02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № _____ от « ___»________ 2019 г. | Утверждена приказом № ____ от «___»________ 2019 г. Директор школы ________________ В.В. Перьков |
Дополнительное образование
Дополнительное образование детей и взрослых
Рабочая программа
Кружка «Юный информатик» (15-17 лет)
(техническая)
на 2019-2020 учебный год
Составлена учителем
I квалификационной категории
Сутуловым А.С.
п. Золотухино
2019 г.
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса
Календарно-тематический план.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Список литературы
1. Пояснительная записка:
Нормативно-правовая база:
Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании»
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06.10. 2009 № 373, Уставом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа».
Актуальность программы:
При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.
Цель программы: обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.
Задачи программы:
1. Быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;
2. Освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ
3. Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;
4. Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
5. Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
6. Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Отличительная особенность данной программы в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, учащиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
Программа рассчитана на детей 15-17 летнего возраста, проявляющих интерес к информатике и как имеющих определенные навыки работы на компьютере, так и начинающих.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2017-2018 год.
Формы и режим занятий.
Используются три основные формы занятий:
- учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;
- учащиеся самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;
- дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся должны:
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
навыки выбора способа информации в зависимости от постановленной задачи;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для Турбо Паскаля;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
Уметь применять алгоритмику для решения задач разных типов.
Уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.
Способы диагностики результатов:
Итоговые занятия.
Компьютерное тестирование.
Защита проектов.
Конференции.
Конкурсы.
Планируемые результаты реализации программы:
За период обучения в кружке учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется каждое полугодие.
Для этой цели проводится промежуточный контроль – зачетные занятия по каждому разделу, изготовление раздаточного и дидактического материала для учителей школы, набор и печать различной печатной продукции для школьных мероприятий, администрации и учителей школы.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Практические знания | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
| | 14 |
| Архитектура Microsoft Office .Интерфейс Microsoft Office | 1 | Назначение и состав Microsoft Office. Документы и установка Microsoft Office. | 1 | 2 |
| Общие средства Microsoft Office | 1 | Панель Microsoft Officce. Помощник по Office. Управление файлами. | 1 | 2 |
| Microsoft Word - универсальный текстовой процессор | 2 | Ввод и форматирование текстов. Стиль абзацев и символов. Поиск и замена. Автоформат, автозамена, автотекст. Списки, таблицы, шаблоны, закладки, поля, формулы. Печать документов. | 8 | 10 |
2. Хранение, поиск и сортировка информации | | 7 |
| Microsoft Excel- универсальная система обработки данных. | 1 | Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов. Ввод данных и текстов. Форматирование ячеек и рабочих листов. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций. | 6 | 7 |
| 3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | | 9 |
| Microsoft Power Point - универсальная система подготовки презентаций. | 1 | Слайды. Таблицы. Представление презентаций. Форматирование и образцы. Вставка объектов. Анимация и звук. Мастер упаковки. | 6 | 7 |
| Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций | 1 | Набор газет, буклетов, объявлений, открыток, календарей и других публикаций. | 1 | 2 |
4. Защита индивидуальной практической работы | | 5 |
| ИТОГО: | 23 | 35 |
3. Содержание изучаемого курса:
1. Текстовая информация (14 ч)
Интерфейс Microsoft Office. Текстовая информация и текстовые редакторы. Текстовый редактор Word. Ввод и редактирование документа. Форматирование документа. Сохранение и печать документа.
2. Хранение, поиск и сортировка информации (7 ч)
Базы данных и системы управления базами данных. Создание базы данных в Microsoft Excel . Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций.
3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (9 ч).
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации. Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций.
4. Защита индивидуальной практической работы (5 ч)
4. Календарно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Дата |
План. | Факт. |
1 | Архитектура Microsoft Office | | |
2 | Назначение и состав Microsoft Office. Документы и установка Microsoft Office. | | |
3 | Интерфейс Microsoft Office | | |
4 | Панель Microsoft Officce. Помощник по Office. Управление файлами. | | |
5 | Microsoft Word - универсальный текстовой процессор | | |
6 | Microsoft Word - универсальный текстовой процессор | | |
7 | Ввод текстов. | | |
8 | Ввод и форматирование текстов. | | |
9 | Стиль абзацев и символов | | |
10 | Поиск и замена. | | |
11 | Автоформат, автозамена, автотекст. | | |
12 | Списки, таблицы. | | |
13 | Шаблоны, закладки, поля | | |
14 | Формулы. | | |
15 | Microsoft Excel - универсальная система обработки данных. | | |
16 | Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов | | |
17 | Ввод данных и текстов. | | |
18 | Форматирование ячеек и рабочих листов. | | |
19 | Списки и базы данных. | | |
20 | Сводные таблицы. | | |
21 | Диаграммы и графики функций. | | |
22 | Microsoft Power Point - универсальная система подготовки презентаций. | | |
23 | Слайды. Таблицы. | | |
24 | Представление презентаций. | | |
25 | Форматирование и образцы. | | |
26 | Вставка объектов. | | |
27 | Анимация и звук. | | |
28 | Мастер упаковки. | | |
29 | Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций | | |
30 | Набор газет, буклетов, объявлений, открыток и других публикаций. | | |
31 | Творческая работа | | |
32 | Работа над индивидуальными или групповыми проектами | | |
33 | Работа над индивидуальными или групповыми проектами | | |
34 | Защита индивидуальной практической работы или коллективная защита группового проекта | | |
5. Методическое обеспечение дополнительно образовательной программы
Форма занятия – рассказ, работа с компьютером.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Целостный и расчлененный метод обучения;
Ясная и простая подача материала;
Последовательность в обучении материала;
Использование игрового момента;
Метод обеспечения наглядности;
Метод объяснения.
Дидактический материал – диски с программами, учебная литература, карточки с заданиями для индивидуальных занятий.
Материально-техническое обеспечение – компьютеры, мультимедийный проектор, диски, сеть Интернет.
Форма подведения итогов – соревновательные мероприятия по созданию творческих работ, индивидуальных проектов, выставки достижений.
Список использованной литературы
Н.Д.Угринович «Информатика и информационные технологии» учебник для 10-11 классов (М., Бином, 2009г.)
Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебники для 8, 9 классов (М., Бином, 2009г.)
«Информатика» учебник для 10-11 классов ( под ред. Н.В.Макаровой; СПб., Питер,2008г.)
«Информатика. Практикум по информационным технологиям. 7-9 класс»
( под ред. Н.В.Макаровой; СПб., Питер,2008г.)
«Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс»
С.Симонович «Компьютер в вашей школе» (М., АСТпресс, 2007г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Общая информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Специальная информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
Журнал «Информатика и образование»
Журнал «Мой компьютер»
Газета «Информатика. Приложение к газете «Первое сентября»»