СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Казачки» для учащихся 4-х классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности волжского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Казачки» для учащихся 4-х классов»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Казачки» для учащихся 3-х классов общеобразовательной школы составлена на основании учебного плана МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик», Концепции духовно-нравственного развития раз­вития и воспитания личности гражданина России, установленных в Феде­ральном государственном образовательно­м стандарте начального общего образова­ния.

Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год.

Музыкально- эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку народного пения. В кружке казачьей песни органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Ее важнейшая составляющая – фольклор,  к которому современные исследователи относят не только устное народное творчество, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области казачьего фольклора. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении казачьей песни, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности


Программа кружка «Казачки» призвана развивать музыкальную культуру школьников, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором.

Это выражается:

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии ракурсов постижения музыкальных образцов, в том числе сквозь призму произведений народного творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки.

– в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми казачьей народной песни. Выступления вокального ансамбля и эскизные постановки инсценированных песен– это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.


Описание ценностных ориентиров содержания программы

внеурочной деятельности


Современная казачий фолклор - одна из самых ярких страниц музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения народных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир казачьего фолклора, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

5. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (инсценировка и вокал) создает условия для целостного охвата произведения в единстве его содержания и формы.

6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи: принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях посёлка.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций младшего школьника.



Цели и задачи

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительским вокальным навыкам, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
- приобщение их к нравственным и духовным ценностям музыкальной православной культуры.

- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям.

Цель массового музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность общества в современной музыке , обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание;

- углубить знания детей в области казачьей музыки;

-Сформировать уважение обычаям, обрядам, традициям казаков;

- Овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения.

-обучить детей вокальным навыкам;

-развивать музыкально-эстетический вкус;

- привить навыки сценического поведения;

-привить навыки общения с казачьей музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

-формировать чувство прекрасного на основе музыкального материала;

-развить музыкальные способности детей;

-развивать интерес учащихся к творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;

-развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

-воспитание устойчивого интереса к казачьей песне, музыкальному искусству своего народа;

-потребность в самостоятельном музыкальном самообразовании;

-эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства казачьей песни, подчинение основному образовательному принципу –от простого к сложному, от знаний к творчеству.

Место курса в учебном плане

На изучение курса отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.


Результаты освоения программы внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности кружка «Казачки» направлена на

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности волжского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, посёлка.

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений народной музыки, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

  • программа позволит приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций ;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.



Формы и виды контроля:

-беседа; -практические занятия; -занятие –постановка, репетиция;

-заключительное занятие; -система специальных вокальных упражнений;

-индивидуальная работа с учащимися


Содержание программы внеурочной деятельности


Истоки возникновения казачьей песни. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Казачья песня, её разновидности. Отечественные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический репертуар казачества России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная современная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство современной песни. Знакомство с казачьими музыкальными инструментами.



Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


п/п

Дата

Тема занятия

Основной вид

деятельности

план

факт

1



История казачьей песни.

Слушание музыкальных фрагментов старинных казачьих песен

2



Разнообразие казачьего фолклора.

Слушание музыкальных фрагментов. Разучивание казачьей мелодики.



3



Детские казачьи попевки: «Ой на горе» «Шашка казака».

Слушание и разучивание простейших попевок. Звукоимитация

4



Игровой фольклор.

Детские казачьи попевки: «Ой на горе» «Шашка казака».

5



Традиционная культура казаков.


Казачий распев-традиционное исполнение.

6



Старинные казачьи песни.

Слушание и разучивание песни «Ойся-ойся»

7



Станичные песни

Слушание и разучивание песни «Ойся-ойся»

8



Видеопросмотр выступления казачьего хора «Рябинушка».

Работа над дикцией и интонированием песни «Ойся-ойся» .

9



Семейно-бытовые песни

Слушание. Звукоимитация.


10



Лирические песни, песни шуточного и плясового характера

Слушание. Закрепление выученных попевок.

11



Разбор песни « Там вдали за рекой»

Слушание. Ознакомление с текстом и мелодией.

12



Походно – строевые песни.

Разучивание мелодии песни « Там вдали за рекой»

13



Казачьи песни о войне.

Исполнение песни « Там вдали за рекой»

14



Казачий фолклор.

Пословицы, поговорки, заклички.

15



Казачий фолклор.

Песни, потешки. Сказки

16



Знакомство и разбор казачьей песни «Казаки».

Слушание. Ознакомление с текстом и мелодией.

17



Образ Родины в казачьих песнях.


Разучивание мелодии песни «Казаки».

18



Образ Родины в казачьих песнях.


Исполнение песни «Казаки».

19



Видеопросмотр выступления ансамбля «Казачий Круг»

Закрепление песен «Казаки», « Там вдали за рекой»

20



Шуточные игровые казачьи песни.

Разучивание игровой попевки «Шашки и ножны»

21



Знакомство и разбор казачьей песни «Батька атаман»

Слушание. Ознакомление с текстом и мелодией.

22



Казачьи песни о гражданской войне.

Разучивание мелодии песни «Батька атаман»

23



Казачьи песни о гражданской войне.

Исполнение песни «Батька атаман»

24



Православные праздники. Рождество Христово. Пасха. Троица.

Слушание. Рождественские песнопения. «А в поле, в поле сам плужок орэ…» святочная празднично – поздравительная песня.

25



Православные праздники. Рождество Христово. Пасха. Троица.

Слушание. Разбор святочной празднично –поздравительной песней «Вчора, вчора да й з вэчора».

26



Видеопросмотр выступления «Кубанского казачьего хора»

Закрепление песен «Казаки», « Там вдали за рекой» «Батька атаман»

27



Знакомство с песней «Распрягайте, хлопцы коней…»

Слушание. Ознакомление с текстом и мелодией.

28



Лирическая казачья песня

Разучивание песни «Распрягайте, хлопцы коней…»

29



Шуточная казачья песня

Исполнение песни «Распрягайте, хлопцы коней…»

30



Казак и конь

Исполнение песни «Распрягайте, хлопцы коней…»

31



Готовность казака отдать жизнь за Родину

«Чёрный ворон, что ж ты вьёшься» - знакомство

32





Женщина-казачка

«Ой при лужку…» - знакомство.

33



Любовь к Родине – главное качество казака

Закрепление песен «Казаки», « Там вдали за рекой», «Батька атаман», «Ойся -ойся»

34



Любовь к Родине – главное качество казака

Концертное исполнение песен «Казаки», « Там вдали за рекой», «Батька атаман», «Ойся -ойся»



Список литературы

  1. Ю.Б.Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта, М., 2002

  2. Челышева Т.С. «Спутник учителя народной музыки», М., Просвещение, 1993г

  3. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Ч. 1, 2.Краснодар, 1985.

  4. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996

  5. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6, М., 1962-1982

  6. М.С.Осеннева, Л.А. Безбородова «Методика преподавания народной музыки», М.,2001

  7. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. пособие для учителя/ сост. Е.Д.Критская.- М.: Просвещение, 2011.

  8. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Народная казачья песня .-М.: Просвещение, 2010.



MULTIMEDIA – поддержка

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

3.Мультимедийная программа «электронных музыкальных инструментов»

4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/



Техническое и материальное обеспечение:

-кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;

-ИКТ, музыкальный центр, фортепиано,DVD-плеер, телевизор, микрофоны;

-CD-диски.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Нотный и поэтический текст песен.

  3. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Технические средства обучения

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, микрофоны, компьютер, музыкальный центр

Электронные носители с фонограммами (+ и -)

Оборудование кабинета

  1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.

  2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др

  3. Стол учительский с тумбой.

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол № ….

от ___ 08. 2016г.

Зам. директора по УВР ____________

Иноземцева Е.Г.

31. 08.2016 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!