СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный биолог» 7 класс учителя биологии Василенковой Ольги Владимировны на 2018-2019 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена  для учащихся 7  класса. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю.

 На  занятиях учащиеся выполняют практические задания, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы, составляют презентации, проекты, работают с Интернет – ресурсами.  Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный биолог» 7 класс учителя биологии Василенковой Ольги Владимировны на 2018-2019 учебный год»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружка «Юный биолог»



7 класс


учителя биологии Василенковой Ольги Владимировны




на 2018-2019 учебный год





















2. Пояснительная записка


К программе кружка к курсу Биология 7 класс.

В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, когда биология начинает изучаться с 5 класса на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации комплексного подхода в обучении биологии.

Программа составлена в рамках соответствующего учебного предмета «Биологии» ФГОС ООО.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса биологии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Занятия кружка «Юный биолог» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с информационными технологиями, схемами, рисунками, таблицами, книгой и другими источниками информации. Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, креативности формирования компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:

-индивидуальной;
-парной;
- групповой.

Программа предназначена для учащихся 7 класса. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю.

На занятиях учащиеся выполняют практические задания, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы, составляют презентации, проекты, работают с Интернет – ресурсами. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по биологии.

2. Развитие у учащихся умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными источниками знаний.

4. Формирование умений решения биологических и экологических задач, самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

5. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающему миру, способности и готовности к использованию биологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

6.Воспитания ответственного отношения, любви к животному миру своей области, России.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению биологии, умения работать с различными источниками информации;

- расширение кругозора учащихся в области биологии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

- подготовка учащихся к самообразованию в области биологии и смежных наук;

- воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране, области;

- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение знаний по биологии, приобретение практических умений и навыков работы с таблицами, определительными карточками, схемами, рисунками, со справочной, научно- популярной литературой, интернет - ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях

Формы организации работы: работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа, работа с дополнительными источниками знаний, интернет – ресурсами, беседы, работа с карточками, схемами, таблицами.

Содержание программы


Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Животное царство – часть органического мира. Составление сравнительной характеристики растений и животных Микроскопическое изучение простейших. Жизненный цикл паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Целомические животные. Изучение многообразия круглых червей Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. Гирудотерапия. Определение семейства животных на примере раковин пресноводных моллюсков (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые). Тип Членистоногие. Общая характеристика. Ароморфозы типа. Тип Хордовые. Общие признаки типа. Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники). Бесчерепные Черепные (Позвоночные). Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Составление сравнительной характеристики подтипов, выявление приспособлений рыб к водной среде обитания, изучение внутреннего строения рыб. Класс Земноводные (Амфибии). Амфибии Новосибирской области. Красная книга

Новосибирской области. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся. Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы. Внутреннее строение птицы (по готовым влажным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Эти удивительные птицы

мира. Миграции птиц: причины и значение. Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития. Знакомство с представителями основных отрядов класса Млекопитающие. Изучение происхождения и эволюции фаун, то есть исторически сложившихся комплексов животных, объединенных общностью области распространения. Зоогеографическое подразделение Мирового океана. Экологическая характеристика и характерные представители фауны Мирового океана. Основные зоогеографические области суши. Зоогеографическое подразделение суши: принципы зоогеографического районирования и их краткая характеристика. Особенности островных фаун. Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши, составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков. Экскурсия: Многообразие животных в НСО. Обитание в сообществах. Животные, занесённые в Красную Книгу (краеведческий музей или зоопарк). Проектная деятельность.




3. Учебно – тематический план кружка «Юный биолог» (34 часа 1 час в неделю)



№ п/п

Наименование

Всего часов

1

Вводное занятие.


1

2

Основные систематические группы животных

16

3

Птицы

6

4

Млекопитающие

3

5

Зоогеография

8


Итого

34





4. Календарно-тематическое планирование кружка «Юный биолог» (34 часа 1 час в неделю)


урока

Тема

Формы и виды деятельности

Дата

план

факт

1

Вводное занятие.


Групповая. Беседа. Организация собственной деятельности.

1


Основные систематические группы животных – 16 часов

2

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Животное царство – часть органического мира.

Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом.


1


3

Составление сравнительной характеристики растений и животных.

Презентация. Парная.


1


4

Микроскопическое изучение простейших. (виртуальная практическая работа)


Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения.

1


5

Жизненный цикл паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Целомические животные. Изучение многообразия круглых червей

Презентация. Парная.

1


6

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. Гирудотерапия.

Виртуальная экскурсия


1


7

Определение семейства животных на примере раковин пресноводных моллюсков (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые).

Виртуальная экскурсия. Работа с интернет-ресурсами,

1


8

Тип Членистоногие. Общая характеристика. Ароморфозы типа.

Экскурсия: Разнообразие членистоногих

Родного края (краеведческий музей, природная среда).


Виртуальная экскурсия


1


9

Решение олимпиадных заданий

Решение задач

1


10

Тип Хордовые. Общие признаки типа. Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники), Бесчерепные

Презентация. Парная работа.


1


11

 Черепные (Позвоночные). Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Презентация. Парная. Викторина.



1


12

 Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.

.Виртуальная_экскурсия


1


13

Составление сравнительной характеристики подтипов, выявление приспособлений рыб к водной среде обитания, изучение внутреннего строения рыб.


Виртуальная экскурсия

1


14

Класс Земноводные (Амфибии).Амфибии Новосибирской области.

Работа с интернет-ресурсами


1


15


Красная книга
Новосибирской области


Презентация. Парная

1


16

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся,

Работа с интернет-ресурсами, показ презентации.

1


17

Объекты наследия Новосибирской области.

Работа с интернет-ресурсами



1


Птицы -6 часов

18

Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы.

Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения.

1


19

Внутреннее строение птицы (по готовым влажным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Многообразие птиц.

Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения.

1


20

Экологические группы птиц

Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения.

1


21

Экологические группы птиц

Схемы. Таблицы



22

Миграции птиц: причины и значение

Презентация. Парная.



1


23

Эти удивительные птицы

мира.

Работа с дополнительной литературой, с картой.

Видеофрагменты.



1


Млекопитающие – 3 часа

24

Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития.

Работа с дополнительной литературой

1


25

Знакомство с представителями основных отрядов класса Млекопитающие.



Парная работа

1


26

Экскурсия: Многообразие животных в НСО. Обитание в сообществах. Животные, занесённые в Красную Книгу (краеведческий музей или зоопарк). Видеогеография - онлайн https://www.youtube.com/watch?v=oQ7zwmHnF9c


1


Зоогеография-8 часов

27

Решение олимпиадных заданий.

https://www.youtube.com/watch?v=eKAerra1T2c Виртуальное путешествие.

1


28

Изучение происхождения и эволюции фаун, то есть исторически сложившихся комплексов животных, объединенных общностью области распространения.

Видеогеография - онлайн Виртуальное путешествие. https://www.youtube.com/watch?v=eKAerra1T2c

1


29

Зоогеографическое подразделение Мирового океана. Экологическая характеристика и характерные представители фауны Мирового океана.

Видеогеография - онлайн

https://www.youtube.com/watch?v=eKAerra1T2c

1


30

Основные зоогеографические области суши. Зоогеографическое подразделение суши: принципы зоогеографического районирования и их краткая характеристика


1


31

Особенности островных фаун.

Проекты


1


32

Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши, составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков.

Проекты, Презентации.

1


33

Проектная деятельность

Проекты

1


34

Итоговое занятие

Подведение итогов. Проекты. Презентации.


1














5. Учебно-методическое обеспечение:


Для учащихся:


1.Захаров В., Мамонтов С., Сивоглазов В.. Биология. Общие закономерности. — М.: Школа-пресс, 1996.— 120 с.

2. Н.Ф. Реймерс «Популярный биологический словарь» , Москва, 1991

2.Б иология, Экспериментальный учебник, 6 класс, Беркинблит М.Б., Чуб В.В., 1992.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. — М., 1990, 2002

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир .Биология» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6. Слюсарев А.А., Жукова С.В., Биология., К.: 1987. - 415 с.

7. http://nashol.com/2016120592024/biologiya-7-klass-bavtuto-g-a-eremin-v-m-lemeza-n-a-lisov-n-d-1998.html (дата обращения 19.11.2017)

8. http://nashol.com/2016082190575/biologiya-7-klass-vahrushev-a-a-burskii-o-v-rautian-a-s-2015.html (дата обращения)

9. http://nashol.com/2016052589457/biologiya-7-klass-sobol-v-i-2015.html (дата обращения 19.11.2017)


Для учителя:


1.Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2.А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах», Москва, 2013

3.Борщевская Е.В., Гричик В.В., Мицкевич Л.С., «Уроки биологии 6-9 класс, 2014.

4. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 1995. — 478 с.

5.Биология, 7 класс, Животные, Часть 1, Ерхова Н.В., 2008.

6.http://nashol.com/2015070985635/biologiya-7-klass-musienko-n-n-slavnii-p-s-balan-p-g-2007.html (дата обращения 19.11.2017)

7.http://nashol.com/2012111968127/obschaya-biologiya-konspekt-lekcii-kozlova-e-a-kurbatova-n-s-2007.html (дата обращения 19.11.2017)

8.http://nashol.com/201101117348/biologiya-jivotnie-uchebnik-dlya-7-8-klassov-pod-red-kozlova-m-a.html (дата обращения 19.11.2017)

Сайты:

-Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

-Природа России priroda.ru

-Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru


Цифровые образовательные ресурсы:

-библиотека электронных наглядных пособий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!