей. Диагностика познавательных процессов младших школьников.



п/п

Название раздела

Количество часов


Филология

47


Математика

44


Краеведение

45

Всего:

136






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЭРУДИТ». 3 КЛАСС

(4 часа в неделю, 136 учебных часов)

п/п

Тема


Количество часов

Дата

Филология – 47 ч

Тема 1. Развитие речи (10 ч)

1-3

Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия

3


4-5

Жанрово- тематическое разнообразие

2


6-7

Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях

2


8-9

Путешествие в сказочную страну. Сочинение сказок.

2


10

Викторина «Для всезнаек». Литературная игра по станциям.

1


Тема 2. Слово (14 ч)

11

Части слова.

1


12

Лексическое значение слов

1


13

Словесные тесты

1


14

Цепочки слов

1


15-16

Логически-поисковые задания. Антонимы, синонимы

2


17-18

Построение слов из данного слова

2


19-20

Составление ребусов по словам

2


21

«Найди лишнее слово»

1


22-23

Семья слов. Мини-проект

2


24

Игра-соревнование «Умники и умницы».

1


Тема 3. Предложение (13 ч)

25-26

Определение границ предложений на основе смысла и интонации

2


27-28

Развитие умения находить в тексте главную мысль

2


29-30

Игры с однокоренными словами

2


31-32

Омонимы в предложениях

2


33-34

Развитие внимания к значению слов в предложении

2


35-36

Фразеологизмы, их использование в предложениях

2


37

Олимпиада

1


Тема 4. Ребусы, шарады (10 ч)

38

Разгадываем, составляем ребусы

1


39

Разгадываем, составляем шарады

1


40

Чайнворды

1


41

Кроссворды

1


42-43

Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий.

2


44

Анаграммы

1


45-47

Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")

3


Математика - 44 ч

Тема 1. Нестандартные задачи (22 ч)

48-49

Задачи «Сходство»

2


50-51

Задачи «Отличия»

2


52-53

Задачи «Пересечения»

2


54-55

Задачи на развитие способности комбинировать

2


56-58

Части и проценты

3


59-61

Время

3


62-64

Числовая комбинаторика

3


65-68

Последовательности

4


69

Олимпиада

1


Тема 2. Головоломки (15 ч)

70-71

Арифметические ребусы

2


72-73

Магические квадраты

2


74-75

Цифровые судоку

2


76-77

Китайская головоломка «Танграм»

2


78-79

Крипторифмы

2


80

Познавательная игра «В мире цифр»

1


81-82

Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты

2


83-84

Запись цифр и чисел у других народов

2


Тема 3. Развитие геометрического видения (7 ч)

85-86

Геометрические упражнения со спичками

2


87-88

Занимательные геометрические задачи

2


89-90

Разрезаем и составляем, перекрашиваем

2


91

Олимпиада

1


Краеведение - 45 ч

Тема 1. Природа (20 ч)

92-93

Разнообразие животного мира Тульского края.

2


94-95

Мир насекомых, земноводных и червей Тульского края.

2


96-97

Растения Тульского края

2


98-99

Заповедники Тульского края

2


100-101

Друзья мои птицы поднебесные

2


102-103

Ягоды нашего края

2


104-105

Водоемы Тульского края. Их использование и охрана.

2


106-107

Рыбье царство. Рыболовство.

2


108-109

Наши грибы. Лес дает нам стол и дом.

2


110-111

Красная книга Тульского края. Проект.

2


Тема 2. История (7 ч)

112-113

Легенды Тулы

2


114

Население Тульского края

1


115

История улицы

1


116

История школы

1


117-118

История города.Проект

2


Тема 3. Фольклор (4 час)

119

Пословицы и поговорки

1


120

Обряды народов Тульского края

1


121

Творчество народов Тульского края

1


122

Фольклор в жизни современного человека

1


Тема 4. Культура Тульской области (14 ч)

123-124

Музеи Тульского края

2


125

Жилище народов Тульского края

1


126

Домашняя утварь – искусное мастерство.

1


127

Кухня народов Тульского края

1


128-129

Народные обычаи и традиции Тульского края

2


130-131

Праздники в нашем доме. У нас гости

2


132-133

Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов.

2


134-135

Чтение сказок писателей Тульского края

2


136

Итоговое занятие «Юный эрудит». Конкурсы, задания на тему Лето». Награждение активных детей. Диагностика познавательных процессов младших школьников.

1
























ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

для учителя:

1.Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет.- Москва.- МЦНМО.- 2007

2.Бакулина Г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- Москва.- Владос.- 1999

3.Быльцов С.Ф. Занимательная математика для всех.- Санкт-Петербург.- 2005

4.Гейдман Б.П. Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 классы.- Москва.- Айрис-Пресс.- 2007

5.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физминуток.- Москва.- Эксмо.- 2007

6.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких.- Москва.- 2000

7.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники.- Москва.- Ральф.- 2000

8.Трошин В.В. магия чисел и фигур.- Москва.- Глобус.- 2007

9.Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.- Москва.- 21 сентября».- 2001

10.Я иду на урок в начальную школу.- Олимпиады и интеллектуальные игры.- Москва.- «1 сентября».- 2002

11.Занимательная география.- Москва.- Глобус.- 2007

12.Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

13.Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

14.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

15.Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2012 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

для учащихся:

  1. Детская энциклопедия;

  2. «Все обо всем»

  3. Журнал «АБВГД»

  4. Журнал «Эрудит»

  5. «Я познаю мир»



Материально – техническое обеспечение



Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Магнитофон

  • Сканер

  • Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы

  • Слайды

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Игры и игрушки

  • Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов

  • Настольные развивающие игры

Оборудование класса

  • Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев

  • Стол учительский с тумбой

  • Шкафы для хранения пособий

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.