Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волошинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Педагогическим советом школы № 2 от 31 августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ______________ Приказ № 99 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный инспектор движения»
Направление «Социальное»
для 1 класса
на 2020 -2021 учебный год
| Составитель: Кожемякина Т.А., учитель 1 категории |
сл. Волошино
2020г
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1 Направленность Программы:
Программа кружка «ЮИД» относится к социальной направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Программа составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», Локального акта школы «Положение о рабочей программе внеурочной деятельности обучающихся».
1.3. Цели и задачи Программы:
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий с использованием различных форм деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных учащимися знаний по ПДД и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации Программы:
В работе кружка участвуют учащиеся 1 класса. Возраст 6-7 лет.
1.5. Сроки реализации Программы:
Программа рассчитана на один 2020-2021 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 33 часа за год. Но так как 1 час выпадает на 23 февраля, то фактически выходит 32 часа.
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть - 9 часов
4 четверть – 7 часов
1.6 Формы и режим занятий:
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение в ходе теоретических занятий, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры. Занятия проводятся для учащихся 1 класса по средам.
1.7 Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, об ответственности за нарушение ПДД;
основные дорожные знаки ;
сигналы светофора, регулировщика;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
• переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Проверка проходит в ходе практических занятий, тестов и викторин по изученным темам.
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- Формирование теоретических знаний правил дорожного движения;
- Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
1.8 Формы подведения итогов реализации программы:
выставки
викторины
соревнования
конкурсы
2. Содержание изучаемого курса
История движения ЮИД
Знакомство с историей движения отрядов ЮИД.
Беседа о значении отрядов ЮИД.
Знакомство с задачами отряда.
Правила дорожного движения.
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
Устройство велосипеда.
Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.
На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
Движение по загородной дороге.
Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
Первая медицинская помощь.
Если получил травму
Первая медицинская помощь при несложных травмах.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примечание |
История движения ЮИД | | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения на занятиях кружка. | 02.09 | | |
Правила дорожного движения | | |
2 | Основные понятия и термины ПДД | 09.09 | | |
3 | Игра-путешествие «По улицам нашего села». | 16.09 | | |
4 | Мой путь от школы до дома. | 23.09 | | |
5 | Мой путь от дома до школы. | 30.09 | | |
6 | У каждой машины свои дела и заботы. | 07.10 | | |
7 | У каждой машины свои дела и заботы. | 13.10 | | |
8 | Игра по ПДД «Расставь дорожные знаки». | 20.10 | | |
| Игра по ПДД «Мозаика». | | | |
9 | Игра по ПДД «Угадай знак». | 03.11 | | |
10 | Наш верный друг светофор. | 10.11 | | |
11 | Наш верный друг светофор. | 17.11 | | |
12 | Путешествие в страну Светофорию. | 24.11 | | |
13 | Мы – пассажиры. | 01.12 | | |
14 | Мы - пешеходы. | 08.12 | | |
15 | Мы - пешеходы. Практическое занятие. | 15.12 | | |
16 | Перекрёстки. | 22.12 | | |
17 | Перекрёстки. | 12.01 | | |
18 | Загородные дороги. | 19.01 | | |
19 | Игры по ПДД «Мозаика», «Лото». | 26.01 | | |
20 | Загородные дороги. | 02.02 | | |
21 | Пешеходные переходы. | 09.02 | | |
22 | Где можно и где нельзя играть. | 02.03 | | |
23 | Викторина по ПДД «Азбука дорожного движения» | 09.03 | | |
24 | Тормозной путь. | 16.03 | | |
25 | Правила движения велосипедистов. | 23.03 | | |
26 | | 06.04 | | |
27. | Правила движения велосипедистов. | 13.04 | | |
28. | Дорожные ловушки. | 20.04 | | |
Первая медицинская помощь | | |
29 | Если получил травму.. | 27.04 | | |
30 | Первая медицинская помощь при травмах | 04.05 | | |
31 | Игровая программа «В гостях у Светофора Светофорыча» | 11.05 | | |
32 | Каникулы и безопасность. | 18.05 | | |