ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Эрудит» составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. г. № 273-ФЗ (новая редакция)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. №373), (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15¹), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Актуальность программы
Программа кружка направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей, проявляющих интерес к предметам начальной школы. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу. В ходе проведения занятий кружка основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
• решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
• поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели и задачи курса
Цель программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.
Задачи программы:
Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
Место курса «Интеллектуальный клуб «Эрудит» в учебном плане и структура курса
Настоящая программа рассчитана на 1 год (136 часов) обучения и предназначена для работы с обучающимися 3 класса в возрасте 9-10 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Срок реализации 2021 – 2022 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЭРУДИТ». 3 КЛАСС
Личностные результаты:
-овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные УУД:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные УУД:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Предметные результаты
-сравнивать предметы по заданному свойству;
-определять целое и часть;
-устанавливать общие признаки.
-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
-определять последовательность действий;
-находить истинные и ложные высказывания.
-наделять предметы новыми свойствами;
-переносить свойства с одних предметов на другие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЭРУДИТ». 3 КЛАСС
Область «Филология» - 47 ч.
Тема 1. Развитие речи (10 ч)
Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Изучение жанрово-тематического разнообразия. Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях. Путешествие в сказочную страну. Сочинение сказок. Викторина «Для всезнаек» и литературная игра по станциям.
Тема 2. Слово (14 ч)
Вспомнить части слова и лексическое значение слов. Словесные тесты. Цепочки слов Логически-поисковые задания. Антонимы, синонимы. Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам. «Найди лишнее слово». Семья слов (Мини-проект). Игра-соревнование «Умники и умницы».
Тема 3. Предложение (13 ч)
Определение границ предложений на основе смысла и интонации. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Игры с однокоренными словами. Омонимы в предложениях. Развитие внимания к значению слов в предложении. Фразеологизмы, их использование в предложениях. Олимпиада
Тема 4. Ребусы, шарады (10 ч)
Разгадываем, составляем ребусы и шарады. Чайнворды и кроссворды. Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий. Анаграммы. Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")
Область «Математика» - 44 ч.
Тема 1. Нестандартные задачи (22 ч)
Задачи на «Сходство», «Отличия» и «Пересечения». Задачи на развитие способности комбинировать. Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности. Олимпиада
Тема 2. Головоломки (15 ч)
Арифметические ребусы. Магические квадраты. Цифровые судоку. Китайская головоломка «Танграм». Крипторифмы. Познавательная игра «В мире цифр». Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты. Запись цифр и чисел у других народов.
Тема 3. Развитие геометрического видения (7 ч)
Геометрические упражнения со спичками. Занимательные геометрические задачи. Разрезаем и составляем, перекрашиваем. Олимпиада
Область «Краеведение» - 45 ч.
Тема 1. Природа (20 ч)
Разнообразие животного мира Тульского края. Мир насекомых, земноводных и червей Тульского края. Растения Тульского края. Заповедники Тульского края. Друзья мои птицы поднебесные. Ягоды нашего края. Водоемы Тульского края. Их использование и охрана. Рыбье царство. Рыболовство. Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. Красная книга Тульского края. Проект.
Тема 2. История (7 ч)
Легенды Тулы. Население Тульского края. История улицы, школы и города. Проект.
Тема 3. Фольклор (4 ч)
Пословицы и поговорки. Обряды народов Тульского края. Творчество народов Тульского края. Фольклор в жизни современного человека.
Тема 4. Культура (14 ч)
Музеи Тульского края. Жилище народов Тульского края. Домашняя утварь – искусное мастерство. Кухня народов Тульского края. Народные обычаи и традиции Тульского края. Праздники в нашем доме. У нас гости. Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. Чтение сказок писателей Тульского края. Итоговое занятие «Юный эрудит». Конкурсы, задания на тему Лето». Награждение активных детей. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
| Филология | 47 |
| Математика | 44 |
| Краеведение | 45 |
Всего: | 136 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЭРУДИТ». 3 КЛАСС
(4 часа в неделю, 136 учебных часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
Филология – 47 ч |
Тема 1. Развитие речи (10 ч) |
1-3 | Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия | 3 | |
4-5 | Жанрово- тематическое разнообразие | 2 | |
6-7 | Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях | 2 | |
8-9 | Путешествие в сказочную страну. Сочинение сказок. | 2 | |
10 | Викторина «Для всезнаек». Литературная игра по станциям. | 1 | |
Тема 2. Слово (14 ч) |
11 | Части слова. | 1 | |
12 | Лексическое значение слов | 1 | |
13 | Словесные тесты | 1 | |
14 | Цепочки слов | 1 | |
15-16 | Логически-поисковые задания. Антонимы, синонимы | 2 | |
17-18 | Построение слов из данного слова | 2 | |
19-20 | Составление ребусов по словам | 2 | |
21 | «Найди лишнее слово» | 1 | |
22-23 | Семья слов. Мини-проект | 2 | |
24 | Игра-соревнование «Умники и умницы». | 1 | |
Тема 3. Предложение (13 ч) |
25-26 | Определение границ предложений на основе смысла и интонации | 2 | |
27-28 | Развитие умения находить в тексте главную мысль | 2 | |
29-30 | Игры с однокоренными словами | 2 | |
31-32 | Омонимы в предложениях | 2 | |
33-34 | Развитие внимания к значению слов в предложении | 2 | |
35-36 | Фразеологизмы, их использование в предложениях | 2 | |
37 | Олимпиада | 1 | |
Тема 4. Ребусы, шарады (10 ч) |
38 | Разгадываем, составляем ребусы | 1 | |
39 | Разгадываем, составляем шарады | 1 | |
40 | Чайнворды | 1 | |
41 | Кроссворды | 1 | |
42-43 | Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий. | 2 | |
44 | Анаграммы | 1 | |
45-47 | Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка") | 3 | |
Математика - 44 ч |
Тема 1. Нестандартные задачи (22 ч) |
48-49 | Задачи «Сходство» | 2 | |
50-51 | Задачи «Отличия» | 2 | |
52-53 | Задачи «Пересечения» | 2 | |
54-55 | Задачи на развитие способности комбинировать | 2 | |
56-58 | Части и проценты | 3 | |
59-61 | Время | 3 | |
62-64 | Числовая комбинаторика | 3 | |
65-68 | Последовательности | 4 | |
69 | Олимпиада | 1 | |
Тема 2. Головоломки (15 ч) |
70-71 | Арифметические ребусы | 2 | |
72-73 | Магические квадраты | 2 | |
74-75 | Цифровые судоку | 2 | |
76-77 | Китайская головоломка «Танграм» | 2 | |
78-79 | Крипторифмы | 2 | |
80 | Познавательная игра «В мире цифр» | 1 | |
81-82 | Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты | 2 | |
83-84 | Запись цифр и чисел у других народов | 2 | |
Тема 3. Развитие геометрического видения (7 ч) |
85-86 | Геометрические упражнения со спичками | 2 | |
87-88 | Занимательные геометрические задачи | 2 | |
89-90 | Разрезаем и составляем, перекрашиваем | 2 | |
91 | Олимпиада | 1 | |
Краеведение - 45 ч |
Тема 1. Природа (20 ч) |
92-93 | Разнообразие животного мира Тульского края. | 2 | |
94-95 | Мир насекомых, земноводных и червей Тульского края. | 2 | |
96-97 | Растения Тульского края | 2 | |
98-99 | Заповедники Тульского края | 2 | |
100-101 | Друзья мои птицы поднебесные | 2 | |
102-103 | Ягоды нашего края | 2 | |
104-105 | Водоемы Тульского края. Их использование и охрана. | 2 | |
106-107 | Рыбье царство. Рыболовство. | 2 | |
108-109 | Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. | 2 | |
110-111 | Красная книга Тульского края. Проект. | 2 | |
Тема 2. История (7 ч) |
112-113 | Легенды Тулы | 2 | |
114 | Население Тульского края | 1 | |
115 | История улицы | 1 | |
116 | История школы | 1 | |
117-118 | История города.Проект | 2 | |
Тема 3. Фольклор (4 час) |
119 | Пословицы и поговорки | 1 | |
120 | Обряды народов Тульского края | 1 | |
121 | Творчество народов Тульского края | 1 | |
122 | Фольклор в жизни современного человека | 1 | |
Тема 4. Культура Тульской области (14 ч) |
123-124 | Музеи Тульского края | 2 | |
125 | Жилище народов Тульского края | 1 | |
126 | Домашняя утварь – искусное мастерство. | 1 | |
127 | Кухня народов Тульского края | 1 | |
128-129 | Народные обычаи и традиции Тульского края | 2 | |
130-131 | Праздники в нашем доме. У нас гости | 2 | |
132-133 | Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. | 2 | |
134-135 | Чтение сказок писателей Тульского края | 2 | |
136 | Итоговое занятие «Юный эрудит». Конкурсы, задания на тему Лето». Награждение активных детей. Диагностика познавательных процессов младших школьников. | 1 | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
для учителя:
1.Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет.- Москва.- МЦНМО.- 2007
2.Бакулина Г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- Москва.- Владос.- 1999
3.Быльцов С.Ф. Занимательная математика для всех.- Санкт-Петербург.- 2005
4.Гейдман Б.П. Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 классы.- Москва.- Айрис-Пресс.- 2007
5.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физминуток.- Москва.- Эксмо.- 2007
6.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких.- Москва.- 2000
7.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники.- Москва.- Ральф.- 2000
8.Трошин В.В. магия чисел и фигур.- Москва.- Глобус.- 2007
9.Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.- Москва.- 21 сентября».- 2001
10.Я иду на урок в начальную школу.- Олимпиады и интеллектуальные игры.- Москва.- «1 сентября».- 2002
11.Занимательная география.- Москва.- Глобус.- 2007
12.Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
13.Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
14.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
15.Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2012 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
для учащихся:
Детская энциклопедия;
«Все обо всем»
Журнал «АБВГД»
Журнал «Эрудит»
«Я познаю мир»
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Мультимедийный проектор
Компьютер
Магнитофон
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов
Настольные развивающие игры
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения пособий
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.